Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети |
Тема урока: «Белый Бим Чёрное ухо» Г.Н.Троепольский Цели: 1. Образовательная: рассмотреть главных героев рассказа и их поступки, продолжать совершенствовать технику чтения, учить давать полные ответы на поставленные вопросы. 2. Коррекционно-развивающая: развивать общие интеллектуальные умения: приёмы анализа и синтеза; развивать активный словарь учащихся; устную монологическую речь через ответы и рассуждения вслух. 3. Воспитательная: воспитание общечеловеческих ценностей: человеколюбие, сострадание к беззащитным. Тип урока: Урок доброты Оборудование: 1. Портрет Г.Н.Троепольского 2. Текст произведения 3. Карточки с заданиями 4. Иллюстрации к тексту 5. Текст стихотворения «Не будь жестоким» План урока: 1. Организационный момент 2. Языковая разминка 3. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос 4. Новая тема 5. Итог урока 6. Оценивание 7. Домашнее задание Ход урока: 1. Организационный момент -Какое сегодня число? Кого нет в классе? 2. Языковая разминка -Сделайте глубокий вдох и на выдохе прочитайте согласные одного ряда. Б Т М П В Ч Ф К Н Ш Л Ж З Ц С К В М С П Л Б Ш Г Р Б Л С Т П Р Л Г Н Т В С Ч Ц Ф Б Х Н М В М Р Г К Т Б Д З Щ З Б Ч В Н Поставить цель перед учащимися: Сегодня на уроке будем читать, отвечать на вопросы, работать с текстом, делать анализ прочитанного, высказывать своё мнение. 3. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос. - Кто автор произведения «Белый Бим Чёрное ухо»? (Г.Н. Троепольский) На доске вывешивается портрет писателя и название повести. -Назовите главного героя повести. Итак, главный герой повести – Бим. Сегодня мы поговорим о его судьбе, его друзьях и врагах и о том, какой след оставил он на земле. -Я думаю,что наш урок можно назвать так: “Бим в нашем сердце…”. Как вы считаете? На доске вывешивается портрет Ивана Ивановича и Бима -Какой он Бим? (Вспомните внешность, необычную окраску, родословную) Наряду с другими достоинствами автор называет ее интеллигентной собакой. -Как вы понимаете это слово? Давайте посмотрим в словаре. Запись на доске слова «Интеллигентный» (выдержка из словаря) Словарная работа Интеллигентный – образованный, культурный. -А почему Бим интеллигентный? (Благородный по происхождению, тонко чувствует поведение людей, голос, мимику. У него своя собачья гордость: не ест дичь, не рвет подранков. Интеллигентная собака не может жить без доброты человека и без того, чтобы делать человеку добро). -Можно ли отнести эпитет “интеллигентный” к хозяину Бима? -Какие ситуации напоминают вам об этом? (Не хочет убивать дичь, переживает, что дал взятку водителю автобуса). -Что для Ивана Ивановича было особенно важно в отношениях с Бимом? (Спасение от одиночества: “забывал войну, невзгоды, одиночество”, “усталые, добрые, ласковые после охоты”, “дружба, казалось, будет вечной”). -На чем строились их отношения? -Какие чувства они испытывали друг к другу?(привязанность, верность, дружеские чувства) -Давайте, ребята, по порядку вспомним, как попал Бим к Ивану Ивановичу? (на доске слова-опоры: увидел необычного щенка, понравился, спас от смерти) -Вспомним, ребята, как развивались события в жизни Бима. 1. Бим попал домой к Ивану Ивановичу. 2. Воспитание Бима 3. Обучение охоте 4. Зашевелился осколок 5. Ивана Иванович в больнице 6. Бим ищет хозяина 7. Мытарство Бима: встреча с плохими людьми 8. Возвращение Ивана Ивановича из больницы: поиски Бима 9. Гибель Бима - Внимательно читали повесть, ребята, молодцы! Физминутка. 4. Новая тема -Сегодня мы продолжим работу и проследим за историей, которая произошла с Бимом и узнаем, чем всё это закончилось. Будем сопереживать и постараемся ответить на вопрос, кто виноват в гибели Бима? На доске вывешивается вопрос урока: «Кто виноват в гибели Бима?» 1) Работа по тексту - Откройте, пожалуйста, ребята, хрестоматию на странице 133. (Выборочное чтение) - Найдите и прочитайте, как встретила Степановна Ивана Ивановича? - Как отнёсся Иван Иванович к известию о пропаже Бима? - Обвинил ли он Степановну, что Бим пропал? (Работа по группам: мальчики анализируют поведение Ивана Ивановича, а девочки – Степановны) Запись на доске: Степановна Иван Иванович 1. Заботливая 1. С благодарностью за заботу Скромная (стеснялась что её хвалят) 2.Огорчилась, что Бим пропал 2. Задумался 3. Переживала 3. Решительно отправился на поиски Бима 2)Чтение 2 части «по-цепочке»(Стр.134-135) 3)Анализ прочитанного -Давайте, проследим, как Иван Иванович искал своего друга Бима? -Куда решил в первую очередь пойти Иван Иванович?(в карантинный участок) -Сколько дней прошло, как Бим ушёл от Толика? (3 дня) -В какой день попал Иван Иванович в карантинный участок? (в выходной) -Почему сторож не пускал Ивана Ивановича на участок? -Почему сторож смягчился и запустил Ивана Ивановича? -Ребята, как вы думаете, каким надеялся Иван Иванович увидеть Бима? -Какие люди помогали Ивану Ивановичу искать Бима? (добрые) 4)Чтение 3 части учителем (Стр.135) 5)Беседа по содержанию -Что было в душе у Ивана Ивановича, когда он шёл к фургону? (надежда) -Допускал ли он мысль, что Бим погиб? (нет) -Какую страшную картину увидел Иван Иванович в фургоне? (Просмотр фрагмента гибели Бима) -Кто же виноват в гибели Бима? (плохие, жестокие люди) -Какая душа была у этих людей? (чёрствая) -Что же убило Бима? (равнодушие, чёрствость, предательство людей) 6)Чтение учителем стихотворения «Не будь жестоким» Собачка на обочине сидела, Голодная, со сломанной ногой, И на людей так жалобно смотрела, Но люди обходили стороной. Собачка жалобно скулила И от прохожих помощи ждала, А от голода и боли выла, Была под сорок градусов жара. Но люди проходили мимо, Едва лишь на щенка взглянув, Другие пробегали торопливо, И головы не повернув. Я тоже мимо проходил, Я в школу очень торопился, Спасая от жары, под куст собачку посадил, В надежде после школы возвратиться, Я ей сказал: «Пойду из школы – заберу, Ты, потерпи немножко, И накормлю, и напою, И вылечу больную ножку.» В тот день мне на уроке не сиделось, Всё грезились её глаза, Молящие, просящие, как в горе у людей, И с них катилась крупная слеза. Когда к собачке подошёл, Она уже мертва была, Напрасно на людей смотрела, Напрасно от бездушных помощи ждала. И тут ко мне девчушка подбежала: «Вот этим камнем Вовка Сидоров убил.» И на валявшийся булыжник показала, Что весь в крови испачкан был. И крикнуть захотелось громко: - Что же вы, люди, так черствы, Не помогаем братьям меньшим в горе, И не спасаем от беды! Где ж ваша человечность и добро, Иль при рождении не досталось, Или с годами вас покинуло оно, Или не гложет вас сомнение, Что когда-нибудь вот так же, в горе и беде, Кто-нибудь бездушный, без стеснения, Камень злобы не положит на душу тебе. 5.Заключительная часть урока Слово учителя -Я надеюсь, что вы поняли смысл произведения Г.Н.Троепольского. Если человек красив душой, он обязательно добрый. К доброму тянутся, ему радуются, его любят, с ним хочется дружить. Однако, в жизни встречаются чёрствые, равнодушные и жестокие люди. -Ребята, с какими бы героями повести вы не хотели бы встретится в жизни, а с какими бы дружили? -Запишите имена этих героев в таблицу. Добрые Плохие 6.Итог урока -Какие чувства у вас вызвала эта история? -Какой эпизод повести взволновал вас больше всего? -Почему повесть так названа? -Как бы вы поступили, если бы вы встретили в своей жизни Бима? - Бим прошел через многое за свою короткую четырехлетнюю жизнь: он познал доброту и нежность людей, учился сам этим человеческим качествам. И потому, пройдя через ад испытаний, он не утратил способности любить людей, не озлобился и все шел с единственным желанием найти своего друга... Он верил нам, людям. Индивидуальная работа. Чтение текстов по индивидуальным карточкам. 7.Оценивание 8.Домашнее задание | |
Просмотров: 8073 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|