Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

Социально-психологическая помощь детям и подросткам с ограниченными возможностями в развитии
Колесникова И.И.

«Социально-психологическая помощь
детям и подросткам
с ограниченными возможностями
в развитии».

У каждого человека с рождения есть реальный шанс привести к гармонии свой внутренний мир, найти свое место в жизни. Задача взрослых, родителей, воспитателей, учителей – помочь ребенку, обеспечить его безболезненную адаптацию в окружающем социуме.
Сегодня педагогическая наука делает акцент на духовное, интеллектуальное развитие личности аномального ребенка, воспитание человека, способного к максимальной реализации своих потребностей и потенциальных возможностей в социуме средствами организации учебно-воспитательного процесса и грамотной коррекционной работы.
Коррекционная задача конкретизируется в зависимости от патологии учащихся и решается прежде всего, на специальных коррекционных занятиях. Во вспомогательной школе коррекция направлена на исправление в комплексе недостатков общего, речевого, физического и нравственного воспитания умственно-отсталых детей в процессе овладения ими каждым учебным предметом, а также трудовыми навыками на организованных специальных занятиях логопедии, ЛФК, по развитию психомоторики, социально-бытовой ориентировки.
Использование диагностики каждого воспитанника, определение его возможностей и способностей на основе валеологического, психолого-педагогического и образовательного мониторинга позволяет педагогам раскрыть подлинные индивидуальные проявления ребенка комплексно, разносторонне, в динамике, выстроить для него личностную траекторию обучения и развития, помочь ребенку найти свое поле деятельности, предоставив ему возможность самореализоваться и развиваться, достигая конкретных результатов.
Для успешного освоения подростками социальных ролей в системе общественных отношений в школе-интернате работает психологическая служба, включающая в себя кабинет психологической разгрузки, клуб «Познай себя».
Педагоги вспомогательной школы-интерната стараются создать необходимые условия, в которых ребенок чувствовал бы себя комфортно. Педагогический такт, накопленный опыт, высокие нравственные качества, любовь к детям позволяют организовать такую коммуникативную среду, в которой дети чувствуют себя уверенно, а именно, знают, что они равноправны с другими членами коллектива, что любая конфликтная ситуация будет разрешена справедливо, что они защищены, что они любимы.
Наш педагогический коллектив - это не только педагоги-профессионалы, но и медики, повара, шоферы – все взрослые, кто в ежедневном общении с детьми своей участливостью, вниманием, сердечностью, честностью воспитывают в них трудолюбие, добро и человечность.
В любом детском учреждении нет более сложной и важной задачи как педагогически разумная организация свободного времени учащихся. Мы стараемся, чтобы наши дети были заняты полезным делом. Много внимания уделяется общему развитию учащихся, раскрытию их творческого потенциала. Приоритетными направлениями учебно-воспитательного процесса во вспомогательной школе-интернате является трудовое воспитание, подготовка воспитанников к жизни, оказание помощи в выборе профессии, определение своего места в обществе. Однако макросоциум таких ребят принять не готов. Продолжить образование выпускникам вспомогательной школы в ПЛ (профессиональных лицеях) становится все сложнее и сложнее. А тем, кому все-таки удалось окончить ПЛ, на работу устроиться практически невозможно. В результате они возвращаются в свои, в большинстве своем, ассоциальные семьи и пополняют ряды дезадаптированных членов общества. Необходимо ис-кать пути решения этой проблемы. Пришло время разработки проектов, направленных на помощь такой категории детей. Возможно имеет смысл создание для выпускников различного вида цехов, мини-мастерских по изготовлению эксклюзивных предметов для использования в быту и оформления интерьера.
Учитывая особенности контингента школы, педагоги пытаются создать особую эмоциональную среду, через приобщения учащихся к миру доброты и красоты, воспитывать их сердце, развить положительные эмоции, что чрезвычайно важно для детей с надломленной психикой.
Поддержка таких детей, защита их от влияния многих социальных невзгод должна стать общенациональной заботой. Одним из проявлений такой заботы о подрастающем поколении стало внедрение в учебный процесс всех общеобразовательных учреждений страны курса «Самопознание», автором которого является С.А.Назарбаева. «Сегодня нашим детям больше всего нужны доброта и любовь взрослых. Это – наша забота, наша надежда, будущее нашей страны», - говорит С.А.Назарбаева. Уроки «Самопознания» призывают нас, педагогов, каждый день переступающих порог классов, найти путь искренности, милосердия, сострадания и любви к этим детям, чтобы сделать их жизнь красочнее и ярче.
Первый опыт работы по программе «Самопознание» показал, что эти уроки помогают ребенку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся нарушения поведения, сформировать адекватную самооценку. Поэтому эти уроки можно рассмотреть как удачную форму психокоррекции. Ребенок в каждый момент времени чувствует и понимает, что его принимают таким, какой он есть, любят и ценят. Курс «Самопознание» пробуждает у учащихся надежду - Я таким могу быть! Дает уверенность - Я таким стану!
Как это важно - согреть сердце ребенка Любовью, Верой в его силы, вселить в маленького человека веру в Добро, Справедливость, Великодушие, Радость, жизнь! Потому что, когда он вырастит, то понесет эту эстафету дальше, передаст эти высокие чувства, ценности своим детям. И мир будет чище, светлее, гармоничнее.
Если же он не дополучит любви – он озлобится, затаит свою боль и обиду, а потом ответит обществу той же мерой.
Многое в развитии этих детей не столько зависит от специалистов, которые работают с ними, сколько от всего общества, от каждого человека в отдельности, его желании помочь нашим детям, вступающим в жизнь, адаптироваться в современном обществе, и подтолкнуть их к поиску позитивного смысла в своей жизни.



Литература

1. С.А.Назарбаева. Путь к себе. Алматы, «Атамура», 1999 г.
2. Журнал «Өзіндік таным» («Познай себя»), №6, 2004 г.
3. Бениаминова М.В. Как понимать ребенка. М., 1993 г.
4. Ким А.М. Современное состояние системного подхода в психологии.
Категория: Особые дети | Добавил: Irina_Ivanovna (2012-03-12) | Автор: Колесникова Ирина Ивановна E
Просмотров: 1216 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 2:24 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru