Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети |
КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции Костанайского района» Управления образования акимата Костанайской области Коррекционно-развивающее занятие для детей младшего школьного возраста «Приемы успешного запоминания и как управлять своими эмоциями» Флоренко Н.В., педагог-психолог Цель занятия: • развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста. • научить детей запоминать, используя для этого специальные способы, которые помогают запомнить и вспомнить необходимую информацию. Задачи: • Продолжать закреплять знания об эмоциях радости, горя, гнева, страха и удивления. • Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое. • Учить передавать заданные эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства. • обучить приёмам логического, ассоциативного и образного запоминания. • Развитие воображения, выразительности движений, передающих эмоциональные переживания радости, грусти, гнева, удивления. Оборудование для детей: тетрадь, ручка, цветные карандаши, силуэты облаков(по количеству детей), Дидактический материал: плакат с опорными рисунками, картинки –эмоции, текст для ассоциаций. Содержание занятия 1. Приветствие. Создание эмоционального настроя. Упражнение “Напиши своё имя” Пожалуйста, встаньте так, чтобы около вас было свободное пространство. Я хочу предложить вам нечто необыкновенное, чего вы, скорее всего, никогда еще в жизни не делали. Одну минуту постойте, полностью выпрямившись, и ощутите всё своё тело. Топните каждой ногой по полу. Теперь вы готовы. Возьмите себя за локоть и напишите локтем в воздухе своё имя. Теперь другим локтем напишите в воздухе свою фамилию. Те, кто это сделал, подайте мне знак: поднимите руку высоко над головой и покажите пальцами букву V — “знак победы”. Следующая задача труднее. Сконцентрируйтесь на своём правом бедре и напишите им по воздуху имя вашего лучшего друга. Теперь переключите внимание на левое бедро и напишите им имя человека, которым вы восхищаетесь. Тот, кто выполнил это задание, должен снова подать мне знак, подняв руку и показав знак “V”. В заключение вы должны попробовать писать головой. Напишите головой в воздухе дату своего рождения. И тот, кто с этим справился, должен дать мне на этот раз двойной сигнал - поднимите обе руки над головой и продемонстрируйте мне двойной знак победы. 2. Настрой на занятие. Актуализация знаний. - Ребята, давайте посмотрим в окно и определим, какая сегодня погода. (Солнечная, пасмурная, ветреная и т.д.) - Кому такая погода нравится? Кому нет? Видите, на одну и ту же погоду вы испытываете разные чувства. А теперь, давайте попробуем представить себе своё настроение как погоду. Выберите карандаш соответствующего цвета (каждый – свой), который наиболее подходит вашему состоянию, и закрасьте облачко. Это ваше настроение. - Посмотрите, у всех получились разные цвета. Странно, ведь все вы учитесь у одних и тех же учителей и по одним и тем же учебникам, смотрите по телевизору примерно одни и те же передачи, чаще всего по одной дороге ходите в школу, а цвета получились разные. Объясните, почему? (Потому что у всех разное настроение). - Скажите, а вы можете представить себе человека, который никогда не смеётся, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится? Конечно же нет. Мы все когда-нибудь реагируем на то, что происходит вокруг нас. Если бы мы не радовались, не плакали, не злились, не удивлялись, никак не реагировали на какие-то события, то на кого мы были бы похожи? (на робота, на памятник…) Вывод: Радость, печаль грусть, страх, удивление – всё это разнообразные эмоции, которые выражают наше отношение к окружающей нас действительности. Значит, слово “эмоции” говорит о неравнодушном отношении к различным событиям и ситуациям в жизни человека. С помощью эмоций мы выражаем своё отношение к происходящему. (Слово “эмоции” записывается на доске) А теперь, давайте поиграем в игру “Угадай эмоции”. (картинки –эмоции) Я буду произносить фразу, а вы – отгадывать какой эмоции она может принадлежать. • Ты не любишь мороженое? (Удивление). • Я злой и страшный серый волк! (Злость). • Зачем ты меня толкнул? (Обида). • Как темно в лесу! (Страх). • Какое теплое море! (Радость). • Как прекрасна дорога, по которой я иду! (Радость). • Вы все ужасны! (Злость). • Я бедный! Никто меня не любит. (Обида). • У меня сегодня получилось лучше всех! (Радость). - Молодцы! Теперь давайте попробуем произнести слово “Да” с удивлением, с радостью, с обидой, со злостью и т.д 3. Работа по теме “Виды запоминания” 1. Развитие образной памяти. Детям демонстрируется таблица с изображением девяти предметов. Время демонстрации 1 минуты. Затем таблица убирается, а дети должны записать за 3 минуты те предметы, которые запомнили. После этого таблица снова выставляется для сравнения результатов. По мере развития, задание можно усложнять, сокращая время на запоминание, увеличивая количество предметов, усложняя предметы, заменяя предметы знаками. 2.Развитие образной памяти на основе ассоциаций «Нарисуй по памяти». Следующее задание очень интересное и волшебное, потому что развивает нашу способность видеть и запоминать закрытыми глазами. Я прошу всех закрыть глазки, послушать внимательно и представить все то, о чем я буду говорить. Текст: На полянке стоит домик с треугольной красной крышей, возле дома стоит весёлый человечек , в руках он держит большой красивый букет цветов. (Минутка релаксации, можно использовать любое упражнение на релаксацию - звучит спокойная тихая музыка, дети закрывают глаза, расслабляются.) После чего, дети представляют несложные картинки, запоминают цвет, форму, количество предметов. Открываем глаза и рисуем под музыку, которая всегда нам помогает, запомнить то, что вы представляли и запоминали. В результате у каждого ребенка получается картинка с домиком, веселым человечком и букетом цветов. Мы как всегда, подводим итоги, у кого получилось нарисовать рисунок как можно точнее. Дети проверяют друг у друга, форму, детали домика, человечка, правильность передачи цвета. Снятие психофизических зажимов. Упражнение “Я-дерево”. Действие в предлагаемых обстоятельствах (солнце, ветер, дождь). А теперь, ребята, прошу вас всех подняться. Представьте, что вы все – деревья. Каждый из вас какое – то дерево. Мальчики – могучие дубы, клёны, тополя. Девочки – берёзки, ивы, ёлочки (педагог-психолог помогает выбрать позу, они встают вокруг него, изображая поляну). Итак, наступает утро, встаёт солнышко, “деревья” просыпаются, тянутся к солнышку, расправляют “ветки”, “умываются росой” ( под слова дети выполняют задание) Хорошо, тепло, распускаются листики, поют птички. Вдруг подул ветерок (раскачиваемся), ветер усилился (сильнее раскачиваемся). Пошёл дождь (“деревья” прячутся от дождя). Идёт сильный дождь. “Деревьям” холодно! Наконец дождь закончился, погода начинает улучшаться (“деревья” стряхнули капли), выглянуло солнышко. Молодцы, ребята ! Вы хорошо справились с заданием. Когда шёл дождь, было холодно, неприятно. Зато сейчас “деревья ” чистенькие, “листочки” блестят, ещё ярче светит солнышко! (педагог-психолог подводит детей к мысли, что нужно научиться справляться со своими плохими мыслями, в отрицательном искать положительное). 3. Запоминание на основе логического объединения Психолог рассказывает детям о том, что есть еще один интересный способ запоминания — объединять отдельные слова, которые надо запомнить, в предложения или словосочетания. Например, детям предлагается построить словосочетание или предложение со словами: яблоко, земля. Можно запомнить эти слова, связав их словосочетание: яблоко на земле; или в предложение: Спелое яблоко упало на землю. Далее детям объединить в предложения или словосочетания пары слов, типа: пуговица – зима, печка – доска, цветок – стул, дом – книга. 4. Игра «Быстрая реакция» - Сейчас я буду быстро зачитывать слова. Ваша задача: слушая, записывать вторую букву каждого слова. -Змея, Волк, Слон, Лось, Удав, Белка, Сцена. - Что получилось из букв. Прочитай про себя. Хором теперь. МОЛОДЕЦ | |
Просмотров: 2575 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|