Главная » Статьи » В помощь учителю » Общество семи муз |
Сценарий музыкальной гостиной «В мире старинного романса…» <br /><br /> Авторы: Карнаухова Е.В., преподаватель вокала Школы искусств №2-Клуб ЮНЕСКО г.Караганды Сайтарлы Е.В., преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Школы искусств №2-Клуб ЮНЕСКО <br /><br /> Данная музыкальная гостиная подготовлена двумя педагогами: преподавателем вокала, подготовившим с учащимися музыкальные номера – песни и романсы, а также преподавателем-музыковедом, составившим теоретическую часть встречи. <br /><br /> На фоне звучащей салонной пьесы в стиле XIX века ведущий читает строки из романса «Дай, милый друг на счастье руку» (сл. и муз. К.Лучина): Если жизнь не мила вам, друзья, Если сердце терзает сомненье, Всё рассеет гитара моя, В ней тоски и раздумья забвенье. Я спою вам, друзья, про любовь, Всех страданий виновницу злую, Каждый вспомнит свою дорогую, И сильней забурлит ваша кровь. Дай, милый друг, на счастье руку, Гитары звук разгонит скуку, Забудь скорее горе злое, И вновь забьётся ретивое. <br /><br /> 1. Романс «Море и сердце» <br /><br /> Добрый день, дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена одному из самых любимейших и популярнейших жанров - романсу! Песни, романсы, баллады – эти и другие жанры музыкально-поэтического творчества были и остаются ничем незаменимой частью русской культуры. Доступные самому широкому кругу слушателей, они давно волнуют и тех, кто равнодушен к искусству, и людей, искушенных в философии, науке, поэзии и музыке. Каждый найдет в поистине безграничном песенном мире то, чему отзовется его душа, на что откликнется его сердце. <br /> 2. Романс «Звезды на небе», муз. В.Борисова, сл. Е.Дитерикс <br /><br /> Так что же такое «романс»? Откуда он появился и почему завоевал такую популярность? Романс возник в Испании еще в средние века – так назывались светские песни на испанском языке. В России же первыми образцами романса в XVII были канты, а в XVIII столетии стихи наиболее известных поэтов сразу же подхватывались музыкантами и распевались певцами-любителями. Расцветает романс в XIX веке. Такая популярность этого песенного жанра объясняется тем, что в романсе отражена лирика во всех ее возможных проявлениях, мир личных переживаний человека, понятный всем и каждому. <br /> 3. Романс «Говорят я мила…» <br /><br /> В песенный мир на равных правах входят и великие поэты и композиторы, и никому неизвестные стихотворцы и музыканты. Музы, находя в этом мире своих избранников, не делают различий между маститыми и юными, между плодовитыми мастерами и авторами немногих стихотворений, между теми, кто опубликовал многотомные собрания сочинений, и теми, чьи произведения не увидели свет при их жизни… Лишь немногие русские поэты писали стихи, преимущественно предназначенные для пения, или подражали народным песням, т.е. были поэтами-песенниками. Одним из таких самых известных поэтов-песенников был Алексей Васильевич Кольцов, создавший поистине подлинные народные песни. И сейчас прозвучит один из замечательных романсов этого автора. <br /><br /> 4. Романс «Обойми, поцелуй», муз. М.Балакирева, сл. А.Кольцова <br /><br /> Гораздо больше было таких поэтов, чьи стихи стали популярными песнями-романсами, хотя сами авторы изначально не прочили им песенную судьбу. У каждого большого русского поэта немало таких стихов, что, будучи положенными на музыку зазвучали в концертных залах, в аристократических салонах, либо в домах горожан или крестьянских избах. <br /> 5. Романс «Утро туманное», муз. В.Абаза, сл. И.Тургенева <br /><br /> 6. Романс «Тебя любить, обнять и плакать над тобой», муз. Ширяева, сл. А.Фета <br /><br /> Особенно удивительна и завидна участь тех поэтов, чьи имена в истории русской поэзии забыты и их стихи затеряны в старых альманахах или нотных изданиях, а из всего, чтобы было написано ими, сохраняется в памяти и передается из поколения в поколение только то, что обрело песенную жизнь. Иногда это лишь одна песня, и настолько популярная, что ее автор заслуживает того, чтобы имя его было с благодарностью названо. А между тем в современных сборниках песен и романсов такие произведения печатаются с обозначениями «слова неизвестного автора» или «слова народные». Но, возможно, кому-нибудь из исследователей (или может быть сегодняшних наших гостей!) удастся раскрыть тайну из создания, а также назвать имя поэта, написавшего стихи и этого прекраснейшего романса… <br /><br /> 7. Романс «Не пробуждай воспоминаний», муз. П.Булахова, сл. Н.Н. <br /><br /> В начале нашей беседы мы с вами говорили об авторах романсов. А сейчас мы попробуем разобраться, почему же в таком огромном мире произведений данного жанра каждый из них предстает перед слушателем единственной, неподражаемой жемчужиной, ведь, казалось бы, в каждом романсе раскрывается мир чувств человека, чаще всего любовная лирика, то есть эмоциональный строй одинаков. В чем же секрет? Секрет в том, что каждый из нас – это тоже жемчужина, не похожая на другие, каждый из нас по-разному чувствует и выражает свои чувства, а все остальные могут только догадываться о силе наших чувств… Так и авторы романсов по-разному выражали свои чувства, а отсюда появилось множество жанровых разновидностей романсовой лирики. Например, романсы, написанные в жанре популярных в то время танцев – мазурки, полонеза и др. Но царил на балах XIX века, конечно же, вальс… <br /><br /> 8. Романс «Я помню вальса звук прелестный», муз. и сл. Н.Листова <br /><br /> Очень часто вальс в романсах использовался для показа женского образа, где становился своеобразным женским портретом, написанном на блестящем и поэтическом фоне бала, маскарада, праздника… <br /> 9. Романс «Слушайте, если хотите», муз. А.Шишкина, обр.Сахарова <br /><br /> Бытовой романс звучал в России повсеместно, но главным очагом распространения была все же Москва, где особенно популярной стала городская народная песня (разновидность русского романса). Она звучала и на московских гуляниях, и в театрах, и в домашнем быту… <br /><br /> 10. Романс «Тройка», муз. П.Булахова, сл. П.Вяземский <br /><br /> 11. Романс «Жаворонок», муз. М.Глинки, сл. Н.Кукольника Особенно ярко и полно лирические чувства раскрывались в элегиях. К этому жанру в своем творчестве обращались как многие поэты, так и многие композиторы XIX века. Но и сама по себе элегия очень многогранна. Это может быть элегия, раскрывающая скорбное настроение одного человека, его личные переживания, как, например, в следующем романсе… <br /><br /> 12. Романс «Лебединая песня», муз. и сл. М.Пуаре <br /><br /> Или же элегия-размышление, раскрывающая глубокое философское содержание… <br /><br /> 13. Романс «В минуту жизни трудную (Молитва)», муз. П.Булахова, сл. М.Лермонтова <br /><br /> Широко распространена была в XIX веке в России и манера цыганского пения. Подчеркнутую экспрессивность, резкие смены эмоций, характерные для цыганского пения, можно было встретить и в русских романсах. В репертуар цыганских хоров поначалу входили лишь народные песни (русские и украинские), но позже они стали исполнять и бытовые городские романсы. Первым из них был знаменитый «Соловей» А.Алябьева, а затем и других авторов. <br /><br /> 14. Романс «Под чарующей лаской твоею» <br /><br /> Одним из самых выдающихся композиторов, в творчестве которого отразился дух эпохи XIX века – патетика скорбного раздумья ожидания горьких разочарований и светлых порывов к счастью – был Александр Львович Гурилев. Лирика А.Гурилева отличается утонченной камерностью, «домашностью», круг его настроений в значительной мере замкнут в мир печального созерцания, безысходной грусти. В этом плане очень показателен следующий романс… <br /> 15. Романс «И скучно, и грустно», муз. А.Гурилева, сл. М.Лермонтова <br /><br /> Лишь два крупных имени поэзии выделяются в вокальном наследии А.Гурилева как определяющих смысл его лирики: М.Лермонтов и А.Кольцов. Чутко прочитывает композитор стихотворения М.Лермонтова. Его можно считать одним из первых талантливых интерпретаторов элегической лирики поэта. В целом же А.Гурилев не придавал особого значения художественному качеству текста. Среди его романсов многие написаны на слова совсем второстепенных, ныне забытых поэтов: Грекова, Груббера, Макарова и др. Но талант композитора с присущей ему искренностью высказывания, изяществом, грацией создавал настоящие жемчужины. <br /><br /> 16. Романс «Колокольчик», муз. А.Гурилева, сл. И.Макарова <br /><br /> В некоторых романсах А.Гурилева можно услышать черты «русского итальянизма», так как композитор очень увлекался итальянским мелосом. Приемы «бельканто» можно услышать в его чувственных романсах в духе мечтательного ноктюрна с широкой мелодией, оттененной аркообразным аккомпанементом… <br /><br /> 17. Романс «Черный локон», муз. А.Гурилева, сл. А.Б. <br /><br /> Друзья! Сегодня мы с вами лишь слегка соприкоснулись с великолепным миром романса… Но, я надеюсь, каждый из нас получил огромное удовольствие от этой встречи. И как было сказано вначале, каждый из нас нашел в поистине безграничном песенном мире то, на что откликнулось его сердце… О, если б мог выразить в звуке Всю силу страданий моих, В душе моей стихли бы муки, И ропот страданий затих! <br /><br /> Спасибо! До новых встреч, друзья! <br /><br /> Использованная литература: 1. Музыкальные жанры. – Москва: «Музыка», 1968 г. 2. Творческие портреты композиторов. Популярный справочник. – Москва: «Музыка», 1989 г. 3. Л.Д.Никитина, История русской музыки. Популярные лекции. – Издательский центр «Академия», 1999 г. | |
Просмотров: 1271 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|