Главная » Статьи » В помощь учителю » Общество семи муз |
Тема урока: «Развитие музыкальных и творческих способностей на начальном этапе обучения в условиях обучения в ДШИ по классу скрипки». Преподаватель КГКП «ДШИ п.Топар» Корж А.В. Цель урока: Создать условия для максимального развития музыкальных и творческих способностей учащихся класса скрипки на начальном этапе обучения. Задачи: Образовательные: • при помощи музыкально-дидактических заданий научить учащихся применить свои знания и умения в самостоятельной деятельности; (или заинтересовать и вовлечь детей в музыкальную деятельность, усилить их эмоциональный отклик на музыку); • приобщить детей к обучению навыкам выразительного исполнения произведений различного характера; • подвести их к навыкам художественно-образного исполнительского мышления. Развивающие: • способствовать развитию творческого воображения и формированию активного, целенаправленного восприятия музыки учащимися; • способствовать развитию музыкальных способностей учащихся (развитие памяти (вербальная, образная), внимания, музыкального мышления); • развитие чувства ансамблевой игры. • ведение ученика на активном творческом уровне. Воспитательные: • способствовать формированию эмоциональной отзывчивости • развитие творческого интеллекта. Пояснительная записка О развитии творческих способностей, творческого начала в каждом ребенке написано и сказано много, но, зачастую, в педагогической практике учитель ограничивается лишь разучиванием того или иного произведения, отдавая преимущество технической стороне игры, не уделяя должного внимания воспитанию ученика как творческой личности. Необходимо сделать обучение в музыкальной школе интересным и увлекательным, при этом, не подменяя обучение развлечением, воспитать в учениках умение слушать музыку и размышлять о ней. Необходимо выяснить, что мешает развитию творческих способностей и что нужно для того, чтобы активизировать детей к дальнейшим занятиям, а также, чтобы обучение игре на скрипке способствовало развитию музыкальных и творческих способностей учащихся, т.е. вырабатывало у них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению инициативы, желанию сделать что-то свое, новое. Начальный этап в обучении является определяющим для дальнейшего роста юного музыканта, поэтому ему нужно уделить особое внимание. Способов и методов работы с маленькими детьми очень много, и выбор их зависит от изобретательности педагога и возможности ребёнка. Данное занятие проводится в групповом варианте с учащимися подготовительного класса. Ход урока: 1 Метроритмические движения. Марш, танец, песня. Во время движения проводятся краткие характеристики данного жанра. Марш – движение в строю, характеризующееся строгой размеренностью. Музыкальное произведение с четким и размеренным в соответствии с коллективным шествием ритмом. Для лучшего осмысления учеником выразительного значения темпа при исполнении марша, педагогу следует исполнить пьесу в преувеличенно быстром либо замедленном темпе. (Удобно маршировать? Надо быстрее, энергичнее, медленнее?) Желательно, чтобы необходимый темп марша найден самим учеником. Также для более четкого определения сильной доли можно использовать игру на барабане. Загадка: Сам пустой, голос густой, дробь отбивает, шагать помогает (барабан). Танец – ритмичные, выразительные движения, исполняемые с музыкальным сопровождением. Во время исполнения танцевальных движений можно предложить игру на новом шумовом инструменте, познакомив с ним детей. (например бубен) Песня - музыкальное произведение, под которое можно петь, исполняемое одним лицом или хором. Название некоторых небольших музыкальных произведений. Во время исполнения песни объяснить детям, что под спокойную музыку можно отдыхать или делать расслабляющие упражнения. Ученик должен запомнить и самое главное понять, что такое расслабленная и что такое зажатая рука. Упражнения на расслабление. Упражнение «Дождик». Руки, согнутые в локтях, держать перед собой. Кисти свободно свисают. Сначала капает маленький дождик (работают только пальцы рук по одному), затем дождь усиливается (пальцы все вместе, затем кисти рук). Далее продолжать в обратном порядке. При этом можно сопровождать упр. пропеванием «кап-кап-кап…» в динамическом развитии (p-f-p). 2 Работа с инструментом. Встань-ка прямо, улыбнись и в ладошку посмотрись. На ключице и ладошке скрипку подержи немножко. На подбородник не дави, чуть голову приподними. Учись брать скрипку быстро, ловко и продолжи тренировку. Ты со стола её возьми и на ключицу положи, Вниз опусти перед собой – всё делай левою рукой. Дети здороваются со скрипкой на разных струнах приёмом pizz. как, «Молодой петушок» (струна D), «Цыплёнок» (E), «Курочка» (A), «Старый петух» (G). Игра «Кто пропел?». Дети при помощи коротких и длинных полосок из картона выкладывают на столе соответствующий ритмический рисунок – кто быстрее. Проигрывание ансамблем, разученной ранее, песенки «Петушок». (можно как аккомпанемент к более сложной песенке «Петушок»). В этой форме работы присутствует элемент воспитания гармонического слуха, юному скрипачу дается представление о гармоническом согласовании мелодии и аккомпанемента). Разучивание новой песенки «Козочка». Дети садятся на места и знакомятся с песенкой, которую они будут разучивать. Показать детям картинку с козочкой нотами песенки. У меня живет козленок, я сама его пасу. Я козленка в сад зеленый рано утром отнесу. Он заблудится в саду – я в траве его найду. Затем педагог пропевает песню со словами и аккомпанементом, дети слушают. Потом, вместе с педагогом, анализируют характер и содержание пьесы. Затем приступают к разучиванию песенки голосом. Полезно её исполнить сначала без слов, хлопая ритмический рисунок ладошками, а потом спеть с аккомпанементом. Разучивание песенки на инструменте. Подбор соответствующих штрихов. (1-я часть – стаккато, 2-я - деташе). 3 Слушание музыки. Предложить детям отдохнуть и послушать красивую музыку. Затем предложить ученикам из предложенных иллюстраций выбрать наиболее подходящую прослушанному произведению и охарактеризовать его. Домашнее задание: Выучить новую песенку и переписать её в нотную тетрадь. Разукрасить рисунок. Упражнения без инструмента: “руки вверх”: вытягиваем руки вверх, выпрямляем пальцы. Затем роняются только пальцы обеих рук, после небольшой паузы – кисти, далее – предплечье и плечо. “веточка с листочком”: рука согнута в локте (рука – веточка, кисть с пальчиками – листочек). Ветер сильно дует – качается веточка с листочком. Ветер стих – листочек с веточкой замер. Руки согнуты в локтях, одна ладошка машет “до свидания”, другая – “иди сюда”. Одна рука рисует “солнышко” (круг), другая – “дождик” (вертикальные линии). | |
Просмотров: 1615 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|