Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

Использование дидактических игр в развитии речевой активности младших школьников с общим недоразвитием речи
«Использование дидактических игр в развитии речевой активности младших школьников с общим недоразвитием речи»
Штиллер Наталья Александровна,
учитель начальных классов
С раннего возраста ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. Этот процесс развивается при активном воздействии взрослых на ребенка. Формирование речи не у всех детей протекает благополучно, так как проблема школьников с общим недоразвитием речи остаётся одной из наиболее значимых проблем, привлекающих внимание учёных-исследователей, логопедов-практиков, воспитателей логопедических групп. У многих детей есть дефекты произношения звуков, даже слабовыраженные дефекты в фонематическом развитии создают серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как недостаточно сформированы практические обобщения о звуковом составе слова. Эффективность овладения правильными речевыми навыками на каждом из этапов логопедической работы обеспечивается соответствующей группой методов. Самый эффективный метод — использование дидактической (обучающей) игры, как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка и в то же время — основного вида деятельности школьника. Она создается педагогом специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. Коррекционная работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, требует использования игровых приемов в еще большей степени, чем в работе педагога с детьми, у которых речь сформирована в норме, поэтому использование дидактических игр на уроках, считается необходимой составляющей. Дидактическая игра развивает речь детей, формирует правильное звукопроизношение, пополняет и активизирует словарь, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. В игре осуществляется не только речевое, но и познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Это достигается вовлечением ребенка в определенного рода игровые и речевые ситуации, где он (ребенок) – активный участник, способный рассуждать, обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы. Таким образом, игра реализует обучающую и игровую цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Каждый современный учитель хорошо понимает, что развитие - речи задача не только уроков русского языка, но и уроков других учебных предметов. Поэтому на каждом уроке необходимо обращать внимание на правильное и точное употребление детьми слов, учить строить предложения, повторять, пересказывать, излагать чужие и свои мысли. Для учителя важно понять, что игры в школе - это не игры дошкольников, это не игры-развлечения, вводимые лишь для занимательности и разнообразия заданий. Игры в школе прежде всего обучающие, они должны приковать неустойчивое внимание ребёнка к материалу урока, давать новые знания, заставляя его напряжённо мыслить. Выполнение и соблюдение правил дидактической игры обеспечивает реализацию игрового содержания. Именно в ходе игры развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Так вот звуковые игры на выделение и определение звука, на составление слова с изученным звуком - развивают фонематический слух ребёнка, формируют умение сознательно выполнять звуковой анализ слов, развивают память, внимание, наблюдательность. При организации речевых игр и упражнений можно руководствоваться данными рекомендациями: игры не должны быть длительными по времени (5-10-15 минут); они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребёнок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку, а руководитель помочь ему в этом; игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребёнка, поэтому в ней должен присутствовать элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное оформление; игра может быть частью общеобразовательного или логопедического занятия или проводиться в один из режимных моментов (на прогулке, в минуты отдыха и пр.); в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом по возможности использовать и двигательную активность; в игре следует развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу; в процесс игры руководитель принимает непосредственное участие (степень его участия определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры): по ходу игры вносит необязательные и поправки в речь детей, а в заключении обязательно поощряет всех детей, отмечает наиболее успешных и обещает в следующий раз новый вариант игры или совсем новую игру.
Работая с помощью игровых методов, можно достичь определенных успехов по коррекции нарушений лексики у детей с общим недоразвитием речи младшего школьного возраста. Ведь игра является как раз той деятельностью, которая создает оптимальные условия для обучения детей, является наиболее эффективным средством коррекционной работы по развитию речи у детей с общим недоразвитием речи.
Литература:
1.Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М.: 2000г.
2.Бородич А. М., Методика развития речи детей, М. 1981.
3.Колунова Л. А., Ушакова О. С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. № 9.
4.Селиверстова В. И., Игры в логопедической работе с детьми/ Под ред., М.,
1987.
Категория: Особые дети | Добавил: shtiller72 (2020-08-05) | Автор: Наталья Александровна E
Просмотров: 439 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 9:18 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru