Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

Комплексный подход в организации работы по преодолению общего нарушения речи у учащихся первых классов общеобразовательной школы
Отправляя ребенка в первый класс, каждый из родителей надеется на то, что его ребенок будет успешен и талантлив. Однако, это не всегда соответствует действительности. Уже на начальных этапах обучения ряд детей испытывают трудности в овладении учебной программой первого класса. В последнее время контингент общеобразовательных школ претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию полноценной учебной деятельности. Существует ряд речевых проблем, которые можно и нужно решить в рамках общеобразовательной школы. К одному из таких нарушений относится общее недоразвитие речи – III, V уровня. Учащиеся с данным нарушением нуждаются в логопедической помощи в первую очередь, так как вне такой помощи, эти дети не только испытывают затруднения в процессе общения, но и оказываются в числе стойко неуспевающих. Основной контингент учащихся первых классов логопед выявляет в начале учебного года (1-15 сентября). Часто сложные условия обследования (большое количество учащихся, отсутствие кабинета) сочетаются с недостаточной профессиональной компетентностью обследующего логопеда и в результате возникают диагностические ошибки. Чреватые серьезными отрицательными последствиями для учащихся первых классов. Подобных диагностических ошибок можно избежать, если осуществлять анализ нарушений устной речи с позиций системного строения речевой деятельности и с учетом принципа развития. Для этого в сентябре я провожу обследование всех первоклассников. На каждого ребенка, имеющего нарушения звукопроизношения завожу речевую карту. В работе использую наглядность, специально подобранную к заданиям по карте (из альбома Иншаковой) – это помогает сократить время диагностики. Только качественное обследование и полученные сведения помогают сделать предварительные выводы о норме или нарушении речи, его глубине, структуре речевого дефекта, позволяют поставить речевое заключение и определить пути коррекционного обучения. В связи с увеличением учащихся с ОНР 15 сентября формирую две группы по 4-5 человек. И с этими детьми провожу фронтальные занятия по плану, предложенному ГМО учителей – логопедов г.Темиртау. Занятия проводятся 3 раза в неделю во внеурочное время. При планировании занятия придерживаюсь схемы, которая описана в методическом пособии. Большое значение в оптимизации коррекционного обучения имеет подбор учебно-дидактического материала и самих коррекционных упражнений. Очень важно уметь выбрать из достаточно большого количества разнообразных пособий те , которые позволят за меньшее количество времени достичь больших результатов. Особо ответственно следует подходить к отбору используемых на логопедических занятиях коррекционных упражнений. Дело в том, что все упражнения, имеющие целью восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, лексических средств и грамматического строя речи, помимо изначальной заданности в них коррекционной и коммуникативной направленности, с необходимостью должны способствовать и самостоятельному овладению учащимися новыми знаниями, умениями, навыками. А это значит, что коррекционные упражнения должны служить активизации мыслительной деятельности учащихся, сокращению малоэффективной механической работы, реализации принципа взаимосвязанности знаний школьников с умениями и навыками. И, кроме того, они должны обеспечить повторяемость практических действий и применение усваиваемого материала в процессе коррекционно-учебной и практической деятельности. Таким образом, в качестве оптимального варианта логопедического упражнения следует признать такое, выполнение которого позволяет решать одновременно несколько коррекционных задач. Иначе говоря, в процессе его выполнения нужно решать не только главную коррекционную задачу данного занятия (например, дифференциация с – ш), но и готовить (по методу устного опережения) базу для будущей целенаправленной работы над другими компонентами речевой системы (лексические средства, грамматический строй, связная речь). Кроме того, эти упражнения должны содержать коммуникативный и творческий потенциал для организации мыслительной и речевой активности детей. Желательно чтобы, коррекционные упражнения, особенно используемые в работе с первоклассниками, содержали элементы занимательности и игры. Условно работу с первоклассниками можно разделить на три основных этапа. Основная работа, которая проводится с учащимися первых классов на первом этапе - это формирование полноценных представлений о звуковом составе слова, втором о морфологическом составе и на третьем этапе в конце года - синтаксических представлений . Но самое главное- при планировании и проведении занятий нужно учитывать принцип коррекционно - развивающего обучения детей с ОНР, т.е. одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. То есть о необходимости одновременной работы над всеми компонентами речевой системы - звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем. В силу пониженной наблюдательности к языковым явлениям, несовершенного набора речевых средств, а также невысокой способности к переключению ребенок с общим недоразвитием речи не в состоянии с равной степенью внимания и сосредоточенности производить осознанные наблюдения над фонетическими, морфологическими и синтаксическими признаками используемых в коррекционных упражнениях слов и предложений. На первом этапе в середине сентябре, главным является работа над звуком, а не над буквой, над звуковым и слого-звуковым анализом. Нужно развивать у детей умение слышать звуки в звучащем слове и умение различать слышимые им фонемы. Если во время изучения определенного звука на логопедических занятиях соответствующая звуку буква изучена учащимися на уроках, логопедические занятия строятся на звуко-буквенном анализе и синтезе слов. Если соответствующая буква еще не изучена, все занятие строится на звуковом и слого-звуковом анализе и синтезе, что и будет носить пропедевтический характер. Ко времени изучения соответствующей звуку буквы на уроках обучения грамоте учащиеся научатся правильно произносить обозначаемый ею звук и слышать его в словах различной слоговой структуры, определять наличие, место и последовательность в слышимых словах, различать его со смешиваемым звуком. Кроме того, так как в оборудование занятий обязательно включается графическое изображение звука (буква), ко времени изучения буквы на уроках учащиеся уже будут иметь представление о ней. Вся эта работа над звуком должна, несомненно, предотвратить появление ошибок при письме и чтении. И что очень важно - предупредить ошибки, а не исправлять их. В начале года так же ведется активная работа над уточнением и постановкой дефектных звуков и параллельно - над развитием и совершенствованием фонематических представлений. Эта работа, проводимая на основе анализа звучащей речи, занимает на логопедических занятиях центральное место. В процессе реализации данного учебного комплекса дети получают практические представления о предложении, слове, слоге, ударении, звуке, букве, гласном, согласном. На первых занятиях термины используются только взрослым. Таким образом, к концу первого этапа у детей формируются представления о звуковой структуре слова, готовится их артикуляционный аппарат к дальнейшей работе над произносительной стороной речи и они обучаются умению самостоятельно осуществлять учебную деятельность, приучаются к активной коррекции произношения. Все это создает необходимую базу для дальнейшей планомерной и целенаправленной работы по совершенствованию звуковой стороны речи. Втором этап (в середине учебного года) На этом этапе проводится работа по формированию морфологических представлений учащихся, которая включает в себя: 1) уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов (относящихся к различным частям речи) и знакомство с различными способами словообразования и словоизменения; 2) уточнение, развитие и дальнейшее совершенствование грамматического оформления речи учащихся на основе овладения предложениями различных синтаксических конструкций, а также за счет усвоения связи слов в предложении (согласование, предложное и беспредложное управление); 3) закрепление навыков организации учебной деятельности. Восполнение пробелов речевого развития на втором этапе коррекционных занятий происходит в русле изучения тех тем школьной программы, усвоение которых неразрывно связано с морфологическим анализом слов и умением различать их значимые части. Например, с такими темами, как «Состав слова», «Родственные слова» и т. д., но в связи с тем, что программа по обучению грамоте для учащихся 1 класса не содержит этих тем (в качестве изучаемых), логопедические занятия носят сугубо пропедевтический характер и представляют собой упражнения учащихся в словообразовании и словоизменении без употребления терминологии. Таким образом, н а этих занятиях учащиеся получают представление о родственных словах, упражняются в нахождении и подборе родственных слов, наблюдают за словообразованием и словоизменением. На третьем этапе коррекции недоразвития речи у учащихся первых классов осуществляется совершенствование связной речи. Центральное место в процессе развития связной речи учащихся занимает работа над предложением как основной речевой единицей. Без развития практических умений пользоваться предложениями в своей речи нельзя научить учащихся передавать содержание читаемого произведения, рассказывать о виденном, пережитом, писать изложение, сочинение. В основном вся фонетическая и лексическая работа проводится на материале предложения: учащиеся упражняются в конструировании словосочетаний различного вида, в составлении полных ответов на вопросы логопеда, предложений на определенную тему, с определенным словом, по картинкам, в распространении предложений по вопросам, с данными словами, словосочетаниями. На третьем этапе коррекции недоразвития речи работа над предложением усугубляется, в частности вводятся новые виды работы: 1) восстановление деформированных предложений: 2) выделение предложений из сплошного текста; 3) составление, запись и произнесение повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Работа над предложением на третьем этапе, естественно, переходит в следующий аспект коррекции речевого недоразвития учащихся. Имеется. в виду развитие монологической речи, которое предполагает обучение умению планировать свои высказывания, определять последовательность предложений, избирательно пользоваться языковыми средствами (словами, словосочетаниями, средствами связи слов в словосочетаниях и предложениях). Овладение этими умениями происходит в процессе выполнения следующих видов работ: составление рассказа из отдельных предложений; составление рассказа по вопросам; составление рассказа по картинам (по вопросам и картинам, по серии картин, по сюжетной картине) и др. Таким образом, такая организация логопедической работы позволяет успешно осуществить не только коррекцию недостатков речи учащихся, но и нормализацию их учебной деятельности. Положительным итогом коррекционного обучения, является предупреждение и преодоление неуспеваемости по русскому языку и чтению (а в некоторых случаях и по математике) у детей, имеющих недоразвитие речи при первично сохранном интеллекте, слухе, зрении и отсутствии задержки психического развития
Категория: Особые дети | Добавил: Флектив (2012-02-11) | Автор: Франк Екатерина Викторовна E
Просмотров: 1348 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 2:03 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru