Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети |
Тема: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития нравственных качеств младших школьников с нарушением интеллекта». Байбулова Г.Н. Студентка, ППФ, кафедры психологии и дефектологии, КГПИ, г. Костанай, Казахстан E-mail: Baibulova.gulmira@mail.ru Научный руководитель: Казакова О.В. Развитие и процветание любого государства, в том числе и Казахстана, может быть успешным лишь при активном участии в этом процессе подрастающего поколения. Закон Республики Казахстан «Об образовании» требует активного формирования у молодежи высоких нравственных качеств: чувства национальной гордости, патриотизма, гуманного отношения к людям, уважения к своей культуре, самобытности народа, нравственного поведения, что детерминирует становление новых парадигмальных подходов к формированию личности будущего учителя. В этой связи возрастает ответственность, прежде всего школы [1]. Результаты нравственного воспитания школьников должны стать приоритетными показателями в ее работе. В школе предстоит воспитать такую личность, чтобы она сумела выстоять в это сложное время, когда все ярче обнаруживается неудовлетворительное состояние нравственной позиции окружающих людей, утрачиваются основные ценности [2]. Актуальность темы обусловлена социальным заказом общества на воспитание личности, способной ориентироваться на нравственно значимые общечеловеческие ценности и нормы поведения (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие и др.). Приоритет нравственного воспитания провозглашен в сфере государственной политики Казахстана на ближайшие годы, поскольку только нравственные начала в социальной и государственной сфере взаимодействия людей являются фундаментом гуманизма в обществе. Младший школьный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка с отклонениями в развитии. Именно в этот период ребенок с нарушением интеллекта осваивает окружающий мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в своем нравственном развитии. Развитие нравственных качеств осуществляется в социальной среде: в семье, детском саду, школе, но, несомненно, особую роль в развитии личности ребенка играет педагог: именно он способствует созданию такой микросреды, которая оказывает наиболее благоприятное воздействие на детей, на их психическое развитие, и управляет возникшими взаимоотношениями. Т.Б. Лихачев определяет нравственные качества как психические новообразования, которые возникают в результате взаимодействия ребенка с миром в системе общественных отношений. Они отмечают, что для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им [3]. Нравственное воспитание занимает важное место в системе воспитания учащихся с нарушением интеллекта, является одной из основных его задач. Это объясняется, прежде всего, тем, что сформированная у ребенка система привычного нравственного сознания, становится механизмом, определяющим поведение ребенка. Нравственное воспитание представляется актуальной задачей еще и потому, что оно непосредственно определяет те ориентиры, которые влияют на природу отношений личности. Важно также отметить ту ведущую роль, которую играет воспитание в процессе компенсации и коррекции. Разработка адекватной системы нравственного обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта имеет большое теоретическое и практическое значение. Это подчёркивали в своих трудах A.C. Белкин, Б. П. Брунов, Н. М. Буфетов, Г.М. Дульнев, Г. В. Фадина и многие другие. Выдающийся вклад в изучение развития и воспитания детей с нарушением интеллекта сделан Л. С. Выготским. Особенности нравственного формирования детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью связаны с развитием степени осознанности, обобщенности их представлений о нравственной стороне человеческих отношений. Сначала это уровень эмоциональных обобщений, который характеризуется умением учащихся правильно ориентироваться в общей оценке поступков, относя их к плохим или хорошим. Следующая степень этого уровня - пассивное овладение теми или иными понятиями [4]. Младшим школьникам с нарушением интеллекта свойственны внушаемость, стремление подражать тем, кто для них является авторитетом, и в первую очередь учителю. В коллективе начинают плохо относиться к тем, кого часто порицает учитель, а хорошо к тем, кто получает от него похвалу и поощрения. Подражательность проявляется и в том, что дети стараются вести себя так же, как и ученики, которых ставит в пример учитель. «Света – молодец, она дала карандаш Марине, ее карандаш сломался». После таких слов учителя многие дети начинают предлагать карандаш своим соседям. «Посмотрите, как прямо сидит Лена» - и каждый из детей старается сесть правильно. Такие примеры учитель использует для более наглядного показа образцов, которым могут подражать дети. Наглядность не только в обучении, но и в воспитании [5]. У младших школьников с интеллектуальной недостаточностью нет такого негативного отношения к нормам морали, которое проявляют младшие школьники в норме. У них не возникают сомнения в необходимости и безусловности нравственных правил, они хорошо их запоминают и хотят их выполнять. Младшие школьники сами моралисты. Они бескомпромиссны в нравственных требованиям к другим [6]. . В процессе нравственного воспитания обучающихся с нарушением интеллекта всех возрастов важно включать их в различные виды деятельности. Так, Л. С. Выготский подчеркивал педагогическую бесплодность теоретического обучения: «Ребенок в этих случаях усваивает не понятия, а слова, берет больше памятью, чем мыслью, и оказывается несостоятельным перед всякой попыткой осмысленного применения усвоенных знаний». В процессе учебной, трудовой, игровой, общественно полезной деятельности обучающиеся вступают в разнообразные нравственные отношения, в результате которых осуществляется формирование личности. Ни одна даже самая малая возможность внушить воспитанникам понятия о долге и честности, добре и справедливости не должна быть упущена педагогами [7]. В процессе развития нравственных качеств детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта особую роль играет сюжетно-ролевая игра. Ценность ее как средства и действенного метода нравственного воспитания состоит в том, что эта деятельность является неотъемлемой частью работы на уроках с детьми данной категории и, дает ребенку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать связи и отношения с другими учащимися, выбирать цели. В ролевой игре отчетливо проявляются достижения и недостатки нравственного воспитания, уровень овладения детьми нормами и правилами поведения. Копируя жизнь взрослых, ребенок проникается их заботами и делами, усваивает моральные нормы «Взрослого» общества. . Список литературы: 1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 27.01.2012 г.// Интернет ресурс www.akorda.kz 2. Закон Республики Казахстана «Об образовании»//Интернет ресурс www.zakon.kz 3. Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. – М.: Педагогика, 2002. – 273 с. 4. Гаурилюс А.И. Особенности кризиса детей 7 лет с интеллектуальной недостаточностью. / Дефектология. -2009. - №4. - с. 13-19. 5. Богданова, О. С. Методика воспитательной работы в начальных классах [Текст] / О. С. Богданова, В. И. Петрова // Просвещение. – 1980. – с. 24-25. 6. Вильшанская П.Д., Прилуцкая М.И. Формирование нравственного компонента здоровья у учащихся классов КРО средствами образования. / Воспитание и обучение детей с нарушением развития. - 2008. - №6. - с. 3-12. 7. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка, 1956. – с. 98-99. Источник: http://www.akorda.kz www.zakon.kz | |
Просмотров: 620 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|