Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети |
«Использование дидактических игр в развитии речевой активности младших школьников с общим недоразвитием речи» Штиллер Наталья Александровна, учитель начальных классов С раннего возраста ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. Этот процесс развивается при активном воздействии взрослых на ребенка. Формирование речи не у всех детей протекает благополучно, так как проблема школьников с общим недоразвитием речи остаётся одной из наиболее значимых проблем, привлекающих внимание учёных-исследователей, логопедов-практиков, воспитателей логопедических групп. У многих детей есть дефекты произношения звуков, даже слабовыраженные дефекты в фонематическом развитии создают серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как недостаточно сформированы практические обобщения о звуковом составе слова. Эффективность овладения правильными речевыми навыками на каждом из этапов логопедической работы обеспечивается соответствующей группой методов. Самый эффективный метод — использование дидактической (обучающей) игры, как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка и в то же время — основного вида деятельности школьника. Она создается педагогом специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. Коррекционная работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, требует использования игровых приемов в еще большей степени, чем в работе педагога с детьми, у которых речь сформирована в норме, поэтому использование дидактических игр на уроках, считается необходимой составляющей. Дидактическая игра развивает речь детей, формирует правильное звукопроизношение, пополняет и активизирует словарь, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. В игре осуществляется не только речевое, но и познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Это достигается вовлечением ребенка в определенного рода игровые и речевые ситуации, где он (ребенок) – активный участник, способный рассуждать, обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы. Таким образом, игра реализует обучающую и игровую цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Каждый современный учитель хорошо понимает, что развитие - речи задача не только уроков русского языка, но и уроков других учебных предметов. Поэтому на каждом уроке необходимо обращать внимание на правильное и точное употребление детьми слов, учить строить предложения, повторять, пересказывать, излагать чужие и свои мысли. Для учителя важно понять, что игры в школе - это не игры дошкольников, это не игры-развлечения, вводимые лишь для занимательности и разнообразия заданий. Игры в школе прежде всего обучающие, они должны приковать неустойчивое внимание ребёнка к материалу урока, давать новые знания, заставляя его напряжённо мыслить. Выполнение и соблюдение правил дидактической игры обеспечивает реализацию игрового содержания. Именно в ходе игры развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Так вот звуковые игры на выделение и определение звука, на составление слова с изученным звуком - развивают фонематический слух ребёнка, формируют умение сознательно выполнять звуковой анализ слов, развивают память, внимание, наблюдательность. При организации речевых игр и упражнений можно руководствоваться данными рекомендациями: игры не должны быть длительными по времени (5-10-15 минут); они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребёнок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку, а руководитель помочь ему в этом; игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребёнка, поэтому в ней должен присутствовать элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное оформление; игра может быть частью общеобразовательного или логопедического занятия или проводиться в один из режимных моментов (на прогулке, в минуты отдыха и пр.); в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом по возможности использовать и двигательную активность; в игре следует развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу; в процесс игры руководитель принимает непосредственное участие (степень его участия определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры): по ходу игры вносит необязательные и поправки в речь детей, а в заключении обязательно поощряет всех детей, отмечает наиболее успешных и обещает в следующий раз новый вариант игры или совсем новую игру. Работая с помощью игровых методов, можно достичь определенных успехов по коррекции нарушений лексики у детей с общим недоразвитием речи младшего школьного возраста. Ведь игра является как раз той деятельностью, которая создает оптимальные условия для обучения детей, является наиболее эффективным средством коррекционной работы по развитию речи у детей с общим недоразвитием речи. Литература: 1.Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М.: 2000г. 2.Бородич А. М., Методика развития речи детей, М. 1981. 3.Колунова Л. А., Ушакова О. С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. № 9. 4.Селиверстова В. И., Игры в логопедической работе с детьми/ Под ред., М., 1987. | |
Просмотров: 433 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|