Отправляя ребенка в первый класс, каждый из родителей надеется на то, что его ребенок будет успешен и талантлив. Однако, это не всегда соответствует действительности. Уже на начальных этапах обучения ряд детей испытывают трудности в овладении учебной программой первого класса.
В последнее время контингент общеобразовательных школ претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию полноценной учебной деятельности. Существует ряд речевых проблем, которые можно и нужно решить в рамках общеобразовательной школы.
К одному из таких нарушений относится общее недоразвитие речи – III, V уровня.
Учащиеся с данным нарушением нуждаются в логопедической помощи в первую очередь, так как вне такой помощи, эти дети не только испытывают затруднения в процессе общения, но и оказываются в числе стойко неуспевающих.
Основной контингент учащихся первых классов логопед выявляет в начале учебного года (1-15 сентября). Часто сложные условия обследования (большое количество учащихся, отсутствие кабинета) сочетаются с недостаточной профессиональной компетентностью обследующего логопеда и в результате возникают диагностические ошибки. Чреватые серьезными отрицательными последствиями для учащихся первых классов.
Подобных диагностических ошибок можно избежать, если осуществлять анализ нарушений устной речи с позиций системного строения речевой деятельности и с учетом принципа развития.
Для этого в сентябре я провожу обследование всех первоклассников. На каждого ребенка, имеющего нарушения звукопроизношения завожу речевую карту. В работе использую наглядность, специально подобранную к заданиям по карте (из альбома Иншаковой) – это помогает сократить время диагностики. Только качественное обследование и полученные сведения помогают сделать предварительные выводы о норме или нарушении речи, его глубине, структуре речевого дефекта, позволяют поставить речевое заключение и определить пути коррекционного обучения.
В связи с увеличением учащихся с ОНР 15 сентября формирую две группы по 4-5 человек. И с этими детьми провожу фронтальные занятия по плану, предложенному ГМО учителей – логопедов г.Темиртау.
Занятия проводятся 3 раза в неделю во внеурочное время. При планировании занятия придерживаюсь схемы, которая описана в методическом пособии.
Большое значение в оптимизации коррекционного обучения имеет подбор учебно-дидактического материала и самих коррекционных упражнений.
Очень важно уметь выбрать из достаточно большого количества разнообразных пособий те , которые позволят за меньшее количество времени достичь больших результатов. Особо ответственно следует подходить к отбору используемых на логопедических занятиях коррекционных упражнений. Дело в том, что все упражнения, имеющие целью восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, лексических средств и грамматического строя речи, помимо изначальной заданности в них коррекционной и коммуникативной направленности, с необходимостью должны способствовать и самостоятельному овладению учащимися новыми знаниями, умениями, навыками. А это значит, что коррекционные упражнения должны служить активизации мыслительной деятельности учащихся, сокращению малоэффективной механической работы, реализации принципа взаимосвязанности знаний школьников с умениями и навыками. И, кроме того, они должны обеспечить повторяемость практических действий и применение усваиваемого материала в процессе коррекционно-учебной и практической деятельности.
Таким образом, в качестве оптимального варианта логопедического упражнения следует признать такое, выполнение которого позволяет решать одновременно несколько коррекционных задач. Иначе говоря, в процессе его выполнения нужно решать не только главную коррекционную задачу данного занятия (например, дифференциация с – ш), но и готовить (по методу устного опережения) базу для будущей целенаправленной работы над другими компонентами речевой системы (лексические средства, грамматический строй, связная речь). Кроме того, эти упражнения должны содержать коммуникативный и творческий потенциал для организации мыслительной и речевой активности детей. Желательно чтобы, коррекционные упражнения, особенно используемые в работе с первоклассниками, содержали элементы занимательности и игры.
Условно работу с первоклассниками можно разделить на три основных этапа. Основная работа, которая проводится с учащимися первых классов на первом этапе - это формирование полноценных представлений о звуковом составе слова, втором о морфологическом составе и на третьем этапе в конце года - синтаксических представлений .
Но самое главное- при планировании и проведении занятий нужно учитывать принцип коррекционно - развивающего обучения детей с ОНР, т.е. одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. То есть о необходимости одновременной работы над всеми компонентами речевой системы - звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем. В силу пониженной наблюдательности к языковым явлениям, несовершенного набора речевых средств, а также невысокой способности к переключению ребенок с общим недоразвитием речи не в состоянии с равной степенью внимания и сосредоточенности производить осознанные наблюдения над фонетическими, морфологическими и синтаксическими признаками используемых в коррекционных упражнениях слов и предложений.
На первом этапе в середине сентябре, главным является работа над звуком, а не над буквой, над звуковым и слого-звуковым анализом. Нужно развивать у детей умение слышать звуки в звучащем слове и умение различать слышимые им фонемы. Если во время изучения определенного звука на логопедических занятиях соответствующая звуку буква изучена учащимися на уроках, логопедические занятия строятся на звуко-буквенном анализе и синтезе слов. Если соответствующая буква еще не изучена, все занятие строится на звуковом и слого-звуковом анализе и синтезе, что и будет носить пропедевтический характер. Ко времени изучения соответствующей звуку буквы на уроках обучения грамоте учащиеся научатся правильно произносить обозначаемый ею звук и слышать его в словах различной слоговой структуры, определять наличие, место и последовательность в слышимых словах, различать его со смешиваемым звуком. Кроме того, так как в оборудование занятий обязательно включается графическое изображение звука (буква), ко времени изучения буквы на уроках учащиеся уже будут иметь представление о ней. Вся эта работа над звуком должна, несомненно, предотвратить появление ошибок при письме и чтении. И что очень важно - предупредить ошибки, а не исправлять их.
В начале года так же ведется активная работа над уточнением и постановкой дефектных звуков и параллельно - над развитием и совершенствованием фонематических представлений. Эта работа, проводимая на основе анализа звучащей речи, занимает на логопедических занятиях центральное место. В процессе реализации данного учебного комплекса дети получают практические представления о предложении, слове, слоге, ударении, звуке, букве, гласном, согласном. На первых занятиях термины используются только взрослым.
Таким образом, к концу первого этапа у детей формируются представления о звуковой структуре слова, готовится их артикуляционный аппарат к дальнейшей работе над произносительной стороной речи и они обучаются умению самостоятельно осуществлять учебную деятельность, приучаются к активной коррекции произношения. Все это создает необходимую базу для дальнейшей планомерной и целенаправленной работы по совершенствованию звуковой стороны речи.
Втором этап (в середине учебного года)
На этом этапе проводится работа по формированию морфологических представлений учащихся, которая включает в себя:
1) уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов (относящихся к различным частям речи) и знакомство с различными способами словообразования и словоизменения;
2) уточнение, развитие и дальнейшее совершенствование грамматического оформления речи учащихся на основе овладения предложениями различных синтаксических конструкций, а также за счет усвоения связи слов в предложении (согласование, предложное и беспредложное управление);
3) закрепление навыков организации учебной деятельности.
Восполнение пробелов речевого развития на втором этапе коррекционных занятий происходит в русле изучения тех тем школьной программы, усвоение которых неразрывно связано с морфологическим анализом слов и умением различать их значимые части. Например, с такими темами, как «Состав слова», «Родственные слова» и т. д., но в связи с тем, что программа по обучению грамоте для учащихся 1 класса не содержит этих тем (в качестве изучаемых), логопедические занятия носят сугубо пропедевтический характер и представляют собой упражнения учащихся в словообразовании и словоизменении без употребления терминологии.
Таким образом, н а этих занятиях учащиеся получают представление о родственных словах, упражняются в нахождении и подборе родственных слов, наблюдают за словообразованием и словоизменением.
На третьем этапе коррекции недоразвития речи у учащихся первых классов осуществляется совершенствование связной речи.
Центральное место в процессе развития связной речи учащихся занимает работа над предложением как основной речевой единицей. Без развития практических умений пользоваться предложениями в своей речи нельзя научить учащихся передавать содержание читаемого произведения, рассказывать о виденном, пережитом, писать изложение, сочинение.
В основном вся фонетическая и лексическая работа проводится на материале предложения: учащиеся упражняются в конструировании словосочетаний различного вида, в составлении полных ответов на вопросы логопеда, предложений на определенную тему, с определенным словом, по картинкам, в распространении предложений по вопросам, с данными словами, словосочетаниями.
На третьем этапе коррекции недоразвития речи работа над предложением усугубляется, в частности вводятся новые виды работы:
1) восстановление деформированных предложений:
2) выделение предложений из сплошного текста;
3) составление, запись и произнесение повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений.
Работа над предложением на третьем этапе, естественно, переходит в следующий аспект коррекции речевого недоразвития учащихся. Имеется. в виду развитие монологической речи, которое предполагает обучение умению планировать свои высказывания, определять последовательность предложений, избирательно пользоваться языковыми средствами (словами, словосочетаниями, средствами связи слов в словосочетаниях и предложениях). Овладение этими умениями происходит в процессе выполнения следующих видов работ: составление рассказа из отдельных предложений; составление рассказа по вопросам; составление рассказа по картинам (по вопросам и картинам, по серии картин, по сюжетной картине) и др.
Таким образом, такая организация логопедической работы позволяет успешно осуществить не только коррекцию недостатков речи учащихся, но и нормализацию их учебной деятельности. Положительным итогом коррекционного обучения, является предупреждение и преодоление неуспеваемости по русскому языку и чтению (а в некоторых случаях и по математике) у детей, имеющих недоразвитие речи при первично сохранном интеллекте, слухе, зрении и отсутствии задержки психического развития
|