Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Общество семи муз

Классический и народный экзерсис у станка как средство развития хореографических данных исполнителей
Классический и народный экзерсис у станка как средство развития хореографических данных исполнителей.

Шишина Ирина Юрьевна
хореограф, школа-лицей им. Балуана Шолака г.Макинск

Экзерси'с (фр. exercice — «упражнение», от лат. exercitium) — комплекс всевозможных тренировочных упражнений, составляющих основу урока классического танца, способствующий развитию силы мышц, эластичности связок, воспитанию выворотности, устойчивости и правильной координации движений у учащихся либо артистов балета.
Экзерсис у станка (или у палки) является неотъемлемой частью занятия классическим танцем. Порядок упражнений неизменен, хотя комбинации движений могут видоизменяться как в плане схемы (количество повторений, направление движений), так и в плане сложности самого упражнения (можно усложнить, добавляя повороты, подъем на полупальцы, работу рук, корпуса, головы и т.д.). Упражнения у палки являются основой хореографической подготовки: они развивают физическую силу, выворотность, эластичность мышц и связок, правильную осанку, координацию движений.
Свой экзерсис у палки разработан и для других видов хореографии: народно-сценического танца, академического народного танцев. В джаз-модерн танце в основном разогрев строится на середине зала, хотя многие педагоги используют также и экзерсис у станка.
В классическом танце упражнения у палки выстроены таким образом, что постепенно разогревается все тело танцора.Движения в медленном темпе исполнения чередуются с упражнениями, исполняемыми в резком характер или быстром темпе. Это дисциплинирует и подготавливает тело танцора к работе на середине зала, укрепляет мышцы и позволяет в полной мере разогреть их.
Упражнения обычно выполняются с одной, затем с другой ноги. В группе начинающих детей экзерсис у палки занимает большую часть занятия и выполняется лицом к палке. У опытных танцоров экзерсис занимает по времени 20-25 минут. Но этого вполне достаточно для подготовленных исполнителей, чтобы в полной мере разогреть все тело.
Первое упражнение у станка - plié (приседание). В этом упражнении участвуют корпус, руки, голова; мышцы и связки ног растягиваются и сокра-щаются в спокойном, медленном темпе. Развивается сила мышц ног и эластичность ахиллова сухожилия. На начальном этапе изучения движение исполняется по I позиции, лицом к станку. Музыкальный материал подбирается в размере 3/4 или 4/4. Необходимо следить за тем, чтобы учащиеся правильно распределяли свой вес на обе ноги и не заваливались на большие пальцы ног. Колени максимально раскрыты в стороны, спина вытянута, подбородок поднят - постановка корпуса сохраняется на протяжении всего экзерсиса.
Battement tendu. Второе упражнение. Чаще всего соединены с battement tendu jetes. В этом движении приобретаются постановка ног, выворотность, активно вводятся в работу все группы малых и больших мышц. Это основные движения, тренирующие и вырабатывающие силу ног. Во время исполнения движений необходимо следить за тем, чтобы учащиеся до конца вытягивали ноги, не расслабляли колени во время возвращения ноги в исходное положение. Также нужно внимательно следить за выворотностью и правильным положением стопы.
Battement tendu jete органически связаны с battement tendus, поэтому исполняются непосредственно за ними. Темп исполнения, по сравнению с battement tendus, ускоряется в два раза. Но на первом этапе изучения данного движения темп умеренный, акцент на бросок, точка после возвращения ноги в пол. Правила исполнения, как и ошибки, такие же, как и в battement tendus, с той разницей, что необходимо следить за правильным положением ноги на воздухе, а не только на полу.
Третье упражнение – rond de jambe par terre. Эти движения наиболее эффективные во всем экзерсисе, выполняют общие функции, направленные на развитие вращательной подвижности тазобедренного сустава, от которой зависит диапазон выворотности ног.
Четвертое упражнение – battements fondus. Это первое движение, в котором опорная нога поднимается на полупальцы, подготавливаясь к дальнейшей, более усиленной работе. Данное движение вырабатывает мягкость приседания и эластичность, необходимые в прыжках. На начальном этапе изучения исполняется на стопе.
К battements fondus присоединяются frappes и doubles frappes, которые исполняются резко и энергично. Это приучает мышцы и сухожилия быстро (контрастно) переключаться с мягких, плавных движений на резкие (стаккато).
Пятое упражнение – rond de jambe en l’air, на высоте 45 градусов, разрабатывающие подвижность коленного сустава и придающие его связкам силу и эластичность. В дальнейшем рекомендуется исполнять данное упражнение и на 90 градусов, что вырабатывает силу бедра и подготавливает ногу к длительной работе (с выворотным бедром) на этой высоте.
Шестое упражнение – petit battements на cou-de-pied – вырабатывает быстрое, свободное владение нижней частью ноги (от колена до носка) при неподвижном и выворотном положении верхней части.
Седьмое упражнение – battement developpes (начинающие исполняют battement releve lant). Это самое трудное движение экзерсиса; оно исполняется на 90 градусов и выше и требует всесторонней подготовки (сила спины, рук, выворотность, подвижность в коленном и тазобедренном суставах, сила больших и малых групп мышц ног). Developpes развивают шаг и силу бедра, что помогает удерживать ногу на определенной высоте. Эти упражнения подготавливают тело к сложным adagio на середине зала, а также к прыжкам, где сила бедер необходима при толчке от пола и мягкого полуприседания после прыжка.
Восьмое упражнение, завершающее экзерсис, - grand battement jete (большие батманы или броски). Они развивают шаг значительно активнее, чем developpes: большой, энергичный бросок ноги способствует развитию внутренних бедренных мышц и сухожилий, усиливает работу тазобедренного сустава, что является главным в развитии шага.
Экзерсис народного танца отличается от классического тем, что он строится на основе какого-либо национального танца (например, казахского). Поэтому подбор музыкального материала должен быть тщательным и умелым. Если педагог пользуется для этюда только отрывком известного сценического танца, то тогда должна быть сохранена соответствующая музыка. Если этюд на этнографическом, фольклорном материале, то и музыка должна быть фольклорной, а не сочинением композиторов на эти темы.
Элементы народно-сценического экзерсиса требуют для изучения меньше времени, чем элементы классического, хотя часть элементов народно-сценического экзерсиса возникла на основе элементов классического танца и классического экзерсиса. По технологии и психофизической природе они более естественны и опираются на развитый танцевальной классикой пластический аппарат учащегося.
Упражнения у станка развивают специфические для характерного танца технику и силу, а также связки и мышцы недостаточно или совсем не развитые в тренаже классического танца. Упражнения характерного тренажа включают в себя повороты стопы и бедра внутрь, удары стопой и полупальцами в пол, движения на присогнутых ногах, движения расслабленной стопой, резкие глубокие приседания и многие другие упражнения, выражающие многообразие народного характерного танца.
В народном экзерсисе, помимо основных упражнений классического танца, существуют и специфические упражнения.
Flic-flac – flic – «мазок» от себя, flac – «мазок» к себе.
Это очень интересное упражнение, относящееся к разряду чечеточных. Здесь нет натянутости и напряженности стопы, а происходят «мазковые» движения. Его цель – научить владению стопой в свободном (расслабленном) положении.
При исполнении следить за стопой, что бы она не напрягалась, не вытягивался подъем и не «крючились» пальцы. Нога от колена до стопы должна раскачиваться подобно маятнику.
Rond de jambe par terre – «круг ногой по земле».
Упражнение rond de jambe par terre исполняется не только носком и пяткой, но так же скошенной внешней частью стопы.
Движение развивает выворотность тазобедренного сустава, а особенно для голеностопного сустава. Основная задача, научить движению в скошенном положении стопы работающей ноги, и резкому подведению ноги на sur le cou-de-pied.
Pas tortille – это движение является элементом венгерского сценического танца. Главное в этом упражнении – переходы из выворотного в невыворотное положение и опять в выворотное положение. Технически – это сложное упражнение, развивающее подвижность тазобедренного сустава и технику стопы.
Выстукивания.
Выстукивающие движения широко распространены во многих народно-сценических танцах: русских, татарских, испанских и др. В основе лежат удары: всей стопой, каблуком, полупальцами.При начальном проучивании комбинации на выстукивания не должны быть ритмически сложными, но следует добиваться ритмического рисунка, четкости удара и сохранения позы.
«Веревочка»
Движение «веревочка» является элементом украинского, русского, венгерского и других танцев. В русском характере веревочка исполняется на plie, в украинском это маленькие движения, в венгерском на полупальцах. Наиболее выразительна «веревочка» в венгерском характере. Так же «веревочка» исполняется в обратном порядке, на месте и с продвижением.
Также выполняются присядки, хлопушки (в основном в мужском классе, либо когда группа смешанная), "качалка", "моталочка" и т.д.
Основные элементы экзерсиса народного танца проучиваются в комбинациях. Комбинация – логическое сочетание одного, двух или трех, но не более элементов, объединённых в определённый музыкальный отрезок и имеющее чётко поставленную точку. Комбинации экзерсиса у станка в народном танце имеют три степени сложности:
Простые комбинации (учебные) – комбинации, в которые включаются основные программные элементы экзерсиса народного танца. Комбинация строится по основным направлениям – вперёд, в сторону, назад или только в сторону (первый год обучения, начинающие).
Ритмически пространственная комбинация – строится на основе одного или нескольких программных элементов проученных ранее. При составлении таких комбинаций используются принципы ритмического разнообразия – синкопа, пауза, ритмический рисунок. Руки, корпус, голова участвуют в простейшей координации (группа продолжающих).
Танцевальная комбинация – строится на основе программных элементов экзерсиса народного танца и движений национального танца, созвучных данной комбинации. При составлении активно используются ритмические разнообразия, а также работа рук, корпуса и головы.
Как мы видим, все упражнения у палки - как классические, так и народные - призваны гармонично развивать все необходимые исполнителю хореографические данные и являются идеальным инструментом подготовки исполнителей к работе на середине зала.

Использованная литература:
В.А.Звездочкин "Классический танец"/ "Феникс", Ростов-на-Дону, 2003г.
Г.П. Гусев «Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка»/ Москва, «Владос», 2002г.
Категория: Общество семи муз | Добавил: танцулька (2015-01-29) | Автор: Шишина Ирина Юрьевна E
Просмотров: 5246 | Рейтинг: 3.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 11:24 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru