Главная » Статьи » В помощь учителю » Общество семи муз |
Т.В.Михасева КГКП «Школа искусств №2-Клуб ЮНЕСКО», преподаватель хореографии Сосновский А.А. КГКП «Школа искусств №2-Клуб ЮНЕСКО» г.Караганда, концертмейстер Методика развития творческого воображения учащихся через танцевальную импровизацию Целью хореографических занятий является формирование личности школьника, идейно-нравственной направленности его сознания в отношении к хореографической культуре. Народно-сценический танец одна из основ любой хореографии, требует повышенной эстетической чуткости в его оценке, отборе и исполнении. Задачей занятий является формирование в учениках танцевальных знаний, умений и навыков на основе овладения и освоения программного материала. Одним из важных базовых учреждений образования в решении этой задачи является школа искусств. Дополнительное образование, дающее школа искусств, имеет свою специфику, в связи, с чем становится особо значимым мастерство педагога, музыканта, хореографа. Организация дополнительного образования учащихся школы искусств не может быть произвольной, поэтому программа по дополнительному образованию приобретают все большее значение, особенно в свете положения реформы о комплексном развитии способностей детей. На основе обобщения широкого практического опыта и проведенных исследований были определены и постоянно уточняются цели, задачи, содержание программ по каждому разделу хореографической деятельности. Комплексное обучение хореографией – классическому, народно-сценическому, современному танцам, развивают у учащихся специальные способности, мышление, внимание, память, эмоциональность, творчество. На этой основе в процессе обучения формируется потребность в самостоятель-ном творческом труде, эстетические интересы, мотивы, вкусы; складываются взгляды, убеждения. Одной из задач педагога в формировании хореографической культуры является развитие творческого воображения, одним из методов решения поставленной задачи является танцевальная импровизация. Танцевальная импровизация на музыку включает упражнения, этюды и экспромты на заданную тему или свободную тему. В задания на импровизацию включены темы, близкие детскому воображению, сюжеты и настроения связанные с природой, сказочными героями любимых книг, мультфильмов и т.д. Особое внимание следует уделить занятиям с мальчиками, стимулируя их интерес не только мужественными темами танцевального материла, но и повышенностью физической нагрузки. Учащиеся во время обучения должны получать представления о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота – танца это совершенство движений и линий человеческого тела, выразительность, легкость, сила, грация. Следует поощрять импровизации на тему национальной и современной музыки, развивая творческое воображение учащихся путем бесед, раскрывая характер музыки и стиль танца. Рекомендуется на уроках ритмики, чтобы современные танцы интерпретировались в духе спортивной пластики, водились изобретательные ассоциативные движения из жизни, близкие данной музыке и стилю танца. Импровизация танцевальных движений невозможна без четкого вообра-жения той или иной заданной темы, ее образов, действующих лиц и т.д. Развить в учащихся воображение главная задача педагога по разделу импровизация танцевальных движений. Передача знаний за счет системати-ческого проведения бесед, прослушивания музыкального материала, просмотр телепередач, посещение концертов и театров. Беседы, просмотры и прослушивание должны раскрыть ученикам красоту и образность танцев, связанных с укладом жизни, самобытностью народов. С первых занятий по импровизации танцевальных движений учащиеся должны четко представить картину того что они должны изобразить педагогу на заданную тему или иную другую тему. Предварительно педагог путем беседы раскрывает тему - это обстановка, действующие лица их характер, повадки, поведение и т.д. Затем следует прослушивание музыкального материала – это характер, темп, ритмический рисунок и прочие музыкальные выразительные средства. Внимательно просмотрев и прослушав, учащиеся самостоятельно применяют танцевальные движения характерных действующих лиц. Одной из задач педагога привить к детям навыки актерской выразительности. Уметь изобразить в танцевальном шаге например повадки кошки, лисы, медведя, зайца и т.д., выразить какой-либо образ в разном эмоциональном состоянии – веселья, грусти и.т.д. До начала импровизационных движений танца учащиеся должны уметь толковать руками размеры 2/4, 3/4, 4/4 при двухтактовом вступлении, вовремя начать движение и закончить его с концом музыкального предложения, чувствовать характер марша (игровой, песенный, походный, строевой) польки, вальса и уметь передать его в шаге. Ранее разученные танцевальные движения: ходы – простой шаг с продвижением вперед и назад, переменный шаг с продвижением вперед и назад. Притопы – удар всей стопой. Дроби (дробная дорожка – мелкая непрерывная дробь), с одинарным ударом каблука на месте, с продвижением. Гармошка – одновременные повороты обеих стоп из 1-й свободной позиции в 1-ю закрытую позицию, с продвижением в сторону. Ковырялочка – без подскока и с подскоком, веревочка, молоточки, ключи, хлопушки и прочие движения дадут ученикам самостоятельно применять их в заданной импровизации. Например, описанная музыкально-танцевальная композиция «Плетень» настраивает учеников на импровизацию простейших танцевальных движений народно-сценического танца. В предварительной беседе преподаватель и концертмейстер раскрывают сюжет народной песни «Тень, тень по тень, тень» пропев и проиграв всю песню, руководитель объясняет, что плетень – это плетеный из веток забор, а действующие лица сказочные герои. Желательно показать картинку с изображением плетня. Подробное объяснение сюжета композиции позволяет учащимся развить творческое воображение, расширить кругозор сказочного мироздания, влиться в характер и образ каждого действующего лица. Далее концертмейстер еще раз проигрывает всю песню, делается полный разбор характера мелодии, ритмический рисунок и т.д. разучиваются слова песни всем коллективом, что позволит учащимся создать ансамблевую композицию, почувствовать ответственность каждого исполнителя. Мелодия звучит в умеренном ритмичном темпе русского перепляса, размер 4/4. Дети встают в две шеренги напротив друг друга и учатся плести плетень. Для этого вытягивают руки в стороны и соединяют их с руками рядом стоящих с правой и левой стороны, должно быть скрещенное положение. Под мелодию песни «Тень тень» каждая шеренга по очереди (через 4 такта) идут навстречу друг другу хороводным шагом и кланяются. Так же красиво и величаво отступают на свое место и кланяются вновь (4 такта). Далее хороводным шагом в разные стороны образуют круг (8 тактов). Заранее выбирается действующие лица композиции: зайчик, лисичка, медведь, коза. Далее учащиеся вместе с концертмейстером и преподавателем хором поют песню: «Тень, тень по тень, тень, выше города плетень. Сели звери под плетень, похвалялися весь день. Похвалялася лиса, - Моя шубка хороша! (поет «лиса») Подражая «повадкам» лисички, выходит в центр круга, та же мелодия звучит в среднем регистре в темпе умеренной польки. Исполняется веревочка с подскоком и переступанием. Лисичка задает ритмический рисунок: 2 четвертные, 4 восьмые - 1 такт, 6 восьмых и 1 четверть – 2 такта. Все остальные учащиеся 2 такта повторяют ритмический рисунок и движения танца. Повторив еще раз это задание лисичка подскоками становится в круг. Хор поет - Похвалялся зайка, - Ну-ка догоняй-ка! (поет зайка и подскоками движется в центр круга). Мелодия звучит в верхнем регистре стокатто, легко. Заяц выполняет дробную дорожку, согласно предыдущему ритмическому рисунку, с одинарным ударом каблука на сильную долю (2 такта). Остальные 2 такта повторяет за зайцем учащиеся. Движения повторяются (4 такта) заяц подскоками становится в круг. Снова поет хор - Похвалялся медведь, - Могу песни я петь! (поет медведь, выходя в центр круга). Та же мелодия звучит в басовом регистре чуть медленно. Танцевальные движения – присядка, ковырялочка без подскока. Ритмический рисунок тот же, учащиеся могут выстукивать ритм, руками хлопая в ладоши. Медведь задал тему движений, остальные учащиеся ему отвечают. Теми же танцевальными движениями медведь становится в круг. Хор поет - Похвалялася коза, - Всем вам выколю глаза! (выходит в центр круга). Звучит мелодия в среднем регистре с акцентами на сильную долю. Танцует «коза» в центре круга, музыка угрожающая акцент на слабую долю. Дети ногами на месте выстукивают ритмический рисунок: После выступления козы дети отвечают теми же танцевальными движениями. Коза танцевальным движением входит в круг. По окончании упражнения на импровизацию учащиеся хороводным шагом идут по кругу – сначала в одну сторону (первая музыкальная фраза), затем в другую сторону (вторая музыкальная фраза). Методика развития детского воображения, творческого мышления через импровизацию и театрализованные образы, вызывает несомненный интерес у учащихся. Дети предельно внимательны, активны, стараются подражать своим героям, дисциплинирует к творческой и ансамблевой ответственности друг перед другом. Показателем танцевальной культуры можно считать музыкальность и выразительность, правдивость и искренность в передаче танцевального образа, эмоциональное восприятие хореографического искусства, способ-ность самостоятельно оценить хореографическое произведение. | |
Просмотров: 1110 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|