Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети |
Казахстанская земля - край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории. Все дальше в глубь истории уходят героические и трагические события, но живут в нашей памяти имена тех, кто ценой своей жизни отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины. Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал великую ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие нации зависит от нас самих, от нашей самоотверженности, организованности, готовности к труду, высокой работоспособности. Я считаю, что воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность школ по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина- патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. В «Комплексной программе воспитания в организациях образования РК» на 2006-2011 годы разработаны Критерии патриотической воспитанности: - целенаправленность (молодые люди имеют цель в жизни, добросовестно относятся к получению образования, определились с выбором дальнейшей профессии); - дисциплинированность (нарушения дисциплины не характерны); - коллективизм (деятельность коллектива неотделима от жизнедеятельности личности); - здоровый образ жизни (отказ от курения, употребления спиртных напитков и наркотических средств, активные занятия физической культурой и спортом); Воспитание должно подготовить человека к одной из главной роли в жизни – к роли гражданина, которая предусматривает выполнение гражданских обязанностей – чувства долга перед страной, обществом, родителями, чувство национальной гордости и патриотизма, уважение Конституции государства, государственной символики, ответственность за судьбу страны, бережное отношение к национальным и природным богатствам государства. Здесь важно, чтобы произошло принятие нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей и убеждений. Зарождается патриотизм с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам. В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут. Здесь задачей -доминантой является формирование социально – культурных ценностей на уровне представления. Система ценностей, ориентированных на усвоение: Родина как место, где родился человек. Родной язык. Государственные символы и атрибуты РК. Формирование понятий мужество, отвага, дружба. Идёт воспитание любви к Малой Родине – деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства Малой Родины нет и большого патриотизма. Воспитание патриотизма и гражданственности начинается с самого раннего детства, необходимо еще в начальной школе вызывать у ребят интерес к политической жизни в стране. В совре¬менном мире вся атмосфера общественной и личной жизни людей насыщена политической информацией, противоречивыми установками, оценками, ценностными ориентациями. Де¬ти любого возраста, живя и действуя в этой атмосфере, не изолированы от политических влияний и воздействий. Политическая идеология преломляется в их сознании под влиянием взрослых. Это требует от педагогов и родителей быть вооруженными знанием особенно¬стей детского восприятия политической информации, сознания и осмысления фактов и со¬бытий. Далее задача - доминанта – расширение представления о социальном устройстве жизни, так как с точки зрения психологов на первом месте ставятся социальные мотивы. Школьники среднего возраста еще склонны в восприятию конкретного и яр¬кого в жизни, но начавшийся процесс самосознания побуждает их к политическому осмыс¬лению происходящего в мире и определению своего отношения к нему. Система ценностей, ориентированных на усвоение: Патриотизм как отношение к Отечеству, интернационализм как нравственное качество человека. Расширение представления о государственной символике. Формирование понятий взаимопомощь, взаимовыручка, чувство ответственности за окружающих. Особое значение придаётся изучению государственных символов Республики Казахстан. Затем формирование патриотизма идёт через воспитание любви к Отечеству, народу, его истории, культуре, традициям. Мы с вами родились и живём на древней казахской земле. И нам, гражданам Казахстана, необходимо знать и уважать историю, традиции и культурное наследие. Есть в истории даты, которые поневоле заставляют оглянуться назад не только, чтобы вспомнить прошлое, но и для того, чтобы понять будущее. Старшие школьники, юноши и девушки стремятся к выработке собственных идеалов, определению жизненных целей, которые помогают найти место в жизни, выбрать профес¬сию и реализовать себя как личность и индивидуальность. Таким образом, начинается процесс формирования патриотизма в семье, любовь к Родине – его финал. С самого раннего возраста чувство патриотизма должно закладываться родителями, в дальнейшем воспитываться в школе. Патриотизм и гражданственность - два разных по своей природе, но в тоже время теснейшим образом взаимоувязанных феномена. Они проявляются как социальные характеристики личности и указывают на качество их социального развития. Гражданское сознание и поведение формируются в процессе социализации. С развитием общества гражданское степенно становится приоритетным по отношению к патриотическому - но вовсе не заменяет и не отменяет последнего. Да и не способно этого сделать. И главным образом, потому, что патриотизм, как чувство более глубокое по своей природе, формируется в человеке - значительно раньше гражданских представлений. Патриотизм нераз¬рывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с на¬родами всех стран. Особое место в интернациональном воспитании молодежи занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы Казахстана, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства. Чувство привязанности и представления о родных местах расширяется и углубляется за счет познания своей страны, ее прекрасной и разнообразной природы, богатства ее недр и могущества рек, широты ее озер и необозримых морей. Каждый из учебных предметов обладает в этом отношении своими специфическими средствами и возможностями. Но нельзя забывать и о роли внеклассной и внеурочной работе в этом аспекте. Для этого используются экскурсии на природу, конкурсы рисунков и проектов на тему «Мой край», различные викторины и лектории. Это позволяет школьникам не только получить новые знания о истории родного края, но и на основе своего жизненного опыта и эмоциональных переживаний делиться ими с другими. Восточному мировосприятию свойственно ощущать себя в "неразделенности" с окружающим миром, окружающей действительностью. Даже творчество Абая все проникнуто критикой пороков людей, которые, кроме своей выгоды более ничего не ценят. В условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историче¬скими материалами, раскрывающими традиции казахского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества госу-дарственных, политических и общественных деятелей; уважение к атрибутам государственности страны. Известный французский просветитель Шарль Монтескье (1689- 1755) подчеркивал, что «лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов». Источниками патриотического воспитания для школьников является естественная среда их жизнедеятельности. Это «Малая Родина»: семья, школа, родной дом, улица, отдельные страницы истории аула, города, области. При этом речь идет именно об отдельных страницах, отдельных исторических деятелях. Выбор темы связан с содержанием базовой программы школы, со знаменательными датами, всенародными праздниками, с теми людьми, чьи имена носят улицы и площади, с памятниками истории и культуры. Целенаправленная и плодотворная работа способствует повышению интереса и мотивации у учащихся, любви к дому, семье, городу, Родине. Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство гордости за свой народ. Экскурсии позволяют учащимся не просто знакомиться со своим краем, изучать свою страну, но и познавать патриотические, трудовые, духовно-нравственные традиции народа. Процесс познания Родины реализуется в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Он глубже воспринимает его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах. Краеведческая деятельность по природе коллективная, обучает ребенка науке общения со сверстниками, взрослыми, окружающим миром, дает возможность для проявления патриотических чувств в добрых делах. Дети любопытны и любознательны. Они открыты, эмоциональны и непосредственны. Они деятельны и активны по природе, именно деятельность, в которой учащиеся вступают в непосредственный контакт с окружающим миром, позволяет им реализовывать свою потребность в познавательной и физической активности, открывать «секреты» окружающего мира, формировать образ Родины. Формы интеграции прослеживаются и при написании сочинений, при изучении географических, биологических, физических и культурологических особенностей нашего края. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки. В содержание воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности. Каждый выпускник коррекционной школы должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса законов. Главный период формирования правосознания – это школьный возраст. Ребенок узнает много о правовых отношениях между людьми: возникает осознание себя субъектом права, формируется правосознание гражданина. Школа определяет приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан Казахстана, руководствуется в своей работе принципом гуманизма – «не навреди». Утверждена ценность разностороннего, свободного и творческого развития учащихся. Созданы условия для развития естественной познавательной активности ученика и для его самореализации. В заключении хотелось бы отметить, что патриотизм был и остаётся нравственным и политическим принципом, социальным чувством, содержание которого выражается в любви к своему Отечеству, преданности ему, в гордости за его прошлое и настоящее, стремление и готовности его защитить. Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками борьбы за свободу и независимость Родины, поэтому насколько педагог сможет развить в ребёнке данное чувство, настолько будет сплочённым и толерантным в целом наше общество, зависит от самого педагога. Проблемы патриотического воспитания важны, в том числе, и для педагогического самосовершенствования учителя , здесь, несомненно, важен метод личного примера педагогов по патриотическому отношению к Родине и её ценностям. | |
Просмотров: 7194 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|