Главная » Статьи » В помощь учителю » Общество семи муз |
Мать Коркыта носила его в своём чреве 3 года и 9 дней. Во время родов внезапно поднялась сильная буря, сверкнула молния, на землю пала мгла. Необычное явление природы смутило соплеменников. Ещё больше перепугались сородичи, когда новорожденный стал издавать некие звуки, напоминавшие человеческую речь. Приняв младенца за нечисть, близкие не сразу решились, как того требовал обычай, завернуть ребенка. «Новорожденный напугал нас не на шутку. Дадим ему имя Коркыт (Испуг)», – решили они. В мистической обстановке был создан и кобыз. Коркыт с детства хорошо играл на всех музыкальных инструментах того времени. Но вскоре утомлённый однообразием решил смастерить инструмент, который имитировал бы человеческий голос. День сменялся ночью, а задумка не находила своего воплощения. И вот однажды во сне юноше явился периште (ангел) и молвил: «Коркыт, твой кобыз словно голень 6-летнего холощеного верблюда. Обтяни его кожей одногорбого верблюда, установи вверху подставку из рога тёмно-рыжего козла и натяни струны из некрученого конского волоса от 5-летнего жеребца - и будешь ты обладать дивным инструментом». Сия легенда доносит до нас древнейший «рецепт» изготовления кобыза. Предполагается, что среднеазиатский смычковый инструмент типа кобыза через арабов и иранцев (у последних и азербайджанцев он называется «кеманча») стал известен в Византии и Испании, а оттуда распространился в виде скрипки по всей Европе Коркыт почитается автором и является центральным героем эпического цикла «Китаби дэдэм Коркут» («Книга моего деда Коркута»), древнего памятника культуры тюркоязычных народов, воспевающего подвиги батыров и непревзойденное мастерство народных шешенов (ораторов). однажды Коркыта навестил божий слуга и сообщил о его близкой смерти. Не желая умирать, Коркыт решает отправиться на поиски Жер-Уиюк – земли обетованной, где человек вечен. Оседлав верблюдицу Желмая, он отправляется в путь. Творец, узнав об этом, советуется с ангелами и провозглашает: «Если этот человек никогда не произнесёт слова “смерть”, то жить ему вечно». Желмая обретает дар речи и обращается к Коркыту: «Достопочтенный хозяин, если ты станешь думать не о других мирах, а только о жизни, то я уведу тебя от смерти». После этих слов нисходит на Коркыта душевный покой. Как-то, странствуя, Коркыт повстречал в степи мальчика, пасущего скот. Испугавшись Коркыта, одна пегая тёлка кинулась бежать. Мальчик, пытаясь поймать её, засадил занозу, но всё же не смог догнать тёлку и залился слезами горечи. Пожалев мальчика, Коркыт решает помочь ему и пускается вдогонку за тёлкой. Однако догнать её и ему не удаётся, и у распалённого погоней Коркыта вырывается: «Умру, но догоню!» Тогда Творец, чтобы напугать Коркыта, на его глазах обращает тёлку в камень. Постепенно каменея, тёлка жалобно стонет: – Была я сама черна И рождена от чёрной, Родилась я в Казалы. И в этих горах нашла свою смерть. Потрясённый мучениями тёлки, Коркыт сочиняет кюй «Таргыл тана» («Пегая тёлка»). Вспомнив, как в пылу погони за пегой тёлкой он неосторожно упомянул о смерти, Коркыт горько раскаивается. Чувствуя, что смерть близка, он решает спастись от неё бегством. В поисках Жер-Уюк, земли обетованной, Коркыт на своей Желмая добирается до самого края земли. Здесь он видит группу людей, копающих могилу. Приблизившись, Коркыт почтительно здоровается и спрашивает: «О люди, для чьей души наступил чёрный день, для кого вы копаете эту яму?» | |
Просмотров: 3505 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|