Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

Опыт работы кружка "Золотая иголочка" при коррекционной школе-интернате
ВВЕДЕНИЕ
Основным предназначением кружковых занятий по "вышиванию" в системе коррекционного образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника с особыми образовательными потребностями, воспитание трудовых, эстетических, гражданских и патриотических качеств его личности, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.
В данном пособии представлена авторская программа кружка вышивки «Золотая иголочка», под руководством А.Т. Рахимжановой, который работает при Областной коррекционной школе-интернате г. Павлодара, мастер-класс по оформлению готовых изделий, а также дидактические и теоретические материалы к урокам. Цель данной программы: научить детей доступным приёмам ручного труда (вышивка), самостоятельно ориентироваться в задании, предварительно планировать ход работы над изделием, контролировать свою работу.
Исходя из необходимости учёта потребности личности школьника с нарушением интеллекта, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу отобран с учётом следующих положений:
 возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;
 выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения индивидуальных потребностей;
 возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
Разделы программы включают в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Отличительной особенностью программы является то, что практическую работу в кружке рекомендуется начинать с выполнения небольших индивидуальных заданий, т.к. это позволяет легче и полнее определить интересы и степень практической подготовки каждого ученика. По мере накопления детьми необходимых знаний, достаточно устойчивых трудовых навыков и умений, практикуются различные работы на свободные темы. Практическая работа членов кружка направляется руководителем т.о., чтобы дети в весьма доступной форме ощущали органическую связь теории и практики, науки - с жизнью.
Постоянно и на большом количестве фактов учащимися осознается, как знание теории, высокая успеваемость помогают им быстрее и правильнее решать конкретные практические задачи и как в свою очередь практическая работа в кружке обогащает их всё новыми, нужными и полезными знаниями, умениями и навыками, помогает лучше учиться.
В результате проведения кружковых занятий, учащиеся овладевают безопасными приёмами труда, специальными и общетехническими знаниями и умениями в области вышивания и художественного оформления изделий. В тоже время осуществляется развитие их технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируется экологическое мировоззрение, навыки делового общения.
Разработанная программа занятий кружка «Золотая иголочка» эффективна, поскольку дала положительные результаты развития творческих способностей учащихся с особыми образовательными потребностями. Опыт работы кружка доказывает, что у школьников с отклонениями в интеллектуальном развитии уровень творческих способностей повышается благодаря их участию в кружковых занятиях, специально разработанные занятия кружковой работы дают возможность реализации практической деятельности учащихся коррекционной школы.
Данную программу рекомендуется использовать для развития творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями руководителям кружков, учителям и родителям.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Из опыта работы кружка «Золотая иголочка» Областной специальной коррекционной школы – интерната г. Павлодара

Начатки творческой силы существуют почти у всех надо лишь создать для проявления её подходящие условия.
Шацкий С.Т.

Развитие творческих способностей школьников приобрело в настоящее время большое социальное значение. Обществу нужны не просто грамотные работники-исполнители, а специалисты, выполняющие работу быстро, качественно, красиво, творчески.
Доказано, что дети с особыми образовательными потребностями развиваются по тем же самым закономерностям, что и их нормальные сверстники. Это относится как к закономерностям познавательной деятельности, так и к развитию ребёнка в целом. Анализ имеющихся исследований личности ребёнка с отклонениями в интеллектуальном развитии позволяет констатировать, что в условиях специально организованного обучения и воспитания у него накапливается определённый жизненный опыт, включающий элементы художественного и эстетического развития. Эти эмоционально-эстетические впечатления могут стимулировать ребёнка заниматься творчеством. Труд учащихся специальной коррекционной школы как на уроках, так и во внеурочное время способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, является основным средством коррекции, а также решает задачу профессиональной подготовки. С раннего детства мы должны создать такие условия, при которых каждый ребёнок накопил бы богатый опыт, что даст возможность повысить уровень его воображения и творческих способностей.
Умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, но это не означает, что оно не поддается коррекции. При правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии в условиях специальных учреждений отмечается положительная динамика в развитии детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Но все же, они никогда не достигнут уровня развития, характерного для нормы. Эффективное развитие возможно только в таком труде, который специально организован для решения коррекционных задач.
Огромным потенциалом для развития творческих способностей детей с нарушением интеллекта обладает кружковая работа, так как на этих занятиях у детей развиваются творческое воображение, фантазия, мелкая моторика, речь, мышление, память, наблюдательность и другие психические функции. Все три процесса - воспитание, обучение и развитие – выступают в кружковой работе едино, органично связаны друг с другом. В этом процессе перестраиваются психические и физические функции, формируются механизмы компенсации дефекта, им придаётся новый характер, развиваются умственная, физическая, нравственная саморегуляция, способности организовывать и регулировать свою деятельность, навыки социально – трудовой ориентировки.
Знакомство с произведениями искусства, с изделиями народных мастеров положительно влияют на формирующуюся личность. Кроме того, дети должны быть не просто пассивными наблюдателями, но и творцами, участвующими в процессе рождения прекрасных изделий. Создание детьми собственных неповторимых произведений дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. И пусть они будут не очень совершенны, но они принесут много радости и творческое удовлетворение детям с отклонениями в интеллектуальном развитии. В процессе творчества осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Анализируя свой опыт работы по организации кружка «Золотая иголочка», я сделала вывод, что процесс вышивания не только положительно сказывается на развитии эстетических чувств, пополняет навыки и умения, необходимые детям, но и развивает мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность.
Я изучила особенности развития творческих способностей, познавательных процессов и речи у детей с особыми потребностями, посещающих наш кружок, и сделала следующие выводы:
1. особенность развития детей особенно в младшем школьном возрасте с особыми потребностями заключается в том, что творческие способности и познавательные процессы у них сформированы в большинстве своем на очень низком уровне.
2. коррекционное развитие – это исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций. В ходе коррекционной работы развиваются умственная, физическая, нравственная саморегуляция, способности организовывать и регулировать свою деятельность, навыки социально – трудовой ориентировки.
Я, как руководитель кружка, ставлю своей целью научить детей доступным приёмам ручного труда, самостоятельно ориентироваться в задании, предварительно планировать ход работы над изделием, контролировать свою работу.


Кружок – это центр детского творчества. Именно в кружке возможно учитывать и максимально удовлетворять индивидуальные запросы учащихся, развивать личность, воспитывать любовь к искусству, творческому процессу.
В кружке я как педагог решаю следующие задачи:
1. развитие творческих способностей учащихся.
2. расширение художественного кругозора;
3. развитие и углубление интересов учащихся;
4. развитие коммуникативных навыков на основе совместной творческой деятельности;
5. развитие мелкой моторики;
6. развитие речи учащихся, обогащение активного словаря школьников;
7. организация досуга учащихся.
8. укрепление физического и психического здоровья.
Мною разработана программа работы кружка «Золотая иголочка» для младшей и старшей группы, рассчитанная на два года обучения с заданиями разной сложности. Система творческих заданий разной сложности - это средство формирования опыта творческой деятельности. Здесь действует принцип педагогики: от простого к сложному. Но темпы усложнения зависят от индивидуальных особенностей наших детей. Также в этой программе осуществляется дифференцированный подход, как один из важнейших педагогических принципов. Эта программа коррекционно-развивающих занятий на основе кружковой работы позволяет повысить уровень развития внимания, воображения, осознанного восприятия, наглядно-образного мышления, наблюдательности, памяти, мелкой моторики руки и т.д., что в целом развивает творческие способности детей с особыми образовательными потребностями.
В результате занятий по разработанной программе у детей развивается творчество, связанное с умениями, навыками вышивания, расширяется их опыт, создаются прочные основы для творческой деятельности. Наблюдения за детьми в процессе кружковых занятий показывает, что чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее деятельность его воображения.
Наиболее результативна кружковая работа для детей 5-8 классов, так как они уже в определенный мере владеют необходимыми навыками коллективной работы. У этих учащихся более четко определились интересы и наклонности. Однако работа в кружках не менее интересна и полезна и для учащихся 1-4 классов. В нашем кружке мы объединили учащихся разного возраста, которые имеют определенный интерес к данному виду практической деятельности и желание заниматься в данном кружке. Но в процессе работы я поняла, что у школьников специальной коррекционной школы такое желание нужно возбуждать и стимулировать разными средствами: перспективой самостоятельного изготовления красивых вещей, возможностью приобрести полезные знания и навыки и др.
Во многом интерес учащихся к работе в кружке поддерживается и развивается в ходе занятий. Поэтому занятия я планирую и провожу так, чтобы учащиеся узнавали новое, успевали выполнять намеченную часть практической работы, их изделия действительно были красивы и нравились всем, обстановка была спокойной и доброжелательной, обеспечивалась свобода общения учащихся друг с другом и с руководителем.
Очень важно, чтобы дети участвовали в составлении плана работы. При его составлении я стараюсь увлечь кружковцев перспективой изготовления изделий, которые они сами выбрали.
Каждое вышитое изделие, будь то панно или салфетка, имеет свой замысел, как по внешнему виду, так и по смысловому содержанию, по идейности. Очень часто дети с отклонениями в интеллектуальном развитии не могут найти сюжет для своей будущей работы и связать его с внешней формой. Моя роль как руководителя занятия подсказать интересную мысль и выразительную форму.
Поиск творческой идеи, замысла – исключительно важный путь в развитии у детей с особыми образовательными потребностями наблюдательности, смекалки, фантазии и творческого мышления, это не случайное обретение удачной мысли, а сложный творческий процесс, обусловленный требованиями воспитательного процесса в кружке. Где же брать темы, сюжеты для творчества? Главным источником для детских сюжетов является литература: сказки, стихи, басни, рассказы. Можно брать сюжеты из жизни. Однако, я считаю, что никогда не следует связывать творчество детей строго определёнными формами. Взяв за основу идею руководителя, ребята могут выполнить её в самых разнообразных формах. Я никогда не препятствую свободно рождающейся творческой инициативе ребёнка. Только в нашем случае каждая инициатива должна быть проконтролирована.
Актуальна на данный момент популяризация детского творчества, которая должна быть широкой и всесторонней, чтобы юные зрители заинтересовались им, чтобы у них появилось желание взяться за это увлекательное дело. С этой целью мы устраиваем постоянные и временные выставки работ кружковцев. Дети особенно гордятся тем, что их коллективные работы от имени школы вручаются гостям школы-интерната. Мы завели книгу отзывов, в которой посетители могут написать свои впечатления об увиденном и свои пожелания юным участникам. Такие отзывы очень ценны для ребят, как элемент вдохновения их на новые творческие свершения. А какое счастье для меня как педагога видеть на лицах этих детей искреннюю радость, удовлетворение результатом своего труда и труда своих товарищей.


Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что разработанная программа занятий кружка «Золотая иголочка» эффективна, поскольку дала положительные результаты развития творческих способностей учащихся с особыми образовательными потребностями. Опыт работы кружка доказывает, что у школьников с отклонениями в интеллектуальном развитии уровень творческих способностей повышается благодаря их участию в кружковых занятиях, разработанные занятия для кружка вышивки дают возможность повысить уровень развития творческих способностей учащихся коррекционной школы.
Данную программу я рекомендую использовать для развития творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями руководителям кружков, учителям и родителям, при необходимости адаптировав её.

Программа кружка «Золотая иголочка"
Один стежок, другой стежок,
Не спи моя иголка,
Раскрылся лист, расцвел цветок
Лазоревого шелка.
К себе я птиц веселых жду,
Они вернутся к маю,
И это дерево в саду
Для них я вышиваю.
Пояснительная записка
Важной составляющей воспитательной системы в коррекционной школе является кружковая работа. В данном виде деятельности предоставляются наиболее благоприятные условия для развития способностей, склонностей, интересов детей. Кружковая деятельность стимулирует учащихся к творчеству, развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Человек чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты.
Вышивка - один из самых древних и распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Занятие вышивкой вызывает у детей большой интерес. Кружковые занятия при правильной их постановке имеют большое воспитательное значение.
Программа курса “Золотая иголочка” предназначена для учащихся начального и среднего звена коррекционной школы. Данная программа является частью комплексной системы работы школы по формированию у учащихся эстетического воспитания, которое неразрывно связано с нравственным, умственным, трудовым и физическим воспитанием; позволяет им проявить свои творческие способности, дает возможность создать эксклюзивный образец. Техника вышивки помогает создать изделие отличающееся красотой узора, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций.
Цель работы кружка - воспитание трудовых, эстетических, гражданских и патриотических качеств личности учащихся, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование у учащихся гуманистически ориентированного мировоззрения.
Основные задачи:
• формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений,
• привитие им интереса и любви к декоративно-прикладному искусству,
• содействие в профессиональной ориентации.
Новизна программы заключается в представлении мастер-класса, выполненного по индивидуально разработанной композиции.
Формы проведения занятий:
• Демонстрация изделий.
• Занятия с элементами лекций.
• Практические занятия.
Наглядность:
• Таблицы: орнаменты, простейшие швы, крест.
• Раздаточный материал: образцы швов, технологические карты, образцы орнаментов.
• Изделия, изготовленные учителем и кружковцами: панно, картины, салфетки и т.д.
Учащиеся должны уметь:
• Правильно подобрать или составить рисунок для вышивки.
• Уметь вышивать на пяльцах и без них.
• Начинать и заканчивать работу без узлов.
• Подбирать ткань, нитки в зависимости от техники вышивки, рисунка.
• Переводить рисунок на ткань.
• Выполнять работу простыми декоративными швами, счетным крестом, гобеленовым швом.
• Оформлять вышивку в рамку. Выполнять работу качественно.
• Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.
Учащиеся должны знать:
• Виды ручной вышивки.
• Историю и традиции вышивки.
• Способы нанесения рисунка на ткань.
• Способы закрепления нитей.
• Способы выдергивания нитей.
• Способы зашивок.
• Способы применение мережек, креста, свободных швов.
Программа способствует
• повышению интереса к культурным традициям родного края;
• развитию познавательной и творческой активности детей;
• формированию нравственных ценностей;
• расширению политехнических знаний;
• повышению культуры общения детей;
• укреплению веры детей в свои способности.
Прогнозируемые результаты
Предполагаемая работа позволит расширить кругозор учащихся, углубит их познания и творческую активность в области традиционной культуры родного края, В ходе работ ребята овладеют навыками ручного вышивания, умением организовывать свою деятельность, что поможет в дальнейшей трудовой деятельности. Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента:
• знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний,
• уметь - владение конкретными навыками практической деятельности,
• применять - компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач.
Способы оценивания результативности учащихся:
• Анализ наблюдения за деятельностью учащихся.
• Выполнение заданий.
Исходя из необходимости учёта потребности личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу отобран с учётом следующих положений:
• распространённость изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
Материальное обеспечение:
• нитки мулине, шерстяные;
• иглы № 24, 25, 27;
• наперсток;
• линейка;
• ножницы;
• ткань для вышивки;
• канва для вышивки крестом АИДА;
• пяльцы,
• клей ПВА;
• дополнительные материалы и аксессуары (рамки, багеты, калька, миллиметровая бумага, копировальная бумага, сантиметровая лента, булавки, краски, кисти, карандаши).
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Программа кружков художественной вышивки предусматривает ознакомление с историей и художественными традициями основных центров вышивального искусства, беседы о народных художественных промыслах, анализ образцов народной вышивки и современных произведений этого вида декоративно-прикладного искусства (рисунки, репродукции, изделия).
На занятиях кружка дети приобретают умения и навыки вышивания, знакомятся с народной вышивкой, богатством этого вида искусства, разнообразием народных орнаментов, с художественными традициями народов нашей страны.
Кружковцы знакомятся с основами общей и специальной композиции. Они должны усвоить особенности структуры узора, особенности формы и цвета изобразительных мотивов в орнаменте вышивки, значение ритма и симметрии, виды узоров, способы составления несложного орнамента в полосе, квадрате, круге. Все эти знания кружковцы получают посредством анализа произведений прикладного искусства, созданных в народных художественных традициях. Практическая работа по вышивке включает знакомство с элементарными основами рисования по подготовке узора для изделия, выполнение эскизов различных видов орнамента, составление узоров из готовых элементов и самостоятельную работу над орнаментом, перевод рисунка, ознакомление с различными приемами вышивки, которое осуществляется в процессе выполнения задания.
Выполнение изделия не должно быть механическим копированием образцов - это творческий процесс. Кружковцев необходимо научить не только сознательно подходить к выбору узора для того или иного изделия, по и самостоятельно составлять несложные рисунки для вышивки. В создании тематического вышитого произведения значительную роль играет выбор темы, сюжета. Это могут быть темы литературных произведений, народного фольклора, а также темы, отражающие современные события. Выполнение тематических произведений способствует расширению кругозора детей, углублению их знаний, развитию фантазии и творческих способностей. Во всех случаях изделия должны отличаться не только качеством технического исполнения, но и художественностью. Так, неудачно выбранный узор или цветовое сочетание обесценивают любую вышивку, как бы хорошо она ни была выполнена в техническом отношении, а плохое качество исполнения делает невыразительным любой рисунок.
Программой кружковой работы предусмотрено создание изделий для украшения быта, интерьера, одежды. Важно, чтобы вышивка не сводилась лишь к выполнению технических образцов, чтобы кружковцы изготовляли полезные вещи, которые найдут применение.
Программа кружков ручной вышивки разработана для двух возрастных групп - младшей (8-11 лет) и старшей (12-15 лет), с учетом возрастных особенностей предлагаются задания, различные по степени сложности исполнения.
Программа каждого кружка рассчитана на 36 часов в учебный год.

Календарно-тематическое планирование кружка
Младшая группа 1-й год занятий
Содержание учебного материала
1.Вводное занятие. Задачи и план работы кружка ручной художественной вышивки. Правила поведения кружковцев. Оборудование рабочего места. Необходимые принадлежности и материалы для вышивания нитки мулине, иголка вышивальная, пяльцы, ножницы, схемы рисунков, журналы с вышивками. Правила безопасности при работе с утюгом, ножницами, иголками.
2. Простейшие швы. Теоретические сведения: Классификация швов. Зарисовка в альбом простейших швов (швы вперед иголку, стебельчатый, петельный, тамбурный, элементы прямой двусторонней глади, роспись по переведенному контуру). Определение длины рабочей нити. Способы вдевания нити в иголку. Технология выкраивания ткани. Способы закрепления нити на ткани. Практическая работа: Раскрой ткани. Запяливание ткани. Закрепление нити на ткани.
3. Шов "вперёд иголку". Теоретические сведения: Технология и способы выполнения шва "вперёд иголку", его разновидности. Практическая работа: Вышивание изделия с использованием шва.
4. Шов "за иголку". Теоретические сведения: Технология и способы выполнения шва "за иголку". Практическая работа: Вышивание изделия с использованием шва.
5. Шов строчкой. Теоретические сведения: Технология и способы выполнения шва строчкой. Практическая работа: Вышивание изделия с использованием шва.
6. Стебельчатый шов. Теоретические сведения: Технология и способы выполнения стебельчатого шва. Практическая работа: Вышивание изделия с использованием шва.
7. Шов цепочкой "тамбур". Теоретические сведения: технология и способы выполнения шва цепочкой "тамбур". Практическая работа: Вышивание изделия с использованием шва.
8. Крестообразный шов "козлик ". Теоретические сведения: Технология и способы выполнения крестообразного шва "козлик". Практическая работа: Вышивание изделия с использованием шва.
9.Петельный шов. Теоретические сведения: Технология и способы выполнения петельного шва. Практическая работа: Вышивание изделия с использованием шва.
10.Шов набор. Теоретические сведения: Технология и способы выполнения шва "набор". Практическая работа: Вышивание изделия с использованием шва.
11.Полукрест или роспись. Теоретическая часть: Технология и способы выполнения шва - полукрест. Практическая работа: Вышивание изделия с использованием шва.
12.Крест косой односторонний. Теоретические сведения: Технология и способы выполнения креста косого одностороннего. Практическая работа: Вышивание изделия с использованием шва.
13.Крест двойной или болгарский . Теоретические сведения: Технология и способы выполнения креста двойного. Практическая работа: Вышивание изделия с использованием шва.
14. Салфетка. Основные понятия об орнаменте, цвете, композиции. Вышивка "простейшие швы". Выбор для салфетки ткани, орнамента, зарисовка его в альбом. Практические занятия. Подготовка ткани к вышивке. Перевод рисунка на ткань. Выполнение узора вышивки. Обработка и заделка краев салфетки. Стирка и утюжка вышитой салфетки.
15. Коржын (Сумка-мешочек). Характер изобразительных мотивов и особенности технического исполнения казахской национальной вышивки. Зарисовка орнамента. Практические занятия. Раскрой сумки-мешочка. Перевод рисунка па ткань. Выполнение узора вышивки. Утюжка выполненной вышивки. Пошив сумки. Оформление внешнего вида сумки (отстрочки верха, ручки).


Учебно-тематический план кружковых занятий для учащихся 2-5 классов по вышиванию


п\п
Тема
Часы Теория
Прак-тика

1 Вводное занятие. Задачи и план работы кружка ручной художественной вышивки. Правила поведения кружковцев. Оборудование рабочего места. 1 1 -

2 Необходимые принадлежности и материалы для вышивания Правила безопасности при работе с утюгом, ножницами, иголками 1 1 -

3 Простейшие швы. Классификация швов. Зарисовка в альбом простейших швов (швы вперед иголку, стебельчатый, петельный, тамбурный, элементы прямой двусторонней глади, роспись по переведенному контуру).
3 1 2

4 Определение длины рабочей нити. Способы вдевания нити в иголку. Технология выкраивания ткани. Способы закрепления нити на ткани. Практическая работа: Раскрой ткани. Запяливание ткани. Закрепление нити на ткани(ч).Технология выполнения свободных швов 3 1 2

5 Шов "вперёд иголку". Технология и способы выполнения шва "вперёд иголку", его разновидности. Вышивание изделия с использованием шва. 2 1 1

6 Шов "за иголку". Технология и способы выполнения шва "за иголку". Вышивание изделия использованием шва. 2 1 1
7 Шов строчкой. Технология и способы выполнения шва строчкой. Вышивание изделия с использованием шва. 2 1 1

8 Стебельчатый шов. Технология и способы выполнения стебельчатого шва. Вышивание изделия с использованием шва. 2 1 1
9 Шов цепочкой "тамбур". Технология и способы выполнения шва цепочкой "тамбур". Вышивание изделия с использованием шва. 2 1 1

10 Крестообразный шов "козлик "Технология и способы выполнения крестообразного шва "козлик". Вышивание изделия с использованием шва. 2 1 1
11 Петельный шов. Технология и способы выполнения петельного шва. Вышивание изделия с использованием шва. 2 1 1
12 Шов набор. Технология и способы выполнения шва "набор". Вышивание изделия с использованием шва. 2 1 1
13 Полукрест или роспись. Технология и способы выполнения шва - Полукрест. Вышивание изделия с использованием шва. 2 1 1
14 Крест косой односторонний . Технология и способы выполнения креста косого одностороннего. Вышивание изделия с использованием шва. 5 1 4
15 Крест двойной или болгарский Технология и способы выполнения креста двойного. Вышивание изделия с использованием шва. 5 1 4
Итого: 36 15 21


Календарно-тематическое планирование кружка
Старшая группа 2-ой год обучения
Содержание учебного материала
1. Вводное занятие Понятие декоративно-прикладного искусства. Знакомство с видами творчества и его направлениями. Из истории национальной вышивки (Казахской, русской и др.).Из истории западноевропейской вышивки. Знакомство с казахской национальной одеждой. Вышивка в одежде.
2. Инструменты и приспособления для вышивания: Нитки, иглы, наперсток, линейка, ножницы, ткань для вышивки крестом, шкатулка для рукоделия. Увеличение и уменьшение рисунка.
3. Технология выполнения свободных швов (повторение). Шов “вперед иголку”. Шов “строчка”. Шов “за иголку”. “Стебельчатый” шов. “Тамбурный шов” и его варианты.
4. Технология выполнения счетных швов (повторение). Шов “роспись”. Шов “козлик”. Шов “косичка”. Счетная гладь.
5. Новые и усложненные швы. Зигзаг (словацкий шов). Крест с горизонтальными стежками на изнанке. Крест с вертикальными стежками на изнанке. Крест простой – редкий. Кресты в два ряда. Крест двусторонний. Двойной или болгарский крест. Стоячий крест. Двусторонний “тамбовский” крест. Технология выполнения вышивки. Выполнение идущих сверху вниз горизонтальных рядов крестиков. Выполнение идущих снизу вверх горизонтальных рядов крестиков. Выполнение вертикального ряда крестиков снизу вверх. Вертикальный ряд. Выполнение крестиков в 1 прием. Выполнение горизонтального ряда крестиков.
Выполнение вертикального ряда крестиков снизу вверх. Выполнение вертикального ряда крестиков сверху вниз. Диагональное расположение крестов.
5. Гобеленовый шов. Технология выполнения гобеленового шва
6. Другие виды вышивок, их использование Белая гладь. Цветная гладь. Вышивка ришелье. Владимирская гладь.
7. Понятие декоративно – прикладного искусства. Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом.
8.Колорит. цветовой круг, орнамент
9. Композиция, Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом. Разработка собственного варианта композиции, орнамента, сюжета для творческого проекта. Обводка вышитых мотивов.
10. Оформление края изделия. Стирка и глажение вышитых изделий. Оформление вышивки в рамку. Изготовление декоративной рамки.
11. Салфетка. Зарисовка характерных элементов вышивки. Подбор орнамента и ткани. Фестоны. Практические занятия. Перевод рисунка на ткань. Выполнение узора вышивки. Утюжка выполненного узора.
12. Фартук. Национальная вышивка. Зарисовка характерных элементов вышивки. Подбор орнамента и ткани для фартука. Практические занятия. Раскрой изделия. Перевод рисунка на ткань. Выполнение узора вышивки. Утюжка выполненного узора. Пошив фартука.
13. Декоративное панно. Тематика казахской национальной вышивки. Характерные особенности построения орнамента. Плоскостное решение тематических сюжетов. Подбор ткани для панно.
14. Практические занятия. Раскрой панно, перевод рисунка на ткань. Выполнение узора вышивки. Утюжка выполненной вышивки. Пошив и оформление изделия (пришивание подкладки, оформление верхней части панно, прикрепление шнура и т. д.).
15. Оценка качества готового изделия. Выставка творческих работ.

Учебно-тематический план кружковых занятий для учащихся 6-9 классов по вышиванию
№ п/п Название разделов и тем Форма занятия Кол-во часов всего теория Прак-тика
1 Вводное занятие. История появления вышивки, необходимые материалы и инструменты. Теоретический урок 2 2 -
2 Простейшие швы. Повторение. Способы закрепления нити. Практическая работа, объяснение, показ. 3 1 2
3 Новые и усложненные швы. Зигзаг (словацкий шов). Крест с горизонтальными стежками на изнанке. Крест с вертикальными стежками на изнанке. Крест простой – редкий. Кресты в два ряда. Крест двусторонний. Двойной или болгарский крест. Стоячий крест. Двусторонний “тамбовский” крест. Объяснение, показ, практическая работа 4 1 3
4 Выполнения изделия с использованием шва Практическая работа 6 - 6
5 Другие виды вышивок, их использование Белая гладь. Цветная гладь. Вышивка ришелье. Владимирская гладь. Гобеленовый шов. Технология выполнения гобеленового шва Объяснение, показ, практическая работа 4 1 3

6 Выполнения изделия с использованием шва Практическая работа 6 - 6
7 Понятие декоративно – прикладного искусства. Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом. Теоретический урок, практическая работа 2 1 1
8 Колорит. Цветовой круг, орнамент Теоретический урок, практическая работа 2 1 1
9 Композиция, Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом. Разработка собственного варианта композиции, орнамента, сюжета для изделия. Теоретический урок, практическая работа 4 1 3
10 Резерв времени Практическая работа 3 3
Итого: 36 8 28


Организация и методика работы кружка
Разрешая различные практические вопросы организации, методики проведения работы кружка, руководитель следует тем же основным дидактическим принципам коррекционной педагогики, которыми руководствуется и учитель, организуя и проводя урок.
Для занятий кружка установлены определённые дни и часы, согласованные со школьным расписанием.
Начинать практическую работу в кружке надо с выполнения небольших индивидуальных заданий, т.к. это позволяет легче и полнее определить интересы и степень практической подготовки каждого ученика.
По мере накопления детьми необходимых знаний, достаточно устойчивых трудовых навыков и умений, можно практиковать различные работы на свободные темы.
Практическая работа членов кружка направляется руководителем т.о., чтобы дети в весьма доступной форме ощущали органическую связь теории и практики, науки - с жизнью.
Постоянно и на большом количестве фактов следует показывать учащимся, как знание теории, высокая успеваемость помогают им быстрее и правильнее решать конкретные практические задачи и как в свою очередь практическая работа в кружке обогащает их всё новыми, нужными и полезными знаниями, умениями и навыками, помогает лучше учиться.
Для занятий вышивкой необходимо светлое, удобное помещение. Большое значение придается его художественному оформлению. При размещении рабочих столов надо учитывать направление дневного света и вечернего освещения, чтобы рабочие места были освещены с левой стороны и сверху. Кроме рабочих столиков, в кабинете необходим большой стол для раскроя, а также гладильная доска и утюг. Подвесная доска используется для показа наглядных пособий, чертежей, технического рисунка, а также для организованного просмотра групповых работ.
Ткани для вышивки рекомендуется выбирать с полотняным переплетением нитей, такие, как редина, лен, лен с лавсаном, суровое полотно; можно использовать также шерсть, сукно.
Выполнение изделий связано с работой иглой, ножницами, электроутюгом, поэтому на первых же занятиях руководитель должен сообщить учащимся необходимые правила по безопасности труда и в дальнейшем следить за их выполнением.
Для более успешного усвоения материала для занятий нужны наглядные пособия: технические разработки швов, образцы вышивок, готовые изделия, а также лекала и чертежи изделий. Эти наглядные пособия может выполнить руководитель кружка с помощью кружковцев.
В кружках особое внимание должно уделяться общественно полезному труду. Каждый кружковец выполняет задания для нужд школы, своего или других кружков. Это могут быть сувениры, методический наглядный материал, например образцы швов, вышитые изделия и т. д.
Правильно поставленное трудовое воспитание способствует развитию у ребят творческой активности, объединению их в дружный коллектив. В программе предлагаются задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. Задания для индивидуального исполнения рассчитаны на определенный возраст детей, они не должны быть особенно объемными и трудоемкими. Коллективной работой могут быть крупные изделия чисто декоративного характера, предназначенные для украшения жилого интерьера, уголка игр, учебного помещения - тематические панно, гостевые полотенца, а также чайные салфетки, скатерти, занавеси, сумки, передники. Крупные изделия выполняют группы кружковцев в 5-10 и более человек. Коллективный труд значительно ускоряет процесс работы, позволяет правильно распределить задания, учитывая возраст и индивидуальные способности каждого. Сочетание во многих изделиях разнообразных приемов вышивки по степени сложности технического исполнения дает возможность участия в коллективной работе почти всех членов кружка.
Подведение итогов годовой работы кружков проводится на отчетной выставке, на которую представляются лучшие работы кружковцев. При отборе и оценке детских работ нужно учитывать возраст кружковца, содержание, трудоемкость, качество, художественную ценность вышивки. Одна из форм воспитания общественной активности кружковцев - подготовка инструкторов. Ими могут стать учащиеся, проявившие особый интерес к занятиям и способности, обладающие хорошими навыками в вышивке и активно участвующие в работе кружка. Готовясь к руководству кружком, они получают практику по ведению занятий в младшей группе, могут провести занятие по одной из тем программы. Эти ребята являются активными помощниками руководителя кружка.
Категория: Особые дети | Добавил: Темира (2013-01-15) | Автор: Айгерим Рахимжанова E
Просмотров: 8078 | Теги: коррекционная педагогика | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2025-02-07, 11:47 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru