Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Общество семи муз

Маленький принц или Почему все дороги ведут в театр
Журнал "Учитель Алматы", № 2, 2008 г.

Н.А.Дёмина,

 методист института повышения квалификации и подготовки кадров системы образования  г. Алматы

«Театр! Каким магическим словом был ты для меня!.. В тебе я видел весь мир, всю Вселенную!»

В.Г.Белинский

В жизни каждому из нас дается возможность поверить в чудо, хотя до сих пор и бытует утверждение: «Чудеса случаются только в детстве». Позволю себе с этим не согласиться. А разве жизнь – это не чудо? А разве наши дети – это не чудо? А их театральные (пусть даже непрофессиональные) постановки – разве это не чудо? А то, что в каждой роли, сыгранной ребенком на сцене, обнажена частица его души, – разве это не чудо? Да это и есть оно, это самое чудо! Истинное чудо! Чудо из чудес!

Творческий человек, наверное, имеет право говорить о том, что занятие любимым делом является частью его жизни, радостью, способом его существования. Для меня таким делом стала школьная театральная деятельность. И я счастлива, что судьба подарила мне эту возможность.

Как известно, лучший способ воспитать детей хорошими – помочь им стать счастливыми. Только таким детям можно доверить созидание нового, более гуманного общества в будущем. Исходя из многолетних наблюдений, можно с уверенностью утверждать, что если у ребенка есть пытливость, желание открыть новый мир вокруг себя, то нет никаких преград, которые бы этому помешали.

Ребенок приходит в школьный театр с ощущением праздника – ему так хочется приобщиться к волнующему, немного таинственному и волшебному театральному действу. Однако диалог, занимающий объем половины страницы, кажется школьнику неимоверно затянутым, а умение актера держать паузу – почти мифическим сюжетом, ведь все равно никто из зрителей не будет при этом вглядываться в его глаза. Дети так непосредственны и правдивы! Они не утратили способность верить в чудеса. И может быть, ребенку вовсе не обязательно досконально знать все приемы системы К.С. Станиславского, чтобы оживить своей игрой тот или иной литературный образ? Меня подкупает в детях их искренность, желание творить. Мы, педагоги, средствами театрального искусства обращаемся к самой душе ребенка, его чувствам, его миру, в котором все дети талантливы и неповторимы.

Тем не менее, многие могут возразить: весьма велика разница между тем, как играют актеры-профессионалы и школьники. И дело здесь вовсе не в факторах принципа и вкуса. Нет необходимости сравнивать, поскольку различается не только характер работы на сцене и методология подачи материла, но, прежде всего, – образ мыслей. Артист воплощает художественный образ посредством своей виртуозной игры, прекрасного голоса, профессионально поставленной хореографии, и даже может себе позволить небольшую импровизацию. Техника профессионального артиста приспособлена для глубокой и тщательной проработки текста образа, для него важны все нюансы поведения героя. Это и понятно.

Детский школьный театр. Для кого-то это звучит слишком громко и пафосно, для кого-то – несерьёзно, для кого-то – просто смешно. Для меня и моих воспитанников театр – это попытка реализовать свои внутренние творческие возможности, а возможно,  даже – дело всей жизни. Любовь к детям, любовь к своему предмету и театру, а также умение сосредоточиться на работе – вот и весь секрет успеха. Я назвала свой творческий проект «Маленький принц», потому что ребенок подобен герою сказки-притчи Антуана де Сент Экзюпери.

И вот с тех пор… Я несу хрупкое сокровище... ничего более хрупкого нет на нашей Земле. Это по-настоящему полезно, потому что красиво... в этом все-таки есть смысл. Прекрасное занятие... Вам, кто тоже полюбил Маленького принца, это совсем, совсем не все равно: весь мир становится для нас иным. И вы увидите: все станет по-другому.

Сначала было невероятно трудно: я не актриса и не режиссер по образованию. Но, как известно, «мечта разыскивает путь». И на этом пути, на улице Счастья, неподалеку от бульвара Секретов, мне помогли мои дети, девчонки и мальчишки, – все те, кто верили в мою мечту.

Первые опыты на этой стезе были связаны с копированием игры Великих, знаменитых Мэтров сцены, признанных Мастеров. Следующий этап – «превращение» набранного опыта в своё: я и то, что я в себе ношу, – неотделимо. Иначе говоря, главное не в том, что я воплощаю на сцене тот или иной литературный образ, а то, что я «подаю» через себя, привношу что-то свое. Конечно, были и такие моменты, когда приходилось пробираться «наощупь», но зато какие находки ожидали нас с ребятами на этом пути!

Вскоре мои начинающие актеры стали настоящими героями школьной жизни. Честно говоря, многие из них и не думали, что это увлечение выльется в серьёзное дело на многие годы. Но случилось то, что, наверное, и должно было случиться: атмосфера радости и стихия игры объединили детей. Они поняли: здесь познают, играя. И вот мое искреннее желание установить контакт с каждым ребенком, несмотря на то, какой у него имеется «послужной список», нашло живой отклик в детских сердцах! И я очень благодарна им за то, что они позволили мне ощутить, что меня понимают, принимают и поддерживают. И в тот момент я испытала чувство невероятного, ошеломляющего счастья. Спасибо всем вам, мои дорогие маленькие артисты!

Многие ребята заинтересовались театром, и с этого дня мы начали свое восхождение к вершинам театрального Олимпа. Обычно актрисами мечтают стать девчонки. Но в нашем случае актерская труппа состояла в основном из парней. Свой коллектив мы назвали несколько замысловато –  «Другое небо». Почему «другое»? Ответ прост: в нашем театре-студии  каждый ребенок может взглянуть на мир другими глазами, с другой высоты.  Такие наши первые сценические увлечения, первые театральные опыты, первые аплодисменты

Итак, мы продолжали делать наше общее коллективное дело и стали единой командой: в декабре 2006 года был создан Детский театр-студия «Гармония», основанный на деятельности школьных театральных коллективов «Литературные блики» (гимназия № 34, 1996 год) и «Другое небо» (лицей № 8, 2005 год). В феврале 2007 года среди нас были уже ребята из школ № 44, 83, 85, а также мои бывшие воспитанники, ставшие студентами алматинских вузов: Елизавета Дёмина, Арсений Синеокий, Олег Шорин. Девизом творческого коллектива «Гармония» стали слова А. Экзюпери: «Гармония достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но тогда, когда уже ничего нельзя отнять».

В мае 2007 года на сцене Казахского Государственного театра юного зрителя имени Габита Мусрепова состоялась премьера спектакля нашего театрального коллектива «Там на неведомых дорожках...», в основу которого легло вечно молодое чудо пушкинских сказок. Зрители были в  восторге, на глазах благодарных родителей блестели слезы радости, работники театра были приятно удивлены, а я, стоя за театральными кулисами, думала о том, что за этим бесценным мигом стоят месяцы упорного и кропотливого труда, тягостных испытаний, бесконечных тревог и даже боль. Но, осознавая это, я все же испытала ни с чем не сравнимое ощущение чувства гордости за своих ребят! Силой своего таланта они воссоздали волшебный мир спектакля, в котором любил и страдал, совершал благородные и добрые поступки, открывая двери в чудо, шел потайными тропами вечно разный, но всегда незабываемый его герой.

Такие  постановки  способствуют  не  только  знакомству  ребенка  с произведениями отечественной и мировой классики, но и оказывают влияние на его духовное развитие, осознание им общечеловеческих ценностей.

Для себя же я определила следующее: в таком творческом коллективе воспитывается культура, правильное отношение к историческому наследию, миру, людям, создается определенный образ жизни в целом, и в то же время происходит самоутверждение, так как каждый ребенок имеет возможность проявить свою индивидуальность, в школьной среде через искусство театра возможно утверждение идеалов добра, любви, верности, справедливости, уважения традиций и самое главное – радости познания жизни. Ребята не только участвуют в работе над спектаклем, но и размышляют над ним, как будто постигая что-то сакральное. Силой своего таланта дети воссоздают волшебный мир спектакля, в котором любит и страдает, совершает благородные и добрые поступки, открывая двери в чудо, идет потайными тропами вечно разный, но всегда не забываемый герой.

Наш детский театр-студия «Гармония» – это мегаполис в миниатюре. Это единство непохожих, особенных, в чем-то даже уникальных личностей.

Это интернациональное сообщество. На его территории «возводится» особое поликультурное пространство, открывающее широкий простор для осуществления воспитания ребенка на основе общечеловеческих ценностей.

Но самое важное – то, что язык театра в этом детском мире интернационален. До сих пор не перестаю удивляться тому, с какой неподдельной радостью и почти священным трепетом выходит ребенок на сцену школьного театра. И пусть он облачен в ветхий кафтан с возмутительными заплатками или смешную шапочку Шмеля и нелепые крылышки Комарика из «Сказки о царе Гвидоне», и нет у него шлема и кольчуги батыра, а вместо усов, бакенбард и парика – всего лишь топорщатся наклеенные прядки, – главное, что он искренен и правдив!

Пройдут годы, много лет. Маленький человек станет взрослым, многое узнает о жизни. И среди самых дорогих воспоминаний детства останутся моменты, наполненные неотразимым очарованием первого школьного спектакля и ролью, которую ему довелось играть в этом спектакле.

Сегодня как никогда полезно помнить слова французского гуманиста Антуана де Сент-Экзюпери: «Земля помогает нам понять самих себя, как не помогут никакие книги. Мы все заодно <...>, уносимые одной и той же планетой. Каждый из нас является частью огромного и прекрасного мира, озаренного солнцем. Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе. Сгорать от стыда за нищету, хоть она как будто существует и не по твоей вине. Гордиться победой, которую одержали товарищи. И знать, что, укладывая камень, помогаешь строить мир».

Осуществляя свое движение на пути постижения искусства Сцены, Детский городской театр-студия «Гармония» стремится к общечеловеческим ценностям: Миру, Добру, Любви! И на этом пути нам очень хочется встретиться с теми людьми, которые станут нашими новыми друзьями.

Категория: Общество семи муз | Добавил: collegy (2008-09-12)
Просмотров: 2409 | Рейтинг: 2.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 11:13 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru