Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Творчество на занятиях музыкой залог успеха.
В процессе воспитания – обучения школьника игре на фортепиано уже в начальных классах остро встают вопросы музыкально-творческого и психологического контакта педагога с учеником. Что же является источником сближения ученика с педагогом? Зная общие и музыкально-психологические особенности развития младшего школьника и уже имеющиеся в его опыте элементарные навыки восприятия и исполнения музыки, педагог должен тонко улавливать реакцию ребенка на поставленные перед ним творческие и учебные задачи. Дети младшего школьного возраста воспринимают музыку непосредственно, конкретно и эмоционально. В связи с их ограниченной возможностью долго сосредотачивать свое внимание на отдельных деталях нотного текста, педагог должен постоянно стимулировать их интерес к новому, давать толчок воображению. Вместе с тем уже в 3-4 классах появляется способность к познанию музыки, в котором сочетаются образно-эмоциональное и логически-смысловое ее восприятие. Ученик начинает лучше слышать музыку. Общаясь с учеником, педагог должен выявить особенности дарования своего воспитанника, понять причины недостатков в исполнении разучиваемых им произведений.
На этой основе зарождается индивидуальный подход к отбору форм и приемов воздействия на ребенка, важный для его успешного продвижения в музыке. Нельзя, однако, довольствоваться способностями ученика, его умением схватывать все на лету. Подобную творческую увлеченность ребенка надо всячески поддерживать, разъясняя и показывая ему при этом те формы работы над деталями авторского текста, трудностями фортепианный фактуры, овладение которыми будет способствовать росту его рабочей исполнительской самостоятельности. Вот такое умение сочетать вдохновение с постоянно зарождающейся способностью к анализу и пониманию музыки является одним из условий творческого сближения педагога с учеником. Пытаясь разгадать индивидуальность ученика, педагог, невзирая на все недостатки его игры, старается найти в ней крупицы оригинального, интересного, хоть порой и спорного в истолковании отдельных деталей. Не подавляя инициативу ученика своим исполнительским решением, он, возможно, должен даже в чем-то уступить ему, не пресекая его собственных устремлений. Уже последующие уроки дадут возможность после тактичного исправления имеющихся у ученика недостатков закрепить лучшие из найденного им самим. Общение педагога с ребенком, не обладающим яркими музыкально-исполнительскими данными, но любящим музыку и стремящимся познать ее, протекает иначе. В этом случае педагогу приходится искать такие возможности более опосредованного воздействия (порой не лишенные моментов экспериментирования), которые временно были доступны и понятны ученику. Ответная реакция на предполагаемые задания у этого типа учащихся, как правило, замедленная и выражена порой в неестественной форме исполнительского воплощения. Педагог должен проявить исключительный такт и выдержку при оценке отрицательных сторон услышанного. Упреки или оскорбления в адрес ученика, даже в случаях лености последнего не способствуют усилению авторитета педагога и рождают у ребенка чувство неуверенности в себе, подавляют его инициативу. Конечно, разная степень восприимчивости ребенка, неодинаковая способность к закреплению нового исполнительского задания могут существенно влиять на характер и форму проводимого урока. Однако необходимыми качествами любого педагога являются творческая настроенность, доброжелательное отношение к ученику любых возможностей, заинтересованность в его неуклонном творческом росте, разумная требовательность. Отсутствие заинтересованности, волевой включенности педагога особенно губительно сказываются на его занятиях с детьми, не обладающими ярко выраженными музыкально-слуховыми данными. Своеобразие работы с такими учащимися заключается в умелом подборе репертуара, позволяющем в короткие сроки овладеть произведением. Лишь отдельные пьесы выучиваются с целью их законченной исполнительской отшлифовки. Большое внимание уделяется ансамблевой игре, чтению с листа. Творческий контакт педагога с учеником в значительной мере зависит и от формы проведения урока. Наиболее эффективны уроки, где все внимание сосредотачивается на художественной сути музыки и конкретных способах ее усвоения. Не менее существенно включение в содержание урока проверки уровня самостоятельности ученика, начиная с предложения ему простейших заданий, например, найти мелодию и аккомпанемент, рассказать, как они изменяются в репризной части произведения, сколько голосов в прелюдии, и какой из них звучит более красиво и т.д. Ученик должен знать смысл итальянских терминов, обозначающих исполнительские указания в нотном тексте, и уметь перевести их на русский язык. Контакт педагога с учеником на уроке наступает тогда, когда каждый из них испытывает интерес к занятиям, удовлетворенность их результатами, когда ученик увлечен все новыми и новыми художественно-образными переживаниями и ясно представляет себе стоящие перед ним логически-смысловые задачи. Все это становится стимулом для дальнейших занятий. Придя домой, ребенок стремится все услышанное на уроке воспроизвести и закрепить. Важная роль принадлежит удачно подобранному репертуару. В основном при подборе репертуара должен преобладать принцип постепенности усложнения художественных и пианистических задач. При этом важнейшим условием является соблюдение двух противоположных начал – однохарактерности и контрастности в фактуре подбираемых произведений. Для учащихся, медленно усваивающих сложные исполнительские навыки необходимо с целью прочного их закрепления подбирать ряд произведений с родственными фактурами, приемами (например, в этюде и в подвижной пьесе или, скажем, в кантиленой полифонии и лирической пьесе). Для детей. Воспринимающих музыку недостаточно эмоционально, желательно оживлять программу яркими жанровыми произведениями. Суммируя все изложенное, мы еще раз подчеркнем характерные особенности общения педагога с учеником в процессе школьных занятий.
1. Эмоциональное и аналитическое начало в методах воспитания ребенка взаимосвязаны. На разных стадиях работы над произведениями и в зависимости от способностей ученика каждое из них разбирательно выдвигается на первый план.
2. Распознание индивидуальности ученика, типа его музыкально-исполнительского дарования помогает выработать систему необходимых для него средств воздействия.
3. Залогом продуктивной работы педагога и ученика является их заинтересованность в совместном творческом труде.
4. Воспитание у ребенка самостоятельности должно стоиться на основе доступности, конкретности, художественной яркости методических приемов в преподавании.
5. Наблюдение педагога за процессом развития своего ученика – один из важнейших исходных моментов в решении задач его музыкального обучения.
6. Целесообразный подбор художественно-педагогического репертуара, составление методически продуманных индивидуальных планов являются неотъемлемым условием успешной работы педагога и учащегося.

Литература:

Б.Милич. «Воспитание ученика-пианиста».
Категория: Уроки музыки | Добавил: Татьяна59 (2014-11-02) | Автор: Фадеева Татьяна
Просмотров: 578 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2025-07-06, 1:14 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru