Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Общество семи муз

личностно-ориентированная педагогика при организации внеклассной работы
ГУ ШКОЛА №10

В настоящее время задачи образовательной школы фактически сузились, «ограничившись» загрузкой школьников знаниями об основах наук и достижением высокого процента успеваемости.
А целью образования в любой школе, как подсказывает само слово, должно быть созидание, формирование образа человека сознательного, человека совершенного характера в триединстве сердца, ума и рук.
Именно развитию этих качеств
служит эстетическое образование в целом,
и на его основе внеклассное обучение в частности

В психологии понимание развития индивидуальности личности предполагает развитие нескольких процессов.
Самопознание – интерес к своему Я

Самоопределение – самостоятельный, осознанный выбор целей, задач и форм деятельности

Самореализация – проявление своего творческого потенциала.

Совместное развитие – восприятие себя как источника для развития других и их как источника своего развития.

Саморегуляция, по нашему мнению, вряд ли может быть актуальной в ситуации урока, скорее на нее должен направить усилия психологически ориентированный классный руководитель или предметник.

И, наконец, саморазвитие, объединяющее все эти процессы, – целенаправленное изменение себя как субъекта учения ради собственного совершенствования

Задача учителя – оказать школьнику педагогическую помощь в развитии этих потребностей

Почему же так мало личностей, спросит учитель, и почему процесс развития индивидуальности превращается в специальную педагогическую задачу?

Потому что взрослые, вдохновленные идеей саморазвития ребенка, нередко забывают об одном простом условии: потребность в самоактуализации просыпается в человеке, только если удовлетворены его основные человеческие потребности: физиологические, потребности в безопасности, любви, уважении и самоуважении

Там, где господствует терпимость, доброжелательность, поддержка и защищенность, исчезает необходимость цепляться за прошлое, заботиться о сохранении уже достигнутого, там появляется дерзкое желание проявить себя

Но даже если потребность ребенка в безопасности полностью удовлетворена, движение вперед пугает своей неизвестностью: а вдруг не получится?
Чтобы движение вперед воспринималось как радостная перспектива, а не страшная угроза, оно не должно содержать труднодостижимые цели.
Например, при организации внеклассных мероприятии нужно учитывать реальные физиологические возможности учащегося
( например, чёткая ли у него дикция, какая него память, образное мышление, наличие музыкального слуха, голоса, умеет ли он хорошо жестикулировать, подходит ли его типаж (внешность, характер) к роли и т.д.)
Однако учитель имеет право лишь учитывать, но не определять, как данность физиологические возможности учащегося.
Критические замечания на этот счет со стороны учителя только заставят школьника испугаться собственной смелости и отступить к прежнему состоянию ничегонеделания
Никто не может решить за него, по какому пути он должен идти; его нельзя втолкнуть в развитие. Все что мы можем сделать – это поманить его вперед, помня, что должны с уважением отнестись к любому выбору ребенка, признать за ним право на страх и медлительность или отклонения в развитии, как точно, в данном контексте процитировал слова одного из поэтов директор Пушкинского дома Николай Николаевич Скатов в своей горячей речи в защиту русской классики на Первом всероссийском съезде словесников-
«Все прогрессы реакционны, если рушится человек»

Учитывая физиологические возможности учащегося, надо постараться
определить для него приемлимую для него роль, так чтобы его желание
участвовать в организации мероприятия связалось с его реальными физиологическими возможностями.

Какие же задачи решает Л-ориентированный учитель при организации внеклассных мероприятии?
Во-первых, генерирует идеи прямо или косвенно удовлетворяющие потребности, о которых мы уже говорили.
Во-вторых, чтобы идеи эти воспринимались с доверием, формирует впечатление о себе как о доброжелательном и авторитетном партнере, лично заинтересованном в каждом ученике, независимо от своих субъективных ощущении, физиологических возможностей ученика, его успеваемости в классе и т. д.
В третьих - потребность в безопасности соприкасается с потребностями в любви и принадлежности. Их значение объясняется тем, что большая часть наших нужд удовлетворяется при посредстве и помощи других людей. Поэтому ученик любого возраста страстно ищет заботы, любви и ласки, старается заслужить одобрение окружающих, поэтому нужно максимально, всеми возможными методическими приемами удовлетворить его потребности в любви и принадлежности к другим

Здесь возможны различные тактические приёмы, например, для начала постарайтесь обращаться к ребятам по именам, подчёркивайте постоянно их причастность к организации мероприятия («Уважаемые, господа актёры!»). Возможно, подражая вам, школьники так же станут называть друг друга. Попробуйте изменить практику оценивания. Вместо традиционного: «Кто ошибался?» – спросите учеников, что им понравилось в работе одноклассника. И обязательно отметьте тех детей, кто нашел наибольшее количество достоинств.

Старайтесь устраивать больше показательных мероприятии в школе с привлечением учеников других классов в качестве зрителей, ведь для учащегося важно внимание прежде всего себе подобных, приглашайте учителей-предметников, чтобы они посмотрели на учеников данного класса уже, как бы в другом ракурсе, не как на ОБЫЧНОМ УРОКЕ

Важными составляющими мастерства педагога является способность объединять в единое целое все элементы занятия, вариативно применять материал программы, избегая жесткой схемы, штампа в преподавании искусства. Испытывая потребность в обновлении содержания преподавания музыки, на практике использую наиболее эффективные технологии, реализующиеся через систему дополнительных учебных занятий. Развитие личности в школе идет на учебном занятии, поэтому обеспечиваю включение каждого ребенка в разные виды деятельности. Правильно выбранная цель определяет отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся. В практике работы наиболее часто применяю информационно-коммуникационные технологии, повышающие эффективность усвоения материала.
Интересы многих учеников связаны с миром компьютеров, и именно этот ресурс необходимо научиться использовать и применять для активизации творческой и познавательной деятельности учащихся на музыкальных занятия
Конечно, мы, учителя, сейчас делаем только первые шаги: учимся пользоваться возможностями телекоммуникаций, изучаем образовательные ресурсы Интернет, разрабатываем пособия на электронных носителях. Однако нельзя не признать, что и эти первые шаги дают уже достаточно ощутимые результаты.

Эффективность использования информационных технологий зависит от четкого представления места, которое они должны занимать в комплексе взаимосвязей образовательного
Сегодня обучение на основе компьютерных технологий активно вне¬дряется в учебный процесс. Широко использую информационно–коммуникационные технологии в различных направлениях. Преимущества использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением

 ИКТ вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуют наиболее широкому раскрытию их творческих способностей, активизации познавательной деятельности.
Очень часто школьники и учителя используют для получения ин-формации образовательные порталы, каталоги библиотек, знакомятся с новинками художественной литературы.

 Помогают качественно изменить контроль
деятельности учащихся, учитель берет на себя функцию координатора.
Учитель становится для учащегося своеобразным проводником во всемирной паутине, обучает культуре ссылок на использованные материалы, создает мотивацию поиска образовательных ресурсов.

 Позволяют ученикам наглядно представить результат
своих действий, во внеклассной работе в частности, своих выступлении
. Один из стимулов, активизирующих мотивацию школьников к участию во внеклассной работе - возможность увидеть своё выступление в Интернете, таким образом
компьютер значительно расширяет возможность предъявления информации, позволяет усилить мотивацию учения и активно вовлечь учащихся в учебный процесс.
Использование возможностей компьютера и медиапроектора на уроках искусства позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства, сотворчества с учителем и друг с другом, мир нового взгляда на обучение

Ребенку всегда важна конечная цель – для чего он создает тот или иной продукт. Это могут быть:
• Внеклассные мероприятия (концерты, лекции, классные часы, родительские клубы…)
• Связь с урочной деятельностью (доклады, рефераты, экзамены…)
• Самообразование (просмотр созданных учениками продуктов)
• Различные тесты по предмету

Направления использования ИКТ во внеклассной работе

• как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала (мультимедиа, видео, компакт-диски);
• закрепление изложенного материала (обучающие программы)
• проведение практических занятий, самостоятельной работы;
• контроль и проверка знаний учащихся (викторины, тесты)
• диагностика качества обучения (тесты);
• подготовка презентаций, докладов, выступлений;
• самообразование учащихся и педагогов;
• видеосъемка школьных мероприятий и создание видеотеки;

Если мы поставим учебную задачу перед ребенком, то он будет осуществлять свою работу в различном исполнении – это могут быть:
• Создание документа на цифровом носителе
• Создание обучающего продукта по теме
• Создание презентации – иллюстрации по теме
• Тестов по образовательному предмету
• Создание сайта по теме, выкладка материалов в Интернет –ресурс
При этом мы должны четко поставить перед учащимся задачи, а лучше, если он сам сможет определить для себя целеполагания. Однако есть некоторые критерии, общие для всех типов работ, это:
• Умение отбирать материал для реферата, правильно оформлять его с точки зрения цифрового текстового документа.
• Умение отбирать материал для презентации или обучающего продукта.
• Владение компьютерными технологиям обработки материала.
• Точное логичное структурирование и построение материала
Чем можно пользоваться для обработки материалов? Это будут
• Книги, справочники, энциклопедии – тексты компилируются, картинки сканируются или фотографируются на цифровое фото с дальнейшей обработкой.
• СD - диски - копирование картинок, компилирование текста.
• Интернет – ресурсы

Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными технологиями обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Список литературы:

1. Горбенко Зинаида Павловна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ

УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В ПРОЦЕССЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

( на материале английского языка)

2 Горбенко З.П. Реализация личностно-ориентированного подхода в образовательных технологиях США // Педагогические технологии в профессиональной подготовке педагога-воспитателя и социального педагога: Межвузовский сборник научных трудов. - Барнаул, 1999. - С. 116-119.

www.akipkro.ru/main.php?id=2156 – 67 Кб

3 Шалдыбина М. П. Урок в системе личностно ориентированного образования

http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00020933.html

4
http://festival.1september.ru/articles/411663/

Юмина Елена Антоновна

Доклад на педагогическом совете по теме: "Технология личностно ориентированного образования и развивающее обучение"

5 Список полезных сайтов

Форум сайта Международное методическое объединение учителей музыки

http://forum.in-ku.com/forumdisplay.php?f=12

сайт учителей музыки «Созвездие Ориона» http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/index/0-2

Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/



Источник: http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=16678&lib_no=16678&tmpl=lib
Категория: Общество семи муз | Добавил: Arilca (2009-08-23) | Автор: Арман E
Просмотров: 3761 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 11:19 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru