Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ
АРТЕМЬЕВА  Р.А., логопед высшей категории                                                             

                   Сегодня ответ на вопрос о переучивании левшей ясен для всех. Категорически – нет! Но до недавнего времени переучивание левшей было вполне обычным явлением. Не препятствовали этому ни педагоги, ни врачи. Между тем, леворукость является отражением сложившейся системы работы полушарий головного мозга, поэтому принудительное изменение доминирующей руки ведет к нежелательным последствиям. Переучивать леворукого ребенка – значит изменять специфические качества его психики, что отрицательно влияет на его психическое состояние, эмоциональное благополучие  и здоровье в целом. В процессе насильственного переучивания могут возникнуть вспыльчивость, капризность, раздражительность, беспокойный сон, снижение аппетита, частые головные боли, постоянная вялость. Это может привести к развитию невротических реакций: нервные тики, энурез, заикание. Поэтому и родителям и педагогам следует принять левшество, как норму, но в процессе развития и обучения ребенка учитывать его особенности.
     Истоки возникновения леворукости ученые склонны видеть уже  в пренатальном (дородовом) развитии ребенка. Достоверно установлено, что леворукость в 10-12 раз чаще встречается  в семьях, в которых левшой является хотя бы один их родителей. Анализируя причины возникновения леворукости, нельзя не затронуть один очень важный аспект – асимметрию полушарий головного мозга.
     Учение о межполушарной асимметрии у человека возникло около ста лет назад. Открытия французского врача Поля Брока, а чуть позже и Вернике буквально потрясли ученый мир. Их открытия послужили тому, что левое полушарие признали ведущим в сферах: мышления, языка, двигательной деятельности, ориентации в пространстве. Но такой взгляд не подтверждался клиническими наблюдениями, и в результате дальнейших исследований, Нобелевский лауреат, американец Р.У.Сперри сформулировал  концепцию частичного доминирования полушарий у человека, согласно которой, левое полушарие специализируется на вербально-символических функциях, а правое – на пространственно-синтетических. Доминантность определяет особенности протекания всех психических процессов у человека.
     Рассматривая основные особенности полушарий мозга человека и сферы психической деятельности, за которые они ответственны, начнем с ПРАВОГО полушария, т.к. оно у левшей является доминирующим. Главной особенностью этого полушария является восприятие выразительности звуков. При активной работе правого полушария проявляется высокий уровень ассоциаций и абстрактного мышления, обобщения понятий, а при функциональном лидировании  левого полушария облегчаются стереотипные двигательные операции, а ассоциации становятся конкретными, с низким уровнем обобщения понятий.
     Образная память, способность сохранять длительное время впечатления от увиденного – это тоже обязанность правого полушария. Если «выключено» правое полушарие, большинство зрительных задач вызывает очень серьезные затруднения. Правое полушарие помогает нам хорошо ориентироваться в пространстве, и отвечает за возможность перерабатывать поступающую информацию в реальном времени, т.е. как бы наносит временные «метки» на переживаемые события. И еще одной удивительной способности правого полушария – связи с бессознательным,  мы обязаны возможностью улавливания множества связей, организации многозначного контекста.
     Основные функции ЛЕВОГО полушария позволяют человеку понимать обращенную к нему речь, как устную, так и письменную, свободно оперировать цифрами и математическими формулами в пределах формальной логики и усвоенных ранее правил. Но это полушарие плохо справляется с распознаванием сложных образов, не поддающихся разложению на простые составные элементы.
     Левое полушарие человека сопряжено с двигательной сферой. А правое - в основном,  с чувственной. Подобное расширение сферы чувственного познания у левшей приводит к тому, что им становятся доступны некоторые «исключительные», феноменальные способности восприятия (такие как кожно-оптическое чувство или феномен предвосхищения).
     Кроме асимметрии  строения и функций мозга были обнаружены особенности функциональной асимметрии у представителей разного пола. Различия эти невелики и не обязательно предполагают разницу в способностях между любыми двумя представителями обоих полов. Но обнаруживаются они уже в раннем детстве. Девочки научаются говорить и читать раньше, чем мальчики, и гораздо реже сталкиваются с трудностями при обучении чтению.  Среди детей, оказывающихся неспособными к чтению мальчиков в четыре раза больше, чем девочек.
      Хочется особенно подчеркнуть, что леворукие дети совсем не однородная группа, то есть нельзя говорить о каких-то общих для всех леворуких детей проблемах. Подход всегда будет индивидуальным, потому, что разными будут не только трудности, но и их проявления, сочетания, развитие в течение обучения. Поэтому единых универсальных рекомендаций по коррекции речевых  проблем нет. Но, все же, существуют какие-то общие закономерности адаптации к обучению. Как же оптимально учитывать и использовать возможности каждого полушария в обучении левшей? Для повышения эффективности обучения левшей необходимо как можно чаще обращаться к возможностям правого полушария, чтобы использовать присущие ему особенности: большую скорость и эмоциональность восприятия, обобщенность, целостность, образность, вовлечение непроизвольной памяти. С этой целью целесообразно в работе систематически включать в обучающий процесс манипулирование с макетами и моделями. Можно активизировать возможности правого полушария умело, используя всякого рода схемы. Необходимо иметь в виду, что на первых этапах формирования функциональной асимметрии у детей (а до двух лет нет различия в функциях обоих полушарий) психические механизмы речи имеют свои особенности. Речь ребенка тесно связана с эмоциями, а специфика левого полушария состоит скорее в обработке речевых звуков, фонем, как осмысленных, так и бессмысленных. У дошкольников речь подчиняется закономерностям не логического, а непосредственно чувственного восприятия, которое обеспечивается деятельностью не левого, а правого полушария. Существует мнение, что лишь с началом обучения левое полушарие постепенно становится не только вербальным, но и вербально-логическим. Поэтому очень эффективно использование на занятиях творческих заданий, активизирующих эмоциональную реакцию, способствующих не только развитию воображения, фантазии, но в раннем возрасте и переходу пассивной речи в активную. Личный опыт показывает, что даже трехлетние дети с тяжелыми нарушениями речи, выполняя  сюжетные этюды с элементами пантомимы, драматизируя отрывки художественных произведений – доступными им средствами выражения (мимика, движение, звукоподражание), участвуя в обыгрывании потешек, народных песен, давали высокие результаты речевой активности. В более старшем возрасте использование таких технологий помогает развитию диалогической, и что особенно страдает сегодня, монологической речи. Помогает отработать очень важные аспекты развития речи, на которые зачастую мало обращается внимания – эмоциональную выразительность, интонационное ударение.
     У детей из-за особенностей психологической структуры их речи и эмоций правое полушарие играет важнейшую роль в развитии. При обучении письму и чтению следует учитывать что механизмы, осуществляющие эти функции у взрослого и ребенка различны: на ранних этапах обучения процесс чтения в значительной степени опирается на чувства. Таким образом, исследования ученых и личная практика позволяют мне  сделать очень важный вывод: более продуктивный подход к обучению языку детей-левшей – это одновременное использование  методов, направленных на усвоение правил языка и особенностей его грамматических конструкций (обращение к левому полушарию) и на  образные представления и конкретные ситуации (обращение к правому полушарию).
     И еще один очень важный момент. У ребенка в процессе развития может произойти смена доминирующего полушария. Момент смены является тем критическим периодом, когда основные функции центральной нервной системы равномерно распределены между двумя полушариями, после чего уже начинает доминировать правое полушарие, и развивается так называемое «скрытое левшество». Таким критическим периодом является возраст одиннадцать - двенадцать лет. Этот возраст рассматривается как критический по способности детей к зеркально-подражательным движениям, так как после него эта способность у праворуких детей практически исчезает, сохраняясь лишь у левшей.
     Рассмотренные выше особенности функций и доминантности полушарий головного мозга помогают понять причины и возможности предупреждения и коррекции речевых нарушений у левшей.
     «Перевернутое» письмо встречается со времен появления письменности. Явление это носит название феномена зеркальных движений (ФЗД). Наиболее характерными его проявлением является зеркальное письмо, но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие.  Для объяснения ФЗД существует несколько концепций. Одни авторы видят причину в нарушениях зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки. Другие рассматривают феномен как один из компонентов речевого расстройства. Но все они приводят достаточно много данных о связи ФЗД с наличием левшества.
     В дошкольном возрасте, проводя профилактику и коррекцию зеркальных движений, зеркального рисования особенное внимание необходимо уделить развитию пространственных представлений. Мною разработан комплекс рече-двигательных игр на формирование и закрепление пространственных представлений, позволяющих в последствии снизить или вообще избежать ошибок на письме. При графическом тренинге (рисование, работа с раскрасками) леворуких детей необходимо иметь в виду, что левши зрительно воспринимают образ предмета целиком, поэтому графические задания, где следует дорисовать элементы предмета без его полного образца, будут вызывать у ребенка серьезные затруднения. Ему лучше предложить задания, в которых необходимо дорисовать половину рисунка, т.е. перевернуть и скопировать имеющийся образец.
     Обращая внимание на проблему феномена зеркальных движений, нельзя не затронуть вопрос о нарушениях чтения (дислексия) у левшей. Дети, страдающие дислексией, имеют нормальный интеллект, устная речь и ее понимание у них не нарушены. Трудности, с которыми они сталкиваются при чтении, принимают различные формы и обусловлены рядом причин. У одних причины нарушения носят преимущественно зрительно-пространственный характер: дети испытывают затруднения в восприятии слова как целого, не могут, например, отличить ВОЗ от ЗОВ. Другие не способны уловить связь между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают. Они могут узнать и правильно прочесть слово ТОПОТ, но придут в замешательство при слове ПОТОП. Такие дети теряются, если их просят произнести незнакомое слово.
     Левшество само по себе не обуславливает возникновение нарушений чтения. Зависимость между левшеством и дислексией опосредованное. Во многих случаях, особенно при переучивании левши на правшу и при смешанной доминанте полушарий, у детей наблюдаются специфические трудности формирования пространственных представлений, различия правого и левого. Достаточная сформированность пространственных представлений является необходимой предпосылкой различения и усвоения букв ребенком. У левшей без нарушения чтения, по-видимому, в процессе эволюции создаются механизмы, компенсирующие подобную дискоординацию. У левшей дислексиков эта система компенсации формируется медленнее и позже.
     Генетические исследования позволили сделать вывод о наследственном характере некоторых факторов, обуславливающих дислексию. И хотя нарушения чтения имеют зачастую генетическую основу, все же существуют некоторые методы их исправления. Один из таких  эффективных методов -тренировка бокового зрения. Ребенку  даются простые инструкции: « Научись сначала прочитывать слово «про себя». А потом произнеси его вслух; причем, когда ты произносишь вслух первое слово, переводи взгляд на следующее и читай его про себя, так что, когда ты произнесешь первое слово, ты уже будешь готов произнести второе и такт далее. Попробуй сделать это!» При неудачной попытке ребенку еще раз нужно объяснить, как поступать пока он не научится это делать. Такой метод коррекции дислексии дает хорошие результаты, особенно у детей более старшего возраста – во втором и третьем классах.
     Даже такие, казалось бы, простые на первый взгляд вещи, как посадка при письме, положение рук, положение кисти рук, приемы держания ручки у левшей имеют свои особенности. В классе за партой леворукий ребенок должен всегда сидеть слева от своего соседа, так, чтобы правая рабочая рука соседа по парте не мешала ему при письме. Настольная лампа располагается справа от ребенка левши. Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола. И левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая лежала на столе и придерживала лист. Кисть левой руки большей частью своей должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для кисти служат фаланга несколько согнутого мизинца  и нижняя часть ладони. Для укрепления и развития руки и координации движений детям можно предложить специальные упражнения и гимнастику для левой руки. Для выработки  у ребенка хорошего почерка очень эффективна методика, направленная на развитие скоординированного движения обеих рук. Она включает в себя комплекс специальных упражнений и прописи для практических занятий.
      Феномен зеркальных движений, по данным исследований, отмечается у 85% леворуких детей, что приводит к зеркальному письму. Это может стать причиной нарушений письменной речи. Наблюдение за письмом леворуких детей. Анализ их рабочих тетрадей показывает, что самыми распространенными являются ошибки, в которых дети путают близкие по форме буквы и затрудняются в их расположении. Чтобы правильно организовать работу по предупреждению ошибок такого рода, необходимо подробнее рассмотреть эти буквы. Первая группа букв имеет ориентацию при их написании слева направо и справа налево, а также симметричное строение: при написании этих букв часто возникают ошибки зеркального письма. Чтобы предупредить зеркальное изображение, необходимо включить в предварительную работу зрительный анализ буквы (куда смотрит буква, откуда берет начало, из каких элементов состоит), включая и тактильные ощущения
     Во второй группе букв верхняя часть одной буквы соответствует нижней части другой. Для предупреждения ошибок в изображении этих букв следует проводить их зрительное сопоставление, а также накладывание одной буквы на другую. Буква «О» не имеет ориентации в пространстве. При письме овалов особенно необходимы опоры и указатели, которые показывали бы начало и направление движения.
     Встречаются ошибки, которые вызваны забыванием редко встречающихся форм букв. Для более прочного запоминания их конфигурации следует ввести образное  изображение этих букв. Например: букву Г можно увидеть в хоккейной клюшке или кочерге, Ж – в жуке и т.п.
      Подобных ошибок можно избежать, если еще в дошкольном возрасте использовать игровые таблицы с элементами рисунка или орнамента, обращенными в разные стороны, цифр, в различных сочетаниях, предложить ребенку копирование  с помощью кальки и т.п. задания.
Нарушения фонематического слуха тоже не обусловлены леворукостью. Но личный опыт позволяет сделать вывод, что у большинства леворуких детей существуют характерные ошибки на письме (частые пропуски букв,  неправильное написание безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова и т. д.), что говорит о первичной или вторичной несформированности фонематического слуха. Поэтому коррекционная работа обязательно должна включать в себя упражнения на развитие фонематического слуха. Мною разработаны речевые игры, считалки, логоритмические упражнения и т.д., с учетом особенностей восприятия левшей. В них также включены различные схемы, таблицы, сюжетные ситуации.
     Таким образом, становится очевидным, что знание особенностей развития и обучения, предупреждения и коррекции встречающихся речевых нарушений, умелое использование методов их преодоления дает возможность логопедам, педагогам и родителям сохранять не только физическое здоровье, но и, что не менее важно, психологическое здоровье ребенка.
Категория: Особые дети | Добавил: collegy (2012-02-05)
Просмотров: 2767 | Теги: левши | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 2:19 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru