Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети |
В настоящее время проблема обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями очень актуальна. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где воспитанники и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей. Инклюзия означает полное вовлечение ребенка с особыми образовательными потребностями в жизнь дошкольной организации. Нашу группу вместе с обычно развивающимися дошкольниками посещают дети с особыми образовательными потребностями. В нашей инклюзивной группе нами были сформулированы следующие задачи инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями: – создание единой образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности; – развитие потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками; – организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности; – освоение детьми образовательных программ в соответствии с государственным образовательным стандартом; – коррекция нарушенных процессов и функций, недостатков эмоционального и личностного развития; – формирование у всех участников образовательного процесса адекватного отношения к проблемам детей с особыми образовательными потребностями; – охрана и укрепление физического, нервно-психического здоровья детей; – оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей особыми образовательными потребностями, включение их в процесс обучения; – успешная социализация воспитанников. Инклюзивная образовательная среда в нашей группе характеризуется системой ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию детей с особыми образовательными потребностями, их жизнедеятельности. Она служит реализации права каждого ребенка на образование, соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от тяжести нарушения психофизического развития, способности к усвоению им образовательной программы. В нашей группе созданы всех необходимые условия для детей с особыми образовательными потребностями, включаем их во все виды деятельности: • проводим ОУД по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей; • воспитываем культурно-гигиенические навыки, развиваем тонкую и общую моторику; • организуем индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога); • применяем здоровьесберегающие технологии, создаем благоприятный микроклимат в группе; • консультируем родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики рук. Содержание инклюзивного образования в нашей группе реализуется в разных формах образования: с детьми • беседы и чтение художественной литературы (во время проведения бесед включенным детям задаем индивидуальные вопросы, просим рассказать, что они запомнили после чтения рассказа или сказки); • моделирование игровых ситуаций, через дидактические игры; • индивидуальные занятия со специалистами (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог); специалисты занимаются с детьми с особыми образовательными потребностями несколько раз в неделю, проводят с ними игры, упражнения, различные задания, дают рекомендации родителям и воспитателям; • активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка); • совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми (ведем наблюдение за включенными детьми во время игровой деятельности, оцениваем их поведение и характер взаимодействия с детьми); • проведение режимных моментов воспитательно-образовательного процесса (даем включенным детям трудовые поручения (в уголках природы, в подготовке оборудования к ОУД, сервировке стола), задания, наблюдаем за ними во время умывания, в ходе закаливающих процедур); • формирование навыков саморегуляции и самообслуживания (во время приема пищи наблюдаем за осанкой, умением пользоваться столовыми приборами, салфеткой, при необходимости корректируем навыки самообслуживания; во время одевания и раздевания также даем необходимые указания). с родителями • тематические родительские собрания и консультации • доступная информация о работе по инклюзии • консультирование родителей специалистами по интересующим вопросам, • обсуждение волнующих родителей проблемы • информационная и психологическая поддержка. Рассказываем родителям, в чём заключаются особенности их детей, что может быть использовано в качестве того или иного поощрения, на что следует обратить особое внимание. с педагогами • посещение педагогами и воспитателями инклюзивной группы. Немаловажен тот факт, что совместное воспитание оказывает положительное влияние не только на детей с особыми образовательными потребностями, но и на нормально развивающихся сверстников, способствуя всестороннему развитию как одних, так и других. Таким образом, инклюзивное образование в нашей группе исключает доминирование интересов одной группы детей над другой. В своей работе мы придерживаемся следующих принципов инклюзивного образования: - ценность ребенка не зависит от его способностей и достижений; - каждый имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; - каждый способен чувствовать и думать; - все нуждаются друг в друге; -подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. Вся коррекционная работа и специально организованная среда в группе планируется и выстраивается совместно специалистами и воспитателями при участии родителей, с учетом наблюдения за потребностями, особенностями развития, самостоятельными действиями, интересами ребенка, в соответствии с зоной ближайшего развития детей. Инклюзивное образование в нашей группе направлено на обеспечение коррекции нарушений различных категорий детей с особыми образовательными потребностями, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, их всестороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Наша задача состоит не только в том, чтобы приспособить свою деятельность к ребенку с особыми образовательными потребностями, но главным образом – перераспределить ресурсы так, чтобы все дети получили возможность принимать посильное участие в образовательной деятельности и находить пути преодоления трудностей. На своем опыте мы убедились, что в условиях успешной реализации ДО инклюзивной практики: ребенок, включенный в образовательную деятельность • показывает положительную динамику в развитии; • адаптирован и принят детской группой; • получает помощь и поддержку в овладении образовательной программой. Родители детей с особыми образовательными потребностями нашей группы: понимают как перспективу развития их детей, так и актуальные задачи, и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения детей в образовательную среду; полноценно участвуют в процессе обучения и развития своих детей; проинформированы и поддерживают режим пребывания ребенка в саду; занимают активную позицию сотрудничества по отношению к воспитателям, специалистам психолого-педагогического сопровождения; принимают активное участие в проведении массовых мероприятий. В течение учебного года в подготовке к проведению разных мероприятий с участием включенных детей заняты все педагоги, работающие в нашей группе. Задача состоит в том, чтобы на утреннике или спортивном мероприятии ребенок с особыми образовательными потребностями не только пассивно высиживал время, но и активно принимал участие. Ведь это хорошая возможность показать положительные результаты и личные достижения ребенка, ведь участие ребенка в мероприятии своего рода отчет педагогов о проделанной работе, в свою очередь родители, воспитывающие детей с особенностями в развитии, могут наглядно увидеть, чему научился их ребенок. И гордится его достижениями. Ожидаемый результат содержательной области образования ребенка с особыми образовательными потребностями в нашей инклюзивной группе заключен в ряде критериев: – что ребенок должен знать и уметь на данной ступени образования; – что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике; – насколько активно, свободно и творчески он их применяет; – усвоение разделов образовательной программы; – анализ поведения и динамики его развития в повседневной жизни ребенка. Накопленный опыт позволяет сделать вывод о том, что слаженная работа специалистов, воспитателей и педагогов, основанная на понимании, тесном сотрудничестве и взаимодействии, работа в команде, способствует повышению качества образовательного процесса и созданию благоприятного эмоционального климата, в основе которого уважение к личности ребенка, высокий уровень профессиональной компетентности каждого педагога. Список литературы 1. Волосовец, Т. В. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 144 с. 2. Закрепина, А. В. Социальное развитие детей дошкольного возраста Дошкольное воспитание. - 2009. - №11. - С. 72-78. 3. Леонгард, Э. И., Краснова, Н. А., Пирожник, Н. Т.Прудникова, М. С.Инклюзивное образование в различных условиях интеграции // Инклюзивное образование. - 2010. - №1. - С. 139-148. | |
Просмотров: 499 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|