Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети |
Шалтеев Е.Р. заведующий кабинетом психолого-педагогической коррекции Костанайского района Управления образования акимата Костанайской области Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья как нормализующий фактор жизнедеятельности социума Успешность интеграции в значительной степени определяется временем ее начала: чем раньше у ребенка обнаружено то или иное сенсорное, физическое, интеллектуальное или психическое нарушение, тем продуктивнее будут усилия специалистов и родителей в преодолении барьеров между ребенком и окружающим его микросоциумом. Поэтому проблема ранней диагностики остается одной из центральных проблем, от решения которой зависит реализация идеи интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Решающая роль в осуществлении интеграции принадлежит родителям детей с отклонениями в развитии. Основная задача специалистов состоит в организации помощи семье с момента установления ребенку диагноза. Осуществляемая специалистами КППК работа с семьей включает информирование родителей о необходимости раннего начала реабилитации и необходимости их участия в этом процессе, о формах и методах обучения, обеспечивая им возможность выбора метода. Специальной задачей дефектологов, психологов и социальных работников, курирующих семьи детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии, является нормализация жизни семьи, испытавшей шок от рождения больного ребенка, включение в процесс реабилитации всех членов семьи, помощь в присвоении родителями «нормализованного» стиля поведения по отношению к ребенку. Принятие родителями на себя роли воспитателей и «учителей» собственных детей, понимание ответственности за их судьбу ведут к постепенному переходу этих семей из группы риска в категорию «нормальных» семей и к реабилитации самих родителей. Равнодушное, отрицательное или агрессивное отношение социума к «не таким, как все» не может исчезнуть само собой или по указу. Его изменяют сами дети и их родители. Положительные результаты достигаются тогда, когда выполняются условия, обеспечивающие возможность постепенного расширения пространства общения детей-инвалидов. Прежде всего, ребенок должен иметь регулярные контакты со всеми родственниками, проживающими в том же селе, городе и т. д., ребенок не должен быть ограничен общением только с теми членами семьи, с которыми он живет. Далее - родители организуют контакты ребенка с соседями по лестничной площадке, по дому, по двору. Очень важное значение при этом имеет личность самих родителей: если они ведут замкнутый образ жизни, неконтактны, неприветливы, то интеграция ребенка будет происходить с большим трудом или не состоится совсем. Поэтому, осознав с помощью специалистов особенности своего поведения и оценив их последствия для будущего своего ребенка, родители должны работать над изменением стиля жизни, стать более открытыми, чтобы быть в состоянии налаживать контакты с другими людьми — родителями здоровых детей — потенциальными приятелями своего ребенка. Постепенно пространство общения должно расширяться за пределы дома и двора — в него включаются семьи друзей и знакомых, а также посетители детских площадок, скверов, ближайших киосков и магазинов, кинотеатров, театров и т. д. Изменение отношения родителей здоровых детей и самих здоровых детей к детям с ограниченными возможностями здоровья должно происходить в результате повторяющейся совместной деятельности детей обеих категорий, организуемой родителями детей-инвалидов с помощью специалистов или специалистами в условиях интегрированных групп и классов. Занятия в семье целесообразно сочетать с посещением детьми дошкольных учреждений. Чем раньше это происходит, тем меньше трудностей общения испытывают и ребенок-инвалид, и здоровые дети. Более низкий по сравнению со здоровыми детьми «образовательный» уровень детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии не должен служить препятствием для их направления в детский сад общего типа. В детском саду происходит социализация ребенка-инвалида, которая напрямую не зависит от уровня его речевого или интеллектуального развития. Интеграция оказывается более успешной, если дети приходят в детский сад общего типа из семьи, а не из специальной группы и если, придя в детский сад общего типа, они больше не посещают спецгруппу. Тогда, например, дети с нарушением слуха в детском саду слышат и воспринимают естественную речь, богато окрашенную интонационно, имеющую быстрый темп, включающую большой объем высказываний и т.д. В спецгруппе существенно ограничено количество детей, они говорят меньше, медленнее, речь их слабо модулирована, объем высказываний значительно уступает объему слышащих детей. Пребывая параллельно в двух группах — специальной и массовой, неслышащий ребенок с большим трудом адаптируется к речи нормально говорящих детей. Занятия в семье (под руководством специалистов) и посещение детского сада общего типа обеспечивают ребенку полноту жизни: продвижение в области образования и приобретение социального опыта взаимоотношений с детьми. Интегрированное обучение детей в массовой общеобразовательной школе оказывается полноценным, когда они имеют образовательную и личностную готовность к совместному обучению. Для осуществления полноценной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых детей дошкольного и школьного возраста должны быть обеспечены регулярные контакты родителей детей с отклонениями в развитии с воспитателями и учителями детских садов и школ. Родители имеют право получать всю интересующую их информацию о своем ребенке, посещать занятия и уроки, участвовать во внеклассных и внешкольных мероприятиях и т.д. Воспитатели дошкольных учреждений и учителя должны налаживать контакты родителей здоровых детей и детей-инвалидов (детей с отклонениями в развитии). Содружество родителей содействует и изменению отношения общества к «особым» детям. Каждая форма интеграции несет на себе определенную нагрузку. При обучении «особого» ребенка в одном классе или группе с другими детьми он полностью подчиняется темпу работы детского коллектива, выполняет общую программу и живет по правилам этого коллектива. Когда дети с ОВ включаются в спецгруппу/спецкласс, решается иная задача. Дети с ограничениями с помощью взрослых выступают в роли учителей. Это содействует развитию детей с ОВ. Общение со здоровыми, в свою очередь, расширяет возможности обучения и воспитания. Весьма положительные результаты дает интегрированное обучение при равном соотношении детей в группе/классе. Трудности создает нестабильный состав учащихся, которые через несколько лет переходят в обычные классы. Но это же обстоятельство имеет и свои плюсы: каждый вновь приходящий в класс «особый» ученик имеет свою манеру, что обогащает практику общения и обучения детей, с одной стороны, и заставляет их внимательнее относиться к тому, чтобы быть понятым, - с другой. Эффективными формами социальной интеграции являются секции, разнообразные кружки, фестивали, конкурсы; организация экскурсий, походов, концертов и т. п., где дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовывать свои способности в кругу сверстников и завоевывать их симпатии и уважение. Осуществлять интеграционное обучение могут лишь специально подготовленные кадры. Но таких специалистов пока немного. В процесс подготовки кадров должны быть вовлечены и педагоги общеобразовательных учреждений, и дефектологи. Воспитатели и учителя образовательных учреждений общего типа должны знакомиться с особенностями развития и личностным своеобразием детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии разной этиологии, методами работы с ними и методами работы с родителями этих детей. Многим дефектологам, которые в будущем станут помощниками учителей массовых учреждений при осуществлении интегрированного обучения, необходимо преодолеть достаточно стойкие стереотипы недооценки возможностей развития детейс физическими и психическими недостатками. Поэтому дефектологи также нуждаются в переподготовке для овладения современными методами реабилитации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. Интегрированное обучение должно охватывать и молодежь с ограниченными возможностями здоровья при профессиональном обучении в среднем специальном или высшем учебном заведении. Эффективность обучения и интеграции должна достигаться не путем изоляции молодых людей в отдельных специализированных группах, а с помощью применения современных технических средств и оборудования (мониторы, акустические системы, компьютеры и т. д.). Эти средства помогают лицам с теми или иными физическими или психическими недостатками полноценно воспринимать речь лекторов и на равных со здоровыми студентами участвовать в семинарских и практических занятиях, находясь в среде своих товарищей. Система образования наряду с другими социальными институтами сегодня активно включается в решение глобальной проблемы современности – проблемы экологии детства. Сегодня уже ни для кого не секрет, что за последние десятилетия по разным причинам стремительно увеличилось число детей, имеющих проблемы в развитии, зачастую в самых разных сочетаниях. Причины болезненности детей сложны и серьезны: это и экологическая обстановка, и социальные условия жизни, и психологический климат в семье. Грустная статистика свидетельствует: здоровье детей от рождения до поступления в школу не улучшается, а ухудшается, что отрицательно влияет на процесс усвоения школьной программы. Сложившаяся ситуация продиктовала необходимость открытия групп для детей, имеющих отклонения в развитии. Многолетний опыт практической деятельности психолого-медико-педагогического консультирования детей дошкольного возраста убедительно доказывает, что грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала, а для значительной части детей открывает возможности включения их в общий образовательный поток (интегрированное обучение) и снимает необходимость общего специального образования. Система взаимодействия лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы с детьми призвана оказывать медико-психолого-педагогическую поддержку детям с ограниченными возможностями здоровья, их родителям и специалистам. Её функционирование в масштабах всей страны обеспечит каждой семье возможность своевременной медико-психолого-педагогической диагностики развития ребёнка, определения его специальных психологических и образовательных потребностей, создаёт условия для эффективного преодоления или коррекции отклонений в развитии ребёнка. Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, начавший обучаться в первые годы жизни, имеет самые большие шансы на максимально быстрое достижение оптимального возможного для него уровня общего развития и, соответственно, более раннего выбора интегрированного обучения. Главное в работе коллектива одно - дать детям своевременное и полноценное развитие. Одним из необходимых условий успешного обучения является создание предметно-развивающей среды. Организация предметно-развивающей среды должна отвечать возрастным особенностям и потребностям детей с учетом интересов и заболеваний. Обеспечение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата оптимальным уровнем двигательной активности должно достигаться путем широкого применения различных тренажеров: велотренажера, тренажера «беговая дорожка», «массажная дорожка», тренажеров для рук, ног, спины, дисков «Здоровье», «Бегущий по волнам». Результаты процесса обучения воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья складываются из глубокого знания патологии каждого ребёнка, знания причин, влияющих на её развитие, создания благоприятных условий, когда каждому малышу предоставляется не только возможность участия в том или ином виде специально организованной деятельности, но и в соответствии со своими возможностями ребята учатся приёмам оздоровления и помогают себе сами. Только систематическая работа приводит к положительным результатам. В педагогике вообще, а в коррекционной особенно, готовых рецептов не существует. Каждый педагог в своей деятельности руководствуется собственными жизненными принципами, моральными нормами, уровнем знаний. Для педагогов незыблемо одно: бережный, вдумчивый, сугубо индивидуальный подход к каждому ребенку. | |
Просмотров: 3585 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|