Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети |
Анищенко Н.С. КГУ « Областная специальная школа-интернат № 1 для детей с нарушением зрения» НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕОДОЛЕНИЮ ЖИЗНЕННЫХ ТРУДНОСТЕЙ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ЗРИТЕЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ Согласно Государственной программы развития образования РК в стране ведётся поиск оптимальных путей социализации, воспитания, образования, социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями. [1]Инвалидность по зрению означает существенное ограни¬чение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами по зрению социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от об¬щества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные тифлоприборы, надписи в общественных местах и т.д.). [2] Учёные всего мира пытаются решить проблемы слепого человека создавая разнообразные приборы. Проблему удобства передвижения незрячего человека - усовершенствованием трости на основе спутниковой навигации, проблему невозможности получения информации из привычных для видящих людей источников созданием читающих устройств, компьютерных клавиатур для ввода и вывода информации при помощи матрицы, которая образует рельефно-точечный шрифт Брайля. Дизайнер Ким Тэ-Дзин предложил концепт устройства для слабовидящих или страдающих отсутствием зрения людей. Внешне устройство напоминает рукоятку «светового меча Джедая». Устройство сочетает в себе ряд функций: это аналог эхолокатора для определения препятствий и расстояния до них, сканер информации ( с помощью устройства можно сканировать денежные купюры для определения их номинала (он сообщается синтезированным голосом через наушник), а также штрих коды на товарах или книгах для получения информации о них), может заменить традиционную трость. [7] Приборов много, но проблема в невозможности их приобретении. Однако, ребенок, имеющий инвалидность – часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни. Ребенок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей. [4] Цель нашей работы – создание условий для выравнивания возможностей детей и подростков, в дальнейшем их интеграция в общество и создание предпосылок для независимой жизни. Пробуждение активности, чувства собственного достоинства, деятельности подростка, который традиционно воспринимался обществом, как больной, нуждающийся в милосердном отношении людей. [5] Независимая жизнь предполагает снятие зависимости от проявлений недуга, ослабление ограничений, им порождаемых, становление и развитие самостоятельности ребенка, формирование у него умений и навыков, необходимых в повседневной жизни, что должно дать возможность интеграции, а затем активного участия в социальной практике, полноценной жизнедеятельности. Необходимо снять страх ребенка перед недоступной средой, раскрепощая, направляя на развитие и проявление способностей и физических возможностей.[6] В нашей школе ребёнок с ограниченными возможностями рассматривается, как эксперт, активно участвующий в реализации программ собственной реабилитации. Выравнивание возможностей наших ребят обеспечивается с помощью вспомогательных средств, которые иногда приходиться придумывать и создавать самим педагогам, но они помогают преодолеть специфические трудности незрячего при вхождении в мир здоровых людей, почувствовать себя полноценными. Деньги — одна из важнейших ценностей для человека, живущего в условиях современной экономики и реакция человека на финансовые факторы оказывает существенное влияние на его жизнь. Деньги – это средство самоутверждения. Деньги — тот элемент, который соединяет сознание и подсознание, приводя их к консенсусу. Сознание тянет ввысь, даже к сверхсознательным вещам. А подсознание говорит, что нужно выжить, сохранить себя, как физическое тело. Личности нужно организоваться в окружающей среде, и деньги дают самый оптимальный способ соединить в человеке два начала. Оперируя свободно деньгами каждый человек в любой момент может легко удовлетворить большинство потребностей, в том числе и социальных, и духовных. [3 ] Как же незрячему человеку свободно пользоваться одним из достижений человечества? Любое государство много усилий тратит на защиту денежных знаков от подделок, но не все продумывают специальные элементы для слепых людей. Официально в Казахстане на банкнотах нового дизайна имеются отличительные метки для людей с ослабленным зрением, позволяющие идентифицировать на ощупь достоинство денежного знака, то есть использованы специальные элементы с повышенной рельефностью, характерные для каждого отдельного номинала. Для удобства идентификации цифровое и письменное обозначение номиналов напечатано крупным шрифтом. А как быть незрячим? Они совершенно не могут определить номинал единичной купюры . [8] В настоящее время очень легко определяется купюра номиналом 10000 тенге., т.к. на ней имеется вставка. Размер купюры номиналом 20 000 тенге - 155 х 79 мм одного размера с 10000 купюрой. Для незрячего наиболее существенным является размер. Тогда мы с ребятами решили попробовать, используя только один показатель - размер, соединить все данные в одном приборе. Так появилась «Пластина» для определения номинала денежных купюр РК. Пластина – прямоугольник со сторонами 144х76 мм, соответствует размеру денежной купюры в 5000 тг. На пластине отмечены рельефные ограничители по длине банкнот разного номинала: 200-126мм, 500 тг – 130 мм, 1000 тг – 134 мм, 2000 тг – 139 мм. Каждый незрячий с лёгкостью обучается пользоваться пластиной. Купюра накладывается на пластину и выравнивается по левому краю и нижнему левому углу. Определив, до какого из ограничителей достала купюра можно определить её номинал. Достоинство пластины в том, что она проста в использовании, её можно носить в кошельке, быстро приложить купюру и определить денежный номинал при самостоятельном расчёте наличными деньгами не прибегая к помощи посторонних. Таким образом, социализация может быть эффективна лишь при наличии психологической готовности к преодолению трудностей и наличии дополнительных тифлосредств. Признавая возможности других подходов к решению данной проблемы, мы рекомендуем простой и действенный способ в виде «Пластины». Не в наших силах вернуть незрячим людям зрение. Но мы можем постараться сделать их жизнь более полноценной. Как бы ни улучшалось положение этих людей за счет помощи государства и меценатов, необходимо помнить, что комфорт жизни незрячих зависит еще и от нашего к ним отношения.[9] Список литературы: 1.Государственной программе развития образования РК на 2011 – 2020г.г. 2.Панов А.М. Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. М.,1997. 3.Семенов М. Ю. Особенности отношения к деньгам у людей с разным уровнем личностной зрелости. Дис. канд. психол. наук : Ярославль, 2004 4. Солнцева Л.И. Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции.Москва.1990 5. Солнцева Л.И., Семёнов Л.А. Психолого – педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности. Москва. 1989 6.Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитываю¬щих детей с отклонениями в развитии. Дефектология. 1998. №1 7.http://tech.onliner.by/2013/01/15/blind «Меч Джедая для незрячих» 8.http://go.mail.ru/search_images Национальная валюта Казахстана 9.http://knowledge.allbest.ru/psychology. Бондаренко Г.И. Психолого-педагогические особенности адаптации детей-инвалидов в современном обществе | |
Просмотров: 293 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|