Главная » Статьи » В помощь учителю » Общество семи муз |
Ученик - это не сосуд который нужно наполнить, а светильник, который нужно зажечь. Плутарх Вряд ли нужно доказывать, что музыкальное воспитание детей должно быть направлено, прежде всего, на развитие восприимчивости к язык}’ музыки, способности к эмоциональному отклику, ассоциативному художественно¬-образному представлению, а также на активизацию музыкально-слуховых способностей и потребности слушать музыку. Начальный период обучения музыке должен быть увлекательным, изобиловать разнообразием занятий, впечатлений, активно влиять на эмоциональную сферу, давать широкую информацию. Важно увлечь ребёнка музыкой, развить его художественное мировосприятие. Совершенно не допустимо, когда ребёнка с плачем усаживают за фортепиано и заставляют учить этюды и пьесы, гаммы и арпеджио без предварительной слуховой подготовки. Начальное обучение - едва ли не самый ответственный и трудный этап в работе педагога, это фундамент, на котором строится дальнейшее развитие ребёнка Первые уроки с учеником имеют особенно важное значение, часто для ребёнка музыкальная школа бывает первой школой, порог которой он переступает, а педагог музыки - первый педагог, с которым он общается. Первая встреча - самый подходящий момент для установления душевной близости, без которой занятия музыкой с детьми не дают нужного результата. Огромное значение в процессе начального обучения приобретает организация урока. Урок не должен быть перегружен заданиями. У ребёнка появляется масса новых, незнакомых задач: посадка, постановка рук, изучение клавиатуры, способы звукоизвлечения, ноты, счёт, паузы, ключи и т.д. Но среди обилия решаемых задач важно не упустить основную: не только сохранить любовь к музыке, но и развить интерес к музыкальным занятиям. Основная форма занятий - дидактическая игра, постепенно переходящая в обучение в обычном смысле слова. Сообщаемые сведения должны быть облечены в доступную форму, воздействовать на эмоциональную сферу ребёнка Новые сведения сообщаются не однократно, в различных сочетаниях со сведениями усвоенными ранее. Необходимо использовать свойственную всем детям склонность к подражанию, а также метод аналогий и сравнений. Например: в донотном периоде я использую лесенку - звукоряд, которую изготовила из спичечных коробков. Поставив на нижнюю ступеньку (нота «до») любую игрушку - белочку, собачку, и проч., объясняю, что его пальчик движется по клавиатуре только тогда, когда зверёк переходит с одной ступени на другую. Сначала зверёк «переступает» по ступенькам, затем «топчется» на месте, «перепрыгивает» со ступеньки на ступеньку. Так, с первых встреч, начинается незаметная для ребёнка, постановка рук на инструмент, организация игровых движений. Знакомство с нумерацией пальцев - игра «Обезьянки». Спросите у ребёнка, знает ли он как называется тот или иной палец? Ребёнок отвечает. Расскажите ему, что пианисты условились называть тот или иной палец по-особому, и назовите порядковый номер каждого пальца. Потом попросите детей сложить руки ладошками вместе перед собой, как сделаете и вы. Поочерёдно раскрывая свои пальцы и говоря: открывай второй, открывай первый и т.д., просите ребёнка «передразнить» вас, как обезьянка. Порядок, виды занятий, их количество и время, отведённое на каждое из них, могут бесконечно варьироваться, добавляться, по мере усвоения - исключаться. Эти задания условно можно разделить на несколько разделов: 1. Слушание музыки (определение её характера, жанра, содержания). Проверка запоминания ранее услышанной музыки. 2. Воспитание чувства ритма. 3. Воспроизведение голосом отдельных звуков, мотивов. 4. Знакомство с интервалами. 5. Знакомство с ладом. 6.. Пение трезвучий. 7. Умение найти услышанный звук на клавиатуре. 8. Определение количества звуков, взятых одновременно. 9. Подбор по слуху и транспонирование небольших сочинений. 10. Подбор окончания мелодии. 11. Знакомство с формой произведения. 12. Освоение музыкальной грамоты. 13. Организация игровых движений. 14. Знакомство с динамическими оттенками. 15. Знакомство с фразировкой. 16. Игра в ансамбле. I. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ Педагогу нужно знакомить своих воспитанников с тембровыми особенностями инструмента, помогая полюбить его звучание, уловить его неповторимость. С этой целью можно использовать различные пьесы, доступные по содержанию, простые по фактуре, такие, как пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского, «Альбома для юношества» Р. Шумана и другие. Детей следует учить слушать музыку, вникать в неё, стремясь не только эмоционально, но и сознательно воспринимать её. Знакомя учеников с песнями и доступными им фортепианными пьесами, педагог, прежде всего, указывает на различия в характере исполняемой музыки, её содержания, настроения. Ярче всего оно улавливается в пьесах контрастного характера (например, в таких, как «Болезнь куклы», «Похороны куклы» и «Новая кукла» П. И. Чайковского). Определяется характер каждой пьесы, анализируется её содержание, которое дополняется воображением ребёнка. Гораздо сложнее почувствовать своеобразие в пьесах, близких по характеру. Как правило, марши (Чайковского, Шумана, Гречанинова, Прокофьева) передают чёткость, упругость и энергию движения. Тем не менее, в каждом из них можно услышать что-то своё: подчёркнутую механичность движения, сопровождаемого барабанной дробью, у Чайковского; радость и ликование - у Шумана; напевность - у Гречанинова и т.д. Педагог объясняет и показывает ритмы вальса, польки, мазурки, помогает учащимся определить особенности трёх различных танцев: вальса - плавного, изящного, с характерным трёхдольным движением; польки - двухдольного живого и весёлого танца; мазурки - как и вальс трёхдольной, но отличающейся острым синкопированным ритмом, стремительностью, динамичностью. Такой анализ музыкальных пьес способствует сознательному слушанию музыки учащимися, развивает активность их мышления. Наиболее близка ребёнку песня. Содержанием песен является знакомый, окружающий ребёнка мир, связанный с детскими играми, любимыми сказками, игрушками, мультфильмами. Связанная со словом, с определённым текстом, музыка детских песен передаёт конкретный образ, вызывает определённое отношение к нему. Слово приближает ученика к музыке, поясняя, раскрывая её содержание. Поиграв ученику пьесу, попросите его сочинить сказку к музыке или рассказать, что в ней происходит, дать характеристику, нарисовать картин}7. Учиться «выражать» словами музыку очень полезно. Это положительно сказывается на исполнении в дальнейшем: оно становится живым и осмысленным. Кто ярко чувствует музыку, всегда найдёт и словесное выражение чувству. Надо работать над этим с детства, это один из путей к выразительному исполнению. На первых же уроках следует учить восприятию основных средств выразительности музыки, в частности, динамических оттенков, формы исполняемой музыки, регистров фортепиано и т.д. Все эти качества необходимы ученик}’, приступающему к самостоятельному исполнению простейших музыкальных пьес. В своей работе с начинающими я также использую пьесы из «Музыкального букваря» Ветлугиной; «Красная шапочка и волк», «Три медведя», цикл Левкодимова; «Кого встретил Колобок», «Рисуем животных», цикл Николаевой. Можно использовать переложения из опер, балетов; это значительно расширит музыкальную эрудицию ученика, познакомит его с разными композиторами, музыкальными сюжетами. II. ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА РИТМА Этот процесс неотделим от общего музыкального развития. Воспитание ритма необходимо вести от музыки, а не от объяснения значения такта, сольной доли и прочего. Вне естественной временной организации исполнение теряет музыкальную логику и выразительность. Между тем, воспитать у юного пианиста чувство ритма достаточно сложно. Психологи (в частности М. Теплов) объясняют это трудностью координации движений в процессе исполнения. Начинать нужно, прежде всего, с подчёркнуто ритмизированного произнесения собственных имён, считалок, дразнилок, стихотворений. Затем к декламации присоединяются хлопки и постукивания. Воспринимая речь как элемент музыки, ребёнок чувствует выразительность метроритмической структуры мелодии, естественно находит вокальные интонации в исполнении. Это позволяет заменить счёт в слух выразительным проговариванием и пропеванием поэтического текста. Начиная игру с ритмизации и озвучивания на фортепиано народных прибауток, считалок, поговорок, ученик опирается на метрик} слова, которая помогает ему произнести текст в определённом ритме и темпе. С первых же пьес необходимо воспитывать у детей чувство метра, приучая их ощущать долю - пульс. Со своими учениками я играю в игры, используя, красные (сильная доля) и розовые (слабая доля) кружки. I. Медленно, чётко произношу имена детей, которые состоят из двух слогов (Люба, Таня, Катя и т.д.), прошу выложить на стол эти имена кружочками. II. Играю на фортепиано звуки, обязательно на одной высоте и одинаковой Продолжительности, но разные по силе, повторяя в звуках ритм имён и слов, сначала состоящих из двух, затем из трёх слогов (Таня, Люба, зайка, белка, затем Танечка, Любочка, заинька, белочка). Прошу ребёнка внимательно прослушать, а затем выложить кружочками то, что он услышит. III. По «записанной» кружками музыке пусть ребенок попытается сыграть разные доли, подобрать подходящее слово. Очень важный фактор, активизирующий ритмическое восприятие юного пианиста - это игра в ансамбле. При этом имеется в виду не только традиционная форма игры в четыре руки, но и включение в состав ансамбля детских ударных инструментов, игра на которых обогащает и развивает тембровый слух детей, доставляет им эстетическое удовольствие. При отсутствии комплекта ударных инструментов их можно заменить хлопками в ладоши, по коленям, по крышке инструмента и пр. Хорошие ритмические упражнения можно найти в «Азбуке» Перуновой. В процессе ритмического восприятия целесообразно направлять внимание ученика, прежде всего на равномерную пульсацию, затем на соотношение длительностей. Запоминать ритмическую запись можно также с помощью ритмических слогов, принятых в практике педагогов Прибалтики (Хейно Кальюсте): та - четверть, ти-ти - две восьмые, та-а - половика, ти-ри-ти-ти - четыре шестнадцатые. Слоги произносятся чётко, выпеваются и точно совпадают с соответствующими длительностями. Вначале целесообразно учить упражнения без звуковысотной организации: выкладывать ритмический рисунок палочками (длинными и короткими), отгадывать песню по ритмическому рисунку, исполнять данный ритмический рису нок на одном звуке фортепиано или ударных инструментах. Дальнейшее осознание метроритмической записи происходит при выполнении самостоятельных заданий следующих типов: расставить необходимые паузы, определить размер, сравнить ритмический рисунок аккомпанемента в различных пьесах, назвать танцы в трёхдольном размере и прочие задания. С самого начала надо воспитывать внимание к паузам. Пауза - не бессмысленный перерыв в музыке. Иногда пауза делает музыку серьёзной, иногда странной, иногда смешливой... для сравнения можно сыграть пьесу, сначала правильно, затем «лишив» её пауз. После того, как ученик усвоит всё перечисленное выше, можно переходить к объяснению основных длительностей. Я использую игру "Отряды - звукоряды": Эта нота целая, Круглая и белая А пока она звучит, Бе-ге-мо-тик говорит. У этой ноты четыре счёта и шагают под этот счёт бегемоты, неповоротливые, медлительные животные: Эту посчитай: раз-два Половинная она Белый цвет положен ей Есть и палочка при ней. Половинную мишка считает, Он ревёт и раз-два пропевает. Четвертинки ходят шагом. Не стоят и не спешат, Посгучи-ка, проходи-ка, Слушай, как они звучат. Счёт всегда у них один, Он всем нотам командир В нём теперь ты знаешь толк, Счёт один подходит... Волк. Вот восьмушки - хохотушки. Симпатичные девчушки То взялись они за ручки, То бывают с закорючкой. Счёт здесь делим пополам Раз и Два и - здесь и там, Белка пляшет и поёт... Здесь... две ноты - один счёт. В ходе занятий возникает вопрос, связанный со «счётом». Конечно, ученик всегда должен уметь просчитать пьесу. Но, как мне кажется, нецелесообразно приучать малыша к тому, чтобы он всегда считал. Постоянное отсчитывание способствует механичности игры, мешает вслушиванию в мелодическую линию и воспитанию музыкального ритма. III. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ГОЛОСОМ ОТДЕЛЬНЫХ ЗВУКОВ, МОТИВОВ, ЗОВОВ, РЕЧЕВЫХ ОБОРОТОВ (типа «A-у», «ку-ку»). Для пения брать небольшие, легко запоминающиеся мотивы, сначала из двух-трёх звуков, затем поступенные, а потом по возрастающей сложности. IV. ЗНАКОМСТВО С ИНТЕРВАЛАМИ Петь и проигрывать. Воспитывать у ученика активное слушание интервалов, связанных с той музыкой, которую дети играют. В до нотном периоде поём и подбираем песенки от разных звуков, попутно объясняя интервалы. Например: Прима - "Андрей-воробей", Секунда -"Сорока-ворона", Терция - "Топи-тошки", Кварта - "В траве сидел кузнечик", Квинта - "Пусть бегут", Секста - "В лесу родилась елочка", Септима - "Горные вершины". Петь мотивы, например: Кварта - "Это жук", Секста - "Мой котенок". В дальнейшем надо воспитывать восприятие интервалов, связанных с той музыкой, которую дети играют, слушают. Например: «С какого интервала начинается песенка «В лесу родилась ёлочка»? Какой интервал в аккомпанементе?» Лучше начинать с секунды и октавы, квинты, а после этого переходить к пению. Совсем неплохо, если ученик определяет гармонию с присутствием малых секунд как «фашистский танк», «ржавое железо», разрешение уменьшенной квинты в сексту воспринимает, как «цветок раскрылся». Можно в своей работе использовать хорошие пособия для изучения интервалов: Гринштейн К.Х. "Музыкальное путешествие в страну интервалов". V. ЗНАКОМСТВО С ЛАДОМ Звучание мажора и минора лучше всего усваивать в сравнении. Для успешного усвоения лада можно предложить одну и ту же пьесу сыграть сначала в мажоре, затем в миноре. Исполнению в мажоре должно предшествовать красочное описание какого-нибудь радостного события. Рассказ педагога о неожиданном изменении ситуации и исполнение пьесы в миноре воспринимается детьми с чувством грусти. "На морозе девочка песенку запела" - сыграть в C-dur, "Горлышко у девочки сразу заболело" - сыграть в c-moll. Очень хорошо дети в это время усваивают знаки альтерации. VI. ПЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ Добиваться умения выделить голосом по заданию педагога звуки трезвучия в любой последовательности. VII. УМЕНИЕ НАЙТИ УСЛЫШАННЫЙ ЗВУК НА КЛАВИАТУРЕ Звук (в последствии несколько звуков) воспроизводится голосом, запоминается и лишь потом отыскивается на клавиатуре, на маленьком отрезке, указываемом педагогом. VIII. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ЗВУКОВ, ВЗЯТЫХ ОДНОВРЕМЕННО Увеличивать количество звуков постепенно, учитывая возможности учеников. IX. ПОДБОР ПО СЛУХУ И ТРАНСПОНИРОВАНИЕ Практика показывает, что детям с недостаточно развитым слухом и памятью легче транспонировать мелодию, выученную наизусть. Учить подбирать мелодию с голоса или инструмента сложнее. Пусть сначала ученик подбирает не всю песенку, а подставляет пропущенные звуки (сначала тонику), подбирает мотивы, затем восходящие и нисходящие попевки. Предварительно ученик должен спеть наизусть то, что собирается подбирать. Подбор по слуху песен, которые ученик не играл, а только слышал - более сложен, однако к овладению этим надо стремиться. Хорошие творческие задания по развитию этого навыка есть в сборнике Тургеневой «Пианист - фантазёр». Следующий этап - гармонизация мелодии, басовые ходы: тоника - доминанта, тоника - субдоминанта - доминанта, впоследствии подставляются квинты, затем трезвучия. Рассказываю сказку про музыкальное царство, в котором король Лад выбирал королеву. Однажды король Лад захотел выбрать себе королеву. Он объявил своим придворным - ступеням, что только самая достойная и незаменимая может ею стать. Конечно же, все ступени заспорили, перессорились, лишь одна - первая ступень не принимала участия в этом споре. Ей стали задавать вопросы, почему она не спорит, разве ей не хочется быть королевой? «К чему, - сказала первая ступень, - я и так знаю, что я самая главная и что мне быть королевой!» «Ну и самомнение!» - завозмущались остальные ступени. «Не верите?» - спросила первая ступень, хлопнула в ладоши и исчезла. «Обойдёмся!» - воскликнули все, и стали петь свои песенки. Сыграть несколько знакомых песенок не используя тонику. «Да, - смущённо переглядываясь, сказали ступени, - что-то не то у нас получается». «Вот убедились, что я самая не заменимая, « - все и не заметили, как снова появилась первая ступень. Так первая ступень стала королевой, и назвали её Тоника. Король Лад разрешил Тонике взять с собой двух подруг - четвёртую и пятую ступень - Субдоминанту и Доминанту. Так эти три ступени стали главными ступенями Лада. Предварительным этапом для упражнений в гармонизации является транспонирование мелодии с несложным аккомпанементом («Ах вы, сени», «Ригодон» Гедике из «Школы» Николаева). Хорошим стимулом для развития слуха является транспонирование. Транспонируются пьесы и этюды из репертуара ученика. Транспонирование этюдов приносит также несомненную техническую пользу. Транспозиция развивает сообразительность, помогает совершенствовать технику, и очень полезна учащимся со средней музыкальной памятью. X. ПОДБОР ОКОНЧАНИЯ МЕЛОДИИ Среди упражнений, развивающих слух, очень полезен подбор окончания мелодии. Начать можно с пения лишь заключительных звуков, затем надо дать ученику сымпровизировать часть фразы или вторую фразу - в ответ на данную первую. (Примеры: сб. Перуновой «Музыкальная азбука»). XI. ЗНАКОМСТВО С ФОРМОЙ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Чувство формы - важный момент в воспитании и исполнении музыки. Владение формой развивает слух, внимание, ученик, прослушивая целиком, произведение находится в длительном слуховом напряжении. Это ключ к самостоятельному7 суждению о пьесе. Этот навык способствует общему музыкальному развитию. Развитие чувства формы можно начинать тогда, когда ученик ещё только слушает музыку7, исполняемую педагогом (песни, марши, танцы, лёгкие пьески) и угадывает построение по смене скорости движения, ритма, характера, лада. Определение двух- и трех частной формы происходит в дальнейшем по нотам. Ребёнок просматривает новую пьесу и замечает изменения рисунка записи (фактуры), что является признаком наступления нового раздела, части. Повторение нотного рисунка - повторение музыкальной части. Изменение ключевых знаков - сигнал к появлению новой части. Такое внимание к нотному тексту помогает понять форму пьесы, естественно расчленить её для работы, развивает наблюдательность. Обязательно нужно помнить значение знаков, которые связаны с делением пьесы на части: двойная черта, реприза и т.п. Построение крупной формы ребёнку можно объяснить так: Вариации - ряд картин иллюстрирующих рассказ об истории, переживаниях (и даже приключениях) лица-образа, с которым слушатель знакомится в теме (очень образные вариации А. Гедике на тему «Жил-был у бабушки серенький козлик»). Форму рондо дети воспринимают очень легко, в виде песни, где куплеты имеют разное содержание, а припев - один, он то и объединяет «песню» в целое. А то, что «песня» начинается с «припева», не удивляет: ведь рондо - это «круг, а края у круга должны смыкаться». Знакомство с сонатным аллегро и сонатным циклом может строиться на аналогии с театральным действием: разные партии - это образы с различной музыкальной характеристикой, то есть разные действующие лица. Их «взаимоотношения» - тяготения и столкновения; напряжённость «событий» в разработках приобретает для ученика значение, смысл и становится эмоционально доступнее. Конечно, далеко не все сонатины из репертуара для младших соответствуют классической форме сонатного аллегро: в них может не быть контрастных главной и побочной партий, достаточно развитой разработки. Тем не менее, и в этих случаях можно найти подходящую аналогию театрального действия. XII. ОСВОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ Путь дошкольника от звука к его графическому изображению через слух - зрение - осязание. Информация об этих трёх внешних признаках одного и того же явления, поступающая в сознание ребёнка по трём каналам в одно и то же время, наиболее тесно сплетается в одно целое и наиболее органично воспринимается ребёнком как одно, отражающее это явление целое. Только после того, как мы объяснили ребёнку ноты в соответствии со строением клавиатуры (у каждого педагога своя система, я даю последовательно: до-фа, ми-си, ре, соль, ля), и только тогда, когда ребёнок хорошо ориентируется на клавиатуре и может отыскать любую из семи клавиш, можно приступать связывать звук с его графическим изображением. Нотная графика начинается с записи ритма в донотном периоде, затем рассказываю о ключах (используя сказку про ключи в «Сольфеджио» Аделяна). Наконец переходим к изображению нот. Здесь на помощь приходят интервалы со знакомыми попевками. Сначала записываем попевки на одной, затем на двух линейках. Хороший сборник выпущен в Петербурге в 2008 г.: Н. Бергер "Младенец музицирует". Он весь построен на двухлинейной системе. Ученику предлагают не разрозненные элементы, а сразу же отношения звуков. Они объединены структурой, имеющей (пусть и минимальную) выразительность. После того, как ученик станет хорошо ориентироваться на двух линейках, расширяем диапазон изучаемых нот до пяти линеек. Затем, вводим одинадцатилинейную систему, которая вполне оправдывает себя. На каждую новую ноту басового ключа я даю новую песенку со стихотворением: «До» залезла На чердак Ты её узнал? Так-так. «Си» над всеми В облаках Нет над ней линеек "Ах!" Песенку спела «Ля» на пятой "На последней Я, ребята!" «Соль» немножко Опустилась И под пятой разместилась. На какой линейке «Фа» - посчитай! Там и точки у ключа Примечай! Под четвёртой «Ми» сидит И в окошечко Глядит Под четвёртой «Ми» грустит Ищет «Фа», на «Ре» глядит. «Ре» на третьей Крепко спит, В серединочке она. На четвёртой Было «Фа», А над третьей «Ми» всегда. «До» под третьей Усмехнулась, И соседке Улыбнулась. XIII. ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВЫХ ДВИЖЕНИЙ Надо исходить из естественного положения руки, помня о том, что руку надо не «ставить», а двигать. Как только ученик сел за инструмент, нужно обратить внимание на его посадку. Сидеть нужно свободно и в то же время стройно и удобно. Нельзя допускать напряжённости в плечах и спине. Высота посадки для учащихся и расстояние от инструмента определяются исходным положением предплечья, локтя и плеча; предплечье и локоть при поставленных на клавиши пальцах должны быть чуть выше клавиатуры. Плечо спокойно опущено вниз, локоть не прижат к корпусу, не вытянут вперёд, не отведён назад. Прежде чем начнём «организовывать» движения, мы должны научить ребёнка владеть своим игровым аппаратом. Это упражнения - гимнастика. Много полезных упражнений по освобождению рук в книге Шмидт-Шкловской «О воспитании пианистических навыков», в более занимательной форме подобные упражнения в сборнике Артоболевской «Первая встреча с музыкой». Пальцевые упражнения типа: 1. «Проговаривания» каждым пальцем считалок (упражнение делается на столе): Шесть котят есть хотят, Дай им каши с молоком, Пусть лакают языком Потому что кошки Не едят из ложки. 2. Паучок (рука) идёт в поход, несёт тяжелый рюкзак, перебирает каждой лапкой, когда устает, - передаёт свою ношу другому паучку (другой руке). Ещё один момент: для первых шагов начинающих пианистов игра на чёрных клавишах представляется очень удобной. Чёрные клавиши выделяются цветом, упорядоченным расположением, чёрные клавиши удобно взять одним пальцем при собранном положении остальных, при этом чёрная клавиша сравнительно узкая, а это заставляет «нацелиться» и почти исключает игру прямыми пальцами. Первые музыкальные впечатления помогают детям осваивать приёмы звукоизвлечения. Важно, чтобы при организации пианистических движений налаживалась взаимосвязь музыкально-слуховых представлений с двигательными ощущениями, чтобы каждый приём был обусловлен определённой художественной задачей. Игровые движения, постановка рук, очень ответственный момент, во многом обуславливающий дальнейшее продвижение ученика в исполнительском отношении. Когда ученик обладает от природы мягкой и в то же время довольно упругой кистью (и пальцами), можно начинать работу почти одновременно над штрихами нон легато и легато. Следует подчеркнуть различие в их звучании, показать, как в одном случае надо брать звуки «немного с верху», а в другом их «связывать». Можно также постепенно налаживать игру двумя штрихами, если, подбирая, играет уже относительно связанно. Если же это для него затруднительно, то надо порекомендовать начинать игру с развития навыка игры нон легато. Работая над легато, следует заставлять ребёнка «погрузить» палец в клавишу, слушать звук до полного его исчезновения. Звук должен тянуться как можно дольше - это показатель правильного его извлечения («звук опустился на парашютике»). Работая над штрихом нон легато, необходимо приучать ребёнка слушать, что у него, получается, следить за тем, чтобы звук был полным и лёгким. Непременное условие - восприятие мелодических ходов, как коротких мелодий, сохраняющих элементарный музыкальный смысл. Вся работа над штрихами, выразительностью мотивов, связана со стремлением сыграть данный мотив, интонацию так, как выговаривается слово. Не следует задерживаться на игре попевок только 3 пальцами, следует вводить 2 и 4, затем обычно добавляют терцию 1 и 3, квинту 1 и 5 пальцами, что особенно важно для развития устойчивости 5 и правильного положения 1 пальца. Для знакомства с различными штрихами хорош образный приём: поставить на пюпитр вместо нот зайчишку' и медведя, сказать, что медвежонок охотится за заичиком, при этом договориться, что медвежонок - палец левой руки, а зайчик - правой. Ребёнок готов преобразиться и мы услышим, как, прыгая по клавиатуре зайчик, убегает пугливыми быстрыми скачками (стаккато), а медвежонок догоняет тяжеловесными, но мягкими и упругими шагами (нон легато). Работу' над артикуляцией пальцев, их независимостью необходимо начинать с момента игры легато. Приём легато обостряет слуховое внимание, так как ученик должен согласовать силу второго звука с моментом затухания предыдущего. Ученику уловить затухающий звук - трудная задача, но совершенно необходимая в работе над легато. Без этого нельзя добиться связанной, певучей игры. Надо обращать внимание, чтобы и смысловое окончание мотива звучало, чтобы все звуки были тянущиеся, поющие, а не сиплые и дряблые. На первых порах давать легато в виде небольших построений, мелодических оборотов, упражнений: Вол - ны, по вол-нам, вол-ны кругом. Следующий этап работы для дисциплинированных рук строится на двух моментах: 1. Позиционная игра. 2. «Передача» мелодической линии из одной руки в другую, причём каждая из рук играет в своей позиции, плавный переход из одной руки в другую - смена позиции. Для того чтобы ученик понял целесообразность того или иного штриха, можно на примере пьесы Метлова «Зима прошла» показать, что штрих соответствует содержанию. Эту7 пьесу необходимо сыграть стаккато - приёмом наиболее подходящим для имитации движений беззаботно прыгающего и клюющего зёрнышки воробья. Отрывистому, острому звучанию должно соответствовать быстрое и активное движение рук. Воробей с берёзы На дорогу прыг! Больше нет морозов Чик - чирик! Предложить варианты: сыграть нон легато, легато, маркато, стаккато и попросить выбрать то исполнение, которое соответствует характеру пьесы. XIV. ЗНАКОМСТВО С ДИНАМИЧЕСКИМИ ОТТЕНКАМИ Ещё на начальном периоде нужно знакомить ребёнка с динамическим разнообразием (разумеется, пока в ограниченных пределах). Необходимо связывать динамические краски с музыкальным содержанием, подчёркивать характер исполняемой пьесы, фразы, «Смелее, решительно, ласково, мягко, совсем тихонько». Пусть ребёнок сначала познакомится с несколькими нюансами, но они должны стать для него естественными. Можно на первом этапе «раскрасить» ноты, чтобы ребёнку было видно применение контрастной динамики. С детства надо воспитывать потребность играть красиво и просто, воспитывать вкус без преувеличенных "красивостей". XV. ЗНАКОМСТВО С ФРАЗИРОВКОЙ Работа над фразировкой начинается с объяснения строения речи: отдельное слово, два-три слова, связанные между собой по смыслу; предложение (фраза). Она проводится на материале песни со словами. Так осуществляется аналогия между «музыкальной» мыслью и «речевой». Восприятие музыкальной интонации (короткого слова) строится на маленьких попевках. Удлиняется слово - соответственно удлиняется попевка. Затем устанавливается смысловая связь двух слов, наконец, возникает целая фраза, представляющая музыкальную мысль. Конечно, усваивается это не в один урок. Какое-то время ребёнок учится «произносить» отдельные «слова», а затем уже фразу. На материале песен, где словесная и музыкальная фразировка, смысловые акценты не противоречат друг другу, ученик приобщается к пониманию членения мелодии, значения лиг и особенностей выразительного исполнения (выговаривания) мотивов и фраз. Полёзно давать ученику задания по определению фраз в песнях со словами, не указывая никаких лиг: пусть сам почувствует смысловые связи слов, а затем целую мысль и поставит соответствующие лиги. Иногда восприятие учеником фразировки бывает затруднено. Например, в «Вальсе» Д. Кабалевского мелодическая линия включает много скачков и как бы распадается на отдельные звенья. Но стоит подставить под такую мелодию текст и плавность мелодии, цельность фразы контролируется учеником лучше: "Опять одна, подружки ушли...." Смысловое разделение слов в речи связано с дыханием человека. Отсюда понимание ребёнком правила, что подъём руки (вдох) соответствует отнюдь не каждой короткой лиге (не вдыхаем же мы после каждого произнесённого слова). Мелкая лига указывает на выразительность исполнения мотива. Фраза же должна быть цельной, довольно длинной и иметь завершение. XVI. ИГРА В АНСАМБЛЕ Очень повышает интерес ребёнка к занятиям игра в ансамбле: учитель - ученик. Материалом для ансамбля могут служить уже накопленные сознанием и слухом детей отрывки из музыки к мультфильмам, радио и телепередач. С огромным удовольствием дети воспроизводят на фортепиано вместе с учителем эти позывные, хотя их участие заключается иногда в игре одной или двух нот. Но, даже играя одну ноту, ребёнок знакомится с названиями клавиш, с диапазоном фортепиано, осваивает ритмические закономерности, элементарную динамику, а так же первоначальные игровые движения. Попутно у детей развивается и звуковое воображение: начинающие легко имитируют звуки башенных часов, призывы кукушки, эффекты эхо и многое другое. В ансамбле учитель-ученик устанавливается единение не только между ними обоими, но и что ещё более важно - гармоническое взаимодействие между учеником и композитором. «С самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование. Совместно с учителем он играет простые, но имеющие художественное значение пьесы. Дети сразу же ощущают радость непосредственного восприятия хотя и крупицы, но искусства. То, что ученики играют музыку, которая у них на слуху, несомненно, будет побуждать их как можно лучше выполнять свои первые музыкальные обязанности. А это и есть начало работы над художественным образом, работы, которая должна начинаться одновременно с первоначальным обучением игре на фортепиано". Г. Нейгауз Для этой работы можно порекомендовать следующие сборники: сост. Копчевский «Современный пианист», «Я музыкантом стать хочу», Соколова «Малыш за роялем», «Школа» Кувшинникова. Перед педагогом, работающим с начинающими, стоят серьёзные и многообразные задачи. Сознание большой ответственности, тщательная продуманность работы, подлинный интерес к занятиям с учениками, умение вникнуть в психологию каждого ученика, хороший вкус музыканта и музыкальная культура, - необходимые условия для их успешного решения СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Саянов «О некоторых проблемах музыкального воспитания детей». 2. Лещинская «Развитие восприятия музыки при обучении игре на фортепиано». 3. Т. Ключарова «Развитие слухового, музыкального и художественного восприятия в начальном периоде обучения». 4. И. Малахова «Первые шаги в мире звуков». 5. В. Дельнова «Развитие техники на начальной стадии обучения». 6. М. Соколов «Ансамбль для начинающих». 7. Любомудрова «Основные вопросы работы с начинающими». 8. Е. Тимакин «Воспитание пианиста». 9. Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков». 10. К. Гринштейн «»Лучики - ключики». 11 .Тургенева, Малюков «Пианист-фантазёр». 12. Л. Абелян «Забавное сольфеджио» 13. Л. Баренбойм «Путь к музицированию». 14. Н. Перунова «Музыкальная азбука». 15. Н. Берегер "Младенец музицирует" 16. И. Королькова "Первые шаги маленького пианиста" 17. М. Белованова Музыкальный учебник для детей. | |
Просмотров: 5248 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|