Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети |
Замдиректора по УВР Кузгибекова Г.М. Учитель начальных классов Кулешова Т.В Инклюзивное образование: реальный опыт, проблемы, перспективы В данной статье анализируется относительно новое явление в опыте работы СОШ № 51 г. Караганды – инклюзивное обучение детей - инвалидов. Проблема социализации детей с ограниченными возможностями в г. Караганде решалась через создание специальных реабилитационных центров, специализированных интернатов. Особенность заключалась в том, что здоровые педагоги общались с детьми-инвалидами. В случае инклюзивного образования здоровые дети общаются с детьми - инвалидами. Современное казахстанское общество активно вовлекает всех своих членов в различные виды деятельности, уважения прав и свобод каждого отдельного человека, обеспечения необходимых гарантий безопасности, свободы и равноправия. Работа по внедрению инклюзивного образования в СОШ № 51 проводилась в четыре этапа: 1 этап – изучение и анализ причин возможного неполноценного участия ребенка – инвалида в образовательном процессе и социальной изоляции. 2 этап – анализ отечественного и зарубежного опыта инклюзивного образования, создание нормативно – правовой базы. 3 этап – создание в школе инклюзивной среды. 4 этап - разработка рекомендации по развитию инклюзивного образования. Хотелось бы отметить, что основными принципами работы школы были выбраны следующие: 1. Каждая личность индивидуальна «Мы такие, какие мы есть». 2. Принцип создания психологического комфорта «Наша школа – это школа без стрессов!». 3. Сотрудничество детей и взрослых «Понять, принять, помочь!». 4. Природосообразность и природосохранность «экология детской души» - «Не навреди!». 5. «Чтение по лицам» - «Замечать, анализировать - видеть больше, чем другие». 6. Принцип педагогического оптимизма – «Верю в то, что делаю!». . Образовательный процесс школы построен по принципу полного вовлечения ребенка - инвалида во все виды деятельности. Расписание занятий для ребенка – инвалида соответствовует общеобразовательным нормативно-правовым актам Республики Казахстан. Учитель, ведущий занятия с ребенком данной категории, занимается календарно-тематическим планированием, в рамках которого отдельно планируется работа с детьми с вышеуказанной категорией в рамках общеобразовательного учебного процесса и варьируют время, затраченное на тех или иных учащихся в соответствии с их успеваемостью и способностями. При этом детям с отклонениями в развитии уделяется немного больше внимания, поскольку у них усвоение материала идёт немного медленнее. Снижается темп ведения урока, им даются только те задания, которые позволяют отработать какие-то базовые знания. Однако на общеобразовательный процесс, как и на успеваемость других детей это не влияет. В школе обучается ученик 3 класса Араканцев Вадим с диагнозом ДЦП. Для него характерна плохая координация движений. В связи с этим форма выполнения различных заданий и ответов на вопросы для него немного отличается. Ему стараются давать меньший объём письменных заданий, а если это необходимо, то для него предусмотрены либо карточки, с вариантами ответов, которые он выбирает, либо бланки, где он ставит крестики (нечто вроде тестирования), привлекается компьютер (какие- то самостоятельные работы выполняются с помощью компьютера) Организация совместного обучения предусматривает не только вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс, но и их активное участие в жизни школы. Примером этому могут служить утренники, школьные и городские олимпиады, развлекательные мероприятия в рамках школьной программы. При этом ребенок с особенностями в физическом развитии не только является зрителями таких мероприятий, но и принимают активное участие в них. Совместное проживание школьной жизни усиливает совместную социализацию детей и позволяет преодолеть сложившиеся в обществе стереотипы по отношению к инвалидам. Как и любое новое начинание, внедрение системы инклюзивного образования в СОШ № 51 сопровождалось определёнными трудностями. Главной трудностью было – сломать настороженное, местами даже негативное отношение всех участников данного процесса к совместному обучению. Во-первых, это проявилось в отношении родителей здоровых детей к данной идее. Многие не поддерживали её, опасаясь, что это негативно скажется на успеваемости обычных учеников, однако практика доказала обратное. Во-вторых, среди учителей и членов администрации школы проявилось настороженное отношение к таким детям. Исправить ситуацию позволила работа со СМИ, серия тренингов и семинаров, проведённая вместе с родителями и учителями по проблемам совместного обучения. Однако главные участники проекта инклюзивного обучения – дети, - как ни странно, практически не заметили того, что в их классе появилися новый ученик, отличающийся от них как по внешнему виду, так и по поведению. За всё время работы данной программы не было отмечено ни одного сколько-нибудь существенного конфликта между детьми. Видимо, чем раньше происходит включение детей с ограниченными возможностями в общую группу, тем успешнее нам удаётся изменять привычный стереотип о неполноценности инвалидов в нашем обществе. Мы видим, что существенных трудностей по вхождению детей с ограниченными возможностями в школьную среду не возникает. Они воспринимают себя как равных по отношению к другим ученикам, соответственно и обратное отношение тоже как к равным. Техническое оснащение школы даёт возможность ребенку с особенностями в физическом развитии без особых затруднений включаться в образовательный процесс и во внешкольные мероприятия. Подготовка преподавательского состава позволяет таким детям приобрести полный объём знаний, необходимых в будущем для поступления в высшие учебные заведения и построения дальнейшей карьеры. И самое главное, меняется оценка детей с ограниченными возможностями своего места в этом мире, в нашем обществе, в нашей стране. | |
Просмотров: 4464 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|