Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Общество семи муз

Развитие концертмейстерских навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Развитие концертмейстерских навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Камчаткина Людмила Алексеевна
преподаватель фортепиано
Детская школа искусств п. Топар

Раннее обучение детей основам аккомпанирования очень полезно и развивать концертмейстерские навыки необходимо уже на начальной стадии работы с учениками. Обучаясь аккомпанементу, ребенок на основе собственного опыта учится понимать выразительный смысл сопровождения, соотносить характер аккомпанемента с характером мелодии, способствуя тем самым передаче эмоционально-образного содержания музыки. "Умению аккомпанировать, надо учить, как некоей самостоятельной задаче. Мы должны открыть нашему ученику путь к музицированию." Так пишет в своей книге профессор Л.А.Баренбойм, который считал, что обучение аккомпанированию носит и сугубо практический характер. Именно этот вид музицирования может стать в будущем необходим многим начинающим музыкантам.
Желательно начинать обучение детей аккомпанементу с дошкольного возраста. Этой работе предшествует большая подготовка, которая начинается уже в «донотном» периоде обучения и ведется в нескольких направлениях:
• Формирование чистой певческой интонации.
• Быстрое построение на клавиатуре любого интервала от любой клавиши. Интервалы – это основа аккомпанемента.
• Освоение пианистических приемов.
Не все дети младшего возраста могут чисто интонировать. Обычно у малышей не развита координация между слухом и голосом. Преподавателю необходимо быть осторожным и очень внимательным, чтобы не отбить у ребенка желание петь. Ученику нужно помогать собственным примером, поддержать добрым словом, чтобы он не боялся и не стеснялся петь. Никогда нельзя ругать ребенка за фальшивую интонацию, ведь он в этом не виноват! Мы можем оказать помощь таким детям, если будем петь вместе с ними. Ученик, прислушиваясь к чистой интонации, будем подстраивать свой голос к голосу учителя. Чтобы быстрее научиться правильно интонировать, нужно больше петь и не только на занятиях по сольфеджио, но и на уроках специальности поем все!
Изучение клавиатуры и организация игрового аппарата должны происходить одновременно. Параллельно ребенок знакомится с интервалами, играет коротенькие мелодии на основе этих интервалов. Все нужно обязательно петь. Много разнообразных форм работы, связанных между собой одной тематикой, ускоряет и улучшает усвоение учебного материала.
Возьмем для примера содержание одного из занятий на тему «Секунды». Строим на клавиатуре и играем секунды по белым клавишам. Даем образную характеристику интервалу. Секунда большая – веселая, задорная «Мы танцуем и поем, очень весело живем». Секунда малая грустная, печальная, жалобная «Не танцуем, не поем, очень грустно мы живем». Затем добавляем и черные клавиши. По интонации все дети легко слышать разницу между большой и малой секундами. Еще пример работы с секундами. «Курочка-секундочка». Сначала курочки были маленькими и все называли их цыплятами. Два цыпленка были всегда беленькими и звали их Чистюльками (показать м2 на белых клавишах). Чистюльки всегда гуляли важно, неторопливо, как взрослые курицы, и всегда отдельно от других цыплят. Остальные цыплятки были веселые и шумные, бегали друг за другом, играли в подвижные игры, а потому никогда не приходили домой чистыми (показать на клавиатуре все остальные м2). Так скучное занятие – строить секунды вверх и вниз, превращается в занимательную игру, которую дети любят и с интересом в нее играют. Образная характеристика помогает восприятию и запоминанию. Найти интервал на клавиатуре, узнать его в исполняемой пьесе теперь не составит труда для ребенка с любыми способностями. Другое задание для работы с интервалами – придумать свое название интервалу, дать свои образные характеристики. Дети сравнивают секунды с колючими каплями дождя, зайчиками, ежиками, лягушками. Целесообразно поговорить с учеником о штрихе стаккато, попробовать его, играя секунды. На этом же уроке играем пьески с секундами, транспонируем их, не забываем главное правило – все петь! Фантазируем, сочиняем сказки, рисуем иллюстрации. Это может быть домашним заданием.
Очень полезно записывать ритмический рисунок, а еще изменять его и обязательно попробовать посочинять мелодии на заданный ритмический рисунок. Дети должны не только уметь построить интервал, но и найти его в незнакомом музыкальном материале. Для этого я играю различные маленькие пьесы, в которых есть этот интервал.
Игра в ансамбле – это обязательная форма работы на уроке. Обращаем внимание на партию преподавателя, находим там изучаемый сейчас интервал. Пройденные интервалы повторяем на каждом уроке, сравниваем их между собой, слушаем и определяем на слух.
Примерный план работы над аккомпанементом:
1. Педагог знакомит ученика с произведением: поет со словами и аккомпанирует себе.
2. Ученик учит мелодию песенки сольфеджио и со словами.
3. Мелодия запоминается учеником на клавиатуре "с рук", он все время подпевает себе, называя ноты, или со словами.
4. Педагог играет аккомпанемент, а ученик поет вокальную партию самостоятельно со словами.
5. Педагог объясняет содержание аккомпанемента с точки зрения интервального состава и показывает аккомпанемент на инструменте. Разбирается фактура и обсуждается образное содержание произведения.
6. Ученик разучивает аккомпанемент. Сначала он запоминает фортепианное сопровождение "с рук" так же, как и вокальную партию. В дальнейшем, по мере освоения нотной грамоты, ученик будет пользоваться нотным текстом. При разучивании аккомпанемента пение вокальной партии обязательно.
7. Ученик поет самостоятельно, аккомпанируя себе.
После того, как сопровождение выучено, и ученик свободно аккомпанирует себе, наступает последний этап работы – это работа с солистом. Очень хотелось бы, чтобы солистом был другой ребенок, а не педагог. Педагог в любом случае будем «подстраиваться» под ученика, а должно быть совсем наоборот! Гораздо более эффективным для развития концертмейстерских навыков будет ансамбль с другим учеником. Совместное музицирование заставляет и приучает детей слушать друг друга, дисциплинируем, воспитывает чувство ответственности, дает большой эмоциональный заряд. Весь репертуар, который разучен с солистом, обязательно должен быть исполнен публично.
Процесс чтения с листа напоминает процесс чтения вслух. Когда ребенок читает текст, то он сначала глазами узнает буквы, складывает из них слоги и слова, произносит вслух. Вслушиваясь в прочитанное, ребенок понимает и запоминает текст.
Научиться читать нотный текст, играть по нотам музыкальное произведение значительно труднее. Ребенку нужно научиться не только узнавать нотные знаки зрительно и объединить их в мотив и фразу, нужно еще быстро представить, где это все находится на клавиатуре, и воспроизвести на инструменте. Но и это еще не все! Нужно вслушаться в звучание, попытаться понять содержание. Музыкальный язык достаточно сложен. Преподаватель должен обучать ребенка понимать этот язык. Очень важно учить детей объединять звуки в мотивы и фразы, уметь анализировать нотный текст. Постоянный подробный анализ партии, включающий разбор гармонии, фактуры, повторности, развивает у ученика музыкальное мышление, учит понимать музыкальную речь. Обучение игре по нотам, разбор нотного текста – самое трудное звено. Ведь именно на этом этапе, этапе знакомства с текстом, чаще всего, пропадает интерес к занятиям.
Усвоив все интервалы до октавы, разучив много аккомпанементов на их основе, дети готовы к более сложному этапу обучения – знакомству с аккордами и игре аккомпанементов с использованием аккордов. Разучивание аккордов, построение их на инструменте – это очень занимательно. Пользуемся для этого уже знакомым нам материалом – интервалами. Это напоминает игру в кубики. Запомнив из каких интервалов состоит аккорд, можно построить его от любого звука, как сложить фигуру из кубиков. Тщательно проработав аккорды в виде упражнений (строим и играем от всех звуков), можно приступать к аккомпанементам. Нужно так организовать учебный процесс, чтобы знакомство с аккордами предвосхищало игру этих аккордов в аккомпанементе. Прежде всего, знакомимся со всеми видами трезвучий и их обращениями, потом септаккорды (большой и малый) и их обращения. Анализируя фортепианную партию, находим знакомые аккорды, обращаем внимание на их запись. Если встречаются незнакомые аккорды, то разбираем их с точки зрения интервального состава.
Очень важным моментом является накапливание репертуара. Все, что выучили, нужно сохранять и не забывать, постоянно повторять. Удерживание в памяти большого объема музыкального материала хорошо развивает память, позволяет детям чаще и больше выступать на концертах. Во время выступлений дети видят результаты своей работы, получают заслуженное одобрение в виде аплодисментов слушателей, среди которых их любимые родители, бабушки и дедушки. Все это есть большой стимул для дальнейшего обучения и поддержания активного интереса к музыкальным занятиям.
Категория: Общество семи муз | Добавил: искусство (2014-11-24) | Автор: Камчаткина Людмила Алексеевна E
Просмотров: 917 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 11:06 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru