Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

Работа в инклюзивной группе детского сада
В настоящее время проблема обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями очень актуальна.
Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где воспитанники и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.
Инклюзия означает полное вовлечение ребенка с особыми образовательными потребностями в жизнь дошкольной организации.
Нашу группу вместе с обычно развивающимися дошкольниками посещают дети с особыми образовательными потребностями.
В нашей инклюзивной группе нами были сформулированы следующие задачи инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями:
– создание единой образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;
– развитие потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;
– организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;
– освоение детьми образовательных программ в соответствии с государственным образовательным стандартом;
– коррекция нарушенных процессов и функций, недостатков эмоционального и личностного развития;
– формирование у всех участников образовательного процесса адекватного отношения к проблемам детей с особыми образовательными потребностями;
– охрана и укрепление физического, нервно-психического здоровья детей;
– оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей особыми образовательными потребностями, включение их в процесс обучения;
– успешная социализация воспитанников.
Инклюзивная образовательная среда в нашей группе характеризуется системой ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию детей с особыми образовательными потребностями, их жизнедеятельности. Она служит реализации права каждого ребенка на образование, соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от тяжести нарушения психофизического развития, способности к усвоению им образовательной программы.
В нашей группе созданы всех необходимые условия для детей с особыми образовательными потребностями, включаем их во все виды деятельности:
• проводим ОУД по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
• воспитываем культурно-гигиенические навыки, развиваем тонкую и общую моторику;
• организуем индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога);
• применяем здоровьесберегающие технологии, создаем благоприятный микроклимат в группе;
• консультируем родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики рук.
Содержание инклюзивного образования в нашей группе реализуется в разных формах образования:
с детьми
• беседы и чтение художественной литературы (во время проведения бесед включенным детям задаем индивидуальные вопросы, просим рассказать, что они запомнили после чтения рассказа или сказки);
• моделирование игровых ситуаций, через дидактические игры;
• индивидуальные занятия со специалистами (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог); специалисты занимаются с детьми с особыми образовательными потребностями несколько раз в неделю, проводят с ними игры, упражнения, различные задания, дают рекомендации родителям и воспитателям;
• активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка);
• совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми (ведем наблюдение за включенными детьми во время игровой деятельности, оцениваем их поведение и характер взаимодействия с детьми);
• проведение режимных моментов воспитательно-образовательного процесса (даем включенным детям трудовые поручения (в уголках природы, в подготовке оборудования к ОУД, сервировке стола), задания, наблюдаем за ними во время умывания, в ходе закаливающих процедур);
• формирование навыков саморегуляции и самообслуживания (во время приема пищи наблюдаем за осанкой, умением пользоваться столовыми приборами, салфеткой, при необходимости корректируем навыки самообслуживания; во время одевания и раздевания также даем необходимые указания).
с родителями
• тематические родительские собрания и консультации
• доступная информация о работе по инклюзии
• консультирование родителей специалистами по интересующим вопросам,
• обсуждение волнующих родителей проблемы
• информационная и психологическая поддержка.
Рассказываем родителям, в чём заключаются особенности их детей, что может быть использовано в качестве того или иного поощрения, на что следует обратить особое внимание.
с педагогами
• посещение педагогами и воспитателями инклюзивной группы.
Немаловажен тот факт, что совместное воспитание оказывает положительное влияние не только на детей с особыми образовательными потребностями, но и на нормально развивающихся сверстников, способствуя всестороннему развитию как одних, так и других. Таким образом, инклюзивное образование в нашей группе исключает доминирование интересов одной группы детей над другой.
В своей работе мы придерживаемся следующих принципов инклюзивного образования:
- ценность ребенка не зависит от его способностей и достижений;
- каждый имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- каждый способен чувствовать и думать;
- все нуждаются друг в друге;
-подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
Вся коррекционная работа и специально организованная среда в группе планируется и выстраивается совместно специалистами и воспитателями при участии родителей, с учетом наблюдения за потребностями, особенностями развития, самостоятельными действиями, интересами ребенка, в соответствии с зоной ближайшего развития детей.
Инклюзивное образование в нашей группе направлено на обеспечение коррекции нарушений различных категорий детей с особыми образовательными потребностями, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, их всестороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Наша задача состоит не только в том, чтобы приспособить свою деятельность к ребенку с особыми образовательными потребностями, но главным образом – перераспределить ресурсы так, чтобы все дети получили возможность принимать посильное участие в образовательной деятельности и находить пути преодоления трудностей.
На своем опыте мы убедились, что в условиях успешной реализации ДО инклюзивной практики: ребенок, включенный в образовательную деятельность
• показывает положительную динамику в развитии;
• адаптирован и принят детской группой;
• получает помощь и поддержку в овладении образовательной программой.
Родители детей с особыми образовательными потребностями нашей группы:
 понимают как перспективу развития их детей, так и актуальные задачи, и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения детей в образовательную среду;
 полноценно участвуют в процессе обучения и развития своих детей;
 проинформированы и поддерживают режим пребывания ребенка в саду;
 занимают активную позицию сотрудничества по отношению к воспитателям, специалистам психолого-педагогического сопровождения;
 принимают активное участие в проведении массовых мероприятий.
В течение учебного года в подготовке к проведению разных мероприятий с участием включенных детей заняты все педагоги, работающие в нашей группе. Задача состоит в том, чтобы на утреннике или спортивном мероприятии ребенок с особыми образовательными потребностями не только пассивно высиживал время, но и активно принимал участие. Ведь это хорошая возможность показать положительные результаты и личные достижения ребенка, ведь участие ребенка в мероприятии своего рода отчет педагогов о проделанной работе, в свою очередь родители, воспитывающие детей с особенностями в развитии, могут наглядно увидеть, чему научился их ребенок. И гордится его достижениями.
Ожидаемый результат содержательной области образования ребенка с особыми образовательными потребностями в нашей инклюзивной группе заключен в ряде критериев:
– что ребенок должен знать и уметь на данной ступени образования;
– что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике;
– насколько активно, свободно и творчески он их применяет;
– усвоение разделов образовательной программы;
– анализ поведения и динамики его развития в повседневной жизни ребенка.
Накопленный опыт позволяет сделать вывод о том, что слаженная работа специалистов, воспитателей и педагогов, основанная на понимании, тесном сотрудничестве и взаимодействии, работа в команде, способствует повышению качества образовательного процесса и созданию благоприятного эмоционального климата, в основе которого уважение к личности ребенка, высокий уровень профессиональной компетентности каждого педагога.
Список литературы
1. Волосовец, Т. В. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 144 с.
2. Закрепина, А. В. Социальное развитие детей дошкольного возраста Дошкольное воспитание. - 2009. - №11. - С. 72-78.
3. Леонгард, Э. И., Краснова, Н. А., Пирожник, Н. Т.Прудникова, М. С.Инклюзивное образование в различных условиях интеграции // Инклюзивное образование. - 2010. - №1. - С. 139-148.
Категория: Особые дети | Добавил: raisaperyazeva (2019-05-16)
Просмотров: 465 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-05-24, 1:28 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru