Главная » Статьи » В помощь учителю » Общество семи муз |
Развитие концертмейстерских навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста Камчаткина Людмила Алексеевна преподаватель фортепиано Детская школа искусств п. Топар Раннее обучение детей основам аккомпанирования очень полезно и развивать концертмейстерские навыки необходимо уже на начальной стадии работы с учениками. Обучаясь аккомпанементу, ребенок на основе собственного опыта учится понимать выразительный смысл сопровождения, соотносить характер аккомпанемента с характером мелодии, способствуя тем самым передаче эмоционально-образного содержания музыки. "Умению аккомпанировать, надо учить, как некоей самостоятельной задаче. Мы должны открыть нашему ученику путь к музицированию." Так пишет в своей книге профессор Л.А.Баренбойм, который считал, что обучение аккомпанированию носит и сугубо практический характер. Именно этот вид музицирования может стать в будущем необходим многим начинающим музыкантам. Желательно начинать обучение детей аккомпанементу с дошкольного возраста. Этой работе предшествует большая подготовка, которая начинается уже в «донотном» периоде обучения и ведется в нескольких направлениях: • Формирование чистой певческой интонации. • Быстрое построение на клавиатуре любого интервала от любой клавиши. Интервалы – это основа аккомпанемента. • Освоение пианистических приемов. Не все дети младшего возраста могут чисто интонировать. Обычно у малышей не развита координация между слухом и голосом. Преподавателю необходимо быть осторожным и очень внимательным, чтобы не отбить у ребенка желание петь. Ученику нужно помогать собственным примером, поддержать добрым словом, чтобы он не боялся и не стеснялся петь. Никогда нельзя ругать ребенка за фальшивую интонацию, ведь он в этом не виноват! Мы можем оказать помощь таким детям, если будем петь вместе с ними. Ученик, прислушиваясь к чистой интонации, будем подстраивать свой голос к голосу учителя. Чтобы быстрее научиться правильно интонировать, нужно больше петь и не только на занятиях по сольфеджио, но и на уроках специальности поем все! Изучение клавиатуры и организация игрового аппарата должны происходить одновременно. Параллельно ребенок знакомится с интервалами, играет коротенькие мелодии на основе этих интервалов. Все нужно обязательно петь. Много разнообразных форм работы, связанных между собой одной тематикой, ускоряет и улучшает усвоение учебного материала. Возьмем для примера содержание одного из занятий на тему «Секунды». Строим на клавиатуре и играем секунды по белым клавишам. Даем образную характеристику интервалу. Секунда большая – веселая, задорная «Мы танцуем и поем, очень весело живем». Секунда малая грустная, печальная, жалобная «Не танцуем, не поем, очень грустно мы живем». Затем добавляем и черные клавиши. По интонации все дети легко слышать разницу между большой и малой секундами. Еще пример работы с секундами. «Курочка-секундочка». Сначала курочки были маленькими и все называли их цыплятами. Два цыпленка были всегда беленькими и звали их Чистюльками (показать м2 на белых клавишах). Чистюльки всегда гуляли важно, неторопливо, как взрослые курицы, и всегда отдельно от других цыплят. Остальные цыплятки были веселые и шумные, бегали друг за другом, играли в подвижные игры, а потому никогда не приходили домой чистыми (показать на клавиатуре все остальные м2). Так скучное занятие – строить секунды вверх и вниз, превращается в занимательную игру, которую дети любят и с интересом в нее играют. Образная характеристика помогает восприятию и запоминанию. Найти интервал на клавиатуре, узнать его в исполняемой пьесе теперь не составит труда для ребенка с любыми способностями. Другое задание для работы с интервалами – придумать свое название интервалу, дать свои образные характеристики. Дети сравнивают секунды с колючими каплями дождя, зайчиками, ежиками, лягушками. Целесообразно поговорить с учеником о штрихе стаккато, попробовать его, играя секунды. На этом же уроке играем пьески с секундами, транспонируем их, не забываем главное правило – все петь! Фантазируем, сочиняем сказки, рисуем иллюстрации. Это может быть домашним заданием. Очень полезно записывать ритмический рисунок, а еще изменять его и обязательно попробовать посочинять мелодии на заданный ритмический рисунок. Дети должны не только уметь построить интервал, но и найти его в незнакомом музыкальном материале. Для этого я играю различные маленькие пьесы, в которых есть этот интервал. Игра в ансамбле – это обязательная форма работы на уроке. Обращаем внимание на партию преподавателя, находим там изучаемый сейчас интервал. Пройденные интервалы повторяем на каждом уроке, сравниваем их между собой, слушаем и определяем на слух. Примерный план работы над аккомпанементом: 1. Педагог знакомит ученика с произведением: поет со словами и аккомпанирует себе. 2. Ученик учит мелодию песенки сольфеджио и со словами. 3. Мелодия запоминается учеником на клавиатуре "с рук", он все время подпевает себе, называя ноты, или со словами. 4. Педагог играет аккомпанемент, а ученик поет вокальную партию самостоятельно со словами. 5. Педагог объясняет содержание аккомпанемента с точки зрения интервального состава и показывает аккомпанемент на инструменте. Разбирается фактура и обсуждается образное содержание произведения. 6. Ученик разучивает аккомпанемент. Сначала он запоминает фортепианное сопровождение "с рук" так же, как и вокальную партию. В дальнейшем, по мере освоения нотной грамоты, ученик будет пользоваться нотным текстом. При разучивании аккомпанемента пение вокальной партии обязательно. 7. Ученик поет самостоятельно, аккомпанируя себе. После того, как сопровождение выучено, и ученик свободно аккомпанирует себе, наступает последний этап работы – это работа с солистом. Очень хотелось бы, чтобы солистом был другой ребенок, а не педагог. Педагог в любом случае будем «подстраиваться» под ученика, а должно быть совсем наоборот! Гораздо более эффективным для развития концертмейстерских навыков будет ансамбль с другим учеником. Совместное музицирование заставляет и приучает детей слушать друг друга, дисциплинируем, воспитывает чувство ответственности, дает большой эмоциональный заряд. Весь репертуар, который разучен с солистом, обязательно должен быть исполнен публично. Процесс чтения с листа напоминает процесс чтения вслух. Когда ребенок читает текст, то он сначала глазами узнает буквы, складывает из них слоги и слова, произносит вслух. Вслушиваясь в прочитанное, ребенок понимает и запоминает текст. Научиться читать нотный текст, играть по нотам музыкальное произведение значительно труднее. Ребенку нужно научиться не только узнавать нотные знаки зрительно и объединить их в мотив и фразу, нужно еще быстро представить, где это все находится на клавиатуре, и воспроизвести на инструменте. Но и это еще не все! Нужно вслушаться в звучание, попытаться понять содержание. Музыкальный язык достаточно сложен. Преподаватель должен обучать ребенка понимать этот язык. Очень важно учить детей объединять звуки в мотивы и фразы, уметь анализировать нотный текст. Постоянный подробный анализ партии, включающий разбор гармонии, фактуры, повторности, развивает у ученика музыкальное мышление, учит понимать музыкальную речь. Обучение игре по нотам, разбор нотного текста – самое трудное звено. Ведь именно на этом этапе, этапе знакомства с текстом, чаще всего, пропадает интерес к занятиям. Усвоив все интервалы до октавы, разучив много аккомпанементов на их основе, дети готовы к более сложному этапу обучения – знакомству с аккордами и игре аккомпанементов с использованием аккордов. Разучивание аккордов, построение их на инструменте – это очень занимательно. Пользуемся для этого уже знакомым нам материалом – интервалами. Это напоминает игру в кубики. Запомнив из каких интервалов состоит аккорд, можно построить его от любого звука, как сложить фигуру из кубиков. Тщательно проработав аккорды в виде упражнений (строим и играем от всех звуков), можно приступать к аккомпанементам. Нужно так организовать учебный процесс, чтобы знакомство с аккордами предвосхищало игру этих аккордов в аккомпанементе. Прежде всего, знакомимся со всеми видами трезвучий и их обращениями, потом септаккорды (большой и малый) и их обращения. Анализируя фортепианную партию, находим знакомые аккорды, обращаем внимание на их запись. Если встречаются незнакомые аккорды, то разбираем их с точки зрения интервального состава. Очень важным моментом является накапливание репертуара. Все, что выучили, нужно сохранять и не забывать, постоянно повторять. Удерживание в памяти большого объема музыкального материала хорошо развивает память, позволяет детям чаще и больше выступать на концертах. Во время выступлений дети видят результаты своей работы, получают заслуженное одобрение в виде аплодисментов слушателей, среди которых их любимые родители, бабушки и дедушки. Все это есть большой стимул для дальнейшего обучения и поддержания активного интереса к музыкальным занятиям. | |
Просмотров: 917 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|