Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети |
Подготовила учитель начальных классов Омарова А.З., КГУ «Специальная школа-интернат №6» УО ВКО, г. Семей Доклад. Тема: Контроль, оценка и учет образовательных результатов в контексте обновления содержания образования. Цель: 1. Раскрыть сущность контроля, оценки и учета образовательных результатов детей с нарушением интеллекта в контексте обновленного содержания образования. 2. Ознакомить с формами, методами контроля и оценки образовательных результатов учащихся 2 Б класса по основным учебным предметам. В соответствии с переходом на обновленное содержание образования появилась потребность в новой, объективной системе оценивания учебных достижений обучающихся, поскольку сложившаяся традиционная практика оценивания в школе не тождественна требованиям нового стандарта образования, обновленных учебных программ, а также целям обучения, требующим адекватной и научно обоснованной. Контроль и оценка достижений школьников с ООП в том числе и учащихся с нарушением интеллекта, является важной составной частью процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Система оценивания учебных достижений школьников с нарушением интеллекта основана на следующих подходах: личностно-ориентированный подход, включающий учет неодинаковых возможностей учащихся разных типологических групп усваивать учебный материал с использованием разноуровневых критериев оценивания учебных достижений; деятельностный подход предполагает выявление возможностей и способностей ученика в разнообразных доступных детям видах продуктивной деятельности; здоровьесберегающий подход, обеспечивающий решение задач сохранения и укрепления психосоматического здоровья учащихся путем создания благоприятного психологического климата в ситуации оценивания. дифференцированный, уровневый подход в обучении умственно отсталых школьников в соответствии с педагогической дифференциацией должен быть реализован на всех этапах целостного образовательного процесса, включая этап оценки достижений учащихся Уровневый, дифференцированный подход в образовательном процессе в специальной школе для детей с нарушением интеллекта по возможностям обучения осуществляется через деление учащихся по типологическим группам по В.В. Воронковой. Содержание контролирующих материалов определяется в соответствии с уровневым целеполаганием, учитывающим возможности учащихся с ООП. Внутренняя оценка результатов освоения учебных программ проводится в ходе образовательного процесса непосредственно учителем на занятиях. Оценка результативности обучения школьников с легкой умственной отсталостью проводится в виде текущего (поурочного), периодического (тематического) и итогового контроля. 1. К текущему контролю относят: систематические наблюдения за деятельностью учащихся на уроке, анализ практических и самостоятельных работ, коллективных видов деятельности; проводится с целью корректировки процесса познавательной и учебной деятельности учащихся разных типологических групп. Такой контроль носит также стимулирующий и воспитательный характер, он оперативен, гибок, разнообразен по методам, формам и средствам. 2. Периодический контроль осуществляется после крупных разделов программы, периода обучения. При этом виде контроля так же учитываются данные текущего контроля. 3. Итоговый контроль проводится в конце четверти, года. Содержание итоговой проверочной работы определяет учитель, ориентируясь на различные уровни возможностей обучающихся. Педагог анализирует динамику развития и успешности каждого ученика в течение учебного года. Достижения в разных разделах учебной программы по предмету фиксируются в итоговых картах достижений. Поурочный контроль должен помочь учителю выбрать содержание учебного материала и методы его преподнесения ученикам, которые соответствуют возможностям обучающихся. Он осуществляется в следующих формах: устный опрос, устный контроль; письменный контроль; контроль практической деятельности; ситуационные задачи; их сочетание. Критериями оценки результативности учебных достижений детей с нарушением интеллекта являются учебные цели, сформулированные в Типовых учебных программах, по которым обучаются школьники, либо учебные цели, зафиксированные в индивидуальных учебных программах. Учебные достижения учащихся с ЛУО отражаются: Уровень учебных достижений с УУО отражаются в таблице критериально-описательного оценивания. Основные функции описательной оценки: подводит итоги работы ученика за определенный период; содержит описание достигнутого уровня в сравнении с ранее описанным уровнем (то есть описывает динамику изменений: положительную, отрицательную или ее отсутствие динамики); должна быть положительной оценкой, при этом объективно описывать ученика, чтобы родители не создавали ложного образа своего ребенка; не должна быть обобщенной и схематичной, а должны быть конкретной и индивидуальной Она имеет много общего как с характеристикой (описывает уровень умений), так и с рекомендацией (содержит мнение о количестве и качестве наблюдаемых изменений), но не является ими. Из этого определения описательной оценки следует ее основная функция – диагностическая. Контрольно-диагностический материал по предмету «Русский язык» за 3 четверть. Подбор материала осуществляется на основе дифференцированного подхода. Например: уч-ся 1 типологической группы пишут под диктуовку, выполняют задания по изученной теме или разделу. Ученики 2 типологической группы в 1 и 2 четвертях выполняли работы по списыванию с печатного образца, на данный период они тоже выполняют письмо под диктовку текста, где прионошение слов не сильно расходится с их написанием, и выполняют облегченные задания по изученной теме. Дети 3 типологической группы раннее писали с прописного образца, сейчас самостоятельно работают над списыванием с печатного текста. Внутри 4 типологической группы возможна разноуровневая дифференцация. По итогам выполненных проверочных работ, составляется таблица, которая помогает проанализировать уровень возможностей, уровень достигнутого детьми, а так же объем и направления дальнейшей работы. Контрольно - измерительный материал по предмету «Математика» так же разрабатывается с учетом индивидуальных возможностей и познавательных способностей учащихся. Например: ученики, относящиеся к 1 типологической группе, решают примеры в два действия, чертят геометрические фигуры с использованием линейки. Для детей 4 типологической группы даются задания предусматривающие использование счетного материала. Содержания контрольно-диагностического материала по итогам 3 четверти значительно меняется. Так, например, при решении примеров в пределах 9-ти дети должны применять знание состава числа 9. Так же могут быть включены разноуровневые задачи. Усложнился геомертический материал (для 1-2 группы): дети чертят отрезки по заданной длине и сравнивают их; ученики 3 типологической группы четрят прямую линию, проходящую через 2 точки. Таблица анализа контрольных работ по математике составляется с учетом разделов программы и изучаемых тем, что помогает отслеживать уровень понимания, усвоения и применения изученого материала и путей решения этих проблем. Задания для контроля учебных достижений учащихся с УУО подбираются На основе использования различных демонстрационных материалов (это картинки, геометричекие фигуры, карточки с цифрами). Этот инструментарий должен привлекать внимание и вызывать интерес. Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника. Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса. Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению. В контрольно - измерительном материале по предмету «Письмо, чтение и развитие речи» вы видите изменение содержания в 1 и 3 четвертях в соответствие с программным материалом. Меняется количество изученных букв, которое ученики должны узнавать и называть, в 1 четверти дается чтение открытых и закрытых слогов, а в 3 четверти дается послоговое чтение двусложных слов. Контрольно - измерительный материал по итогам четверти по предмету «Чтение и развитие речи» составляется на использовании разноуровневых текстов для чтения с разным количеством слов и подбором дополнительных заданий и вопросов. В 3 четверти пувеличилось количество слов в тексте для чтения, изменились вопросы которые должны демонстрировать уровень понимания прочитанного. Если в 1 четверти задаются конкретные вопросы «Кто герой?», «Что делал?», то в конце 3 четверти использовались вопросы и задания которые стимулировали мыслительную деятельность и заставляли детей задуматься над характерами, действиями героев и давали вохможность подумать, дать собственную оценку. Например: какой поступок совершил герой - хороший или плохой и т.д. Анализ проверочных работ по предмету «Чтение и развитие речи», позволяет увидеть, на какие составляющие способа, правильности, выразительности чтения, понимания прочитанного стоит обратить внимание. Здесь так же отражена техника чтения. Проверка техники чтения проводится для отслеживания уровня развития навыков чтения и выявления проблем требующих решения или же вмешательства специалистов, н-р логопеда. Подводя итог своему выступлению, хочу сказать что в любом случае, при оценке учебных достижений учащихся с ООП по различным предметам следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций. Любые достижения учащихся с нарушением интеллекта в усвоении учебных программ к концу учебного года, даже самые минимальные, расцениваются как положительные. | |
Просмотров: 507 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|