Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Общество семи муз

адаптированная программа расширенного курса музыкальной студии
Рецензия
к адаптированной программе
учителя Исабековой А.У.
Программа музыкальной студии «Семицветик», разработанная учителем музыки Исабековой А.У., представляет собой расширенный курс, адаптированный, как к условиям школы № 10, так и к стандартам системы эстетического образования РК в целом.
Во введении четко раскрывается обоснование, предусматривающее создание данного курса, критически осмысливается состояние современного внеклассного обучения, дается сравнительный анализ вокального образования, как самый массовый и доступный вид в системе общего эстетического образования школы, раскрывается связь вокального обучения с театром - постановка мюзиклов. Форма изложения программы отличается грамотностью, конкретизацией, компактностью, оптимальным объемом, доступностью для восприятия, логикой и последовательностью, (введение, виды внеклассного обучения в процессе работы данной студии, интеграция с театром, цель, задачи, календарно-тематический план, список использованной литературы). В процессе многолетней работы у автора сформировался определённый взгляд на процесс проведения внеклассных и внешкольных занятии. Опыт работы автора был представлен в газетах « Вечерний Алматы», «Дружные ребята», на телеканале «Алматы» в период участия в конкурсе «Учитель года 2006».
Рекомендуется расширить и углубить затронутые в программе проблемы внеклассного обучения в форме обширной научной работы, тем более, что автор имеет большой опыт публикации в педагогических журналах и газетах (« Учитель- методист» (№4 за 2005 г, №6 за 2006 г.), «Учитель Республики» (№23 за 2005 г, №13-16 за 2006 г, №4 за 2006 г.), «Воспитательная работа в школе и внешкольных учреждениях» (№6 за
2006 г.

Любимова И.Г.
Зав. кабинетом эстетического образования ИПК ПКСО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

Работа в музыкальной студии охватывает следующие аспекты воспитания и обучения учащихся начальных классов и среднего звена:

• Организационная работа по выбору сценария мюзикла (сказка, рассказ, поэма, драма и т.п.), по музыкальному оформлению мюзикла (песни, музыкальные номера) и обязательно формирование группы исполнителей.
• Подготовительная работа, включающая в себя: 1 ознакомление с, выбранным учащимися, сценарием мюзикла. 2 декламация (читка) текста исполнителями каждой роли.3 прослушивание и определение музыкальных номеров мюзикла.4 разучивание песен из мюзикла - вокально-хоровая работа с учащимися. 5 репетиция под музыку с подбором движении, соответствующих каждому персонажу.
• Выступления на школьных и внешкольных концертах, мероприятиях.

Целью работы музыкальной студии служит формирование духовной культуры
учащихся средствами искусства в целом и вокального, театрального в частности.

Задачи:
 Эмоциональное воспитание: Воспитание гармонически развитой личности с расширенным кругозором, развитие коммуникабельности учащегося, формирование в учащихся умения владеть своими эмоциями.
 Осознанное восприятие: Развитие музыкально- художественного мышления через единство слова (литература, театр), музыки, танца (подбор соответствующих движении к музыке персонажа)
 Деятельно- практическое развитие: Формирование актёрских, певческих способностей, развитие дикции, чувства ритма, темпа, слушательской культуры, умения сравнивать, обобщать, т.е. развитие логики, умение вживаться в образ, т.е. искусство перевоплощения.
Вид деятельности:
 Актёрское мастерство, вокал.
Форма работы:
 Занятия во внеурочное время.
Количество часов:
 1-2 часа в неделю
Группы учащихся:
 Младшая, средняя.

Введение. Обоснование, предусматривающее создание программы.
В основных направлениях реформы общеобразовательной школы РК предусматриваются меры по улучшению обучения и воспитания детей, и в свете важнейших задач указаны меры по улучшению и развитию эстетического воспитания. В настоящее время задачи образовательной школы фактически сузились, «ограничившись» загрузкой школьников знаниями об основах наук и достижением высокого процента успеваемости. А целью образования в любой школе, как подсказывает само слово, должно быть созидание, формирование образа человека сознательного, человека совершенного характера в триединстве сердца, ума и рук. Именно развитию этих качеств служит эстетическое образование в целом, и на его основе внеклассное обучение в частности.
Именно развитие и культивирование внеклассного обучения в школе поставит надежный заслон негативным тенденциям сегодняшнего дня, будь то безыдейность, пошлость низкопробной развлекательной современной индустрии, отсутствие возможности у учащегося занять себя в свободное от уроков время, а отсюда путь к наркомании и преступности.
Исходя и профессионального опыта работы музыкально-театральной студии «Семицветик» школы № 10 можно сказать, что вокальное обучение имеет основную преимущественную особенность, по сравнению с другими видами внеклассной работы, как коллективная природа пения в целом, и, как самая доступная форма приобщения к прекрасному, благодаря наличию у каждого человека особого музыкального инструмента «голоса». Наиболее активной и занимательной формой приобщения к искусству в школе учащихся является интеграция вокального обучения с театром в форме постановки школьных мюзиклов. В процессе многолетней практики работы музыкально- театральной студии «Семицветик» школы № 10, неоднократных концертных выступлений в школе и внешкольных городских, районных смотрах художественной самодеятельности, в городских семинарах для учителей музыки выяснилось, что занятия в студии способствуют адаптации учащихся к общественной жизни, преодолению комплексов, скованности, зажатости в коллективе, развивают речь в целом и образную речь, повышают работоспособность и умственную активность мозга, а также формируют положительные эмоции, тренируют голосовой аппарат, предохраняя его, благодаря специальным речевым, вокальным и интонационным упражнениям в процессе занятий, от заболеваний, развивают артистизм, уверенность в себе, коммуникативность.
Об этом говорят многочисленные отзывы учащихся, родителей и учителей, статьи о постановках мюзиклов и открытых уроков музыки в школе № 10 в газетах «Вечерний Алматы», «Дружные ребята», на телеканале «Алматы»- 2 03 2006 г. в программе вечерних новостей.
Работа в музыкально-театральной студии охватывает основные элементы программы внеклассного обучения: организационная работа с группами, работа над развитием певческих и артистических способностей: дыхания, дикции, артикуляции, фразировки, интонации, подбор жестикуляции, работа над декламацией текста ролей и т.д., постановка мюзиклов в школе и вне нее,
расширение кругозора учащихся через раскрытие лучших достижений мировой музыкальной и художественной литературы, формирование знаний о специфике вокальной музыки и актёрского мастерства, музыкально-выразительных средствах и средствах исполнительских, сценических знаний.
Эта задача решается не только в процессе ознакомления с произведением и его разучивание, но и благодаря специфике занятости студии, её творческой атмосферы, через организацию самостоятельного анализа разучиваемых произведений, через творческое их осмысление, в иллюстрациях, сочинениях - рассказах, написанию учащимися сценариев будущих концертов и мероприятий, составлению ими афиши и программы мюзикла или концерта, сценарии сказок, сценарии пластического воплощения песни, сценического образа роли (музыка + движение), написанию учащимися докладов и рефератов, стенгазет, освещающих то или иное мероприятие студии. Большое значение для проявления артистических способностей учащихся, их творческой индивидуальности служат школьные музыкальные инсценировки-мюзиклы. Они способствуют развитию в школе организационной концертной деятельности, позволяют учителю поддерживать имидж концертной деятельности в школе и за её пределами. За годы работы были представлены концерты, посвященные знаменательным датам (8 марта, 9 мая и т.д.), мюзиклы «Золушка», «Спящая красавица» (освещён в газете «Вечерний Алматы» -8 11 2008 г), «Маленький Мук» (2 место на городском смотре художественной самодеятельности- 2002 г.), «Снежная королева», «День святого Валентина» (освещён в газете «Вечерний Алматы»- 18 02 2007 г.) и т.п. Выступление на городском смотре вокальных групп и хоров в 2002-2003гг. (песни «Наш Казахстан», «Песенка про хомячка», «Песня материнской любви») получило довольно высокую оценку (Почётная грамота РОНО). Также высокую оценку со стороны ГорИПК и ПКСО получили открытые уроки на городских семинарах учителей музыки – «Обрядовые песни казахского народа», (посвящён 10-летию Независимости РК -20 12 2001 года), «Каждый народ прославляет Доброту» (городской семинар- 2.03.2006 г.- показан телеканалом «Алматы»), «Образы войны и мира в музыке» (городской семинар- 2 02 2007г.).
Целью работы с учащимися музыкально-театральной студии служит формирование духовной культуры средствами вокального искусства в интеграции с театром и искусства в целом.
Задачи
Эмоциональное воспитание:
Формирование певческой и слушательской культуры учащихся, развитие эмоциональной, эстетической культуры, развитие артистизма. Воспитание гармонически развитой личности с разносторонним кругозором, воспитание гуманизма, коллективизма, нравственности и патриотизма.
Осознанное восприятие:
Развитие художественного мышления через постижение лучших образцов мировой музыкальной и художественной литературы. Выявление образно-поэтического единства слова (литература, театр), музыки (песни), танца (пластического воплощения). Развитие вокальных, артистических способностей.
Деятельно-практическое развитие:

Формирование художественных навыков и умений, таких как:
1. Развитие музыкальных и артистических способностей, развитие слуха, чувства ритма, темпа, памяти (восприятия), дикции, артикуляции, интонации т. е. выразительности речи.
2. Формироваиие знаний о лучших достижениях мировой музыкальной) и художественной литературы в процессе работы над репертуаром через формирование литературных навыков, т.е. умения добывать информацию из различных литературных источников, развитие мышления певца и артиста.
3. Формирование вокально-хоровых навыков: певческая установка, развитие вокально-хорового слуха, обучение использованию при пении мягкой атаки, формирование основ певческого голоса: звонкость, полетность, мягкость, кантилена, вибрато, выразительность исполнения, развитие певческого дыхания, расширение диапазона, обеспечение роста выносливости голосового аппарата, формирование певческой дикции и артикуляции, формирование навыков коллективного пения, умения петь в ансамбле (слитно, согласованно), вступать и заканчивать с аккомпанементом.
4. Развитие артистических способностей или формирование навыков художественной эмоциональности - сценический выход и вход, жестикуляция-сценические (танцевальные) движения, выразительная декламация текста роли - подбор подходящей интонации, сценический образ персонажа, характер действия, драматургия и т.п., т.е. вышеперечисленные задачи специального развития.

Календарно-тематический план занятий на 2008-2009 учебный год
Вид деятельности: музыкально- театральная Количество часов: 1 час в неделю. Группы: средняя, младшая (2-6 классы)

1 четверть
№ темы Содержание работы Кол-во часов
1 Вводный урок: «Цели и задачи студии». Сценический выход и вход, сценические движения, правила декламации текста.
Организация групп. Подбор сценария мероприятия. Чтение сценария учителем. 1
2 «Дикция, артикуляция, слово». Разговорная и певческая речь, их отличие, дикционные упражнения. Песни школьного репертуара. 1

3 «Средства выразительности в разговорной речи». Пение песен Читка текстов ролей. 1
4 «Средства выразительности в музыке». Пение песен. Читка текстов в музыкальном спектакле. Сценический выход персонажа. 1
5 Манера исполнительства.- «Что такое амплуа артиста?». Знакомство с лучшими образцами мирового исполнительства в музыке (опере) - просмотр видео, слушание в аудио. Пение песен Читка текстов ролей. 1
6 Виды театра.- «Что такое мюзикл?». Жанры литературы в театре - драма, комедия, трагедия, сказка и т.п. спектакля 1
7 Мероприятия, связанные с календарным планом воспитательной работы школы. Подготовка к концертной деятельности (День учителя). 1
8
Обобщающий урок- концерт. Постановка музыкального спектакля 1

2 четверть
1 Дикционные упражнения для развития выразительного произношения слогов и слов, отличие певческого и речевого звука. Организация групп. Подбор сценария мюзикла. 1
2 Речитатив и скороговорка как приемы вокально-речевой тренировки - ритмомелодические скороговорки, сравнение путем слушания музыкальных произведений и литературных произведении . Пение песен. Читка текстов ролей. 1

3 Интонационная выразительность в речи и пении (интонации в речи и певческая интонация, декламация, интонационные упражнения). Пение произведений. Читка текстов ролей в разных интонациях. Подбор движении к образам персонажей. 1
4 Культура речи и выразительность пения.
Пение песен. Читка текстов ролей. 1

5 Виды певческих голосов Манера исполнения - слушание музыки - просмотр видео и слушание аудио. Пение песен. Читка текстов ролей.
1
6 Мероприятия, связанные с календарным планом воспитательной работы школы. Подготовка к концертной деятельности: «День Независимости»,
« Новый год». 2

7 Мероприятия, связанные с календарным планом воспитательной работы школы. Подготовка к концертной деятельности - « Новый год» 2
1
8 Обобщающий урок- концерт. Постановка мюзикла.1

3 четверть
1 Подбор сценария мюзикла к новой четверти.
Организация групп. Подбор песен. 1
2 Мероприятия, связанные с календарным планом воспитательной работы школы. Подготовка и организация концерта (8 марта - Мамин день).
Работа над репертуаром. 2
3. Кто создаёт театр? - сценарист, режиссёр, актёр, композитор, музыкант, танцор, певец, художник. Музыка в театре. Беседа.
Читка текстов ролей. Пение песен. 1
4 Ритмослуховые упражнения. Ритм в музыке и речи - долгота слогов слов. Повторение и закрепление. 1
5 Работа над постановкой. Составляем афишу концерта и мюзикла. 1
6 Как беречь голос. Охрана голоса. Беседа.
Читка текстов ролей. Пение песен. 1
7 Музыкальный спектакль (опера, оперетта, музыка к драматическому произведению, мюзикл, музыка к мультфильму, киномузыка.) Пение песен. Читка текстов. 1
8 Драматический спектакль и музыкальный спектакль- сравнение. Пение песен. Читка текстов. 1
9 Мероприятия, связанные с календарным планом воспитательной работы школы. Подготовка и организация концерта - « Наурыз» 2
10 Обобщающий урок. Постановка концертного мероприятия. Постановка мюзикла. 1

4 четверть

1 Подбор сценария мюзикла к новой четверти.
Организация групп. Подбор песенного репертуара. 1
2 . Мероприятия, связанные с календарным планом воспитательной работы школы. Подготовка и организация концерта ко « Дню Победы» Пение песен. Читка текстов.
3
Музыка и движения. Виды жестов сценического образа. Музыка и танец в театре. Беседа. Пение песен. Читка текстов. 1
4 Музыка и кино. Киномюзиклы и мюзиклы- мультфильмы - просмотр видео. Пение песен. Читка текстов. 1
5 Музыка и кино. Киномюзиклы и мюзиклы- мультфильмы - просмотр видео. Пение песен. Читка текстов (обобщение). 1
6 Виды ансамблей в музыке и театре. Пение песен. Читка текстов. 1
7 Подготовка к последнему звонку. Пение песен. Читка текстов. 1
8 Обобщающий урок. Постановка концертного мероприятия. Постановка мюзикла. 1

Список использованной литературы Программы и методические пособия к учебникам по музыке

1. Бодина Е. «Воспитание школьников». Журнал «Классный руководитель» № 5, 6. 1996. № 2. 1997.
2. «Жажда человечности» Сост. Белова. Перевод с англ. М. «Молодая гвардия» (сборник статей).

3. Юдина «Мой первый учебник по музыке». М., 2003.

4. Назарбаева С.А. «Путь к себе». А. «Атамура».

5. «Музыка и театр» сборник статей. М., 2006 г. («Проблемы интеграции в процессе обучения»).

6. Апраксина. Методика вокально-хорового обучения». М., 1979.

7. Кабалевский. «Воспеть прекрасное». М., 1986 г.

8. Балтабаев. «Программа». Елимай.

9. Уроки человечности. А., 2001 г. (Образцы авторских программ, сценариев внеклассных мероприятий).

10. «Методика вокально-хорового обучения». Сборник статей. М., 2000 г.

11. «Ритмослуховые упражнения». М., 2006 г.

12. Программы по организации хоров, вокальных групп. М.,
«Просвещение», 1991 г.

13 Журналы «Музыка в школе», «Учитель - методист», «Классный руководитель», «Внешкольная и внеклассная работа».

14 В.Н.Чепуров «Музыка в школе» М. « Просвещение» 1983 г

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ССЫЛОК:

1. Программа студии ЗЕРКАЛО:
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА. МУЗЫКАЛЬНОЙ СТУДИИ «ЗЕРКАЛО» Муниципального образовательного учреждения. http://alekslis.narod.ru/programma.html
2 Городской драматический театр студия Л. Ермолаевой http://www.ermolaeva.ru/program.html
3 Театр-студия "Дали" http://vadkovsky.narod.ru/dali/dali.htm

4 Образовательная система Школа 2100:... документы: Начальная школа, Театр
Образовательная программа "Школа 2100" (дошкольное, начальное, среднее образование) и концептуальные документы (экспертные заключения)...
http://www.school2100.ru/program/program_start-teatr.html

5 Программа деятельности ГОУ Детской школы искусств «Юность»
http://e-project.redu.ru/kultura_mira/laur04/2st/yunost.htm

6 Студия детского эстрадного вокала "Лель"
http://www.russa-molod.ru/lel.htm



Источник: http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=16678&lib_no=41988&tmpl=lib
Категория: Общество семи муз | Добавил: Arilca (2009-08-23) | Автор: Арман E
Просмотров: 7736 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 12:18 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru