Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
В процессе воспитания – обучения школьника игре на фортепиано уже в начальных классах остро встают вопросы музыкально-творческого и психологического контакта педагога с учеником. Что же является источником сближения ученика с педагогом? Зная общие и музыкально-психологические особенности развития младшего школьника и уже имеющиеся в его опыте элементарные навыки восприятия и исполнения музыки, педагог должен тонко улавливать реакцию ребенка на поставленные перед ним творческие и учебные задачи. Дети младшего школьного возраста воспринимают музыку непосредственно, конкретно и эмоционально. В связи с их ограниченной возможностью долго сосредотачивать свое внимание на отдельных деталях нотного текста, педагог должен постоянно стимулировать их интерес к новому, давать толчок воображению. Вместе с тем уже в 3-4 классах появляется способность к познанию музыки, в котором сочетаются образно-эмоциональное и логически-смысловое ее восприятие. Ученик начинает лучше слышать музыку. Общаясь с учеником, педагог должен выявить особенности дарования своего воспитанника, понять причины недостатков в исполнении разучиваемых им произведений. На этой основе зарождается индивидуальный подход к отбору форм и приемов воздействия на ребенка, важный для его успешного продвижения в музыке. Нельзя, однако, довольствоваться способностями ученика, его умением схватывать все на лету. Подобную творческую увлеченность ребенка надо всячески поддерживать, разъясняя и показывая ему при этом те формы работы над деталями авторского текста, трудностями фортепианный фактуры, овладение которыми будет способствовать росту его рабочей исполнительской самостоятельности. Вот такое умение сочетать вдохновение с постоянно зарождающейся способностью к анализу и пониманию музыки является одним из условий творческого сближения педагога с учеником. Пытаясь разгадать индивидуальность ученика, педагог, невзирая на все недостатки его игры, старается найти в ней крупицы оригинального, интересного, хоть порой и спорного в истолковании отдельных деталей. Не подавляя инициативу ученика своим исполнительским решением, он, возможно, должен даже в чем-то уступить ему, не пресекая его собственных устремлений. Уже последующие уроки дадут возможность после тактичного исправления имеющихся у ученика недостатков закрепить лучшие из найденного им самим. Общение педагога с ребенком, не обладающим яркими музыкально-исполнительскими данными, но любящим музыку и стремящимся познать ее, протекает иначе. В этом случае педагогу приходится искать такие возможности более опосредованного воздействия (порой не лишенные моментов экспериментирования), которые временно были доступны и понятны ученику. Ответная реакция на предполагаемые задания у этого типа учащихся, как правило, замедленная и выражена порой в неестественной форме исполнительского воплощения. Педагог должен проявить исключительный такт и выдержку при оценке отрицательных сторон услышанного. Упреки или оскорбления в адрес ученика, даже в случаях лености последнего не способствуют усилению авторитета педагога и рождают у ребенка чувство неуверенности в себе, подавляют его инициативу. Конечно, разная степень восприимчивости ребенка, неодинаковая способность к закреплению нового исполнительского задания могут существенно влиять на характер и форму проводимого урока. Однако необходимыми качествами любого педагога являются творческая настроенность, доброжелательное отношение к ученику любых возможностей, заинтересованность в его неуклонном творческом росте, разумная требовательность. Отсутствие заинтересованности, волевой включенности педагога особенно губительно сказываются на его занятиях с детьми, не обладающими ярко выраженными музыкально-слуховыми данными. Своеобразие работы с такими учащимися заключается в умелом подборе репертуара, позволяющем в короткие сроки овладеть произведением. Лишь отдельные пьесы выучиваются с целью их законченной исполнительской отшлифовки. Большое внимание уделяется ансамблевой игре, чтению с листа. Творческий контакт педагога с учеником в значительной мере зависит и от формы проведения урока. Наиболее эффективны уроки, где все внимание сосредотачивается на художественной сути музыки и конкретных способах ее усвоения. Не менее существенно включение в содержание урока проверки уровня самостоятельности ученика, начиная с предложения ему простейших заданий, например, найти мелодию и аккомпанемент, рассказать, как они изменяются в репризной части произведения, сколько голосов в прелюдии, и какой из них звучит более красиво и т.д. Ученик должен знать смысл итальянских терминов, обозначающих исполнительские указания в нотном тексте, и уметь перевести их на русский язык. Контакт педагога с учеником на уроке наступает тогда, когда каждый из них испытывает интерес к занятиям, удовлетворенность их результатами, когда ученик увлечен все новыми и новыми художественно-образными переживаниями и ясно представляет себе стоящие перед ним логически-смысловые задачи. Все это становится стимулом для дальнейших занятий. Придя домой, ребенок стремится все услышанное на уроке воспроизвести и закрепить. Важная роль принадлежит удачно подобранному репертуару. В основном при подборе репертуара должен преобладать принцип постепенности усложнения художественных и пианистических задач. При этом важнейшим условием является соблюдение двух противоположных начал – однохарактерности и контрастности в фактуре подбираемых произведений. Для учащихся, медленно усваивающих сложные исполнительские навыки необходимо с целью прочного их закрепления подбирать ряд произведений с родственными фактурами, приемами (например, в этюде и в подвижной пьесе или, скажем, в кантиленой полифонии и лирической пьесе). Для детей. Воспринимающих музыку недостаточно эмоционально, желательно оживлять программу яркими жанровыми произведениями. Суммируя все изложенное, мы еще раз подчеркнем характерные особенности общения педагога с учеником в процессе школьных занятий. 1. Эмоциональное и аналитическое начало в методах воспитания ребенка взаимосвязаны. На разных стадиях работы над произведениями и в зависимости от способностей ученика каждое из них разбирательно выдвигается на первый план. 2. Распознание индивидуальности ученика, типа его музыкально-исполнительского дарования помогает выработать систему необходимых для него средств воздействия. 3. Залогом продуктивной работы педагога и ученика является их заинтересованность в совместном творческом труде. 4. Воспитание у ребенка самостоятельности должно стоиться на основе доступности, конкретности, художественной яркости методических приемов в преподавании. 5. Наблюдение педагога за процессом развития своего ученика – один из важнейших исходных моментов в решении задач его музыкального обучения. 6. Целесообразный подбор художественно-педагогического репертуара, составление методически продуманных индивидуальных планов являются неотъемлемым условием успешной работы педагога и учащегося. Литература: Б.Милич. «Воспитание ученика-пианиста». | |
Просмотров: 578 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|