Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети |
Мероприятие по формированию навыков ОБЖ в 4 классе. Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире. Сложившиеся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – слабослышащих детей. Задача состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Формирование основ безопасности жизнедеятельности слабослышащих детей осуществляется в разных направлениях. Основные направления: работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. В воспитательной работе целевым ориентиром в коррекционной школе для успешного продвижения в формировании основ безопасности слабослышащих детей являются следующие педагогические задачи: • Обучать детей мерам пожарной безопасности, формировать у детей элементарные знания об опасности шалостей с огнем, о последствиях пожаров в доме; • Знакомить ребенка с работой его организма, с его сложным устройством, с правилами активного образа жизни, личной гигиены. • Формировать ценность здорового образа жизни; Формировать основы экологической культуры ребенка, и бережного отношения к природе; • Формировать у детей знания об осторожном обращении с опасными предметами и правилами поведения при контактах с незнакомыми людьми; • Воспитывать безопасное поведение во дворе, на улице, в общественном транспорте. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умения правильно себя вести в различных ситуациях. Главная задача взрослых – стимулирование развития у слабослышащих детей самостоятельности и ответственности. Свою работу в нашем классе по воспитанию навыков безопасного поведения у слабослышащих детей мы начали с выявления уровня их знаний и интересов. Данная работа ведется через организованную деятельность детей: занятия, беседы, наблюдения, экскурсии, тренинги; - совместную деятельность взрослых и детей: драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы; - свободную самостоятельную деятельность детей: сюжетно – ролевые игры. Проводим классные часы по темам «Режим дня», «Пешеход», «Светофор», «Перекресток», «Правила поведения на переменах», «Где можно - где нельзя играть», провели сюжетно- ролевую игру по теме «Пешеход»с применением учебной площадки, где указаны разметки пешеходной дорожки и проезжей части с макетом светофора. Сотрудничество с родителями воспитанников, помощь семье в воспитании безопасного поведения ребенка в нашем 4 классе проходит через активные формы взаимодействия: консультации, родительские собрания, анкетирование и другие формы работы. На родительских собраниях по теме “Формирование навыков безопасности жизнедеятельности слабослышащих школьников” мы предлагаем разрешение педагогических ситуаций по обучению детей безопасному стилю поведения на дорогах, дома, при возникновении пожаров и т.д. Родители принимают участия в конкурсах рисунков, поделок, викторинах по заданной тематике. Безопасность жизнедеятельности слабослышащих школьников, ее обеспечение должно осуществляться в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций и воспитание безопасного поведения. Многие известные сказки содержат примеры нарушения героями правил безопасного поведения. При чтении сказок, рассказов мы закрепляем навыки ОБЖ детей, проигрываем ситуации с ними. Можно «переиначить» сказку так, чтобы герои воспользовались правилами безопасности. Необходимо использовать и примеры из личного опыта для иллюстрирования способов безопасного поведения. Дидактические игры и пособия (специально подобранные) помогают слабослышащим детям закрепить полученные знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях. Ежедневные «минутки безопасности» помогают усвоить знания и умения личной безопасности у школьников с нарушением слуха. Безопасность жизни слабослышащего ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач школьного воспитания. Важно не просто оберегать ребенка от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, о необходимости, прививать ему навыки безопасного поведения. Очень важно в обучении детей использовать метод наглядного обучения, который эффективен для запоминания у слабослышащих детей представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушения. Особую роль отводим работе с интерактивной доской, демонстрации слайдов, создаем проекты на данную тематику. Закрепляем с детьми знание домашнего адреса, телефона, фамилии, имени и отчества родителей, адрес школы-интерната, где учиться? Реализация задачи воспитания безопасного поведения у слабослышащих школьников, возможно прежде всего через организацию непосредственной деятельности. Задачи: * Уточнять и систематизировать знания детей с нарушением слуха о правилах безопасного поведения в быту. * Закреплять полученные слабослышащими школьниками знания по формированию умения безопасного поведения в быту. *Учить детей пользоваться и обращаться с опасными предметами домашнего обихода. Опираясь на возрастные психофизиологические и интеллектуальные особенности слабослышащих детей школьного возраста нами выделен ряд моментов, которые важно учитывать при решении данных задач. * Вызвать у слабослышащих школьников желание соблюдать правила безопасности в доме и окружающей среде. * Внушить ребенку, что опасность можно избежать при использовании опасных предметов домашнего обихода. * В общении со слабослышащими детьми использовать и закреплять такие понятия, как «опасно», «безопасно», «осторожно». Немаловажное значение имеет обучение слабослышащих детей правилам дорожного движения. Для слабослышащих школьников дорога представляет серьезную опасность. С городскими воспитанниками ежедневно проводим инструктаж по технике безопасности на дороге («Мой ежедневный маршрут»). Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснять правила дорожного движения слабослышащему ребёнку, а при выборе форм обучения донести до них смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Большую роль в поведении детей на улице играет положительный пример взрослых. Далее незначительные нарушения правил поведения на улице, допущенные родителями, могут повлиять на ребенка самым негативным образом. Важно не только знакомить детей с правилами дорожного движения, но и формировать у них практические навыки поведения на улицах. Слабослышащий ребенок должен понять и усвоить, что проезжая часть предназначена для автомобилей, а тротуар, пешеходные дорожки — для пешеходов, что переходить дорогу можно только в сопровождении взрослых и только в установленных местах. Ожидая разрешающий сигнал светофора возле дороги, нельзя толкаться, потому что можно упасть под колеса проезжающего автомобиля. А, переходя проезжую часть далее при зеленом сигнале светофора, необходимо убедиться, что рядом машин нет или, что они остановились перед переходом. Переходить дорогу надо быстро, останавливаться там нельзя. Знания правил дорожного движения дети получают на внеклассных занятиях: «Первая медицинская помощь при травмах», «Дорожные знаки и дорожные отметки», «ТБ во время прогулки на улице», «Не играй с огнем», где особую роль играют дидактическая и сюжетно-ролевые игры. Обучение противопожарным правилам проводится в неразрывной связи с общим воспитательно – образовательным процессом, как во время занятий, так и при проведении самостоятельной деятельности, спортивных досугов, развлечений. В нашей школе проводятся общешкольные профилактические мероприятия по противопожарной безопасности . Наши педагоги стремятся вырабатывать у детей серьезное, осмысленное отношение к проблемам пожарной безопасности с учетом того, что полученные знания через чувственное восприятие перерастают в устойчивые привычки, из которых складываются черты характера ребенка. У детей в формируется система представлений о пожарной опасности окружающих предметов и явлений, которая по мере роста и развития ребенка пополняется соответствующими сведениями и новыми знаниями. Только систематическая, планомерная работа в содружестве с семьей поможет сформировать у слабослышащих школьников прочные знания о правилах противопожарной безопасности. Практика показывает, что многие родители сами не в ладах с этими правилами. Зачастую дома спички хранятся в доступных для детей местах. Они нередко имеют доступ к электронагревательным приборам, печам, газовым плитам. Правила пожарной безопасности необходимо хорошо знать и выполнять. Дети усваивают их, учатся оценивать свои действия и действия своих товарищей, рассуждать по поводу этих действий. Если все же случилась беда, ребенок должен знать, что есть определенные правила поведения, позволяющие сохранить ему жизнь. Перед каникулами на родительских собраниях отводим время профилактики дорожного травматизма и пожарной безопасности. В каникулярное время родители несут полную ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка. Родители, участвуя в процессе формирования знаний по пожарной безопасности, сами приобретают необходимые знания и начинают понимать свою ответственность перед детьми и за детей. Самое главное – здоровье и жизнь ребенка. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение слабослышащих детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей. Работа по обучению основам безопасности жизнедеятельности должна проводится систематически. Единство общих требований к детям – это условие безопасности наших детей! | |
Просмотров: 762 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|