Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети |
Возможности кабинета психолого-педагогической коррекции как специальной организации образования нового типа. Флоренко Н.В., педагог-психолог КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции Костанайского района Управления образования акимата Костанайской области» Чтобы помощь детям с ограниченными возможностями была эффективной, важно создать необходимые условия, среду, в которой будет осуществляться коррекционно-развивающая работа, направленная на достижение оп¬ределенной социально-трудовой реабилитации и адаптации детей в условиях семьи, в коллективе сверстников и в обществе. Под педагогическими условиями подразумевается наличие благоприятной для ребёнка среды, научно-обоснованных программ воспитания и обучения, адекватных методов и приёмов работы, методическое и кадровое обеспечение. Безусловно, возможности ребенка с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне ог¬раничены. Тем не менее, при систематическом, целенаправленном, комплексном взаимодействии педагогов, психологов, врачей, родите¬лей и наличии научно обоснованных программ воспитания и обуче¬ния положительная динамика реальна в специальном коррекционном учреждении. Кабинет психолого-педагогической коррекции по своей структуре то учреждение, которое может решить многие проблемы, т.к. он объединяет педагога-дефектолога, педагога-логопеда, педагога-психолога, специалиста лечебной физкультуры. Кабинет психолого-педагогической коррекции относится к специальным (коррекционным) организациям образования. Это новый тип учреждений образования, в котором создана инклюзивная образовательная среда, то есть обучение для всех детей в пределах их психофизических возможностей. Именно этот аспект стал рассматриваться как одной из основных задач системы специального образования. Каждый ребёнок имеет возможность реализовать своё право на образование и получить при этом необходимую ему специализированную помощь в кабинете психолого-педагогической коррекции. Кабинет психолого-педагогической коррекции также исполняет роль консультативного центра. Это становится возможным потому, что в сконцентрированы специалисты разных профилей, и они могут оказывать специфическую консультативную помощь для детей и подростков с различными проблемами. Специалисты проводят индивидуальные и групповые коррекционные занятия с детьми, обучающимися в массовых школах, имеющими проблемы в обучении, общении, поведении. Кабинет психолого-педагогической коррекции отличается от других учреждений специального образования и принципиально новыми задачами, и особым контингентом детей и подростков, и спецификой организации коррекционного процесса. По сравнению с другими учреждениями специального образования, которые укомплектовываются по одному ведущему нарушению, кабинет психолого-педагогической коррекции оказывает комплексную помощь различным категориям детей и подростков с ограниченными возможностями в развитии: дети с нарушением слуха, речи, интеллекта, зрения, опорно-двигательного аппарата, ЗПР, а также с проблемами в поведении, общении и обучении. Общая концепция деятельности предполагает следующие принципы организации помощи: • оказание коррекционно-педагогической помощи всем категориям детей и подростков с ограниченными возможностями в возрасте от 0 до 18 лет; • комплексный подход к оказанию коррекционной помощи детям с и подростков с ограниченными возможностями; • предельная индивидуализация процесса коррекционно-педагогической помощи; • вовлечение родителей в коррекционно-воспитательный процесс; • руководство и оказание методической помощи по вопросам психофизического развития детей данной категории. Коррекционная помощь, которую оказывает кабинет психолого-педагогической коррекции, носит комплексный характер. Ни один специалист не работает с ребёнком изолировано от других. Комплексная коррекционная помощь предполагает совместную, взаимосвязанную деятельность специалистов различных профилей, интегрированных в единый коррекционный процесс. Она организуется в рамках мультидисциплинарного взаимодействия. Наиболее продуктивной формой в рамках мультидисциплинарного взаимодействия является совместная оценка состояния психофизического развития ребёнка группой специалистов различного профиля и такое же совместное составление индивидуального плана коррекционной работы с ребёнком. Эта форма работы носит название « командной оценки», то есть оценки проблематики ребенка командой специалистов. Специалисты, входящие в состав команды, изучают проблемы ребёнка с позиции своих дисциплин и совместно обсуждают направления и методы коррекционной помощи этому ребёнку. Совместное обсуждение проблематики ребёнка помогает найти правильный ответ на вопрос: «Над чем будем работать в первую очередь?». В первую очередь объектом коррекционного воздействия выбираются те нарушения, которые соответствуют ряду необходимых критериев: актуальность коррекции данного нарушения, доступность этого нарушения коррекционному воздействию в данный момент времени и значимость этого нарушения для текущей социальной адаптации. Принципы индивидуально-ориентированного обучения направлены на неповторимое своеобразие каждого ребёнка и учитывают не только возраст, но и уровень его развития. Кроме определения объектов коррекционного воздействия специалисты, входящие в состав команды, определяют и оценивают факторы, которые могут осложнять течение коррекционного процесса. Командная оценка проводится в присутствии родителей или других представителей семьи. Участие представителей семьи в этой работе является необходимым условием. Участие специальных педагогов различных профилей в оценке состояния ребёнка (многоаспектный анализ проблематики) и позволяет определить приоритетные направления коррекционной работы. Это означает, что объектом коррекционного воздействия нужно выбирать те проблемы, коррекция которых наиболее актуальна. Значение этого момента заключается в том, что без чёткого определения объектов коррекционного воздействия невозможно планирование коррекционной работы. Совместная работа специалистов и результирующие её планы коррекционной работы оформляются документально. Основной документ, объединяющий всю информацию о ребёнке и получаемой им помощи в кабинете психолого-педагогической коррекции, называется «индивидуально-развивающая программа» (в дальнейшем ИРП). Структура кабинета психолого-педагогической коррекции даёт возможность строить коррекционно-развивающее обучение каждого ребёнка по индивидуальному образовательному маршруту через ИРП. Работа с детьми в КППК является целостной системой, в которой все этапы коррекции преемственны. В этой системе ребёнок получает комплексное обследование (диагностический этап), затем приоритетные направления коррекционной работы определяются в ходе командной оценки; эти направления являются основой построения ИРП, которая вбирает в себя весь спектр коррекционных услуг, предусмотренных учебным планом. На следующем этапе ведётся индивидуальная/групповая коррекционная работа, а затем следует этап анализа достигнутых результатов, уточнения ИРП и обоснования рекомендаций для дальнейшего обучения или направления в другие учреждения образования. В ИРП отражаются все основные аспекты: содержатся задачи, методы, материалы и примерные сроки её выполнения. Образовательные задачи включают: обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Личностно-ориентированный подход к составлению ИРП позволяет сделать её гибкой, она может быть изменена, скорректирована в интересах ребёнка, с учётом конкретной ситуации, определяющей его актуальные потребности. ИРП позволяет дифференцированно осуществлять необходимый объём помощи для каждого ребёнка и подростка. Основными особенностями этой программы стали: • учёт уровня индивидуальных возможностей и потребностей ребёнка; • пошаговое обучение с опорой на нормативы детского развития; • привлечение родителей как партнёров к коррекционно-развивающей работе; • мультидисциплинарный подход в определении нужд ребёнка; • комплексный подход в оказании коррекционной помощи детям разного возраста и разной структуры дефекта с учётом фактического уровня развития. Необходимым условием технологии коррекционного процесса является гибкость, поскольку работа с детьми с ограниченными возможностями. Процесс коррекционно-развивающего обучения контролируется с помощью определённых методов: наблюдения за динамикой обучения, переоценки состояния психофизического развития после 6 месяцев обучения, анализа достигнутых результатов с последующей оценкой эффективности индивидуально-развивающей программы. В итоге определяются перспективы дальнейшего обучения ребёнка в кабинете психолого-педагогической коррекции или возможности его интеграции в другие учреждения образования. Для развивающего обучения важно не столько определение «нормы развития», сколько понимания «развития как нормы». Это труднее, поскольку требует учёта зоны ближайшего развития и её целенаправленного расширения. Построение перспективы ближайшего развития есть открытие знания о незнании и превращения его в один из мотивов учебной деятельности, а затем и этой деятельности в мотив. Развивающий эффект обучения определяется тем, насколько педагогу удаётся переделать образовательную программу в программу деятельности самого ребёнка, т.е. когда оно ориентируется не только на возрастные, но и на индивидуальные особенности детей. Основная задача, которая решается при этом, заключается в том, чтобы, учитывая индивидуальные особенности ребёнка, добиться полного усвоения КРП. Комплексный характер нарушений у детей, их сочетание и неоднородность не позволяют проведение коррекционно-развивающей работы в рамках общепринятых организационных форм обучения детей. Коррекционно-развивающее обучение в КППК проводится в двух формах: • индивидуальная и групповая/подгрупповая форма обучения (2-8 часовая недельная программа) в зависимости от типа нарушений; • консультативная форма помощи родителям детям. Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. Необходимо применять такие методические приемы, ко¬торые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ре¬бенка. Проблемные дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоци¬ональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры. Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид дея¬тельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного матери¬ала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях, как учителем-дефектологом, так и другими педагогами. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно дейст¬вовать в определенной ситуации или с определенными предмета¬ми, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для проблемных детей, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен. Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуют¬ся многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материа¬ле при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Благодаря дидактическим играм организованная деятельность ребенка, способствует формиро¬ванию у него умения решать не только доступные практичес¬кие, но и несложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые за¬дачи в наглядно-образном и даже в словесном плане. Ещё одной особенностью коррекционного процесса в кабинете психолого-педагогической коррекции является привлечение семьи к участию в коррекционной работе – семейно-центрированный подход к организации коррекционного воздействия с родителями. Участие семьи ребёнка отличает коррекционный процесс от аналогичных специальных образовательных учреждений. В кабинете психолого-педагогической коррекции встаёт вопрос привлечения родителей непосредственно к участию в развивающем обучении собственного ребёнка. Для проведения полноценной коррекционной работы помощь семьи необходима. В ходе общения с родителями проявляется ряд проблем, которые необходимо преодолеть, чтобы привлечь семью к сотрудничеству с коррекционными педагогами. ИРП должна способствовать привлечению родителей к коррекционно-развивающему процессу. Максимально возможное развитие детей с тяжелыми нарушениями интеллекта может быть достигнуто при соблюдении ряда условий. Одно из них – правильная организация его семейного воспитания. Основное внимание родителей направляется на следующие стороны психического и физического развития ребенка: развитие общей и мелкой моторики; самообслуживание; умение подчиняться взрослым и выполнять простые практические инструкции; умение видеть и различать в окружающем мире предметы и их отдельные свойства, слышать и различать звуки, осязать предметы, пользоваться предметами практически, соответственно их назначению; развитие речи; развитие элементарных трудовых навыков; привитие навыков культурного и правильного поведения по отношению к окружающим. В КППК обращается внимание на запрос родителей. Сам запрос может показать уровень притязаний родителей и адекватность отношения к предполагаемым результатам коррекционного воздействия. Дети с интеллектуальным недоразвитием одного возраста нередко оказываются различными по своему психическому состоянию и интеллектуальному уровню. Дети с однородным дефектом, но разного возраста также часто находятся на разных уровнях развития. Для того, чтобы помочь ребенку, прежде всего, необходимо дать родителям полную информацию об особенностях его развития: указать его специфические положительные и отрицательные способности. В ходе консультирования нередко приходится преодолевать неправильные установки и заблуждения родителей детей с нарушениями в развитии. Одной из главных ошибок в воспитании является снижение требований к ребенку, закрепление за ним положения больного. Во время консультации родителям нужно объяснить, что такому ребенку должны вовремя прививаться навыки опрятности, самообслуживания, а в дальнейшем и посильный труд в семье, забота о близких. Основной формой воздействия на ребенка в специальных учреждениях образования являют¬ся организованные занятия. Занятия проводятся педагогом-дефектологом, педагогом-логопедом, педагогом-психологом, специалистом лечебной физической культуры, которые составляют педагогический коллек¬тив кабинета психолого-педагогической коррекции. Содержание занятий определяется индивидуально-развивающей программой ребёнка. Занятия в кабинете психолого-педагогической коррекции носят практический характер. Как и в большинстве специальных организаций образования, предметно-практическая деятельность является одним из обходных путей в обучении детей с отклонениями в развитии. По мнению Л.С.Выготского, структура обходных путей возникает тогда, когда операция на прямом пути оказывается отрезанной. Иначе говоря, основная функция, основное назначение формы приспособления заключается в том, чтобы осуществить его там, где приспособление по прямому пути для ребёнка затруднено. | |
Просмотров: 7180 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|