Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

"Он с детства с песней породнился"
«Родился я с песнями в травном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали».
Сергей Есенин

(Показ слайда №1)
Лёгкий ветерок, повеявший вдруг со стороны пологого левого берега Оки, словно принёс своим дуновением лёгкие есенинские строчки «Родился я с песнями…». А память услужливо подсказывает из некогда читанных воспоминаний сестры поэта Александры Есениной: «Изумительно красивы наши заливные луга. …Вдали, как в дымке, синеют леса, воздух чист и прозрачен. В траве, в кустарниках, в синем небе на разные голоса поют, заливаются птицы. Вот любопытные чибисы, далеко завидев нас, допытываются: «Чьи вы?». И хоть мы и кричим, насколько хватает голоса, что мы константиновские, они, всё равно, задают один и тот же вопрос: «Чьи вы?» «Константиновские…»
(Показ слайда №2)
Вот оно , Константиново, что широкой лентой, с утопающими в зелени избами, пролегло вдоль крутого, холмистого, изрезанного оврагами правого берега реки. Село, где родился, провёл свои молодые годы, куда почти ежегодно наведывался, уже будучи известным поэтом Сергей Есенин.
(Показ слайда №3)
Это отсюда, с самого высокого места села, сидя на плите старинного памятника возле маленькой каменной часовни, любовался он неповторимой красотой приобских раздолий. Здесь впервые раскрылись ему неизмеримые душевные богатства народной песни, и первым, кто ввёл его в этот чудесный мир музыки, была мать – Татьяна Фёдоровна. «Мне кажется, - говорит сестра поэта, - что нет такой русской народной песни, которую бы не знала наша мать… Топила ли она печку, шила, пряла ли, за любой работой можно было услышать её пение… И каждый из нас, её детей с пелёнок слушал её напевы, подрастая, невольно запоминал их и подпевал ей».
(Показ слайдов №4 и 5)
Безграмотная крестьянка, она и не подозревала, что в иных её песнях звучат кем-то положенные на музыку стихи Пушкина, Лермонтова Никитина и других поэтов, что сама того не зная, приобщает она детей к великой русской поэзии. Она и сказки рассказывала по особенному, вкладывая в уста действующих лиц пение – будь то мотив знакомых песен или мелодии, рождённые её богатой музыкальной фантазией. Так, ещё с самого раннего детства, впитывал Есенин неотразимую красоту материнского пения и ту правду человеческих чувств, что заложена в хорошей песне и которую так талантливо раскрывала своим исполнением Татьяна Фёдоровна. И не было для него большей радости, чем слушать пение матери, когда, уже взрослым, приезжал в деревню. Иной раз и сам ей подпевал. «Голос у него – говорит Александра Александровна, - был небольшой, но пел он с каким-то своим, особенным чувством».
(Показ слайда №6)
Мудрено ли, что и в стихах поэта образ матери неотделим от её пения? Такой предстаёт она в стихотворении, посвящённом сестре Шуре, созданном в 1925 году.
(Показ слайда №7)

Ты запой мне ту песню, что прежде
Напевала нам старая мать.
Не жалея о сгибшей надежде,
Я сумею тебе подпевать…

Ты мне пой, ну, а я с такою,
Вот с такой же песней, как ты,
Лишь немного глаза прикрою,
Вижу вновь дорогие черты.

А какой любовью дышат строки его стихотворения «Письмо к матери» !

Звучит песня «Письмо к матери».

Ещё до замужества славилась на всю округу Татьяна Фёдоровна своим песенным даром. Да и было ей с кого пример брать. Ведь в родительском доме песня не гостьей жила – была вергым спутником домочадцев, и в первую очередь самого хозяина, Фёдора Андреевича Титова. Это о нём скажет впоследствии Есенин: «Никто не имел для меня такого значения, как мой дед. Это был удивительный человек, яркая личность, широкая натура, «умственный мужик». Дед имел прекрасную память и знал наизусть великое множество народных песен…»
(Показ слайда №8)
Навсегда запечатлелись в памяти поэта те пять лет, что он провёл в доме Титовых, куда мать привела его четырёхлетним ребёнком. (Сама же она, не поладив со свекровью, вынуждена была в поисках заработка уйти из села – служила в прислугах, работала на фабрике.)
Запомнились Есенину духовные стихи, легенды и предания, распеваемые странствующими по сёлам слепцами, которым не раз давала приют бабушка Наталья. Запомнились её песни и сказки. «Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад», - пишет он в автобиографии.
Баловала мальчика своими песнями, сказками и няня. Но наибольшее влияние имел дед Фёдор Андреевич. Это он обучил пятилетнего ребёнка грамоте; книжки деда – песенники, повести о разбойниках, многочисленные сказания – стали своеобразным букварём будущего поэта; любовно же собранные им в нескольких корзинах маленькие гармошки – «черепушки» словно магнит притягивали к себе любознательного внука. А сколько славных старинных песен было перепето этим искусным умельцем – песенником, для которого, как вспоминает старшая из двух сестёр поэта, « спеть песню ребёнку было… необходимостью».
(Показ слайда №9)
С тех пор пройдёт немало лет. Имя поэта Есенина станет широко известно, а он, вспоминая детство, часто будет напевать полюбившийся ему припев детской песенки:
Нейдёт коза с орехами,
Нейдёт коза с калёными…
(Показ слайда №10)
Музыкальная одарённость и любовь к народной песне достались Есенину по наследству и от родного отца. Александр Никитич в детстве обладал таким чудесным, хрустальным дискантом, что без его участия не обходилось ни одно торжество или, наоборот, печальный обряд отпевания во всех окрестных деревнях и сёлах.
Богата была родина поэта песнями – прибасками (разновидность частушек). Одних лишь частушек Есенин сам записал около четырёх тысяч. Обнаружить их до сих пор не удалось, за исключением ста семи, опубликованных в 1918 году в газете «Голос трудового народа».
Ещё подростком поражал Есенин своих односельчан своим особым умением вдумчиво вслушиваться в песни, звучавшие, бывало, у костров по вечерам на сенокосе, особенно песни про Ермака, про Степана Разина.
(Показ слайда №11)
… Сенокосная пора. Изнурительный труд скрашивает песня. Вместе с другими крестьянскими мальчиками помогает Серёжа Есенин женщинам «шевелить» сено. А спустя годы стихи:
Сгребая сено на покосах,
Поют мне песню косари…
Память подсказывает поэту и весёлые хороводы, что запевала неутомимая молодёжь после нелёгкой работы:
Я люблю над покосной стоянкою
Слушать вечером гул комаров.
А как гаркнут ребята тальянкою,
Выйдут девки плясать у костров…
Тальянкой называли на родине Есенина гармонь. Этот излюбленный народный инструмент «звучит» во многих произведениях поэта – в его стихах и прозе.
Как лучшему другу поверяет поэт любимому инструменту свои задушевные мысли:
Заиграй, сыграй, тальяночка,
малиновы меха –
Я играю на тальяночке
про синие глаза…
А когда надвигается на Есенина злая тоска, слышится ему –
Дальний плач тальянки,
голос одинокий,
И такой родимый,

такой далёкий…

Звучит песня «Над окошком месяц».

Сам поэт мастерски играл на гармони (как, впрочем, и на гитаре), по слуху подбирая песни и пляски. Живя в Москве, он часто устраивал импровизированные музыкальные вечера, аккомпанируя любителям – певцам и танцорам. Он приводил к себе уличных музыкантов, получая огромное удовольствие от их неприхотливой игры; выдающиеся московские гармонисты – виртуозы с радостью исполняли для него самые сложные произведения.
(Показ слайда №12)
Есенин часто подолгу путешествовал по стране. В его скитальческой жизни накапливалось немало музыкальных впечатлений. Несколько месяцев он провёл в Грузии, в Тифлисе (ныне Тбилиси). И вот – первая встреча с тем, кому поручено вести немудрёное хозяйство приехавшего поэта.
(Показ слайда №13)
… Армянский мальчик – подросток старательно перечисляет всё, что умеет делать: закупать продукты, готовить обед и т.д. «А ещё я умею петь», - вдруг добавляет он смущённо. «Петь?! – восклицает радостно Есенин, - та это же самое главное!» И тут же, со свойственной ему непосредственностью, поднимает парнишку за локти и крепко целует. И началась, и всё крепла дружба с маленьким певцом поэта, самым серьёзным образом уверявшего друзей, что лучшего товарища ему не надо, что первый раз встречает такого певуна.
Однажды там же, в Тифлисе, привелось Есенину побывать в приёмнике для беспризорных. Он читал им свои стихи, пел частушки, песни и … окончательно покорил этих лишённых родительской ласки ребят, на прощание же снабдил их своим адресом. Не раз валясь гурьбой к своему столь неожиданно обретённому другу, они сами и по его просьбе пели – чаще всего песню беспризорника «Позабыт, позаброшен, с молодых, юных лет…»
(Показ слайда №14)
Наиболее, однако, примечательным из тифлисских впечатлений Есенина было посещение им старейшего грузинского поэта и певца Иетима Гурджи. Обучая трёх юных учеников, старик пел слабым дребезжащим голосом, подыгрывая себе на чонгури. Чонгури – народный грузинский трёхструнный щипковый музыкальный инструмент). Пел он с такой сердечностью, так выразительно, словно душу вкладывая в каждый звук, что не поддаться очарованию этого исполнения было невозможно. Узнав, что гость его – знаменитый русский поэт, седовласый хозяин сказал: «Встреча двух поэтов – это встреча стали с кремнем. Они рождают свет и тепло. А не пожелает ли почтенный гость прочитать свои стихи?» - добавил он тут же.
(Показ слайда №15)
Есенин встал. Взволнованный, он долго молчал и наконец… запел. Да! Да! Свои стихи «Есть одна хорошая песня у соловушки» он не читал, а пел. Не потому ли. Что не решился чтением нарушить обаяние только что прозвучавшей музыки?
И в пении этом не было ничего надуманного. Мелодия лилась, словно подсказанная музыкой, таящейся в самих стихах.
(Показ слайда №16)
Мелодия есенинского стиха. Она вспоена народной песней, неизбывной любовью поэта к ней, его чудесным даром проникновения в «нутро» песни, способности услышать в ней всю многокрасочную гамму человеческих чувств.

Звучит песня «Не жалею, не зову, не плачу»

Это ему, Есенину принадлежат краткие строчки:
Эх, ты, песня,
Песня!
Есть ли, что на свете
Чудесней?
Да разве перечислишь все произведения поэта – и большие, и малые, - в которых так отчётливо ощутимы народно – песенные истоки!
(Показ слайда №17)
Вот и прямое обращение к песне:
Лейся песня, пуще,
лейся песня, звяньше…
- и таких стихотворений у Есенина немало. Или любовью дышащее признание:
Только б слушать песни –
сердцем подпевать…
А в прощальных строчках из «Персидских мотивов» -
… Оставляю песенку про Русь:
Запевая, обо мне подумай,
И в тебе я песней отзовусь…
- песня приобретает символический характер. В ней память двух сердец.
Поэтическому дару Сергея Есенина было дано слышать музыку природы.

Звучит песня «Клён ты, мой опавший»
(Показ слайда №18)
Великий русский певец Фёдор Михайлович Шаляпин говорил о среднерусских лесах и лугах: «Неслышно поют эти поляны, и подпевает им печальная луна». Но вот появился поэт, который сумел это «неслышимое» пение сделать слышимым. И мы вместе с ним слышим «снежный звон», прислушиваемся к «песне вьюг», верим, что «отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком».

Звучит песня «Отговорила роща золотая»
С юношеских лет полюбился Есенину замечательный музыкальный инструмент, столь близкий по выразительности человеческому голосу. Скрипка неоднократно звучит в стихах поэта: «скрипкой поёт луна», «плачет метель, как цыганская скрипка».

Встречаясь, уже в Москве, со своим другом юности Н. Сардановским (ставшим впоследствии учителем музыки), он неизменно слушал его игру на скрипке.
Хорошая музыка никогда не оставляла Есенина равнодушным.
Екатерина Александровна Есенина рассказывала, что её брат регулярно посещал все премьеры в Большом театре. Обладая поразительной музыкальной памятью, он, возвращаясь домой, тут же насвистывал отдельные отрывки из опер, преимущественно арии.
(Показ слайда №19)
Музыка… О связи её с поэзией, живописью, архитектурой говорит Есенин в своих литературных очерках, с величавой её торжественностью сравнивает узорчатые народные вышивки, музыкой называет художественный орнамент.
(Показ слайда №20)
Размышляя о возникновении музыкального искусства, Есенин приходит к убеждению, что оно не отделимо от всей жизни человеческого общества. Подтверждение этому он находит в искусстве древнерусских певцов – сказителей, в песнях средневековых странствующих певцов – поэтов менестрелей и трубадуров.
Забираясь «в глубь времён», Есенин приходит к истокам музыкального искусства – народной песне. С ней он с детства породнился. Она прочно вошла в его жизнь. Ни дня не мыслил он без песни. Её мелодика, её ритмы и образы чудесным даром замечательного поэта претворялись в то, что мы называем неповторимой музыкой есенинского стиха, есенинской поэзии.
(Показ слайда №21)

Видеоролик песни «Мне осталась одна забава» в исполнении Александра Малинина

(Показ слайда №22)
Пусть же послесловием к рассказу о музыке в жизни и творчестве Сергея Есенина станут вещие слова самого поэта: «К стихам меня расположили песни, которые я слышал кругом себя».
Категория: Уроки музыки | Добавил: Зиборова_Эльвира (2013-03-26) | Автор: Зиборова Эльвира Валентиновна E
Просмотров: 1670 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-11-20, 6:31 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru