Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Общество семи муз

Музыка – мощное средство художественного воспитания детей
Музыка – мощное средство художественного воспитания детей. На уроках музыки школьники погружаются в музыкальный мир, где они сначала выступают в привычных для себя ролях - как певцы и слушатели. Вместе с тем получают возможность преобразовывать музыку, исполнять и сочинять ее. Опираясь на первичные знания учащихся о музыке, стараюсь значительно расширить у них эти знания и умения. Школьники постигают мир музыкальных звуков и образов через повторение пройденного материала, через обращение к уже знакомому, только преломленному в русле музыкальной игры и простейших приемов музыкального творчества.

Главным условием объединения выше перечисленных видов деятельности в ходе обучения музыке на уроках является развитие процессов восприятия. Мною разработана программа курса по выбору «Музыка» в младших классах, которая составлена на основе государственного общеобязательного стандарта среднего общего образования РК (начальная ступень школы). В основу программы положен принцип последовательности. Учащиеся в процессе обучения прослеживают путь развития по принципу « от простого к сложному». В основе содержания программы, следующие принципы: актуальность, научность, доступность, системность и др.

Игровые «музыкальные моменты» стали привычными компонентами на уроках и во внеурочных занятиях. Основой такого «момента» является опора на имеющиеся у учащихся знания – знакомые песни, двигательно-звуковые ассоциации, игра. Казалось бы, урок музыки, ну что можно придумать интересного? Так обычно говорят те, кто не знает методики проведения урока музыки. В этом предмете, по каждому разделу урока, можно использовать массу методов и приемов, игровых ситуаций.

В разделе пения, кроме правильного формирования звука, певческого голоса я использую ритмические, инсценированные движения, которые сопровождают пение. Слежу за четкостью их исполнения, т.к. они помогают ребятам правильно исполнять ритм мелодии, развивают координацию движений, а так же помогают ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других детей, вызывая положительные эмоции.

Очень нравится детям петь распевки и песни с использованием шумовых инструментов. Так как в школах отсутствуют детские музыкальные и шумовые инструменты, каждому учителю совместно с детьми приходится их изготовлять своими руками, приобщая к этой деятельности и родителей учеников. Родители с большим удовольствием принимают в этом участие.

В распевке «В доме моем тишина» я использую шуршики (баночки от йогурта) – шумовые погремушки. Они разнообразны по звуку и цвету, что придает им оригинальность. Использование различных национальных орнаментов для нанесения на шумовые инструменты, прививает детям любовь к родному краю, в котором живут люди разных национальностей. Дети с интересом прохлопывают ритмы попевки. В этой попевке также используются шумовые звуки и инструменты..

В доме моем тишина,
В доме моем я одна.
Только пальчики стучат-тук-тук-тук,
Только шуршики шуршат – шу3
Только ноги стучат – топ3
Только руки стучат – хлоп3
Только дождик стучит – кап3
Только ротик кричит – а3
Только ротик молчит – (тишина)
Только листья шуршат – шу3
Только глазки спят – (дети засыпают)

Такие песни-попевки помогают детям расслабиться и отдохнуть на уроке, получив эмоциональный заряд. На подобных знаниях и умениях, представленных в игровой форме, выстроены структуры ряда внеурочных занятий.

В каждом виде музыкальной деятельности используются первичные слуховые или ритмико-двигательные навыки. При выполнении задания дети приобретают дополнительные музыкально-интеллектуальные умения, которые далее закрепляются. Музыкальные игры мною часто используются на уроках музыки. Учащиеся не только слушают и исполняют музыку, руководствуясь указаниями учителя, их задача – воспринимать ее активно, проявляя интерес к различным видам деятельности. Отбор музыкальных игр направлен на психофизические особенности учеников младшего школьного возраста, на их неустойчивое внимание. Поэтому каждое занятие разнообразно по форме и виду музыкальной деятельности. Это необходимо для поддержания заинтересованности учащихся и снижения их утомляемости.

Для младших школьников включены упражнения с действиями и движениями – мини-песен, попевок, в которых ритм подчеркивается хлопками, притопами, простейшими танцевальными элементами. Использование ритмохлопов, ритмотопов помогают детям ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других детей, вызывая положительные эмоции (прохлопать мелодию попевки, протопать часть песенки или ритмического рисунка по показу учителя-дерижера ).

Творческие задания для учащихся являются активным средством развития творческой деятельности. Выполнению заданий способствуют рассказанные учителем правила игры и сюжетная подсказка. Постепенное усложнение условий игр, их содержание способствует обогащению музыкального опыта и творческих возможностей учащихся. Чтобы творческие проявления детей имели целенаправленный, активный и эмоциональный характер мною разработан план музыкального материала для урока, который формирует конкретные творческие навыки. Использую приемы, методы и формы работы, способствующие созданию на уроке атмосферы творческой активности, заинтересованности. Мною выбраны приемы показа образцов творчества в различных видах музыкальной деятельности. Разработаны серии творческих заданий, которые развивают творческие способности и активность детей. Развитие творческих способностей ребенка на уроке музыки в игровых ситуациях остается одной из актуальных задач музыкального воспитания.
Ориентируясь на сегодняшний мир хочется идти в ногу со временем. Если раньше дети исполняли песни, предлагаемые программой, то теперь не все песни программы я использую в пении. Предлагаемый музыкальный репертуар по программе не всегда соответствует диапазону детского голоса. И нам учителям, очень сложно подобрать песенный материал для школьника. Часто приходится самой переделывать слова песен на современные мелодии, вызывая большой интерес детей к песне.

Я не композитор, но, иногда прочитав стихи, музыка сама вырывается из моего сердца. И тогда я пишу музыку к словам. В моем репертуаре более 70 песен написанных для детей разного возраста. Это песни разного содержания. Часто встречаются песни с замечательными словами. Но, если мне не нравится мелодия в песне, я не беру эту песню, или сама изменяю мелодию. Очень важен в пении характер исполнения песни. В зависимости от характера песни я стараюсь вызвать у детей определенные эмоции при ее исполнении. Часто используются такие слова: «Должны петь глаза». Может и странное высказывание, но дети понимают, что я этим хочу им сказать.
Наблюдая за интересом школьников к уроку музыки, хочется отметить, что интерес к этому предмету у детей возрастает с каждым днем. Они восхищаются музыкой осознанно, высказывая свое мнение, и проявляют интерес и желание к углубленному изучению этого предмета. Школьниками используются имеющиеся знания и умения на практике. Они самостоятельно занимаются музыкой: в домашнем музицировании, в собирании фонотеки и видеотеки, в посещении концертов, в чтении литературы о музыке и музыкантах, а в конечном итоге – в музыкальном самообразовании.

Русский психолог П. П. Блонский писал: «Нормальная схема музыкального воспитания – образования склонности к музыке посредством прививки к ней в младшем возрасте (музыкальная среда, ритмические и инсценированные движения в пении ) и обучение техники игры в школьном возрасте (лучше всего, в начале этого возраста, по причине гибкости органов ребенка).

Категория: Общество семи муз | Добавил: Дикалова (2010-11-09)
Просмотров: 1756 | Комментарии: 9 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 12:11 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru