Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети |
Виды работ по развитию слухового восприятия на фронтальных занятиях в слуховом кабинете. Учитель- дефектолог Утегенова Д.О. Развитие слухового восприятия на фронтальном занятии - это специальное занятие которое проводится в слуховом кабинете с учащимися (0 – 4) классов школы –интерната для детей с нарушением слуха (неслышащих).Продолжительность занятия 45 минут. Занятия я провожу по специальной программе .Каждое моё занятие реализует образовательные, воспитательные и коррекционные задачи. К образовательным относятся такие, как овладение умением различать на слух направления источника звука, воспринимать звуко – ритмическую структуру слова и др. К воспитательным задачам относится – формирование умения пользоваться слухом в различных жизненных ситуациях, воспитание правильного ,адекватного отношения к своему дефекту слуха. К коррекционным - пользоваться слухом в работе по формированию произношения, автоматизации и коррекции произношения, при работе по развитию речи и т. д. На фронтальных занятиях почти в равной доле использую слухо – зрительное и слуховое восприятие. Слухо –зрительное восприятие предшествует слуховому восприятию , особенно при усвоении нового материала . Например, при знакомстве со звучанием инструментов , ранее не воспринимавшимся на слух , я называю инструмент , показываю соответствующую табличку и демонстрирую звучание этого инструмента. При воспроизведения фразы, выясняю понимают ли учащиеся содержание фразы, показываю табличку, затем прослушиваю звучание фразы. После такого слухо – зрительного восприятия неречевого звука и речи материал предлагаю на слух. Такие приёмы в работе часто использую на своих занятиях. Работу по РСВ неречевыми звуками следует начинать с выработки недифференцированного и дифференцированного восприятия звуков Задача ученика – поднять руку в том случае . если он действительно услышит предъявленный звук. Перед началом работы я показываю учащимся барабан, даю послушать его звучание , затем опираясь на слух и зрение учеников, показываю , что при восприятие звука (после удар в барабан) нужно поднять руку .Если звука нет ,то руку не нужно поднимать. За правильный ответ даю фишку. Так вырабатываю условный рефлекс на звук. После того как ученики будут правильно соотносить поднятие руки с издаваемым звуком, переходим на слух. Предлагаю закрыть глаза .опустить голову на руки, и на парту , ударяю два три раза в барабан. Услышав звук учащиеся должны поднять руку . С целью проверки иногда не ударяю в барабан. Предлагаю открыть глаза и выясняю, слышали ли они звук .Работа продолжается пока дети не научатся воспринимать на слух звуки. Для закрепления материала я использую игры: «Зеркало», «Издай такой же звук», « Найди картинку!» и т. д. Описание игр: 1. Игра «Издай такой же звук1» Учащимся раздают любые звучащие игрушки. Учитель издаёт звук инструментом, учащиеся издают звуки на своих инструментах . Если звука не слышат , то не воспроизводят звуки на своих инструментах. 2. Игра : «Найди картинку!». Учащиеся получают картинки с изображением инструмента (бубен, барабан) и таблички: Есть звук Нет звука По сигналу учителя, если звук был издан на инструменте учителем и учащиеся его услышали, они поднимают картинку с изображением инструмента и табличку Есть звук 3. Игра «Слушай и выполняй» Дети встают в круг, у каждого разные звучащие игрушки. Ведущему завязывают глаза. По знаку учителя один из учащихся издаёт звук игрушкой .Ведущий определяет на слух , какой звук он слышал. 4. Игра «Часовой» В середине помещения очерчивается круг Ведущий стоит в центре с завязанными глазами. Дети с разными музыкальными игрушками бегут с одного конца помещения в другой .Ведущий ловит одного из них и по звуку инструмента определяет вид игрушки. 5. Игра «Угадай кто это?» Дети стоят по кругу , у каждого по звучащей игрушке. Водящий стоит в центре, ему завязывают глаза, затем он идёт в любом направлении , пока не натолкнётся на кого – нибудь. Тот , на кого натолкнулся ведущий, должен подать звук игрушкой. Ведущий должен определить, какой звук он слышит. 6. Игра «Дождь и солнце» Дети делятся на две группы: капли дождя и птички . Учитель поясняет , что под звуки бубна – птички . Учитель издаёт звук одним из инструментов , а дети соответствующей группы выбегают на середину комнаты и резвятся. 7. Игра «Кто внимательный ?» Перед учащимися стоит большая грузовая машина ( игрушка) , рядом лежат кубики, мячи, другие игрушки . Учитель вызывает ученика и поясняет , что он должен положить столько кубиков ( игрушек) в кузов машины , сколько услышит звучание барабана. Выигрывает тот , кто ни разу не ошибся. 8. Игра « Считай хлопки!» Дети сидят по кругу. Учитель поясняет, что дети должны хлопнуть в ладоши после трёх ( двух, четырёх, пяти) хлопков учителя. Выигрывает тот , кто ни разу не ошибся. 9. Игра «Где звенит?» Учитель даёт одному ребёнку звучащую игрушку , предлагает закрыть все глаза и не смотреть , куда прячется ученик со звучащей игрушкой. По знаку учителя ученик издаёт звук игрушкой, а учащиеся определяют направление источника звука и отыскивают ученика. 10. Игра « Где стучат?» Все дети сидят по кругу .Водящий стоит в центре с завязанными глазами .По знаку учителя один из учеников издаёт звук игрушкой, водящий определяет направление и источник звучания. Работа по развитию слухового восприятия требует от учащихся большого напряжения , поэтому нельзя забывать о занимательности, о других игровых видах работы. Включение игровых моментов способствует развитию познавательных интересов детей. Но при проведении игр нельзя забывать основную цель , ради чего применяется это игра. КГУ «Школа- интернат для детей с нарушением слуха(неслышащие)» г.Семей. | |
Просмотров: 2207 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|