Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети |
ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, ЛИТЕРАТУРЕ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ Акшимова З.Х., заместитель директора, учитель русского языка и литературы, средняя школа № 3 г.Жезказган Когда мы говорим о ребятах, чьи способности к учению невысоки в зависимости от ряда причин (родовые травмы, ослабленное здоровье, отсутствие внимания родителей в процессе подготовки к школе, так и во время учебы в школе, и как следствие – плохая мотивация к учению, отсутствие познавательного интереса, долговременной памяти, дисграфия, повышенная отвлекаемость и утомляемость, импульсивность, недостаточный самоконтроль и т.д.), всем понятно, что речь пойдет о классах коррекционно-развивающего обучения. Идея о необходимости создания такой системы обучения и воспитания, в которой ребёнок с ограниченными возможностями не будет исключён из общества детей с нормальным развитием, была воплощена в нашем городе через создание коррекционных классов при общеобразовательных школах. Основная идея инклюзивного образования - изменение старой установки «ребёнок для школы», на установку «школа для ребёнка», т.е. школа должна обеспечить возможность успешного обучения любого ребёнка, каким бы трудным он не казался. Основой деятельности нашей школы является вера в завтрашний день ребёнка, ориентация на «зону его ближайшего развития», оптимизм, принятие его таким, каков он есть, со всеми трудностями, готовность прийти на помощь, поощрение, самостоятельность. За семь лет наша школа помогла не одному десятку ребят. И если другие социальные учреждения специализируются на помощи медицинской, то школа занимается социально – педагогической и социально-психологической, а именно творческой реабилитацией детей, оказавшихся в нашем жестоком и стремительно развивающемся мире в некотором смысле за пределами общего социума. Актуальность данного исследования заключается в том, что одной из самых острых социальных проблем является высокий уровень заболеваемости детей и неуклонный рост инвалидности. Различают следующие категории детей с ограниченными возможностями и соответственно с особыми образовательными способностями: - слабослышащие; - дети с нарушением функции опорно – двигательного аппарата; - дети с нарушением эмоционально – волевой сферы; - дети с нарушением интеллекта; - дети с задержкой психического развития (труднообучаемые). Практика работы с такими детьми показывает, что у 65 – 85 % различные нарушения речи, среди которых наиболее частыми являются нарушения звукопроизношения. Понятно, что они затрудняют обучение и общение этих детей и отрицательно сказываются на всём их развитии. Страдает не только устная, но и письменная речь. Имеет место пропуски звуков, слогов, слов, нарушения расстановки смысловых ударений. У большинства детей эти нарушения сочетаются с расстройством голоса: он тихий, монотонный. При анализе речи учащихся с перечисленными заболеваниями налицо отставание по объёму высказываний от здоровых детей. Дети не умеют сами строить развёрнутые высказывания, испытывают затруднения при составлении сложных предложений. Запас слов беден, велик разрыв между активным и пассивным словарём. Анализ нарушений ребёнка, страдающего нарушением опорно–двигательного аппарата (ОДА), эмоционально-волевой сферы, интеллекта и с задержкой психического развития, показывает, что одно лечение без систематического психолого– педагогического и социального воздействия развития недостаточно эффективно. Наблюдения показали, что элементы творчества в любой сфере деятельности эффективно развивают детей с ограниченными возможностями в развитии. Главным образом это происходит потому, что в процессе творчества ребёнок меньше внимания обращает на свои недостатки, в дело вступают положительные эмоции. Не последнюю роль в этом развитии играет общение. Ведь ребёнок с ограниченными возможностями с самого рождения живёт в замкнутом пространстве и к физической болезни прибавляется неумение общаться со сверстниками, скрытость, замкнутость. А наши дети имеют возможность не только развиваться творчески, но и жить в коллективе. В нашей школе обучаются ученики разного возраста и разнообразных интересов. Но чем бы не увлекался ребёнок, задача наших специалистов заключается в том, чтобы развивать его способности и всячески помогать его адаптации в обществе. Моя задача заключается в том, чтобы научить детей грамматически правильно, систематически точно, содержательно, выразительно высказывать свои мысли в устной речи и орфографически правильно передавать их на письме. Использование просто дидактических приёмов и методов передачи учебной информации не всегда позволяет справиться с поставленной задачей. Изыскивая резервы успешного усвоения школьного базового материала, я использую в планировании и проведении занятий ряд принципов, которые помогают справиться с этой работой. Это принцип динамичности восприятия, предполагающий построение обучения, таким образом, в ходе которого для ребёнка продумываются задания по степени нарастающей трудности. Например, при закреплении орфографических навыков в написании суффиксов существительных, прилагательных, использую алгоритмы, которые помогают детям не только правильно выбрать орфограмму, но и увидеть условие выбора. Ребёнок работает над закреплением материала на своём индивидуальном задании. Параллельно ведётся работа по развитию культуры речи. В данном случае плодотворна работа по картинам, в частности по картине И.Левитан «Весна. Большая вода». Пополняется словарный запас на конкретную тематику (в данном случае «весна»). Речь обогащается оценочными прилагательными (красивая, прекрасная, великолепная, золотая, удивительная); закрепляются орфографические навыки по теме «Фонетика». Детям предоставляется возможность вспомнить и закрепить знания по теме «Лексика», «Части речи». А самое главное, ребята могут передать свои ощущения, когда смотрят на картину. Слава, например, отметил, что художнику удалось передать красоту весны: « Я смотрю на картину и как бы ощущаю полет листьев, хруст их под ногами». Зульхиджа так передал свои ощущения: «Создаётся хорошее, приятное настроение, хочется долго смотреть на эту картину, от неё веет теплом, уже чувствуется приближение лета». Принцип развития и коррекции высших психических функций предполагает включение в занятие специальных упражнений, нацеленных на развитие памяти, внимания, развития лексической стороны речи. Результаты обследования детей логопедом школы показали, что уровень развития лексической стороны речи детей, обучающихся в условиях инклюзивного образования, находится почти на том же уровне, что и у детей общеобразовательной школы. Этому способствует совместные, систематические занятия логопеда и автора этой статьи на занятиях по русскому языку и литературе, которые ведут к улучшению общей речевой практики детей, к активизации их мыслительной деятельности, а в конечном итоге - активизации их мыслительной деятельности, а в конечном итоге – более успешному пользованию речью как средством общения. Принцип мотивации к учению предполагает обучение с увлечением; задания, упражнения должны быть интересны ребёнку. Здесь имеет место интерактивные методики, которые побуждают к поисковой активности, порождают познавательный интерес. Например, при подготовке мероприятия «В сказке ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок» (по сказкам Пушкина) ребята, используя дополнительную литературу, самостоятельно делали выборку материала. Приложили все усилия, так как каждому хотелось проявить себя доказать, что он не хуже. Практикую специальные игровые формы: ребята прослушивают отрывки из различных произведений, чтобы узнать автора, название произведения. Монтаж для этой своеобразной викторины помогают составлять ребята. Узнавание авторского текста на слух развивает у детей чувство художественного слова, служит стимулом для чтения. Параллельно на занятиях я организую, дискуссии на литературные темы, предлагаю самостоятельно создать творческие работы. Слава пробует свои силы в поэтическом жанре. Итог – написание стихотворений, где мальчик затрагивает различные темы, рассуждает о духовных ценностях человека, о преемственности родственных отношений. Очень часто свои мысли и чувства ребята пытаются изложить в поэтической форме. Бывает, что стихи несовершенны, подражательны, но искренни. Очень важно на данном этапе не погасить творческое горение, дать возможность ребёнку в той или иной форме поделиться своими чувствами, найти заинтересованных слушателей. Хочется отметить, что нашим ребятам нравится участвовать в инсценированных представлениях. Поэтому при подготовке занятий и мероприятий, учитывая специфику воспитанников, составляю сценарии, требующие творческого подхода, самовыражения. Ребята, перевоплощаясь, словесно надевают на себя чужой наряд, примеривают мысли, чувства другого человека, начиная понимать его настолько, что могут думать и чувствовать от его имени. Наши ребята были участниками V областного фестиваля творчества и спорта «Милосердие и добро без границ», для детей с ограниченными возможностями (проводился в нашей школе). Миссия этого фестиваля состояла в организации и предоставлении возможностей для развития творческих способностей, талантов для детей с особыми потребностями. Наши дети имели возможность продемонстрировать на этом празднике свои умения и таланты посредством выставок их творческих работ, выступлений на сцене, (постановка сказки, чтение своих стихов). Стараюсь обеспечить детям возможность прочувствовать великое могущественное слово «могу», так как считаю, что ребёнок, осознавший на деле магию этого слова, не побоится потом и других задач. В процессе работы постоянно выделяю, благодарю каждого ребёнка за его предложение, за индивидуальный вклад. Природные данные у каждого ребёнка разные, но в творчестве каждый постепенно поднимает свою планку. Сложившаяся в школе система коррекционно – развивающего обучения способствует достижению основной цели, поставленной школой, - создание адаптивной системы обучения, дающей возможность каждому ребенку получить полноценное образование. Каждая творческая работа наших учеников – это результат кропотливого труда учителей классов коррекционно – развивающего обучения. Список литературы: 1. Коррекционно-развивающее обучение. Составитель С. Г. Шевченко, Москва, 2002г. 2. Современные педагогические технологии. Пособие для учителя. Ростов на Дону, 2006г. 3. Условия реализации ГОСО в специальных (коррекционных) школах. А. А. Айдарбекова, 2008г. 4. Педагогика творчества учащихся. В. С. Шубинский, Знание – | |
Просмотров: 1316 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|