Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети |
На сегодняшний момент вопросы изучения особенностей психического развития и организации коррекционной работы в отношении психической деятельностимладших школьников с интеллектуальными нарушениями имеют большое значение для решения проблемы их социальной адаптации. В психолого-педагогической литературе значительное место отведено роли внимания в развитии психики ребенка. Ни для кого не секрет, что нарушение правильного функционирования внимания отражается на всей психической деятельности человека. От состояния основных свойств внимания зависит успешное развитие произвольной деятельности ребенка и, как следствие, формирование всех познавательных процессов. Особо значимыми психическими проявлениями младших школьников с нарушением интеллекта являются отклонения в развитии высших психических функций, в том числе внимания[1]. Имеющиеся у учащихся специальной (коррекционной) школы нарушения произвольного внимания препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, а также значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса, резко снижая их работоспособность. Проблемы внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью изучали в своих трудах многие психологи, такие как Л.С. Выготский, Ж.И. Шиф, С.Я. Рубинштейн, Л.В. Занков, Н.Б. Лурье, А.Р. Лурия, Д.Н. Узнадзе, Б.И. Айзенберг, С.В. Лиепинь, И.Л. Баскакова, Л.И. Переслени. Все авторы квалифицировали отклонения в развитии внимания как одно из весьма распространенных нарушений учащихся с интеллектуальной недостаточностью. В психолого-педагогических и клинических исследованиях специалисты нередко указывали, что внимание умственно отсталых младших школьников трудно привлекается, слабо фиксируется и легко рассеивается. Исследователи выделяли небольшой объем внимания, а также постоянные колебания устойчивости и концентрации внимания, проявляющиеся в периодических изменениях работоспособности и быстрой утомляемости. Проанализировавлитературупо данной проблеме следует отметить, что, несмотря на значительные нарушения всех известных свойств данной функции, внимание младших школьников с интеллектуальнойнедостаточностью также развивается. В этом проявляется одна из общих закономерностей, для нормально развивающихся и аномальных детей [2]. Однако внимание младших школьников с интеллектуальной недостаточностью отличается рядом специфических особенностей: значительным преобладанием непроизвольности, сужением объема, выраженными трудностями или нарушениями переключения и распределения, а также неустойчивостью и слабостью концентрации. При нормальном развитии ребенка недостатки внимания не носят стабильный характер, а являются возрастными особенностями младшего школьного возраста, и организующие указания и замечания взрослых чаще всего помогают младшим школьникам справиться с этим недостатком. При интеллектуальных нарушенияхтаких педагогических воздействий уже недостаточно, требуются специальные приемы и организованная коррекционная работа, направленная на устранение недостатков внимания. Следует отметить, что у младших школьников с нарушениями интеллекта хуже всего развито произвольное внимание[3]. В связи с актуальностью данной проблемы мы провели исследовательскую работу, которая проходила в три этапа: • констатирующий; • формирующий; • контрольный. Целью констатирующего этапа исследования явилось изучение своеобразия устойчивости и концентрации внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Констатирующий эксперимент был проведен с целью изучения особенностей концентрации и устойчивости внимания учащихся младших классов специальных (коррекционных) школ в процессе учебной деятельности.Для оценки уровня становления внимания у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в начале и в конце эксперимента нами была проведена диагностика, включающая в себя три методики: -«Корректурная проба» (вариант геометрических фигур); -Методика «Рисования треугольников»; -Методика Шульте (числовой вариант). Все методикипредусмотрены для младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. По методике №1 нами были выделены следующие результаты: среди учащихся 4-х классов с интеллектуальной недостаточностью, принимавших участие в эксперименте, превалирует низкийуровеньсосредоточениивнимания обследуемых. Все строчки были просмотрены 3-я участникамиэксперимента; 12 строк -6-ю обследуемыми; 10 строк были просмотрены – 6-ю обследуемым.Наименьшееколичество строк (6) просмотрел 1 обследуемый. Результаты исследования переключаемости внимания (методика №2) показали, что ни одному из участников эксперимента не удалось полностью справиться с заданием, т.е. полной сформированностью переключения внимания ни один обследуемый не обладает: нарушение переключаемости внимания имеются у всех обследованных учеников. Негрубо выраженные нарушения переключаемости внимания выявлены у 6 обследуемых; сильная степень нарушения переключаемости внимания обнаружена у 10 участников эксперимента. Наименьшее количество нарушений переключаемости внимания наблюдается у учеников с уравновешенными состояниями основных нервных процессов. Методика №3. Анализируя результаты выполнения задания, мы пришли к выводу, что уже на начальном этапе выполнения задания, обследуемые долго не могли сосредоточиться на задании – это замедляло темп выполнения практически всем участникам эксперимента несколько раз напоминали о том, что задание нужно выполнять быстрее. Большинство обследуемых, при выполнении задания часто отвлекались, забывали числа, которые называли. Это наблюдалось у 13 участников эксперимента. Работали очень медленно, постоянно отвлекались, задание до конца не выполнили. Необходимо отметить, что, по нашему мнению, слабая устойчивость внимания в равной мере присуща как учащимся с преобладанием процессов торможения над возбуждением, так и возбудимым детям. Большую устойчивость внимания обнаружили у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью с уравновешенными состояниями основных нервных процессов. Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил сделать следующие выводы: 1)всем ученикам специальных (коррекционных) школ младшего школьного возраста свойственны постоянные колебания внимания; 2) исследуемой нами группе детей трудно самостоятельно произвольно концентрировать внимание на предлагаемом виде работы; 3)данной категории детей свойственна быстрая утомляемость. У подавляющего большинства обследованных нами учащихся утомление наступает уже на пятой-седьмой минуте работы; 4)внимание младших школьников с интеллектуальной недостаточностью характеризуется частой отвлекаемостью на внешние раздражители; 5) у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью крайне низкая устойчивость и слабая концентрация внимания. Выделенные особенности исследуемых свойств внимания у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, а также выявление причин, обусловливающих эти особенности, привели нас к необходимости развития внимания данной категории детей специально организованных условиях. Целью формирующего эксперимента явилась разработка способов и приемов формирования устойчивости и концентрации внимания учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы и проведение коррекционно-развивающей работы. Для проведения эксперимента был разработанряд занятий по ручному труду с использованием информационных технологий. При составлении и проведении учебных занятий по ручному труду мы учитывали, что устойчивость и концентрацию, как важнейшие качества произвольного внимания, следует развивать в процессе доступной детямдеятельности.Эта система занятий позволила нам развивать не только устойчивость и концентрацию внимания, но и положительно воздействовать на развитие всей психической деятельности учащихся экспериментальных классов – восприятия, памяти, речи, мышления и т. д.. К концу специальной экспериментальной работы обсуждали с педагогом занятия и положительные перемены в состоянии внимания учащихся экспериментальных классов. Положительные изменения, происходившие с детьми, замечали и родители. По окончаниюэкспериментальной работы был проведен контрольный эксперимент, результаты которого свидетельствуют о положительных качественных и количественных изменениях в устойчивости и концентрации внимания учащихся экспериментальной группы в сравнении с состоянием этих свойств внимания у испытуемых контрольной группы. Наблюдения, проведенные в ходе контрольного эксперимента, показали, что экспериментальная работа способствовала также общей коррекции психики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью(восприятия, памяти, речи и мышления). Так, комплексная диагностика внимания по методике «Корректурная проба»показала, чтостепеньстановлениявнимания у младших школьников экспериментальной группы имеетмалозначительныеулучшения средних показателей на заключительном рубежеопыта. В обеих группах концентрация внимания располагается в схожем соотношении на низком и среднем уровне. В экспериментальной группе у двухучащихсяуровеньснизкогоувеличился до среднего. А в контрольной группе за прошедшее время не произошлозаметных изменений, все учащиесяпоказалитакие же результаты как и на предварительномиспытании. Итоговая диагностика по методике №2 показала, что средний показатель экспериментальной увеличился, и такжеувеличилсяуровеньвнимания большинства младших школьников. В контрольной группе средний показатель, практически, не поменялся, но в начале экспериментауровень нарушения внимания был в равных соотношениях меж негрубо выраженной степенью нарушений внимания и сильной степенью нарушения внимания, а к концу эксперимента диагностика вниманияодного из учащихсяпоказала чтоуровень нарушения вниманияусугубилась. Результаты по методике №3. В экспериментальной группе 6 учащихся набрали баллы соответствующие среднему уровню устойчивости внимания, но при выполнении задания ими было допущено малозначительное количество ошибок. В контрольной группе преобладает средний уровень внимания. За время эксперимента никаких изменений в устойчивости внимания младших школьниковне произошло. Анализ результатов, полученных в контрольном эксперименте, позволил убедиться в эффективности предлагаемой коррекционно-развивающей работы. Данная модель работы может успешно использоваться в практике дефектологов для развития устойчивости и концентрации внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью обучающихся в специальной (коррекционной) школе. | |
Просмотров: 444 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|