Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети |
Методические рекомендации по применению дидактических игр на уроках русского языка в условиях надомного обучения Основные задачи обучения русскому языку в коррекционной школе – прививать учащимся навыки грамотного письма, вооружить их умением последовательно и правильно излагать свои мысли. Однако успешное решение этих задач существенно осложняется ввиду неполноценности психического развития данной категории детей. Поверхностное осмысление явлений внешнего мира, неразвитая речь, сниженная эмоциональность, крайняя ограниченность интересов, недостаточная любознательность наших учащихся нередко становится непреодолимым препятствием на пути решения этих задач. При надомном обучение присоединяется тот факт, что дети ограничены в общении с внешним миром, со сверстниками, низкий уровень познавательной деятельности. Одной из эффективных форм организации обучения русскому языку являются игровые занятия или дидактические игры. По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры. Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, природным материалом. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д. Эти игры развивают цвета, величины, формы. Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.) Настольно печатные игры разделены на несколько видов: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики. Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь Дидактические игры могут применяться на уроках различного характера, но лучше их использовать на уроках закрепления изученного материала, а также на уроках обобщающего повторения и работы над ошибками. Можно использовать игры, когда работоспособность учащегося падает, внимание начинает рассеиваться, и нужен более эффективный метод, способный мобилизовать его умственную способность. А также дидактические игры возможно использовать в начале урока (организационный момент), при проверке домашнего задания, орфографической пятиминутки, как своеобразную форму словарной работы. Игры одновременно решают различные задачи, близкие по цели: игры на внимание, игры на развитие ручной моторики, игры на развитие мышления и речи, игры по сенсорному воспитанию, игры на развитие практических жизненных навыков, игры, тренирующие наблюдательность, быстроту реакции, развивающие творческие способности и воздействующие на эмоции и чувства ребёнка. Источников активизации учебной деятельности школьника являются также пословицы, поговорки и скороговорки. Они способствуют обогащению его словарного запаса, развитие устной и письменной речи. Для развития таких психических операций, как анализ, синтез, обобщение, классификация и установление причинно–следственных связей рекомендуется использовать загадки, ребусы и шарады. Использование считалок, игровых физминут и различных правил в стихотворной форме способствуют развитию кратковременной и долговременной памяти. В играх на уроках могут участвовать и сам педагог, и члены семьи. Это придает игре соревновательный характер. При использовании дидактических игр надо всегда помнить, что положительный результат от их применения возможен лишь при систематическом использовании всех комплектов игр. Присущие игре диагностическая, воспитательная развивающая и другие функции должны быть обязательно осознаны и освоены всеми специалистами надомного обучения для того, чтобы избежать многочисленных случайностей, нелепостей и грубых ошибок, которые возможны при бессистемном, некорректном и просто неразумном включении игры в педагогический процесс. Так, один – два раза использовав на уроке случайно подобранные игры и не ощутив от этого какого-либо эффекта, кто-то из педагогов вполне может убедить себя в дальнейшей их бесполезности. Другие учителя сводят использование игры к строго дидактичным играм, например, используют их только для закрепления полученных на уроке знаний, умений и навыков. В этом случае игра принимает исключительно формальный характер и практически ничем не отличается от учебных заданий Не менее вредит педагогическому процессу стихийное, бессистемное и неумеренное использование игр. Хорошо известно, что, если выбрать из всего арсенала педагогических средств, лишь одно, пусть даже самое удачное, и постоянно пользоваться только им, последствия могут оказаться прямо противоположными ожидаемым. Так, частое, без меры использование игр фактически превращает их в лучшем случае в игры формальные, или псевдоигры, которые уже давно наскучили и самому учителю, и его подопечному, правомерно заслуживая его возмущения и отказа от участия в них. Не следует и «переигрывать» в использовании дидактических игр. Всегда надо помнить, что основная задача обучения детей с ограниченными возможностями – это подготовить их к реальной жизни. Вот некоторые игры, которые можно использовать на уроках русского языка в условиях надомного обучения: 1.Ученику раздаются карточки со словами, он составляет предложение. Если оно составлено правильно, то на другой стороне ученик может прочитать слово – «Верно». Например, волк живёт в логове. Белка живёт в дупле. 2.Игра «Кто больше». Из букв данного слова составить другие слова. Например – ХРАБРОСТЬ – оса, сор, сто, брат, торос, хор. 3. Собрать слова из слогов. На геометрических фигурах – слоги, например, при изучении темы: «Правописание ЧУ-ЩУ». СТУ ЧУ МОЛ ЩУ ПИ 4 Игра «Буква потерялась». (Ф). А_рика, шо_ёр, _лаг. 5.Пока мы гуляли в лесу, случилось несчастье: потерялись детеныши самых разных зверей. Спасти их можно только написав правильно названия. В этом тебе помогут родители малышей: в…лчата - ….( волки) л…сята - ….( лисы) к…тята - ….( кошки) с…вята - ….( совы) з…йчата - ….( зайцы) сл…нята - …(слон) т…грята - …( тигры) б…льчата - …( белки) (Проверочные слова ребёнок подбирает самостоятельно). Ученик называет проверочное слово и какую букву вставил. Если буква вставлена верно, то учитель показывает картинку с изображением этого животного. 6. Игра "Третье лишнее". Цель игры: Закрепление представлений о корне слова, выделение существенного признака и группировка по нему слов. Ход игры: Ученику вместо правила предлагается разучить рифмованную песенку: -Так же как и у кустов, Корень есть у разных слов. Будь внимателен к словам, Отыщи в них корень сам. Припев: Выясни умело линию родства. Однокоренные подбери слова. -Объяснить слова толково Нам поможет корень слова. Он поможет нам понять, Как же слово написать. Припев. 7. Игра «Лишнее слово». Учитель показывает три слова, одно из которых имеет часть, сходную по звучанию, но имеющую другое значение. Ученик поднимает карточку с цифрой, которая обозначает номер "лишнего" слова. Вот примеры словесных цепочек: Белка, беленький, белить. Водяной, вода, водить. Лист, лиса, лисенок. Лось, лоскут, лосенок. Горный, горка, городок. Пес, песочный, песок. Моряки, морской, моржи. 8. Игра: "Танины игрушки" Цель игры: закрепление знания алфавита, классификация предметов по заранее заданному признаку, выявление существенного признака. Оборудование: игрушки. Ход игры: Жила – была девочка Таня. У нее было много игрушек. Играть Таня любила, а порядок наводить не умела. И игрушки часто ссорились, не зная своего места. Помоги Тане разложить игрушки в алфавитном порядке, чтобы у каждой было свое место. Вариант – Куда поставить новую игрушку? 9. Игра: «Расколдуй слово». Цель: закрепление знания алфавита. Описание: на экране компьютера записаны «заколдованные» слова с измененным порядком букв: ХОУПЛ СМТОЫ УГЬШЛ НЫБТИ СВЬОА Нужно «расколдовать» слово, расставив буквы в алфавитном порядке. 10. Тема: Правописание звонких и глухих согласных. Игра: «Скалолаз». Цель: закрепление правописания звонких и глухих согласных в конце слова. Описание: вставляя пропущенные буквы, добраться до вершины ФЛА… СНЕ… СУГРО… КРАСИ… БЕРЕ… ДУ… МОРО… ЛЁ… ЛЕ… 11.Игра « Шифровальщики» Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащегося, развитие логического мышления. Ход игры: Расшифровать слова. жыиланскикьоинк лыжи санки коньки Вариант - Выбрать из каждой группы лишнее слово. Например: 1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв( тарелка, ложка, кружка, звонок) 2. Оарз, страа, енкл, роамкша( роза, астра, клен, ромашка) 3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген( планета, звезда, орбита, снег). 12. Игра « Клички» Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен. Ход: Образуй клички животных от следующих слов: ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА Составь предложения. ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА Выделить ту часть слова, которой ты воспользовался при составлении кличек (суффикс, окончание). 13. Найди «лишнее слово» Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных. МАК РОМАШКА РОЗА ЛУК КОШКА СОБАКА ВОРОБЕЙ КОРОВА БЕРЕЗА ДУБ МАЛИНА ОСИНА КОРОВА ЛИСА ВОЛК МЕДВЕДЬ Задания: Назови « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах? 14. Составь рассказ по опорным словам: • зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири. 15. Игра " Аукцион" Ведущий предлагает "участникам аукциона" назвать как можно больше предметов, которые могут быть охарактеризованы одним и тем же словом, например "белый" ("круглый", "быстрый"…). Слова следует называть по очереди, не повторяясь и ожидая знака "аукциониста". Тот, в свою очередь, строго придерживается правил "торгов" и тогда, когда основной поток слов начнет иссякать, а паузы между ними станут все более длительными начнет отсчет: "Белый….- раз! Белый…- два! Белый… ". Если не найдется желающего назвать еще одно слово, ведущий произносит: " …три!" –и победителем игры считается тот, кто назвал последнее слово. Игра так же позволяет обогатить словарь учащихся. Условия игры могут варьироваться : •назовите слова , начинающиеся со слога МА-,…. •выберите из "Словаря" названия предметов, которые могут быть охарактеризованы , например, словом "далекий" и т. д. 16. Игра "Летает – не летает" Педагог объясняет правила игры: " Я буду называть предмет и говорить слово "летает", например голубь летает, самолет летает и т.д. Если я назову предмет, который летает вы поднимаете руки вверх. Если я назову не летающий предмет, вы хлопаете в ладоши. 17. Игра "Трава, кусты, деревья". Ее можно проводить во время физкультминутки. Если учитель говорит: "деревья " ученик встаёт , поднимает руки вверх и поднимаясь на носках , тянется вверх; если учитель говорит: "кусты" – ученик вытягивают руки перед грудью на уровне плеч, а если "трава" – ученик приседает. Учитель свои команды сопровождает действиями, которые могут быть и правильными и обманывающими. Ученик же должен слушать команды и выполнять их. 18. Игра "Отгадай загадку – посмотри отгадку" учитель ставит перед учеником шкатулку и предлагает поиграть: "Эта шкатулка не простая, в ней загадки спрятались. Если загадку правильно отгадаешь, отгадку на картинке увидишь". Количество и тематика загадок, которые учитель предлагает ребенку для отгадывания в ходе одной игры определяются им самим и зависят от задач конкретного урока, знаний и интересов ученика. Желательно подбирать такие загадки, которые требуют быстрой и точной идентификации предмета или явления по их существенным признакам путем их обобщения, например: Одеяло белое Не руками сделано. Не ткалось и не кроилось, С неба на землю свалилось. (Снег). | |
Просмотров: 1004 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|