Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

Овладение компьютерной грамотностью одно из условий развития речи слабослышащих учащихся 5-11 классов.
Жумашбекова М.Г. учитель физики и сурдоинформатики
Компьютеризация способствует активизации процесса обучения, позволяет обеспечить дифференцированный подход к слабослышащим детям. С помощью компьютера может быть создана особая личностная форма общения, позволяющая сосредоточить внимание на наиболее существенных аспектах изучаемого материала и формируемых элементах учебной деятельности. Благодаря компьютеру слабослышащие дети могут пользоваться информацией, недоступной или малодоступной для них при традиционных способах изучения. Компьютеризация обеспечивает формирование положительной мотивации учения, что сказывается на качестве учебной работы, утверждении слабослышащего школьника как личности.
Компьютер в учебном процессе специальной школы применяется в двух аспектах: как объект изучения и как средство обучения. В соответствие с первым аспектом предполагается усвоение учащимися знаний, умений и навыков, которые позволяют использовать компьютер для решения различных задач, для овладения компьютерной грамотностью.
Основные типы таких знаний и умений сводятся к следующему:
• умение включать компьютер в работу; выбирать рабочую программу из библиотеки программ; запускать программу и общаться с компьютерной системой во время работы программы.
• умение решать учебные задачи с помощью компьютеров; писать и редактировать тексты, создавать чертежи, умение хранить информацию и осуществлять ее поиск, составлять простые программы с опорой на готовые алгоритмы;
• знание возможных областей применения ЭВМ, а также общих возможностей различных типов компьютеров.
Второе направление компьютеризации – применение ЭВМ как средства обучения – связано с выполнением как чисто учебных функций, так и функций управления учением. В специальном обучении ставится задача использовать компьютерные программы для коррекции нарушений и общего развития детей с недостатками слуха.
Методы обучения и методики построения обучающих компьютерных программ должны соответствовать особенностям познавательной деятельности слабослышащих детей и не могут быть взяты в готовом виде из массовой школы.
Таким образом, в первую очередь необходимо было определить цели, содержание и методы использования компьютеров в школе для слабослышащих детей. Учитывая условия и требования современной жизни и необходимость адаптации слабослышащих выпускников в обществе, мы сформулировали основную цель уроков информатики в школе для слабослышащих как формирование компьютерной грамотности в рамках основного общего образования. При этом за информатикой сохраняются и традиционные для специальной школы коррекционные и общеобразовательные цели. В массовой школе информатика изучается с 7 класса, а у нас по Типовому учебному плану Сурдоинформатика изучается с 5 класса.
При определении понятия компьютерной грамотности слабослышащих детей я исходила, с одной стороны, из нужд специальной школы, а с другой – из возможностей учащихся. Таким образом, ставя целью урока информатики в школе для слабослышащих детей формирование компьютерной грамотности в рамках общего образования и имелись виду изучения:
• элементов алгоритмической культуры;
• знание архитектуры ЭВМ, назначения основных ее частей, периферийных устройств;
• принципов взаимодействия человека и компьютера, представления о специфике машинных языков по сравнению с естественными;
• приобретение навыков работы с основными типами компьютерных программ;
• представления о возможностях и роли ЭВМ в современной жизни.
Поскольку информатика в школе для слабослышащих детей имеет как специфические, так и традиционные цели – общеобразовательные и коррекционные, компьютер как говорилась, в одних случаях является средством обучения, в других – предметом изучения. Чтобы выяснить, где и каким образом реализуются эти аспекты использования компьютеров, нужно разобраться, чему и как мы учим на уроках информатики.
Одним из необходимых компонентов компьютерной грамотности является алгоритмическая культура учащихся. Таким образом, определилась одна из содержательных линий курса информатики в школе для слабослышащих детей – алгоритмическая.
Другой содержательной линией курса информатики является познавательная линия.
Основная школа должна снабдить выпускников знаниями об основных типах компьютерных программ и навыками работы с ними. Выбор программ обусловлен, с одной стороны, основной целью курса информатики, а с другой – целесообразностью использования этих программ для постановки и решения на их основе коррекционных и общеобразовательных задач, а также широтой их применения в различных областях человеческой деятельности, включая образование. Я остановила свой выбор на программах Лого, текстовом и графическом редакторах.
К пользовательской линии относим также знание архитектуры ЭВМ, назначения основных ее частей и периферийных устройств и соответствующей терминологии (монитор, процессор, клавиатура, дисковод, мышь, дискета, гибкий диск, жесткий диск). Учащиеся должны также получать обобщенные навыки действий с файлами и знать их названия и проговаривать: сохранить, стереть, получить, скопировать и т.д. Таким образом расширяется, пополняется словарь действий.
Остановимся на экспериментальной методике обучения слабослышащих учащихся в рамках пользовательской линии.
Для овладения той или иной программой необходимо знать команды, которыми они управляется, и уметь их применять. Для слышащих учащихся англоязычные обозначения клавиш и команд часто содержат подсказку (например: Delete, Home, Save и т.д.). поскольку в школе для слабослышащих иностранные языки не изучаются, то впервые увиденные неслышащими учениками обозначения для них не информативны. Более того, многие русскоязычные термины, о смысле которых слышащий человек может знать или догадываться, абсолютно непонятны слабослышащим ученикам, например, «загрузить», «отформатировать». Словесные объяснения смысла команд малопонятны. Продуктивным оказывается такой подход: учащимся дается команда, они ее выполняют с помощью компьютера, наблюдают происходящее на экране и анализируют результат. Так, совместными усилиями на содержательной основе вырабатывается словесное описание смысла команды, понятное и доступное слабослышащим ученикам. Потом эта формулировка заносится в тетрадь. Работа с компьютером позволяет развивать абстрактное мышление и понимать и закреплять словарь абстрактных понятий.
Для обучения пользованию прикладными программами были составлены специальные задания, которые ориентируются не только на усвоение учащимися значений команд и понимание возможностей программы и компьютера, но и на решение общеобразовательных и коррекционных задач. Например, при изучении текстового редактора дается текст об истории развития вычислительной техники.
Текст имеет заголовок, может включать абзац, по смыслу выпадающие из контекста, и содержит ошибки – стилистические, орфографические, грамматические. Вместе с текстом даются задания: найти и исправить ошибки, найти и удалить не подходящий по смыслу абзац, расположить название рассказа по центру, отформатировать текст.
При выполнении заданий такого типа учащимся приходиться анализировать текст по смыслу даже для обнаружения и исправления орфографических ошибок. Например, наличие ошибки в словах Чарльз Бэббидж, которые слабослышащие дети видят впервые и не подозревают, что имя собственное и поэтому должно писаться с большой буквы, им нужно разобраться в содержании и выяснить, что Чарльз Бэббидж – это человек. Попутно они узнают о том, что он жил в XIX в., создал проект компьютера, но не успел его построить. Работая с текстом, учащиеся получают полезную, интересную и, что особенно важно, значимую для них информацию.
Приведенный пример показывает, как можно в одном задании предусмотреть все три цели урока информатики: формирование компьютерной грамотности (освоение текстового редактора), общее образование (получение новой и полезной информации) и коррекцию (развитие речи, мышления).
Работа над развитием речи на уроках сурдоинформатики ведется дифференцированно. Дифференцированно предъявляется и речевой материал: большой по объему, информационный по содержанию.
Работу по развитию речи на уроках сурдоинформатики совершенствуется, усложняется по классам обучения.
Для расширения речевой практики, кругозора учащихся полезно использовать обучающие программы, электронные учебники по предмету информатики. Которые на основе зрительного восприятия иллюстрируют новые слова, понятия, действия.
Компьютерная грамотность, в условиях школы слабослышащих детей является дополнительном средством развития речи, накопления словаря.
Категория: Особые дети | Добавил: Жумашбекова (2013-02-16)
Просмотров: 1445 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2025-01-31, 6:26 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru