Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
УРОК МУЗЫКИ № 3 в 6 классе 2 ч. (ИНТЕГРИРОВАННЫЙ – МУЗЫКА, ИЗО) Тема: Размышление Цель урока: Формирование представлений о средствах выразительности музыки и живописи; расширение представления о казахском народном музыкальном инструменте «ДОМБРА», закрепление понятия «средства музыкальной выразительности», виды казахского орнамента, практические навыки по украшению предметов быта казахским национальным орнаментом. Задачи урока: • Развитие образного мышления и представления об изобразительных свойствах музыки; эстетического и художественного вкуса, творческой активности; • Расширение представления об образах в музыке казахских композиторов; расширение знаний о видах народного творчества в декоративно-прикладном искусстве; • Воспитывать желание совершенствовать художественный, музыкальный и эстетический вкусы, нравственные качества личности, интерес к музыкально-изобразительному искусству. Тип урока: Интегрированный (бинарный) Оборудование: компьютер; проектор, портрет Н. Мендыгалиева, тетради по музыке, компакт диск, учебник, изображение домбры и казахского национального орнамента. План. 1.Орг. момент. 2. Беседа 3. Слушание 4. Музыкальная грамота 5. Творческое задание 6. Пение и разучивание 7. Вопросы для повторения 8. Домашнее задание, оценки за урок Ход урока: I. Организационный момент - ребята, давайте улыбнемся друг другу, настроимся на то, что сегодня на уроке будет что-то новое, интересное и необычное. - сегодня мы с вами закрепим знания, полученные на предыдущих уроках, и узнаем что-то новое. - тема прошлого урока музыки: «Образы батыров в музыке и гравюрах» -дайте определение слова «кюй»; - на каком музыкальном инструменте чаще всего исполняются кюи? (домбра) II. Беседа - лучшие умы разных эпох, понимая истинное значение народного творчества, стремились к его изучению. Только высокий уровень культуры человека определял и сегодня определяет интерес к народному творчеству и прошлого и современного фольклора. -вы знакомы со словом «ПОЭМА» (поэма – произведение повествовательного или лирического содержания; иногда созданное на основе народных преданий, сказаний , эпоса); - а если композитор решил музыке дать название «ПОЭМА», как вы думаете, ребята, о чем она может поведать? (ответы) - как о многом рассказывает нам музыка! - тема сегодняшнего урока «Размышление» (или раздумье); - сегодня мы, как в течение всей второй четверти будем говорить не только о музыкальном, но и о художественном, а именно о декоративно-прикладном искусстве - и сейчас я хочу включить музыку, которую мы еще не слушали. Написал это музыкальное произведение советский композитор и педагог Нагим Мендыгалиевич Мендыгалиев (СЛАЙД ), заслуженный деятель искусства Каз ССР (1979г), 1952- окончил Алматинскую консерваторию по классу фортепиано (портрет на доске). - называется музыкальное произведение «Поэма-легенда о домбре» - обратите внимание на то, какой музыкальный инструмент будет звучать, о чем он будет рассказывать, и какие средства музыкальной выразительности использовал композитор. - давайте попробуем увидеть музыкальный образ, о котором хотел рассказать композитор. III. Слушание: «Поэма-легенда о домбре» (1965) Н.М. Мендыгалиев (видео-ролик) - какой инструмент прозвучал? - расскажите о своих впечатлениях; - какой образ вы представили, слушая музыку? (рассказы учащихся) -какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы мы поняли – рояль рассказывает о домбре? IV. Музыкальная грамота - ДОМБРА – вспомнить определение (казахский двухструнный щипковый музыкальный инструмент) - средства выразительности песни: темп, динамика, регистр, лад V. Творческое задание: 1) определите слово (на доске зашифровано слово: «ЛЕГЕНДА» в семиугольнике) 2) у вас на столах (для каждой команды отдельно) написана легенда о домбре, прочитайте ее, обсудите между собой и придумайте, как бы вы изобразили данную легенду в рисунке (во время выполнения задания звучит музыка домбры) – слайд или видео –ролик ЛЕГЕНДЫ: №1 Легенда о происхождении домбры (слайд) В давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, очень он любил на ней играть. Как заиграет, так обо всем на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. И захотел он прославиться, а для этого решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат все играет да играет. Так день прошел и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, продолжает играть на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы, ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток. Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях. Вот так через этот прекрасный мелодичный инструмент и осталась среди людей память о младшем брате, а о старшем тщеславном брате никто и не вспомнил. №2 Легенда об обретении домброй современного вида (слайд) гласит, что раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия посередине. У местного хана на охоте от клыков кабана погиб сын, и слуги, боясь гнева хана (он пригрозил залить глотку кипящим свинцом тому, кто скажет ему, что с сыном произошло что-то недоброе) отправились к старому мастеру Али за советом. Тот взял музыкальный инструмент, явился к хану и заиграл на ней. Застонали, заплакали струны, словно жалобный шум леса пронесся под шелковым шатром ханской палатки. Резкий свист ветра смешался с воем дикого зверя. Громко вскрикнули струны, словно человеческий голос, прося о помощи, так домбра рассказала хану о смерти его сына. Вне себя от гнева хан приказал плеснуть горячим свинцом в круглое отверстие домбры. И с этого времени домбра зазвучала еще ярче. №3 Легенда о создании домбры (слайд) Однажды охотник, подстрелив горного кулана и разделав тушу на месте, забрал только мясо, а внутренности бросил в горах. Когда в следующем году он вернулся на прежнее место поохотится, то услышал незнакомый звук. Он начал искать, откуда исходило звучание, и увидел, что длинная кишка зацепилась за ветви дерева и высохла, и от дуновения ветра производит звук. Охотник решил воспользоваться этим: он зацепил эту высохшую кишку как струны, и появился музыкальный инструмент, и зазвучала домбра. I команда – (ответ кратко) II команда - … III команда - … УЧИТЕЛЬ ИЗО Демонстрация репродукций с домброй. - Домбру можно встретить в каждой казахской семье. Она относится к числу самых необходимых и обязательных вещей или предметов в жизни казахов. - Вы уже знаете, что история возникновения домбры уходит далеко в глубь веков. При раскопках древнего города Хорезма археологи нашли терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на двухструнных щипковых инструментах. Ученые установили, что эти инструменты бытовали не менее двух тысяч лет назад, они принадлежали сакским кочевым племенам. Эти древние двухструнки имеют большое сходство с казахской домброй и являются ее прототипом. Так было доказано древнее происхождение домбры. - Ребята, вы наверное заметили, что домбра всегда украшена орнаментом. В основном здесь применяется растительный или зооморфный орнамент. Как вы, наверное, догадались, сегодня мы будем рисовать домбру. Формы и виды казахских домбр очень разнообразны (СЛАЙД № 4-6). Виды казахских домбр: - кос iшектi (двухструнная); - yш iшектi (трехструнная); - кен шанакты (ширококорпусная); - Вот и мы сегодня будем рисовать три вида домбр, при этом орнамент вы будете рисовать восковым карандашом, а саму форму будете рисовать акварелью. Практическая работа - расписать заготовки домбры из бумаги орнаментом с помощью восковых карандашей и акварели. (играет домбра – учащиеся выполняют работу по рисованию) – 20 минут УЧИТЕЛЬ РИСОВАНИЯ: а теперь отложите работы на край стола. УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ VI. Пение и разучивание: - интересная была работа, а теперь давайте немного отдохнем и сделаем дыхательную гимнастику, которая способствует укреплению духа и тела, развитию и подготовке голосового аппарата к пению Упражнения для развития слуха и голоса: дыхательная гимнастика под музыку 1) Дышим 6-8 раз; Надуваем щеки 6-8 раз 2) Губами «мотороллер»-6 раз; Конфетка во рту – справа-слева по 4 раза 3) Чистка зубов – 4 раза 4) А-а-а… М-м-м… 5) Я-я-я-…м-м-м О-о-о-… 6) Ха-ха-хау… И-и-ю… 7) А-а-а.. (слегка стучим в грудь кулачками) - анализ работ: давайте теперь посмотрим на домбры, что у вас получилось? Дети поднимают свои росписи, показывают друг другу и гостям. Лучшие работы, отмечаются учителем. Песня: «Елим Менын» М.Мангытаева, С.Жиенбаева – повторение (в зависимости от оставшегося времени) VII. Вопросы для повторения: - назовите композитора и произведение для фортепиано, которое мы сегодня слушали (Нагим Мендыгалиев «Поэма-легенда о домбре») - назовите 3 вида домбр, с которыми вы познакомились VIII. Домашнее задание: «Елим менын» доучить наизусть IX. Оценки за урок получили…. - Урок окончен. До свидания! Подготовили: учителя ИЗО Мясникова Н. В. И музыки Шумакова И. Л. СОШ № 83 им. Г. Мустафина города Караганды | |
Просмотров: 3393 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|