Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

Разработка тестовых заданий по сурдоинформатике в 5-11 классах
Разработка тестовых заданий по сурдоинформатике в 5-11 классах
Цель:
 Адаптировать, систематизировать проверочный материал исходя из содержания специфики и программы для слабослышащих детей

Задачи:
 Организация системы проверки ЗУН слабослышащих учащихся.
 Система выявления специальных способностей учащихся;
 Измерения уровня знаний, оценивания результатов, достигнутых ими в процессе обучения с помощью тестовых задании.
План:
1. Требования к составлению тестовых заданий;
2. Виды и типы тестовых заданий
используемых на уроках сурдоинформатики.
Их особенности, преимущества и недостатки:
а) задание закрытого типа;
б)задание открытого типа;

3. Последовательность уровней для усвоения материала;
4. Критерии оценок .

Тест – стандартизированные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуальных различий.
Тестовое задание – это диагностическое задание в виде задачи или вопроса с четкой инструкцией к выполнению и обязательно с эталоном ответа или алгоритмом требуемых действий.

Использование тестов дает возможность оценивать уровень соответствия сформированных знаний, умений и навыков слабослышащих учащихся на занятиях, позволяет скорректировать процесс обучения и развития детей, построить индивидуальные планы для обучающихся, если это необходимо.
Тесты заставляют слабослышащих учащихся мыслить логически, использовать зрительное внимание, укреплять память. Для организации тестов не требуется много времени, но они выполняют определенную положительную роль в процессе обучения, развития, воспитания. Ребятам нравиться работать с тестами. Их можно составить по всему курсу или по отдельной изучаемой теме и использовать при повторении. Тесты и по назначению могут быть разные: входное тестирование, тест-разминка, контрольное тестирование, итоговое тестирование и т.д. При этом выявляется глубина знаний теоретических вопросов.
Минимальные требования к составу тестового задания состоят в наличии:
1. Инструкции - должна содержать указания на то, что испытуемый должен сделать, каким образом выполнить задание, где и как делать пометки и записи. Инструкция должна обеспечивать доступность задания и понимание способов его выполнения для любых испытуемых.
2. Текста задания или вопроса - представляет собой содержательное наполнение задания. Структура и состав вопроса определяются содержанием учебного материала.
3. Правильного ответа.
Перечисленные три составные части тестового задания являются минимально необходимыми для составления тестов.
Виды и типы тестовых заданий
используемых на уроках сурдоинформатики.
Их особенности, преимущества и недостатки
Существуют два типа заданий, которые объединяют шесть видов.
К заданиям открытого типа относятся два вида – задания дополнения и задания свободного изложения. Их отличительной особенностью является то, что для их выполнения обучающемуся необходимо записать одно или несколько слов (цифр, букв, словосочетаний, предложений).
Задания закрытого типа (альтернативных ответов, множественного выбора, восстановления соответствия и восстановления последовательности) предусматривают различные варианты ответа на поставленный вопрос: из ряда предлагаемых выбираются один или несколько правильных ответов, выбираются правильные (или неправильные) элементы списка и др. Эти задания предполагают наличие ряда предварительно разработанных вариантов ответа на заданный вопрос.
ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Задания альтернативных ответов.
К каждой задаче альтернативных ответов дается только два варианта ответов. Ученик должен выбрать один из них – “да – нет”, “правильно – неправильно” и др.

Инструкция для задания альтернативных ответов:
Вам необходимо выбрать один вариант ответа, который Вы считаете правильным.
Задания альтернативных ответов в большей степени подходят для выявления уровня овладения сложными определениями, знания достаточно сложных графиков, диаграмм, схем и др.
Особенностью заданий альтернативных ответов является то, что вопрос должен быть сформулирован в форме утверждения, поскольку он предполагает согласие или несогласие, которое можно отнести к утверждению.
Например: 6 класс тема «Графический редактор Paint»
Инструкция: Вам необходимо выбрать один вариант ответа, который Вы считаете правильным.
1. Вопрос: Программа Paint не является программой для работы с электронными таблицами.
Варианты ответов:
• да
• нет
Ответ: да.
Эти альтернативные задания в наибольшей степени соответствуют задаче выявления того, в какой степени испытуемый понимает данные. Они могут содержать проверку умений работать с графиками, навыками приближенного вычисления. Любая другая форма представления заданий будет гораздо более громоздкой и менее удобной.
2. Задания множественного выбора.
Это основной вид заданий, применяемый в тестах достижений. Задачи с множественным выбором предполагают наличие вариативности в выборе. Ученик должен выбрать один из предложенных вариантов, среди которых чаще всего только один правильный.
Форма предоставления заданий множественного выбора:
Вопрос (утверждение):
A. Вариант ответа 1
B. Вариант ответа 2
C. Вариант ответа 3
Инструкция для заданий множественного выбора: Выберите букву (ы), соответствующую варианту правильного (ых) ответа (ов).
Примеры: 6класс тема «Устройства компьютера»
1. Вопрос: Какие части компьютера предназначены для вывода текстов и рисунков?
a. системный блок;
b. монитор;
c. клавиатура;
d. мышь;
e. принтер;
f. сканер.
Ответ: b, e.
3. Задания на восстановление соответствия.
К заданиям данного типа относятся задания на восстановление соответствия между элементами двух списков, порядка ряда.
Форма представления заданий на восстановление соответствия:
Инструкция: Установите соответствия.
Столбец 1 Столбец 2
А. 1.Столбец 1 Столбец 2
А. 1.
Б. 2.

Б. 2.
Вопрос:
Варианты ответа:
Главными преимуществами заданий этого вида являются: возможностью быстрой оценки знаний, умений и навыков в конкретной области знаний, и экономичность размещения задач в тесте.
4. Задания на восстановление последовательности
Задания на восстановление последовательности можно рассматривать как вариант задания на восстановления соответствия. Задания на восстановление последовательности – это очень качественная форма тестовых заданий, обладающая значительными преимуществами: краткостью, простотой проверки.
Задание.
Инструкция: Расположите в правильной последовательности.
Вопрос.
Варианты ответа.
1. А.
2. B.
3. С.
Приведем несколько примеров:
Примеры: 8 класс тема «Информация и информационный процесс»
1. Вопрос: Расположите в порядке возрастания единицы измерения информации:
Количество информации №
a. 10 000 000 Кбайт.
b. 10 000 000 бит.
c. 1024 байта.
d. 8 000 000 бит.
Ответ: 1-c, 2-b, 3-d, 4-a.
ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
К ним относятся задания двух видов:
1. Дополнения (задачи с ограничением на ответы).
В этих заданиях ученик также самостоятельно давать ответы на вопросы, однако их возможности ограничены.
Ограничения обеспечивают объективность оценивания результата выполнения задания, а формулировка ответа должна дать возможность однозначного оценивания.
Инструкция для заданий дополнения: Допишите только одно слово (символ, знак и т.д.).
2. Свободного изложения или свободного конструирования.
Они предполагают свободные ответы учеников по сути задания. На ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа.
Инструкция для заданий свободного изложения: закончите предложение (фразу), впишите вместо многоточия правильный ответ (словосочетание, фразу, предложение или несколько предложений).
Примеры
1. Инструкция: Закончите предложение.
Вопрос: Специальная программа, реализующая правила передачи информации между компьютерами – это ... ...
Ответ: сетевой протокол.
Трудность в применении этого вида задач заключается в сложности с формализацией ответов, необходимость подготовки оценочных схем затрудняет стандартизацию, громоздкость процедуры и большие затраты времени на проведение.
Основная трудность при составлении заданий открытого типа – соблюдения основного требования к тестовым заданиям (наличия однозначного правильного ответа).
При выборе критериев оценки тестов также учитываю мыслительные навыки, которые должны быть получены слабослышащими учащимися в процессе обучения:
• информационные навыки (узнает, вспоминает),
• понимание (объясняет, показывает),
• применение (демонстрирует),
• анализ (обдумывает, обсуждает),
• синтез (комбинирует, моделирует),
• сравнительная оценка (сравнивает по параметрам).
Это позволяет определить уровень сложности теста.
В процессе усвоения материала слабослышащий ученик последовательно достигает четырех уровней, каждый из которых обозначает приобретение им определенного нового качества. При этом последующий уровень усвоения не может быть достигнут, если учащийся не освоил предшествующий уровень знаний.
Первый уровень освоения означает приобретение слабослышащим учащиемся знаний-знакомств, с помощью которых он способен узнавать то или иное явление в ряду ему подобных.
Например: 9класс, тема «Табличный процессор Excel»
Вопрос: Какая кнопка устанавливает автосуммирование в табличном редакторе Excel (выберите правильный вариант ответа):
а. б. в. г.


Основная особенность данного уровня состоит в том, что для его достижения требуется обязательная опора на конкретное явление, информация о котором была представлена в процессе обучения.
Второму уровню соответствуют такие знания, с помощью которых обучаемый может воспроизводить учебную информацию по памяти. На этом уровне ему не требуется предъявления данного явления. Он воспроизводит усвоенный материал без опоры, не видя его.
Например: Вопрос: Перечислите статистические функции Excel. _____________________________________________________________________________
Третий уровень означает приобретение обучаемым способности решать типовые задачи, используя для этого усвоенные им в процессе обучения способы их решения.
Например:
Вопрос: Какие действия надо выполнить, чтобы вставить диаграмму в табличном редакторе Excel? _____________________________________________________________________________
На четвертом уровне усвоения, уровень творчества, обучаемый способен творчески использовать полученные знания, умения и навыки в новых, нетипичных ситуациях, создавая оригинальные способы и подходы к их реализации.
Тесты, разработанные с учетом уровней усвоения, позволяют оценить качество усвоения.
Для проверки качества усвоения материала на первом уровне (уровне знакомств) должны использоваться тесты, требующие выполнения действий направленных на узнавание. Это – распознавание, различение, классификация объектов, явлений и понятий. Тесты первого уровня – это тесты на опознание (“да” - “нет”) и тесты на различение (избирательные и выборочные).
Тесты второго уровня требуют от учащихся выполнение действий по воспроизведению по памяти информации об объекте изучения. Например:
• дополните текст …; (испытуемый должен дать полную формулировку)
• напишите формулу …; (необходимо написать лишь нужную формулу)
• нарисуйте схему …. (восстановить по памяти расположение элементов)
Можно выделить два типа тестов второго уровня: тесты на дополнения или подстановку, тесты на понимание и воспроизведение.
Тесты третьего уровня требуют от учащегося умения применять усвоенную информацию в практической деятельности для решения типовых и некоторых нетиповых заданий. При этом всегда имеет место продуктивная деятельность учащегося в результате которой приобретенные знания проверяются на уровне умений. Такими тестами являются задачи, требующие готового способа решения, без его существенного преобразования. Воспроизведение и использование знаний происходит в том виде, в котором они были усвоены в процессе обучения.
Тесты четвертого уровня требую таких знаний и умений, которые позволяют принимать решения в новых проблемных ситуациях. К этому уровню относятся задания, для выполнения которых испытуемый должен ориентироваться в сложной, незнакомой ему ситуации.
Тестовые задания объединяются в группы по разделам, темам и классам эквивалентности. Класс эквивалентности тестовых заданий — это множество однотипных и одинаковых по сложности заданий, таких, что выполнение одного из них гарантирует выполнение других.
Для повышения надежности заданий и облегчения диагностики знаний представляется целесообразным в состав четырех альтернативных ответов закладывать наиболее часто встречающиеся ошибки учащихся. Выявить их позволяет тестовый эксперимент с использованием тестовых заданий в открытой форме.
Чтобы объективно оценить знания учащихся, необходимо их измерить. Можно определить основные подходы к измерению уровня знаний, сформировав образ знания, подобрав задания и оценив их выполнение. Основные направления совершенствования контроля, таким образом, связано с переходом к объективным методам измерения знаний.
Критерии оценки
При выставлении оценки можно руководствоваться следующими
показателями:
Тест с альтернативными ответами:
• оценка “5” -- 80% и более правильных ответов;
• оценка “4” -- от 71% до 79% правильных ответов;
• оценка “3” -- от 61% до 70% правильных ответов;
• оценка “2” -- ниже 60% правильных ответов
при выполнении тестовых заданий учитываются:
• объем задания;
• правильность выполнения;
при выполнении практического задания следует обращать внимание на:
• объем задания;
• правильность выполнения;
• использование эффективных методов и приемов.
Использование тестирования для контроля знаний интересно и актуально. Несмотря на ограничения тестовой технологии, есть основное достоинство, которое привлекает многих учителей -- это оперативность получения обратной связи с обучаемыми, и возможность быстрого оценивания результатов. Что же касается ограничений, то любые средства для проверки уровня достижений имеют свои границы применимости. Основной задачей учителя заключается в том, чтобы использовать разные методы контроля, в том числе и тесты.
Разработка тестов далеко не простое дело, требует не только большого практического опыта, но и специальных знаний и навыков. Тесты отличаются от других инструментов контроля, во-первых, стандартизированной процедурой организации выполнения, во-вторых, однозначностью интерпретации ответов и, наконец, наличием заранее продуманной системы оценивания результатов. Тестовые задания должны быть краткими, лаконичными, не допускать двусмысленного толкования. Любой тест должен, как минимум, содержать инструкции по заполнению, само задание и ответы
Категория: Особые дети | Добавил: Жумашбекова (2012-12-26) | Автор: Жумашбекова Меруерт Гылымбековна E
Просмотров: 1616 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2025-01-31, 6:30 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru