Главная » Статьи » В помощь учителю » Общество семи муз |
I.Проблема одарённости в настоящее время становится все более актуальной. Это – прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования. Однако, недостаточный психологический уровень педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одарённого ребёнка рассматривается как отклонение от нормы. Бытует мнение. Что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако, ввиду личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одарённый ребёнок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому, педагоги, работающие с одарёнными детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и себя в частности. Талантливые дети часто воспринимают невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В результате, такой ребёнок может производить впечатление отвлекающегося, непоседливого, постоянно на все реагирующего. Для них не существует стандартных требований. Для одарённого ребёнка утверждение, что так не принято, не является аргументом. Ему важно знать и понимать, кем это правило принято, когда и зачем. Одарённые дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой неосуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному расстройству и дестабилизации поведения. Необходимо добиваться изменения такой позиции, и, прежде всего, это связно с подготовкой самих педагогов для работы с одарёнными детьми. Кипучая деятельность государственных структур разворачивается по подготовке педагогов и созданию учреждений для работы с детьми, имеющими дефекты развития, поведения. Почему о недостатках, проблемах, трудностях говорить почетно, а о достоинствах и успехах – нужно умалчивать, и разговор об этом возводится в ранг невоспитанности, нескромности? Нынешний век новых технологий требует уникумов, поэтому, образовательная система стала вмещать в себя огромное количество нововведений. И главное звено этой системы – педагог – должен обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одарёнными детьми. Взаимодействие педагога и ребёнка зачастую строится на основе лишь нормативно-ролевых предписаний ( субъект - объектные отношения ): ребёнок пришел ко мне заниматься, я как педагог с ним работаю. Такой стиль для одарённых детей неприемлем: «Мы две личности, два неповторимых человека на Земле (субъект – субъектные отношения), вместе открываем, исследуем этот мир». Ещё А.А.Ухтомский сказал, что природа наша делаемая, поэтому совершенствовать себя, работать над своим личностным ростом можно и нужно в любое время. Прежде всего, у педагога должно быть такое качество, как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Педагог, направленный на развитие творческого потенциала детей, отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию и самоактивизации, верой в собственные силы, самоуважением. Он смел и энергичен, склонен к экспериментированию, у него творческий стиль деятельности. Педагоги, работающие с одарёнными детьми, имеют внутреннюю мотивацию к труду. Они эффективны в общении с детьми и влияние осуществляется не через поучение (делай так, не делай этого), а через трансляцию своих целей на жизненные цели и ценности своих маленьких коллег по творчеству. II. Вредные стереотипы. Есть множество стереотипов в нашей жизни. Лишь меньшая часть из них, концентрирующая живой многовековой человеческий опыт, полезна. Особенно опасны такие стереотипы в воспитании детей, а их по разным причинам особенно много, в основном ханжески-бессмысленных. С главным стереотипом нашей жизни, кажется, покончено, когда провозглашали, что нет неспособных детей, а лишь неспособные учителя. В результате, большинство детей неспособны к учению, а среди них немало и таких, что при других условиях стали бы одарёнными. Возьмите нормально успевающих детей и посмотрите, сколько времени они тратят на домашние задание – 3,4, а то и 5 часов. Как правило, у этих детей способности не развиты. Другое дело, что те же дети при других обстоятельствах могли бы стать способными. И учитель в школе имеет дело в основном с неспособными детьми. Отсюда во многом неврозы учителей и учеников. Другой стереотип, казалось бы, прямо противоположен первому: учить одаренных детей одно сплошное удовольствие и общение с ними легко и приятно. Да, работать с такими детьми очень интересно….. Знаменитый американский психолог П.Торранс, прославившийся своими исследованиями творческой одарённости, предлагает провести небольшой тест. -Ниже даны личностные и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком «+» те качества, которые вам нравятся, а знаком «- » то, что не нравится: 1.дисциплинированный 2.неровноуспевающий 3.организованный 4.выбивающийся из общего темпа 5.эрудированный 6.странный в поведении 7.умеющий поддержать общее дело 8.выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями 9.стабильно успевающий 10.занятый своими делами 11.быстро, на лету, схватывающий 12.конфликтный 13.приятный в общении 14.иногда тугодум 15.ясно для всех выражающий свои мысли 16.не всегда подчиняющийся большинству Для многих будет потрясением, что четные качества чаще всего характеризуют одаренных детей. Правда, творчески одарённых. Особенно распространенный стереотип в школьной среде – одарённые те, кто учится легко и быстро. Да, лёгкая обучаемость относится к одарённости, но это лишь один из её видов. Великий Эйнштейн не был утешением и надеждой родителей и гордостью учителей, и он был исключён из гимназии за неуспеваемость. Трудно разглядеть творческую одарённость, но ещё труднее её развивать. Представление о том, что одарённые дети должны поражать взрослых своими яркими, бьющими прямо в глаза способностями, и прежде всего невероятными для их возраста объёмом знаний и умений, идёт из глубины веков и отражено в самой этимологии слова: одарённость – дар природы, Божий дар. Это действительно дар, но для его проявления нужна встреча ребёнка, от природы наделённого особыми возможностями, с семьёй, готовой развить эти возможности. А затем, с учителями, умеющими увидеть одарённость. Уверовав в то, что способности развиваются в деятельности, просвещенные мамы и папы водят своих чад в кружки, группы развития, где детей за большую плату обучают профессиональные педагоги. В школе не идёт у ребёнка что-то, нанимают репетитора, проводятся дополнительные занятия. Опыт показывает, что толк от занятий бывает не чаще, чем в одном случае из десяти. Иногда увеличение времени занятий приводит к ухудшению результатов. Так что, спросит читатель, совсем не заниматься ребёнком? Напротив, обязательно, но соблюдая определённые условия. Никакая деятельность сама по себе не развила способностей. Нужна деятельность плюс…….что-то ещё, самое важное. Так что же такое способности, как они развиваются, как их обнаружить? III. Что же такое - одарённость? Начать следует с загадочного понятия, которое мы употребляем, но в точности не знаем, что это такое. Речь идёт о способностях. Это способы выполнения деятельности – глобальные, фундаментальные. Чьи способы лучше, у того и выше способности. Одни решают задачу простым перебором вариантов. Другие ищут и находят оптимальный способ. Одни, встретившись с новой ситуацией, ищут в памяти что-то привычное, другие ищут совершенно новое решение. Из такого понимания способностей становится ясно, что от природы способностей нет, и не может существовать – ведь способы необходимо выработать, приобрести каким-то образом, прежде всего, в деятельности. Другое дело, что у одного эти способы вырабатываются быстрее, у другого медленнее, да и эффективность способов, их полезность для деятельности тоже сильно отличается. Здесь чаще всего проявляются уже природные особенности, т.е. задатки. Это такие природные возможности, которые могут превратиться в способности, а могут и не превратиться. Чаще всего большая часть так и остаётся погребённой в психике, и никто не подозревает, на что был способен этот человек. Что же вкладывается в понятие одарённость? Это высокий уровень развития каких-либо способностей, а одарённые дети, собственно, дети с достаточно высокоразвитыми способностями. В результате специальных экспериментов выяснилось, что все способности имеют некую общую основу, важную для развития и проявления практически любых способностей. Нет, и не может быть, скажем, выдающегося математика с низким уровнем способностей к языковой деятельности. Другое дело, что способности к языку у него могут быть развиты несколько меньше, чем математические. И хоть полного соответствия всех способностей почти не существует, всё же ученик, блистающий в истории, может быть плох в математике не столько по причине неспособности к ней, сколько в силу полного к ней пренебрежения. Кроме того, хочется упомянуть о так называемых сензитивных периодах развития способностей. Было выяснено, что для развития специальных способностей существуют определённые периоды, в течение которых развитие способностей идёт наиболее ускоренными темпами и наиболее успешно. Для разных способностей такие периоды различны, но они есть для всех способностей без исключения. В этот период ребёнок приобретает определённое направление: либо по пути одарённого ребенка, либо по пути обыкновенного, либо по пути неспособного. Почему же одни становятся одарёнными, другие – нет? IV. Мотор способностей. Одарённые дети очень разные: очень живые, (даже иногда нахальные); тихони (очень обаятельные, очаровательные, неловкие). Очень разные они и внешне. Но у них есть нечто общее – печать одарённости. Главное, что их всех объединяет – умственная активность. Оказывается, способности вырастают из задатков при одном условии – деятельность, которой занимается ребёнок, должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря, приносить радость, удовольствие. Связь развития способностей с положительными эмоциями подтверждена сейчас не только в психологических, но и сугубо физиологических экспериментах. Из этого проистекает несколько педагогических следствий. Следствие 1. – печальное для учителей. Если способности развиваются только в любимой деятельности, то сами по себе длительные занятия, проводимые без желания ребёнка, любые дополнительны занятия с точки зрения развития способностей либо бесполезны, либо просто вредны. Так как деятельность по принуждению увеличивает отрицательное отношение к ней. Следствие 2. - печальное и радостное. Отметки сами по себе никак способности не характеризуют. Старательная девочка, прилежно выполняющая уроки, получает пятёрки в начальных классах, останется неспособной, потому что никакого удовольствия от решения задач не испытывает. А мальчик-двоечник, которого не усадишь за уроки, тем не менее станет вполне способным школьником, потому что обожает сидеть с конструктором, решает шахматные задачи и в этой деятельности, счастливо развивает свои способности. А к старшим классам многие девочки-отличницы становятся самыми посредственными ученицами, а мальчики, которым ставили два за плохой почерк, становятся гордостью школы. Следствие 3.- самое важное. Начинать учение ребёнка надо с радости познания. Это не значит, что учение должно быть радостью. Чем старше ребёнок, тем больше элементов обязательности, даже принуждения надо вводить в учение. Дети становятся одарёнными не столько потому, что им больше, чем другим, дала природа, сколько потому, что они в большей мере сумели реализовать себя. Если способности от природы никому не даются, (их надо развивать), то познавательная потребность – это действительно дар, которым награждён каждый, от природы он в достаточной степени даётся без исключения всем психически здоровым детям. А вот что происходит потом, куда девается этот подарок? V. Родители как великие инквизиторы одарённости. Как уже говорилось, одарённые дети бывают разные. Но нужно иметь в виду: бывает особая одарённость – здесь не обойтись без особых генов, без особых условий. Но есть другие одарённые, что называется, великолепная норма. Всё у такого ребёнка с самого начала было хорошо: мама нормально родила, ему попались умные родители, он попал к хорошим учителям. В результате этого обязательно вырастут одарённые дети. Но такие нормальные, благоприятные условия выпадают на долю далеко не всех. Есть вещи, которые не очень зависят от родителей и учителей, даже самых лучших. Однако, даже если что-то зависит от родителей и только от родителей, многие из них делают всё возможное, чтобы создать ребёнку ненормальные условия, в которых деформируется психика, в частности, подавляется познавательная потребность. Например, ребёнок в первые годы жизни нуждается в огромном количестве любви: чем больше, тем лучше. Но почему-то у нас считается, что часто брать на руки – это баловать, постоянно показывать свою любовь – это баловать. А вот японские мамы твёрдо знают, что чем больше любви ребёнку в этом возрасте достаётся, тем лучше, и постоянно носят ребёнка в специальном рюкзаке то на спине, то на груди. А когда ребёнка довольно рано начинают ругать за сломанную игрушку – это своего рода родительское преступление. С этой точки зрения, интересен опыт японской народной педагогики: « Магазин игрушек в Японии устроен таким образом, чтобы игрушки, доступные ребёнку, соответствовали его возрасту. По стенам зала, покрытого ковром, располагается два ряда игрушек: те, что для детей поменьше – пониже, а что для старших – повыше. Ребёнок, прежде чем ему купят игрушку, может сначала поиграть с ней. Если нравиться играть – ему покупают. У ребёнка, выбирающего игрушку, она сломалась прямо в руках. На растерявшегося мальчика обратил внимание хозяин магазина. Как вы думаете, что он делает?- прежде всего, чувствует свою вину и извиняется перед ребёнком и его мамой. И в качестве извинений приносит особый подарок от себя, за моральный ущерб. Есть ещё много способов, с помощью которых родители достаточно успешно воюют с познавательной потребностью. Тут и разорванное внимание, очень рано с помощью родителей формирующееся у детей, и принуждение к чтению, вообще мыслительной работе, которая с самого начала рассматривается исключительно как долг. Что может быть ужасней для маленького ребёнка? Всего этого уже достаточно, чтобы уничтожить познавательную потребность в самом зародыше, однако, существуют ещё своего рода стратегические средства. Вашему вниманию предлагается поучительный эксперимент: «Выявление познавательной потребности у детей». Эксперимент проводили вместе с мамами необычным способом. В большой комнате было собрано много игрушек, машинок, книг, альбомов. В эту комнату приглашались мамы с детьми и их просили подождать примерно минут 40. А в этой комнате была стена – одно большое зеркало Гезелла, таким образом, экспериментатор мог наблюдать за тем, что происходит в комнате. Как уже говорилось, их просили подождать, причём указывали, что можно вести себя достаточно свободно, делать то, что нравится, да и экспериментатор будет иногда заходить. И эксперимент начался. Первая стратегия – мама начинала усиленно воспитывать чадо: давай посмотрим книгу, давай поиграем и т.д. Это прямое воспитательное воздействие. Вторая стратегия – оглядевшись по сторонам, видела много непонятного и начинала звать экспериментатора. Это – возложение ответственности. Третья стратегия – мама вдруг замечала альбом, книгу, и, прежде всего, погружалась сама в познавательную деятельность, предоставляя ребёнку самостоятельность. Это стратегия саморазвития. Четвёртая стратегия – мама просто ожидала начала эксперимента, призывая к тому же ребёнка. Некоторые даже одёргивали его, если он пытался чем-нибудь заняться. Именно такие дети со слабо выраженным интересом, недостаточно развитые. Наиболее продвинутые дети были у 3х мам, которые казалось бы не обращают на ребёнка никакого внимания. Всё дело в том, что дети в этих семьях живут в атмосфере ярких познавательных интересов родителей, и это оказывается более весомым, чем любые воспитательные меры. Мамы второй стратегии считают, что воспитывать должны специально обученные люди и с большой охотой отдают детей в различные кружки и студии. Это хорошее дело, но как дополнение к семейному воспитанию. Климат в семье принципиальная основа для развития познавательной потребности, но сам по себе климат очень часто является лишь отражением более глобальной системы, окружающей ребёнка, своего рода семейной педагогической системы. Несомненно, у каждого народа существует своя народная педагогическая система. Скажем, в японской педагогике ребёнку до определённого возраста всё разрешено, но немногочисленные запреты действуют достаточно жёстко, точнее, последовательно. А что запрещается у нас? Или всё разрешается? Всё зависит, как правило, от настроения мамы или папы. Никаких правил нет! Ребёнок живёт в мире, где отсутствует определённость, где за любое действие могут наказать, а могут и не наказать. Этот мир разрушает детскую психику. Возникает личность, рассчитывающая на авось, как-нибудь. VI. Завершение. Как уже говорилось ранее, чтобы из задатков развились способности, самой по себе деятельности, пусть даже по самой прогрессивной методике, совершенно недостаточно. Необходимо, чтобы ребёнок получал радость, удовольствие от самого процесса интеллектуальной деятельности. Если этого нет, ребёнок выполняет умственную деятельность по любым другим мотивам: из послушания, из желания получить награду, из страха, но к способностям это не имеет никакого отношения. И вот ребёнок с охотой и радостью идёт в школу. Ему ежедневно и дома, и в школе вбивается в голову, что учение не радость, а исполнение обязанности. Надо сказать, что мысль о том, что учение не радость, а только долг, тяжёлый, безрадостный труд идёт из глубины веков. Отсюда известная пословица: « Корень учения горек, но плод его сладок». Всё дело в том, что если горек корень, то и плодов сладких не будет никогда. Конечно, жизнь не весёлая прогулка и ребёнок должен быть готов к трудной и не всегда приятной деятельности. Чувство долга необходимо воспитывать у ребёнка как можно раньше, и никого при этом не касается, испытывает ли он при этом удовольствие или нет. Скорее всего – нет, и не надо. Но умственная деятельность – это другое. От того, как ребёнок к ней относится, напрямую зависит развитие способностей. Поэтому необходимо, чтобы учение для ребёнка было радостью! Хорошо, если у ребёнка есть какие-то интересы помимо школы. Но развивающие, познавательные интересы имеют далеко не все. Можно ли вернуть ребёнка на путь развития способностей, проявления какой-то собственной одарённости ? Можно, хотя требует и от родителей, и от учителей огромного терпения, педагогической выдумки, привлечения к делу самого дефицитного воспитательного качества – ИНТУИЦИИ. | |
Просмотров: 2479 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|