Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети |
Урок разработала и провела учитель коррекционной школы высшей категории Шакпакбаева Б.Ж. КГУ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» УО ВКО, г. Семей. РАЗРАБОТКА УРОКА Класс: 5 Предмет: СБО Раздел: «Транспорт». Тема: «Виды общественного и индивидуального транспорта и их назначение». Цель: 5.5.1.1 знать о назначении общественного и индивидуального транспорта; 5.5.1.2 знать об обязанностях пассажиров при поездках в общественном транспорте; 5.5.1.3 знать о правилах посадки и высадки пассажира из транспорта; 5.5.1.4 знать о труде людей, занятых работой на общественном транспорте. Задачи: Образовательная: познакомить учащихся с видами транспортных средств. Условиями их использования и значением а жизни людей, рассказать о видах транспортных средств для передвижения людей по городу, вариантах проезда до школы-интерната различными видами транспорта, различать виды общего и индивидуального транспорта в городе, рассказать об обязанностях пассажиров при поездке в общественном транспорте, соблюдать правила оплаты за проезд и культуру поведения в салоне автобуса, соблюдать правила посадки и высадки пассажира из автобуса, называть профессии людей, работающих на общественном транспорте, называть наиболее рациональный маршрут до школы-интерната, название остановки выхода из транспорта. Коррекционная: развивать и корригировать мыслительную деятельность: выявление главной мысли, установление причинно-следственных связей, обобщение через приёмы сравнения; слуховую память, зрительно-моторную координацию; коммуникативные навыки, повышать общую социальную компетентность. Воспитательная: воспитывать нравственные качества личности: доброжелательность, вежливость на уроке через сотрудничество в парах, вступать в диалог; самостоятельность и активность в работе по тетради; познавательный интерес к изучаемому материалу, желание узнавать новое. Наглядность и оборудование: презентация «Транспорт», карточки-задания: «Виды общественного транспорта», «Виды индивидуального транспорта»; схема «Движение городского транспорта»; тест «Виды транспортных средств»; разрезные картинки; проектор, ноутбук. Ход урока: I. Организационный момент. 1. Психологический настрой, создание рабочей обстановки. «Здравствуйте!» - поздоровалось с людьми солнце на рассвете. «С добрым утром!» - говорит и взрослым и детям. Пусть будет для всех утро добрым, день чудесным! А для нас наш урок – самым интересным! - Пусть эти стихи станут девизом нашего урока. - Я рада видеть вас здоровыми и с хорошим настроением. - Ребята, обратите внимание на наше одинокое дерево (на доске прикреплено изображение дерева). У каждого из вас на партах лежат листочки разного цвета. Я прошу взять один из них (любого цвета) и прикрепить на наше дерево (учащиеся прикрепляют листочки). - Ребята, наше дерево стало пышнее, и красота дерева зависит сейчас от вас, от ваших стремлений и т ожиданий. А хорошие результаты работы сегодня на уроке будут зависеть от вас. - Посмотрите, теперь это дерево превратилось в «Дерево достижений», а эти листочки нам показывают, что же вас ожидает на роке: • зелёный листочек – большой успех на уроке, • синий листочек – активность на уроке, • жёлтый листочек – узнаете на уроке много нового, • оранжевый листочек – весёлое общение на уроке. 2. Организационные вопросы, рапорт дежурного. - Итак, на этой позитивной ноте мы начинаем наш урок: • Кто сегодня дежурный? • Кто отсутствует на уроке? • Какое сегодня число? (19 февраля) • Какой день недели? (вторник) • Как называется наш урок? (СБО) • Что означает: социальная? (общение с людьми) бытовая? (умение вести домашнее хозяйство) ориентировка? (уметь ориентироваться в жизни) - Одним словом, СБО – предмет о жизни. II. Основная часть. 1. Актуализация нового материала. - Ребята! Сегодня мы начинаем изучать новый раздел, а как он называется, я предлагаю вам самим догадаться. Для этого загадаю вам загадки, а вы попробуете их отгадать. Смело в небе проплывает, Обгоняя птиц полёт. Человек им управляет, Что же это? (самолёт) Несётся и стреляет, Ворчит скороговоркой, Машине не угнаться За этой тараторкой. (мотоцикл) Что за чудо – синий дом, Окна светлые кругом. Носит обувь из резины, А питается бензином. (автобус) Я зашёл в зелёный дом, Больше суток пробыл в нём. Оказался этот дом В дальнем городе кругом. (поезд) - Внимательно посмотрите на экран. Каким одним словом можно выразить то, что вы назвали? - Правильно, транспорт. - Вот мы и узнали, что новый раздел наш посвящается транспорту. - Мы сегодня будем говорить о видах транспортных средств и их назначении. Тема нашего урока так и называется: «Виды общественного и индивидуального транспорта, их назначение». Работа в тетрадях. - Откройте тетради и запишите: число и тему урока (учащиеся работают в тетрадях). 2. Сообщение нового материала. - Ребята, как вы думаете, зачем нам нужен транспорт? (ездить, перевозить грузы). - Давайте сформулируем определение понятия «ТРАНСПОРТ». Слово «транспорт» в переводе означает «перемещать», «перевозить», т.е. нужен для передвижения людей и перевозки грузов. Значит: Работа в тетрадях. - Возьмите определение «ТРАНСПОРТ» и приклейте в тетради (учащиеся вклеивают определения в тетрадь). - Всё многообразие транспортных средств можно разделить на виды по способу передвижения и по назначению. ТРАНСПОРТ ПО СПОСОБУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ВОЗДУШНЫЙ ВОДНЫЙ НАЗЕМНЫЙ ПОДЗЕМНЫЙ железнодорож-ный автомобиль-ный Самолёт Вертолёт Корабль Теплоход Яхта Катер Лодка Поезд Трамвай Троллейбус Автобус Автомобили Грузовой автотраспорт Мотоцикл Велосипед Метрополитен Вопросы по классификации: Почему называется воздушный транспорт? Почему называется водный транспорт? Почему называется наземный транспорт? Почему называется подземный транспорт? ТРАНСПОРТ ПО НАЗНАЧЕНИЮ ПАССАЖИРСКИЙ ГРУЗОВОЙ СПЕЦИАЛЬНЫЙ Перевозит людей (сюда относятся все виды транспорта по способу передвижения). Перевозит грузы (сюда относятся все виды транспорта по способу передвижения кроме метрополитена). Вид транспорта, вызываемый в экстренных случаях (скорая помощь, пожарная машина, вертолёт МЧС и т.п.) (сюда относятся все виды транспорта по способу передвижения). Работа в тетрадях. - Ребята, вот мы рассмотрели основные виды транспортных средств, у вас на партах лежат карточки «Виды транспортных средств» приклейте их в тетради (учащиеся вклеивают карточки в тетради). - Ребята, как называется город, в котором мы живём? (Семей) - Наш город большой и красивый, много людей живут в нашем городе. Одни работают, другие учатся и все пользуются городским транспортом. - А сейчас мы рассмотрим виды городского автомобильного транспорта, который можно разделить на две группы: общественный транспорт и индивидуальный транспорт. ВИДЫ ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ Автобус Автомобиль Маршрутное такси Мотоцикл Такси Велосипед - Что значит «общественный»? Т.е. общий для всех людей. - Как называют человека, который едет внутри транспорта? (пассажир) 1) Автобус – это большой многоместный транспорт для перевозки пассажиров. 2) Маршрутное такси – это маломестный транспорт для перевозки пассажиров. 3) Такси – это автомобиль для перевозки пассажиров, но с оплатой за проезд по счётчику, т.е. по таксометру. - В чём же отличия между общественным и индивидуальным видами транспорта? Общественный транспорт – для всех жителей города, а индивидуальный – для личного пользования. Работа в тетрадях. - Ребята, вот мы и узнали виды общественного и индивидуального транспорта и их назначение. Возьмите карточки «Виды городского транспорта » и вклейте их в тетрадь (учащиеся вклеивают карточки в тетради). - Как вы думаете, проезд в общественном транспорте платный или бесплатный? (платный) - А вы знаете стоимость проезда для взрослого? (80 тенге) - А сколько стоит проезд для детей? (40 тенге) - Когда нужно оплачивать проезд? (сразу, когда вошли в общественный транспорт). - Кто вам продаёт билет? (кондуктор) - Кто водит автобус или другой вид общественного транспорта? (водитель) - Ребята, у каждого автобуса и маршрутного такси есть № (номер) и маршрут. - Это нужно для удобства, чтобы жители могли доехать до любого места города, например: на работу, в гости, в больницу и т.д. - Автобусы и маршрутное такси останавливаются на остановках по своему маршруту. - Как называется остановка в районе нашей школы-интерната? («Новая») - На каком общественном транспорте, и под каким номером, можно доехать да остановки «Новая»? (автобус №1 и №5, маршрутное такси №23) 3. Теоретическое закрепление. - Сейчас вам надо выполнить задание: работа в парах. II группа III группа Задание: 1) Определи вид общественного транспорта. 2) Назови профессии людей, работающих в общественном транспорте. Задание: 1) Определи вид индивидуального транспорта. 2) Назови владельца транспорта. Учащимся необходимо из предложенных картинок видов транспорта выбрать те, которые соответствуют их заданию и оформить коллаж «Виды общественного транспорта» и «Виды индивидуального транспорта» (задание №1), по окончании работы коллаж вывешивается на доску и проводится его защита (задание №2). Общественный транспорт Индивидуальный транспорт - Ребята, вам приходилось когда-нибудь пользоваться общественным транспортом? (да, ездили в театр, областную больницу и т.д.) - Давайте возьмём маршрут до Областной больницы. У вас на партах лежат схемы «Движение транспорта от остановки «Новая» до остановки «Областная больница», возьмите их и ознакомьтесь. - А теперь возьмите машинки, представьте, что мы выезжаем со школы-интерната на дорогу и едем по стрелочке вперёд, называя все остановки: «Новая», «Комбайновый завод», «Сеченова», «Дом престарелых», «Областная больница». - Дальше мы не едем, разворачиваемся и едем в обратном направлении, называя остановки: «Областная больница», «Дом престарелых», «Сеченова», «Комбайновый завод», «Новая». - Итак, сколько остановок мы проехали до Областной больницы? (четыре) - Какие виды общественного транспорта, и под каким номером, едут по этому маршруту? (автобусы №1 и №5, маршрутное такси №23) - Ребята, на улице и в транспорте нужно соблюдать определённые правила. - Как переходить улицу, где нет светофора? (по пешеходному переходу) - На какой свет светофора переходим улицу? (на зелёный свет) - Как заходить в автобус? (пропустить тех кто выходит) - Как выходить из автобуса? (необходимо заранее готовиться) Физминутка. - Ребята, давайте немного отдохнём и проведём физминутку (выполняют упражнения на снятие позостатического напряжения). На мотоцикле ехали, До угла доехали. Сели на машину, Налили бензину. До реки доехали. Трррр! Стоп! Разворот! На реке теплоход. Теплоходом ехали, До горы доехали. Теплоход не везёт, Надо сесть в самолёт. Самолёт летит, В нём мотор гудит: УУУУУ! III. Практическая часть. Прослушивание шума города: шум транспорта. - Что за звуки вы слышите? (это шум транспорта, звуки городской улицы – на экране изображение городской улицы) - Ребята, давайте представим, что мы находимся на улице нашего города. - Какая это остановка? («Областная больница») - Нам нужно добраться до школы. - На каком пассажирском транспорте мы можем доехать до нашей школы? (№1, №5, №23) - Сейчас мы будем в роли пассажиров. - Что нужно пассажиру, чтобы оплатить проезд? (деньги) У каждого из вас на парте лежит кошелёк, посчитайте деньги, которые в нём находятся. (дети пересчитывают деньги и озвучивают полученную сумму) - А теперь идём на остановку (дети одеваются и выходят на улицу). Ход практической части (сюжетно-ролевая игра): • Учащиеся переходят дорогу по пешеходному переходу на остановку «Областная больница». • Подъезжает маршрутное такси №23, дети пропускают выходящих пассажиров, затем заходят в транспорт, покупают детские билеты (40 тг.) у кондуктора (по ходу поездки кондуктор называет все остановки). • На остановке «Сеченова» дети помогают дедушке войти в транспорт. • На остановке «Комбайновый завод» дети предъявляют билеты на проверку контролёрам. • На остановке «Новая» дети выходят из транспорта. По окончанию игры дети заходят в корпус, зайдя в кабинет СБО, раздеваются и занимают свои места за партами. Вопросы по итогам игры: - Ребята, всем понравилась поездка? - На каком транспорте мы доехали до школы? (маршрутное такси №23) - Сколько стоит детский билет? (40 тенге) - Кто вас обилечивал? (кондуктор) - На какой остановке у вас проверяли билеты? («Комбайновый завод») - Кто проверял билеты? (контролёр) - Вам понравилось быть пассажирами? (да) Закрепление изученного материала. - А сейчас вам необходимо выполнить задания, чтобы проверить как вы усвоили новый материал. Для учащихся II группы по Воронковой В. – тестирование «Виды транспортных средств». Тесты. 1. Пассажирский транспорт… А) автобус, Б) пожарная машина, В) вертолёт. 2. Грузовой транспорт… А) такси, Б) КамАЗ, В) мотоцикл. 3. Водный транспорт … А) катер, Б) пожарная машина, В) самолёт. 4. Воздушный транспорт… А) велосипед, Б) самолёт, В) лодка. 5. Индивидуальный транспорт… А) маршрутное такси, Б) мотоцикл, В) теплоход. Для учащихся III группы по Воронковой В. – пазлы «Индивидуальный транспорт». Индивидуальная работа: собрать разрезанную картинку с изображением одного из видов транспорта (автобус, мотоцикл), определить и назвать вид транспорта. IV. Заключительная часть 1. Обобщающая беседа. - О чём мы говорили на уроке? - Чем урок понравился? - Где вам пригодятся полученные знания? 2. Рефлексия. Самооценка деятельности. - Ребята, обратите внимание на наше Дерево, чего не хватает у дерева? (плодов) - Сейчас вам предстоит оценить свою работу н сегодняшнем уроке с помощью «Яблок» (картинки), которые лежат у вас на партах. - Я прошу вас взять красное яблоко, если вы оцениваете свою работу достойно, т.е. были активны на уроке, хорошо усвоили тему и вам всё было понятно; зелёное яблоко – если были трудности, что-то не получилось и ещё нужно поработать по этой теме. Дети выбирают яблоки, оценивая свою работу на уроке, затем прикрепляют их на дерево. - Посмотрите, дерево с плодами. Оно показывает ваши достижения на уроке. Молодцы! 3. Оценка знания учащихся. Учитель оценивает работу учащихся с комментариями (формативное оценивание). 4. Домашнее задание. Учащимся выдаются памятки «Я - пассажир», которые им необходимо изучить для работы на следующем уроке. - Урок окончен. До свидания, ребята! | |
Просмотров: 1756 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|