Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

урок "Освободительная борьба казахов против джунгарского нашествия".
Қостанай облысы әкімдігі білім Басқармасының
«Лисаков түзету мектеп-интернаты» ММ
ГУ «Лисаковская коррекционная школа-интернат»
Управления образования акимата Костанайской области

февраль 2012

Предмет: Родиноведение

Учитель: Аслямова Р.Г. ГУ «Коррекционная школа-интернат города Лисаковск»

Класс: 7

Тема: Освободительная борьба казахов против джунгарского нашествия

Цель:
• Дать представление об организации освободительной борьбы казахов против джунгарского нашествия;
• Развивать умение прослеживать причинно-следственные связи, выделять главное, делать вывод;
• Воспитывать чувство патриотизма;

Оборудование: электронные презентации, флипчарт, контурные карты, атласы, карточки для «Гимнастики для мозгов», карточки для «Лото»

Тип урока: комбинированный

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Виды работ: работа во флипчарте, работа с картой, работа в таблице, просмотр электронной презентации.
.
Ход урока:
I.Организационный момент
Слайд № 1
Гимнастика для мозгов
К А З А Х С К О Е Ъ Ъ Ъ Х А Н С Т В О Ъ Ъ
Ъ Ъ Д Ж У Н Г А Р Ы Ъ Ъ Ъ Х У Н Т А Й Ш И
Ъ Н А Б Е Г Ъ Ъ Ъ В Р А Г Ъ Г Р А Н И Ц А
Ъ Ъ В О Е Н Н А Я Ъ Ъ Ъ Д О Б Ы Ч А Ъ Ъ Ъ
Р О С С И Й С К А Я Ъ Ъ Ъ И М П Е Р И Я Ъ
Ъ Ц И Н С К А Я Ъ Ъ И М П Е Р И Я Ъ Ъ Ъ Ъ
Ъ Ъ К И Т А Й Ъ Ъ Т У Р К Е С Т А Н Ъ Ъ Ъ
Ъ Ж У З Ъ Ъ Х А Н Ъ Ъ С У Л Т А Н Ъ Б И Й
Ъ К У Р У Л Т А Й Ъ Ъ М О Л О Д Ц Ы Ъ Ъ Ъ

II. Повторение
Работа с картой (Индивидуально, по флипчарту)
Задание:
1. Нанести границы жузов;
2. Обозначить жузы;
3. Подписать стороны горизонта;
4. Обозначить какие части Казахстана входят в каждый жуз;
5. Обозначить соседние государства;
6. Обозначить столицу Казахского ханства.
Игра «Лото» (фронтально)

хан Титул правителя Казахского ханства
хунтайши Титул правителя Джунгарии
султан Чингизид, представитель сословия «Белая кость»
бий Судья
курултай Общее собрание кочевников
жуз Хозяйственно – географическая область

III. Опрос домашнего задания
Индивидуальная форма опроса

1. Дать характеристику взаимоотношений Казахского ханства с соседями. Какая ситуация сложилась на границах Казахского ханства в конце 17 – начале 18 веков?
Казахское ханство граничило на севере с Российской империей, на востоке с Джунгарией, на юге с Хивинским, Кокандским и Бухарским ханствами. 17 - 18 века – это время колониальных захватов. Россия и Китай стремились захватить соседние территории – Казахское ханство и Джунгарию. Но Россия вела в начале 17 века войну со Швецией и поддерживала с Казахским ханством дипломатические отношения. Подданные России – башкиры, уральские и сибирские казаки совершали набеги на казахские земли с севера, а на юге кокандцы и хивинцы.На востоке в 1635 году появилось могущественное государство Джунгария. На границах Казахского ханства сложилась непростая ситуация.

2. Какая внутриполитическая ситуация сложилась в Казахском ханстве в конце 16 – начале 17 веков?
В годы правления хана Тауке Казахское ханство было централизованным. Вся политическая и военная власть была в руках хана. Тауке хан отказался от Ханского Совета, где заседали султаны – претенденты на ханскую власть. Он создал Совет биев. В него входили знаменитые правители трех жузов Толе бий, Казыбек бий и Айтеке бий. В ханстве действовал единый закон «Жеты Жарғы».Ставкой хана был город Туркестан. Каждый год Тауке хан проводил курултай – собрание кочевников. Армию составляли 80 тысяч воинов, которые по первому зову хана могли отправиться на войну.

3. Дайте характеристику восточному соседу Казахского ханства Джунгарии.
Джунгария образовалась в Западной Монголии в 1635 году. Её образовали племена, которые входили в левое крыло монгольского войска. Правителя называли хунтайши. Это было сильное централизованное военно-феодальное государство, которое имело 100 тысяч войнов в регулярной армии. Основатель государства Батур хунтайши вел агрессивную захватническую политику, которую продолжили его наследники. Воины были вооружены ружьями, так же на вооружении были пушки. По первому зову правителя армия могла увеличиться вдвое. Кочевники были всегда готовы взять оружие в руки и отправиться в поход. Их с детства растили воинами. Поэтому джунгары представляли серьезную угрозу своим соседям. Джунгария совершала набеги на Казахское ханство и воевала с Китаем (Цинской империей), которая стремилась захватить Джунгарию.
Фронтальная форма опроса
Задание: заполнить сравнительную таблицу
Слайд № 2
Линии сравнения Казахское ханство Джунгарское ханство
год образования 1465 год 1635 год
характеристика гос. устройства Централизованное,
патриархально-феодальное Централизованное,
военно-феодальное
численность населения 1 миллион 1 миллион
образ жизни
населения кочевой кочевой
занятия населения кочевое, полукочевое ското-водство, земледелие, ремесло кочевое, полукочевое ското-водство, ремесло
титул правителя хан хунтайши
внешняя политика мирная политика, обмен посольствами с Россией агрессивная, захватническая, обмен посольствами с Россией, состояние войны с Китаем
армия армия хана 80 тысяч воинов + ополчение регулярная армия 100 тысяч воинов
вооружение Луки, стрелы, копья, пики,
ружья Луки, стрелы, копья, пики,
Ружья и пушки

IV. Изучение нового материала
Слайд № 3 запись темы в тетрадь

Постановка
цели урока
Слайд № 4 Цели:
• Познакомиться с событиями конца 17 – начала 18 века;
• Научиться выделять главное в теме и составлять логическую опорную схему и работать с картой.
Проблемное задание
Почему мы назвали свой урок «Освободительная борьба казахов
против джунгарского нашествия»?
Беседа
Слайд № 5 Кто из казахских ханов воевал с джунгарами?
Есим, Джангир, Тауке

Какое столкновение джунгар с казахами было самым крупным в 17 веке?
Орбулакское сражение 1643 года. У хана Джангира было всего 500 воинов. Он сумел заманить джунгар в ущелье и уничтожить 10 тысяч противников.

С какой целью совершались джунгарские набеги в 17 веке?
С целью захвата военной добычи.
Рассказ учителя

Слайд № 6 Наступил 18 век. В Казахском ханстве продолжал править хан Тауке, Джунгарией правил Цеван – Рабдан (1697-1727 гг). Годы правления Цевана – Рабдана были самыми сложными для Казахского ханства. Он совершал бесконечные походы на Казахское ханство.
Он поставил цель:
1. Захватить богатые пастбища казахов;
2. Казахов превратить в своих рабов.
Слайд № 7

Он продолжил агрессивную захватническую политику в отношении Казахского ханства.
Конец
17 века

Джунгарские
набеги
Захват
военной добычи
Начало
18 века
Джунгарские
походы
Захват
казахских земель

Слайд № 8
Стремление к захвату земель – это война. Цеван – Рабдан покупал пушки на Алтае у русских казаков и в Китае. Он совершал на казахские земли один поход за другим.
Видеосюжет (нашествие)

Слайд № 9 В 1710 году в пустыне Каракумы состоялся курултай. На курултай собрались представители всех трех жузов. Одни говорили, что надо объединиться с джунгарами, другие предлагали подчиниться джунгарам, третьи, особенно за это выступали батыры, чтобы дать решительный отпор врагу, защитить родину от врага. На курултае решили создать ополчение и выбрали главнокомандующими младшего брата Тауке хана, султана Каипа и хана Младшего жуза Абулхаир хана. Но они не смогли согласовать свои действия и проиграли сражение. Батыры во главе с Богенбай батыром продолжали воевать с джунгарами.
Казыбек бий по приказу Тауке хана трижды ездил в Джунгарию во главе казахского посольства и, на время удалось заключить перемирье. В 1715 году умер хан Тауке, Казахское ханство распалось на 4 удела и, не было хана, который мог бы объединить казахов для борьбы с джунгарами. Этим воспользовались джунгары в 1718 году они подошли к столице Казахского ханства Туркестану. Кроме столицы они захватили ряд городов по Сырдарье, разграбили мавзолей Ходжи Ахмета Яссави, сожгли библиотеки в мечетях Саурана, Ташкента и Тараза.
Видеосюжет (пожар в Туркестане)

Слайд № 10 Но самые страшные годы казахско-джунгарской войны были впереди. Джунгары в 1723 году заключили мир с Китаем и все свои силы бросили на войну с казахами.
Весной 1723 года во время перекочевки казахов на джайляу джунгары осуществили нашествие на Казахское ханство по семи направлениям.
(карта)
Казахи вынуждены были бежать: Старший жуз откочевал в Бухарское ханство, Младший жуз Абулхаир хан увел в башкирские земли. Тяжелые потери несли жители Старшего и Среднего жузов. Весь скот угнан в Джунгарию. Голод. В преданиях говорится, что в степи не осталось сурков и барсуков, ели даже их, чтобы спасти себя и детей от голодной смерти. Все норы сурков, где были запасы зерна, были разорены. 2/3 населения Казахского ханства погибли в «годы великого бедствия» в 1723-1727 гг. Годы «Босоногого скитания» «Ақтабан шубырынды».
Слайд № 11 Но знаменитые бии Толе бий, Айтеке бий и Казыбек бий в 1726 году созвали новый курултай в Ордабасы.
Решение:
1. Объединиться всем жузам;
2. Создать единую казахскую армию;
3. Главнокомандующим назначить Абулхаир хана, а помощником Богенбай батыра;
Три казахских жуза пришли к политическому согласию. Они объединили свои усилия в войне с джунгарами. С этого момента начинается освободительное народное движение против Джунгарии. В 1727 году казахи одержали блестящую победу в Булантинской битве. Здесь полегло очень много джунгар. Место битвы казахи назвали «калмық қырылған» - «место гибели калмыков». В 1729 году состоялось решающее сражение – Аныракайская битва, в котором казахские войны одержали самую крупную победу в истории казахско - джунгарской войны. Потерпев поражение джунгары пали духом и ушли с казахских земель, но война еще не закончилась.
IV. Закрепление

1. Работа в группах
1-ая группа 1. Прочитайте внимательно учебный материал
2. Найдите причины казахско - джунгарской войны.
3. Определите цели джунгар.
2-ая группа 1. Прочитайте внимательно учебный материал.
2. Определите характер войны с позиции Джунгарского ханства
3. Определите характер войны с позиции Казахского ханства.
3-ая группа 1. Прочитайте внимательно учебный материал.
2. Найдите в тексте и вставьте в таблицу пропущенные даты, события и результаты событий.

Совместное составление логической опорной схемы (по результатам групповой работы)
Слайд № 12
ЛОС Освободительная борьба казахов против джунгарского нашествия
Причины:
1. Ослабление Казахского ханства;
2. Заключение Джунгарами мира с Китаем;
3. Усиление Джунгарского ханства.
Цели джунгар: Захват казахских земель

Характер войны
Казахское ханство Джунгарское ханство
Освободительный, справедливый Агрессивный, захватнический, несправедливый.

4. Совместное заполнение таблицы с использованием материала учебника с. 37-39
Слайд № 13 Дата Событие, действие Результат
1710 г. Курултай в Каракумах Создание казахского ополчения
1723-1727 гг. Годы великого бедствия Откочёвка казахов в безопасные районы
1726 Курултай в Ордабасы Создание объединённого казахского войска, назначение Абулхаира главнокомандующим
1728 Булантинская битва Победа казахской армии над джунгарами
1729 Аныракайская битва Победа казахской армии над джунгарами

IV. Итог урока

Почему казахи сумели победить такого грозного противника?
(объединились, защищали Родину)
Почему мы свой урок назвали «Освободительная борьба казахов против джунгарского нашествия»?
(казахи освобождали свои земли от врага)
Кто был организатором освободительного движения казахов?
(ханы, бии, батыры)
Д/з пересказ по учебнику с. 37-39, нарисовать карту-схему

Источник: http://авторская разработка
Категория: Особые дети | Добавил: Эрудит (2012-03-12) | Автор: Аслямова Раиса Галимовна E
Просмотров: 9602 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 11:16 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru