Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

Возможности кабинета психолого-педагогической коррекции как специальной организации образования нового типа.
Возможности кабинета психолого-педагогической коррекции как специальной организации образования нового типа.

Флоренко Н.В.,
педагог-психолог
КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции
Костанайского района
Управления образования
акимата Костанайской области»

Чтобы помощь детям с ограниченными возможностями была эффективной, важно создать необходимые условия, среду, в которой будет осуществляться коррекционно-развивающая работа, направленная на достижение оп¬ределенной социально-трудовой реабилитации и адаптации детей в условиях семьи, в коллективе сверстников и в обществе. Под педагогическими условиями подразумевается наличие благоприятной для ребёнка среды, научно-обоснованных программ воспитания и обучения, адекватных методов и приёмов работы, методическое и кадровое обеспечение.
Безусловно, возможности ребенка с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне ог¬раничены. Тем не менее, при систематическом, целенаправленном, комплексном взаимодействии педагогов, психологов, врачей, родите¬лей и наличии научно обоснованных программ воспитания и обуче¬ния положительная динамика реальна в специальном коррекционном учреждении. Кабинет психолого-педагогической коррекции по своей структуре то учреждение, которое может решить многие проблемы, т.к. он объединяет педагога-дефектолога, педагога-логопеда, педагога-психолога, специалиста лечебной физкультуры.
Кабинет психолого-педагогической коррекции относится к специальным (коррекционным) организациям образования. Это новый тип учреждений образования, в котором создана инклюзивная образовательная среда, то есть обучение для всех детей в пределах их психофизических возможностей. Именно этот аспект стал рассматриваться как одной из основных задач системы специального образования. Каждый ребёнок имеет возможность реализовать своё право на образование и получить при этом необходимую ему специализированную помощь в кабинете психолого-педагогической коррекции.
Кабинет психолого-педагогической коррекции также исполняет роль консультативного центра. Это становится возможным потому, что в сконцентрированы специалисты разных профилей, и они могут оказывать специфическую консультативную помощь для детей и подростков с различными проблемами. Специалисты проводят индивидуальные и групповые коррекционные занятия с детьми, обучающимися в массовых школах, имеющими проблемы в обучении, общении, поведении.
Кабинет психолого-педагогической коррекции отличается от других учреждений специального образования и принципиально новыми задачами, и особым контингентом детей и подростков, и спецификой организации коррекционного процесса.
По сравнению с другими учреждениями специального образования, которые укомплектовываются по одному ведущему нарушению, кабинет психолого-педагогической коррекции оказывает комплексную помощь различным категориям детей и подростков с ограниченными возможностями в развитии: дети с нарушением слуха, речи, интеллекта, зрения, опорно-двигательного аппарата, ЗПР, а также с проблемами в поведении, общении и обучении.
Общая концепция деятельности предполагает следующие принципы организации помощи:
• оказание коррекционно-педагогической помощи всем категориям детей и подростков с ограниченными возможностями в возрасте от 0 до 18 лет;
• комплексный подход к оказанию коррекционной помощи детям с и подростков с ограниченными возможностями;
• предельная индивидуализация процесса коррекционно-педагогической помощи;
• вовлечение родителей в коррекционно-воспитательный процесс;
• руководство и оказание методической помощи по вопросам психофизического развития детей данной категории.
Коррекционная помощь, которую оказывает кабинет психолого-педагогической коррекции, носит комплексный характер. Ни один специалист не работает с ребёнком изолировано от других. Комплексная коррекционная помощь предполагает совместную, взаимосвязанную деятельность специалистов различных профилей, интегрированных в единый коррекционный процесс. Она организуется в рамках мультидисциплинарного взаимодействия. Наиболее продуктивной формой в рамках мультидисциплинарного взаимодействия является совместная оценка состояния психофизического развития ребёнка группой специалистов различного профиля и такое же совместное составление индивидуального плана коррекционной работы с ребёнком. Эта форма работы носит название « командной оценки», то есть оценки проблематики ребенка командой специалистов. Специалисты, входящие в состав команды, изучают проблемы ребёнка с позиции своих дисциплин и совместно обсуждают направления и методы коррекционной помощи этому ребёнку. Совместное обсуждение проблематики ребёнка помогает найти правильный ответ на вопрос: «Над чем будем работать в первую очередь?». В первую очередь объектом коррекционного воздействия выбираются те нарушения, которые соответствуют ряду необходимых критериев: актуальность коррекции данного нарушения, доступность этого нарушения коррекционному воздействию в данный момент времени и значимость этого нарушения для текущей социальной адаптации.
Принципы индивидуально-ориентированного обучения направлены на неповторимое своеобразие каждого ребёнка и учитывают не только возраст, но и уровень его развития.
Кроме определения объектов коррекционного воздействия специалисты, входящие в состав команды, определяют и оценивают факторы, которые могут осложнять течение коррекционного процесса.
Командная оценка проводится в присутствии родителей или других представителей семьи. Участие представителей семьи в этой работе является необходимым условием.
Участие специальных педагогов различных профилей в оценке состояния ребёнка (многоаспектный анализ проблематики) и позволяет определить приоритетные направления коррекционной работы. Это означает, что объектом коррекционного воздействия нужно выбирать те проблемы, коррекция которых наиболее актуальна. Значение этого момента заключается в том, что без чёткого определения объектов коррекционного воздействия невозможно планирование коррекционной работы.
Совместная работа специалистов и результирующие её планы коррекционной работы оформляются документально.
Основной документ, объединяющий всю информацию о ребёнке и получаемой им помощи в кабинете психолого-педагогической коррекции, называется «индивидуально-развивающая программа» (в дальнейшем ИРП).
Структура кабинета психолого-педагогической коррекции даёт возможность строить коррекционно-развивающее обучение каждого ребёнка по индивидуальному образовательному маршруту через ИРП.
Работа с детьми в КППК является целостной системой, в которой все этапы коррекции преемственны. В этой системе ребёнок получает комплексное обследование (диагностический этап), затем приоритетные направления коррекционной работы определяются в ходе командной оценки; эти направления являются основой построения ИРП, которая вбирает в себя весь спектр коррекционных услуг, предусмотренных учебным планом. На следующем этапе ведётся индивидуальная/групповая коррекционная работа, а затем следует этап анализа достигнутых результатов, уточнения ИРП и обоснования рекомендаций для дальнейшего обучения или направления в другие учреждения образования.
В ИРП отражаются все основные аспекты: содержатся задачи, методы, материалы и примерные сроки её выполнения. Образовательные задачи включают: обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Личностно-ориентированный подход к составлению ИРП позволяет сделать её гибкой, она может быть изменена, скорректирована в интересах ребёнка, с учётом конкретной ситуации, определяющей его актуальные потребности. ИРП позволяет дифференцированно осуществлять необходимый объём помощи для каждого ребёнка и подростка.
Основными особенностями этой программы стали:
• учёт уровня индивидуальных возможностей и потребностей ребёнка;
• пошаговое обучение с опорой на нормативы детского развития;
• привлечение родителей как партнёров к коррекционно-развивающей работе;
• мультидисциплинарный подход в определении нужд ребёнка;
• комплексный подход в оказании коррекционной помощи детям разного возраста и разной структуры дефекта с учётом фактического уровня развития.
Необходимым условием технологии коррекционного процесса является гибкость, поскольку работа с детьми с ограниченными возможностями.
Процесс коррекционно-развивающего обучения контролируется с помощью определённых методов: наблюдения за динамикой обучения, переоценки состояния психофизического развития после 6 месяцев обучения, анализа достигнутых результатов с последующей оценкой эффективности индивидуально-развивающей программы. В итоге определяются перспективы дальнейшего обучения ребёнка в кабинете психолого-педагогической коррекции или возможности его интеграции в другие учреждения образования.
Для развивающего обучения важно не столько определение «нормы развития», сколько понимания «развития как нормы». Это труднее, поскольку требует учёта зоны ближайшего развития и её целенаправленного расширения. Построение перспективы ближайшего развития есть открытие знания о незнании и превращения его в один из мотивов учебной деятельности, а затем и этой деятельности в мотив.
Развивающий эффект обучения определяется тем, насколько педагогу удаётся переделать образовательную программу в программу деятельности самого ребёнка, т.е. когда оно ориентируется не только на возрастные, но и на индивидуальные особенности детей. Основная задача, которая решается при этом, заключается в том, чтобы, учитывая индивидуальные особенности ребёнка, добиться полного усвоения КРП.
Комплексный характер нарушений у детей, их сочетание и неоднородность не позволяют проведение коррекционно-развивающей работы в рамках общепринятых организационных форм обучения детей.
Коррекционно-развивающее обучение в КППК проводится в двух формах:
• индивидуальная и групповая/подгрупповая форма обучения (2-8 часовая недельная программа) в зависимости от типа нарушений;
• консультативная форма помощи родителям детям.
Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. Необходимо применять такие методические приемы, ко¬торые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ре¬бенка. Проблемные дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоци¬ональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.
Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид дея¬тельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок.
Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного матери¬ала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях, как учителем-дефектологом, так и другими педагогами.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно дейст¬вовать в определенной ситуации или с определенными предмета¬ми, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для проблемных детей, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.
Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуют¬ся многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материа¬ле при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.
Благодаря дидактическим играм организованная деятельность ребенка, способствует формиро¬ванию у него умения решать не только доступные практичес¬кие, но и несложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые за¬дачи в наглядно-образном и даже в словесном плане.
Ещё одной особенностью коррекционного процесса в кабинете психолого-педагогической коррекции является привлечение семьи к участию в коррекционной работе – семейно-центрированный подход к организации коррекционного воздействия с родителями. Участие семьи ребёнка отличает коррекционный процесс от аналогичных специальных образовательных учреждений.
В кабинете психолого-педагогической коррекции встаёт вопрос привлечения родителей непосредственно к участию в развивающем обучении собственного ребёнка. Для проведения полноценной коррекционной работы помощь семьи необходима. В ходе общения с родителями проявляется ряд проблем, которые необходимо преодолеть, чтобы привлечь семью к сотрудничеству с коррекционными педагогами. ИРП должна способствовать привлечению родителей к коррекционно-развивающему процессу.
Максимально возможное развитие детей с тяжелыми нарушениями интеллекта может быть достигнуто при соблюдении ряда условий. Одно из них – правильная организация его семейного воспитания.
Основное внимание родителей направляется на следующие стороны психического и физического развития ребенка: развитие общей и мелкой моторики; самообслуживание; умение подчиняться взрослым и выполнять простые практические инструкции; умение видеть и различать в окружающем мире предметы и их отдельные свойства, слышать и различать звуки, осязать предметы, пользоваться предметами практически, соответственно их назначению; развитие речи; развитие элементарных трудовых навыков; привитие навыков культурного и правильного поведения по отношению к окружающим.
В КППК обращается внимание на запрос родителей. Сам запрос может показать уровень притязаний родителей и адекватность отношения к предполагаемым результатам коррекционного воздействия. Дети с интеллектуальным недоразвитием одного возраста нередко оказываются различными по своему психическому состоянию и интеллектуальному уровню. Дети с однородным дефектом, но разного возраста также часто находятся на разных уровнях развития. Для того, чтобы помочь ребенку, прежде всего, необходимо дать родителям полную информацию об особенностях его развития: указать его специфические положительные и отрицательные способности. В ходе консультирования нередко приходится преодолевать неправильные установки и заблуждения родителей детей с нарушениями в развитии. Одной из главных ошибок в воспитании является снижение требований к ребенку, закрепление за ним положения больного. Во время консультации родителям нужно объяснить, что такому ребенку должны вовремя прививаться навыки опрятности, самообслуживания, а в дальнейшем и посильный труд в семье, забота о близких.
Основной формой воздействия на ребенка в специальных учреждениях образования являют¬ся организованные занятия. Занятия проводятся педагогом-дефектологом, педагогом-логопедом, педагогом-психологом, специалистом лечебной физической культуры, которые составляют педагогический коллек¬тив кабинета психолого-педагогической коррекции. Содержание занятий определяется индивидуально-развивающей программой ребёнка.
Занятия в кабинете психолого-педагогической коррекции носят практический характер. Как и в большинстве специальных организаций образования, предметно-практическая деятельность является одним из обходных путей в обучении детей с отклонениями в развитии.
По мнению Л.С.Выготского, структура обходных путей возникает тогда, когда операция на прямом пути оказывается отрезанной. Иначе говоря, основная функция, основное назначение формы приспособления заключается в том, чтобы осуществить его там, где приспособление по прямому пути для ребёнка затруднено.
Категория: Особые дети | Добавил: Cnflybxtyrj (2012-10-22)
Просмотров: 7180 | Рейтинг: 3.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 4:58 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru