Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Общество семи муз

урок музыки
Можем ли мы услышать живопись?
Цель урока: Формирование и развитие представлений о тесной взаимосвязи
различных видов искусства (музыки и изобразительного искусства).
Задачи:
 Образовательная – формирование у учащихся представления о
музыкальности изобразительного искусства через поиск ответа на
проблемный вопрос.
 Воспитательная – воспитание творческого начала в деятельности детей.
 Развивающая – развитие психических процессов (внимание воображение и
мышление) через восприятие и анализ творчества художников,
композиторов, исполнителей.
Методы:
 Наблюдение за музыкой.
 Импровизация.
 Сопереживание.
 Обобщение.
 Опережающее обучение, «забегание вперёд».
 Размышление.
 Проблемный вопрос.
Предполагаемый результат: Творческие работы учащихся, отражающие
личностное восприятие музыкального произведения и создание «Звучащей
картины».
Содержание урока
Оргмомент.
Дети входят в класс под музыку, звучит песня Г.Гладкова, сл. Ю. Энтина –
«Песня о картинах».
Приветствие учителя (поёт): Здравствуйте, ребята!
Учащиеся (поют): - «Здравствуйте!» (трезвучие)
Определение темы урока.
Учитель: Я рада вас видеть. Не скрою, что я ждала этот урок. Садитесь.Наш урок я хотела бы начать с особых слов внимательно вслушайтесь в
них и выразите своё отношение: «Настоящий зритель, слушатель – это
такой же творец, как и композитор, художник, поэт» (Настоящий
зритель, слушатель чувствует, сопереживает, мыслит вместе с творцом,
тогда говорят, что зритель, слушатель начинает творить, глядя на
произведение.)
Я хочу, чтобы каждый из вас выбрал именно этот путь работы на уроке,
работать для души, сердца, трудиться, искать, сопереживать для того,
чтобы наполнить в конечном счете свою душу красотой и богатством.
Художественно – педагогическая идея урока:
Мир, в котором ты живешь, полон звуков
И троллейбус, и трамвай затянули песню…
Ты им тоже подпевай –
Станет жизнь чудесней!
Вслушайся – весь мир поёт -
Шорох, свист и щебет…
Музыка во всём живёт.
Мир её волшебен.
М.Пляцковский.
Эти звуки слышит каждый человек. Но есть люди, которые воспринимают
их по – своему и создают музыку. Таких людей мы называем…
Совершенно верно – КОМПОЗИТОРАМИ.
Другие люди умеют извлекать звуки из самых различных инструментов.
Таких людей мы называем…ИСПОЛНИТЕЛЯМИ.
И ты живешь в море звуков: слушаешь радио и смотришь телевизор, где
звучат знакомые и незнакомые мелодии. Каждый день мы встречаемся с
музыкой, её так много вокруг, что некоторые люди её просто не слышат.
Одна школьница Ира Исакова, написала такие слова:
Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку
Что такое это, музыка?
Расскажите мне скорей.
Птичьи трели – это музыка,
И капели – это музыка
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей.
И у ветра, и у солнышка,
И у тучки, и у дождика,
И у маленького зернышка
Тоже музыка своя.Вот такие чудесные стихи!
Ребята, назовите мне сказку, стихотворение, рассказ, вспомните
мультфильмы, где главным героем была бы музыка или музыканты.
А знаете, ли вы знаки письма, которые одинаково понятны всем
музыкантам планеты?
Представьте, что вы встретились с иностранцем, и не знаете его языка.
Какая музыка поможет тебе объяснить, что ты живешь в Казахстане?
Знаете ли вы, что такое гимн? Какую музыку вы выбрали для гимна вашей
школы?
Представьте себе, что каждый из вас сейчас композитор. Перед вами
стихи: Какой музыкой тебе бы хотелось озвучить эти стихи: Песенной,
Танцевальной, Маршевой?
Вот вы и побывали композиторами. А теперь попробуем стать
слушателем.
Послушайте песню «Сурок» немецкого композитора Людвига ванн
Бетховена.
Как ты думаешь, почему композитор назвал песню «Сурок» а не
«Шарманщик»? Как относится музыкант к своему сурку? Сложите
«Брёвнышки» , выбери слова, которыми можно описать песню Бетховена, и
закрась «Брёвнышки», на которых они написаны.
Можно ли петь о горе громко и хором?
(Мог ли композитор рассказать о сурке звуками танца, марша? Может
шарманщик бежать? – дополнительные вопросы).
Шарманщик крутит ручку шарманки, сурок танцует по кругу. В музыке
слышны шаги пожилого человека, которому тяжело нести шарманку.
А теперь посмотри, как нарисовал шарманщика французский художник
Антуан Ватто Чем шарманщик Ватто отличается от шарманщика
Бетховена?
Не все дети в классе рисуют одинаково хорошо, и пока ещё рано говорить,
что кто – то из вас станет художником. А вот всмотреться в картину,
почувствовать то, что хотел сказать известный художник, может
каждый. На картинах, изображены три дороги: И.Левитан «Владимирка»,
И.Шишкин «Рожь», И Левитан «Март» По какой дороге тебе хочется
прокатиться под эту музыку? Звучит пьеса «Тройка» Г Свиридова из
музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель»
Сейчас перед вами три «звучащие» картины.
Федотов П. Портрет Н.Жданович за фортепиано, М.Караваджо
«Лютнист», Д.Левицкий Портрет Г.Алымовой.
Послушай музыкальный фрагмент и скажи, какая картина «зазвучала»
Звучит «Канцона» из «Сюиты для лютни» Ф. ди Милано.На картинах, которые ты только, что рассмотрел, нарисованы
музыкальные инструменты. Назови их в том порядке, в каком они
представлены. (Вспомнить каз. Инструменты)
А сейчас перед вами два портрета замечательного русского живописца
Василия Андреевича Тропинина: «Кружевница» и «Гитарист»
Художник словно заглянул с улицы в окно и застал своих героев за
обычными занятиями: один задумчиво наигрывает на гитаре, другая
плетёт кружево. А теперь попробуйте соединить эти портреты. Как ты
думаешь, какую песню напевает девушка за работой? под аккомпанемент
гитары?
Слушание М.Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»
(закрыв глаза) А теперь опишите мне человека, который поёт, какой он по
характеру, его рост, во что он одет?
Показ картины Репина «Протодьякон» Сравниваем.
Ребята, как вы думаете, смогли ли мы ответить на вопрос: «Можем ли
мы услышать живопись?»
Д/З звучащая картина.
Ну .а теперь домашнее задание, и для начала вспомним немного казахские
народные инструменты. На какие группы делятся инструменты?
К духовым относится и Шанкобыз. Мы послушаем кюй «Тулпар Шабыты» ,
а то ,что вы услышите и увидите вы нарисуете дома.
Спасибо, ребята, вы сегодня были самыми настоящими волшебниками,
хорошими исполнителями, слушателями, собеседниками, зрителями.
И в завершении урока я хотела бы рассказать вам удивительную историю
о молодом композиторе Естае. Это история о любви…
(читаю заготовку)
Слушаем «Хусни - хорлан» Естая (инструмент узкириктер)
Наш урок окончен
Как много песен у любви!
Есть песни у надежды и отваги,
У радости – их только позови! –
У мужества, высокого, как флаги.
Есть песни горя, лад у них особый…
Все чувства можно песнями излить
А вот у подлости, у злобы
Нет песен, и не может быть!
Л.Татьяничева.
Будьте всегда добрыми, любите своих родителей, близких, школу и конечно
же нашу Родину. Ведь только мы живём в самой красивой, самойживописной, самой богатой природными ресурсами и талантливыми
людьми. До новых встреч!
Выставить оценки.
Звучит музыка, дети уходят под музыку
Категория: Общество семи муз | Добавил: nadegda_drozd (2016-10-31) | Автор: урок музыки E
Просмотров: 799 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 1:28 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru