Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
О, музыка, блистательный каскад! Стихи твои небесные звучат. Ни капли нет в тебе обмана! Ты – в пенье скрипки, арфы и органа Твой голос в танце, в хороводе, А сердце и душа – в природе. О, Музыка – ты там и тут Салют тебе, о, Музыка, салют! Ведущий. Добрый день, ребята! Сегодня мы встретились, чтобы ответить на вопрос: О чем рассказывает музыка? Ребята, когда появилась музыка, человек уже был на земле? С музыкой человечество знакомо с давних времен. В пещерах Африки сохранились наскальные рисунки давно исчезнувших племен, где изображены люди с музыкальными инструментами. Мы уже никогда не услышим той музыки, но она скрашивала жизнь. Ребята, вы начали знакомство с музыкой: знаете ноты и где они живут, умеете исполнять на инструменте небольшие произведения, поете в хоре… Музыку называют языком, который не требует перевода. Но, что это - музыкальный язык? Динамика. Какие Вы знаете динамические оттенки? А их обозначение вы знаете? На Р-палец к губам, тише, а на форте-хлопок. А что обозначают эти знаки: Темп. (Задание) Ритм. (Задание) Но не каждому дано чувствовать волшебные звуки, быть их творцом, т.е. – композитором, а тем более воссоздавать эти звуки на инструменте, открывать тайну содержания. Можно много говорить о музыке и ее возможностях. Но лучше о себе расскажет сама Музыка. Она рисует свои картины с помощью красивых мелодических звуков. Внимательно вслушайтесь в эти звуки. Звуки становятся музыкой когда рассказывают нам о … О чем они рассказывают? Слушаем, представляем. Выступает 1 ученик. Беседа. Характер? Темп? Что Вы представили? (Красота зимнего пейзажа) Выступает 2 ученик Знакомо это произведение? А кто композитор? Любимый инструмент этого композитора? О чем он нам хотел рассказать?(Судьба не баловала Курмангазы, он был изгнанником в своей стране. Бесконечно скитаясь, он наблюдал жизнь, подмечая все. Видя как живет простой народ, как он веселится, несмотря на все невзгоды, Курмангазы сочиняет полный радостного порыва кюй «Балбраун»). Переложение для фортепиано Г.Жолымбетовой. Играй свой кюй, домбра, играй, Напев чудесный разливай, Журчи, как горные ручьи, Да сердце радость напевай. Чтоб весь туман в горах исчез, Чтоб тучи все сошли с небес, Чтоб все заслушалось тебя, - Твои напевы полюбя, Еще сильней, домбра, играй! Три колышка да две струны, Да девять узелков - домбра. Да десять пальцев, что вольны Любые вызывать ветра. Скачите, пальцы, словно конь, В прекраснейшей из всех погонь, Играй еще сильней, домбра! Эй, слушай, трудовой народ, Как сладостно домбра поет В руках народного кюйши. И даль степей, и страсть души - Все обращает в кюй игра! Играй еще сильней, домбра! Эй, трудовых людей певец, Властитель струн, знаток сердец, Меня весельем взбудоражь. Я кюй навек запомню твой О жизни новой, молодой. Ты, мудрый летописец наш. Играй еще сильней, домбра! 3. Образы, которые создает композитор-песенник, помогают раскрыть слова и характер музыки. В исполнении хора нашей школы прозвучит «Рождественская песня»И.С. Баха из Нотной тетради А.М.Бах. Что такое Рождество? Когда празднуют? Какие страны отмечают этот праздник? Давайте определим характер. Я буду говорить, если слово подходит к характеру музыки, вы повторяете за мной, если нет-молчите. «Музыкальная копилка». Итак, я считаю, что музыка была… *Сердитая,нежная,колючая,добрая,…. Я слышу музыку повсюду: Среди ветров, в бурленье вод. С восходом солнца меня будит, А на закате спать кладёт. Она идёт со мной по лесу, И через поле, где цветы. Она то радужным навесом Мелькнёт, то спрячется в пути. Она, как верная подруга, Меня не бросит, не предаст. Она и в дождь со мной, и вьюгу, И в праздник, и в тревожный час. Выступает ученик 4.Кобыз Выступает ученик 5. Виолончель Выступает ученик 6. Баян А как Вы думаете, может ли музыка передать состояние покоя? Например: стоит автомобиль? А движется- ? На цветке сидит пчелка? А порхает- ? Выступает ученик 7 Выступает ученик 8 Выступает ученик 9 А. Лопатина, М. Скребцова У старика спросил поэт: — Что музыка такое, дед? — Воспоминание она. В ней юность давняя слышна. Был задан девочке вопрос, Она ответила всерьез: — Похожа музыка на луч, Окно пробивший из-за туч. А юноша ответил так: — Без музыки нельзя никак. Душа без музыки грустит, В простор волшебный не летит. А девушка, пожав плечом, Сказала: «Музыка — наш дом, В ней — все родное, все свое. Во всем дыхание ее». — Вы правы все, — сказал поэт, — Прекрасен каждый ваш ответ. Одно хочу я повторить — Нас учит музыка любить. Нас учит вспоминать она, Что в нашем сердце есть страна, В которой счастья бьет родник, Не замирая ни на миг. Выступает ученик 10 Все понять легко и просто в песне со словами, А как же музыка без текста? Мы ее домыслим сами. У каждого из Вас в руках по две нотки: темная (плохое) и яркая(хорошее), которые обозначают ваше настроение. Выходя из зала, прикрепите к нотоносцу ту, которая соответствует вашему настроению после нашей встречи. До свидания! | |
Просмотров: 1834 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|