Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети |
Урок по предмету СБО разработала Шакпакбаева Бактыгул Жангалиевна – Учитель коррекционной школы высшей категории КГУ «Восточно-Казахстанская областная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Управление образования Восточно-Казахстанской области, г. Семей Тема: «Закуски и их виды» Цели: Образовательная: дать понятие о закусках и их видах; вырабатывать практические умения по приготовлению различных видов закусок в соответствии с инструкционной картой. Коррекционная: развивать приёмы умственной деятельности: анализ, синтез, , умение делать выводы; процессов памяти: запоминание и воспроизведение информации; слуховое восприятие, зрительно-моторную координацию через выполнение практических работ; активизировать устную речь через вопросно-ответную форму беседы с учащимися. Воспитательная: воспитывать усидчивость на уроке, чувство уверенности в себе через создание ситуации успеха в учебной деятельности, культуру труда, бережное отношение к продуктам питания, инвентарю и оборудованию; прививать навыки конструктивного взаимодействия в процессе практической деятельности. Оборудование: презентация, карточки-задания, тесты, инструкционные карты, виды продуктов питания, посуда, инвентарь, специальная одежда для учащихся, памятки «Смешные бутерброды», смайлики. Ход урока: I. Организационный момент. 1. Взаимное приветствие. Рапорт дежурного. 2. Психологический настрой. - Ребята, возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Закройте глаза и мысленно пожелайте друг другу здоровья и удачи на уроке. - С каким настроением вы сегодня утром проснулись? О чём вы думали, когда шли на урок СБО? (ответы детей) - Тогда, как обычно, мы отметим своё настроение с помощью смайликов (дети вывешивают смайлики, соответствующие их настроению, на доску). - Я предлагаю сегодня на уроке работать под девизом: «Всё, что мы будем делать на уроке, нам нужно! Значит надо трудиться с настроением, активно и дружно!» - Все ли согласны? (ответы детей) - II. Повторение. 1. Блиц-опрос. 1) Какой раздел мы изучаем? (питание) 2) Перечислите формы нарезки? (кружки, соломка, кубики, дольки, кольца, полукольца) 3) Назовите виды тепловой обработки? (варка, жаренье, тушение, запекание) 4) Как называется приём пищи утром? (завтрак) 5) Как называется приём пищи днём? (обед) 6) Как называется приём пищи вечером? (ужин) 7) Назовите основные блюда обеда. (первое, второе, третье блюда, салат) 8) Что подаётся на обед первым блюдом? (суп) 9) Какой суп мы готовили на прошлом уроке? (овощной суп) 10) Что такое второе блюдо? (второе блюдо – это мясные и рыбные блюда с гарниром) 11) Что подают на гарнир? (тушёные овощи, отварная крупа, макароны) 12) Из чего делают котлеты? (из фарша) 13) Что такое фарш? (измельчённое в мясорубке мясо) 14) Как называется кусок мяса или рыбы без костей? (филе) 15) Каким блюдом заканчивается обед? (третьим блюдом) 16) Третье блюдо – это? (напитки: чай, кофе, какао, кисель, компот, сок) 17) Как называется подготовка и оформление стола для приёма пищи? (сервировка стола) 18) Что такое меню? (это перечень блюд для завтрака, обеда и ужина) 2. Работа по карточкам – игра «Забывчивый повар». - Повар составил меню обеда. Посмотрите и скажите, что не так. Вам нужно исправить ошибки повара, т.е. придумать название первого блюда и записать в меню (работа в парах). Меню обеда Меню обеда Меню обеда 1. 1. Борщ. 1. Рисовый суп. 2. Салат свекольный. 2. Салат «Винегрет». 2. Салат с капустой. 3. Голубцы. 3. 3. Котлеты с рожками. 4. Компот. 4. Кисель. 4. 5. Хлеб – 2 кусочка 5. Хлеб – 2 кусочка. 5. Хлеб – 2 кусочка. 3. Работа по карточкам (6 карточек): Карточка № 1 Что относится к первым блюдам? (найди и подпиши) а) чай, б) суп, в) салат. Карточка № 2 Как называется отвар мяса, рыбы, грибов или овощей? (найди и подпиши) а) суп, б) заварка, в) бульон. Карточка № 3 Как называется измельчённое мясо в мясорубке? (найди и подпиши) а) фарш, б) каша, в) пюре. Карточка № 4 Один из видов гарнира? (найди и подпиши) а) суп, б) кисель, в) рожки. Карточка № 5 Как называется жидкая часть супа? (найди и подпиши) а) бульон, б) кисель, в) заварка. Карточка № 6 Суп – это… (найди и отметь) а) второе блюдо, б) третье блюдо, в) первое блюдо. III. Основная часть. 1. Теоретическая часть. - Повторим ещё раз: какие блюда составляют меню обеда? (первое, второе, третье блюда, салат) - А что такое салат? (ответ детей: это блюдо) - Правильно, салат – это блюдо. Но, если сказать точнее, то салат – это закуска. Само понятие «Закуска» пришло в мир из французского языка. Именно во Франции было принято подавать закуску перед основными блюдами. - Ребята, мы не зря говорим о закусках, потому что тема нашего урока так и называется: «Закуски их виды». - Откройте тетради, запишите число и тему урока. На доске: Закуска – это еда, которая подаётся перед основными блюдами или в качестве отдельной лёгкой пищи. - Закуски подразделяются на 5 групп: бутерброды, салаты, закуски из овощей, закуски из мяса, закуски из рыбы. - Сегодня мы познакомимся с наиболее распространёнными видами закусок – это салаты и бутерброды. На доске: Салат – это блюдо из нарезанных сырых, варёных и солёных овощей, грибов, фруктов с добавлением яиц, рыбы, морепродуктов, мяса, колбасных изделий и заправленное соусом, растительным маслом или майонезом. - Одним из самых распространённых и всеми любимых видов салата является винегрет. Винегрет – это разновидность салата, но готовят его обязательно со свеклой. Бутерброды – это ломтик хлеба с маслом и другими видами продуктов. Виды бутербродов: мясные, рыбные, овощные, молочные, сладкие. - Слово «Бутерброд» в переводе с немецкого языка означает: бутер – масло, брот – хлеб. Дли их приготовления используют мясные, рыбные продукты, овощи, фрукты, а также молочные продукты и майонез. - Бутерброды бывают открытые и закрытые. - Также одним из видов бутербродов является «Канапе». На доске: Канапе – это маленькие бутерброды, где нарезанные продукты насаживают на шпажку. - В переводе с французского языка слово «канапе» означает «крошечный». - Ребята, вот мы и познакомились с наиболее известными видами закусок. А теперь давайте, ребята, вклеим определения в тетрадь. Давайте немного повторим: • Что такое закуски? (ответ детей) • Как называется салат, который готовится со свеклой? (ответ детей) • Как называются маленькие бутерброды? (ответ детей) Физминутка. - А теперь проведём гимнастику для глаз, чтобы наши глаза немного отдохнули перед практической работой. 2. Практическая часть. - Ребята, я знаю, что вы с нетерпением ждёте, когда пойдёте в зону кухни, где вас ждёт интересная работа. Тогда, вперёд! Моем руки, одеваем фартуки и колпаки (дети моют руки, одевают спецодежду и проходят на рабочие места). - Ребята! Перед началом работы давайте повторим правила техники безопасности при работе с ножом Правила ТБ: • Нож держать низко над столом. • Нож передавать ручкой вперёд. • После окончания работы нож положить на место. - И так, начинаем готовить (дети разбиты на пары, на столах лежат инструкционные карты). Учитель обращается к первой паре учащихся. - Что вы будите готовить? (винегрет) - Назовите ингредиенты, из которых вы будете готовить винегрет. (варёные овощи: свекла, морковь, картофель; солёные огурцы, квашенная капуста, зелёный горошек, растительное масло, зелёный лук) На столе стоят нарезанные продукты в отдельных ёмкостях. Дети продолжают комментировать свою работу: 1 ученица: - Я режу солёные огурцы кубиками. 2 ученица: - Я режу зелёный лук для украшения салата. 1 ученица: - В миску перекладывают все ингредиенты, наливают подсолнечное масло, перемешивают и украшают зелёным горшком и зелёным луком. Учитель: - Хорошо, продолжайте работу. Учитель обращается ко второй паре учащихся. - Что вы готовите? (канапе) - Назовите вид продуктов, из которых вы будете готовить канапе. 1 ученица: - Сыр, нарезанный кубиками; огурец, нарезанный брусочками; маслины, крабовые палочки, нарезанные кубиками; помидоры «Черри» и приспособление - шпажки. 2 ученица (комментирует свою работу): - На шпажку нанизываю маслину, крабовую палочку, сыр и огурец. 1 ученица: - На шпажку нанизываю помидор, маслины, сыр, огурец. Учитель: - Хорошо, продолжайте работу. Учитель обращается к третьей паре учащихся. - Что вы готовите? (бутерброды) - А какую начинку вы используете? 1 ученик: - Для начинки мы используем свежую морковь, тёртую на мелкой тёрке, добавляем чеснок (через пресс), майонез и перемешиваем (учащийся параллельно выполняет показ). Хлеб нарезали треугольниками, подсушили его в духовке. 2 ученик: - Я режу укроп для украшения . Учитель: - Отлично, продолжайте работу. По окончании приготовления блюд, дети подают их на стол. - Ребята! Какие блюда вы сегодня приготовили? (отвечают дети: винегрет, канапе, бутерброды) - Скажите несколько слов, похвалите саои блюда. 1 ученица: - Попробуйте ароматный, полезный винегрет и будьте здоровы! 2 ученик: - Угощайтесь такими вкусными бутербродами, приятного аппетита! 3 ученица: - Делайте таки маленькие и красивые канапе и удивляйте своих гостей! Учитель: - Молодцы! Спасибо за работу. Дети садятся за парты. 3. Закрепление (ответить на вопросы учителя). - Перед вами конверты с пазлами, которые вам необходимо собрать и назвать блюдо, которое у вас получилось сложить. Учитель может задать вопросы учащимся по характеристике их блюда. Например: - Основные компоненты винегрета? - Какой бутерброд: открытый или закрытый? - Что такое бутерброд «Канапе»? И т.п. IV. Заключительная часть. 1. Рефлексия. - Ребята! Сегодня на уроке чему вы научились? (звучат ответы детей) - Чем был интересен урок? (звучат ответы детей) - Какие блюда мы готовили? (звучат ответы детей) - Всё ли у вас получилось? (звучат ответы детей) - Где вам пригодятся знания и умения, полученные на нашем уроке? (звучат ответы детей) - В начале урока вы пришли с одним настроением, которые вы отразили в виде смайликов. Теперь я предлагаю вам так же при помощи смайликов показать какое у вас настроение в конце урока: если вам урок понравился, то выберите весёлый смайлик, если было не очень интересно – грустный смайлик. - 2. Итог урока. - Ребята! Вы все отлично поработали. Сейчас я выставлю вам оценки за урок (учитель оглашает оценки каждого учащегося). - На этом наш урок подошёл к концу. И в конце нашего урока я хочу подарить вам памятки «Смешные бутерброды». 3. Домашнее задание: прочитать памятки и рассказать на следующем уроке о способах создания бутербродов. - И в заключении нашего урока хочется сказать, что вкусно приготовленное и красиво оформленное блюдо вызывает аппетит и повышает настроение. А это полезно для здоровья. - Спасибо за урок. Урок окончен. До встречи на следующем уроке. ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА «ПРИГОТОВЛЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО ВИНЕГРЕТА» Инвентарь и посуда: кастрюля, две миски, доски разделочные ОС и ОВ, нож кухонный, ложка, салатник. Норма продуктов: картофель - 50 г (2 шт.), свекла – 75 г. (1 шт.), морковь – 50 г. (1 шт.), солёные огурцы – 50 г. (3 шт.), капуста квашенная – 75 г., растительное масло -20 г. (3 ст.л.), лук зелёный – 20 г. (2-3 пёрышка), зелёный горошек, соль и перец – по вкусу. Схема приготовления: 1. Свеклу, картофель, морковь промыть, сварить. 2. Охлаждённые овощи очистить от кожицы и нарезать мелкими кубиками. 3. Солёные огурцы нарезать также мелкими кубиками. 4. Мелко нарезать зелёный лук. Приготовление винегрета: 1. Соединить нарезанные варёные овощи, добавить нарезанные солёные огурцы и квашенную капусту. 2. Посолить и поперчить полученную смесь. 3. Заправить растительным маслом. 4. Перемешать. Оформление блюда: Винегрет уложить горкой в салатник, посыпать зелёным луком и зелёным горошком. ПРИЯТНОГО АППЕТИТА! Требования к качеству блюда: 1. Овощи должны быть правильно и аккуратно нарезаны. 2. Готовый винегрет уложен горкой в салатник. ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА «ПРИГОТОВЛЕНИЕ БУТЕРБРОДА С МОРКОВЬЮ И ЧЕСНОКОМ» Инвентарь и посуда: доски разделочные (Х и СО), нож кухонный, тёрка, ложка, миска маленькая, тарелка для бутербродов. Норма продуктов: хлеб чёрный – 200 г. (4 ломтика хлеба), морковь свежая – 100 г. (2 шт.), чеснок – 3 зубчика, майонез – 40 г. (3 ст.л.), укроп – 10 г. (1-3 веточки). Схема приготовления: 1. Сырую морковь помыть, очистить от кожицы и натереть в миске на мелкой тёрке. 2. Зубчики чеснока очистить и выдавить через пресс в миску. 3. Добавить майонез и перемешать ингредиенты. 4. Ломтики хлеба нарезать в виде треугольников и подсушить в духовке – 5 мин. 5. Укроп мелко нарезать. Приготовление бутерброда: 1. На ломтики хлеба выложить приготовленную начинку и посыпать укропом. 2. Готовые бутерброды выложить на тарелку. ПРИЯТНОГО АППЕТИТА! Требования к качеству блюда: начинка должна быть уложена ровным слоем на ломтик хлеба. ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА «ПРИГОТОВЛЕНИЕ КАНАПЕ С ОВОЩАМИ, СЫРОМ И КРАБОВЫМИ ПАЛОЧКАМИ» Инвентарь и посуда: доски разделочные (СО), нож кухонный, шпажки, , тарелка для готовых канапе. Норма продуктов: огурец – 100 г. (1 шт.), маслины – 10 шт., сыр твёрдый – 100 г., крабовые палочки – 2 шт., помидоры «Черри» - 10 шт., колбаса варёная – 70 гр. Схема приготовления: 1. Сыр нарезать кубиками. 2. Огурец нарезать пополам вдоль, затем нарезать на кусочки шириной 2 см. 3. Крабовые палочки и варёную колбасу нарезать квадратиками. Приготовление канапе: 1. На шпажку надеть маслину, кусочек крабовых палочек, кубик колбасы, кубик сыра и кусочек огурца. 2. На шпажку надеть маслину, помидор «Черри», кусочек огурца. ПРИЯТНОГО АППЕТИТА! Требования к качеству блюда: продукты должны бать ровно и красиво нарезаны и аккуратно собраны на шпажку. | |
Просмотров: 1455 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|