Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Песенное творчество музыкантов.
Песня – самый распространённый музыкальный жанр, объединяющий музыку и поэтический текст. Огромное значение имеет народная песня, в которой слова и музыка создаются многими поколениями певцов. Песенный жанр занимает видное место в творчестве композиторов – классиков и советских композиторов, уделяющих особые внимание массовой песне.
Песня – это живой голос народа, выражающий его национальный характер, говорящий о его жизни, о всех его радостях и печалях.
Самые сокровенные думы и надежды высказывает народ в песне.
Русские народные песни отражают всю историю нашего народа. Их складывая народ в годы тяжёлых битв русских княжеств со степными кочевниками, в страшные времена монгольского нашествия, предавшего смерти и огню многие древние и славные города нашей земли.
Много песен сложено о крестьянских восстаниях Степана Розина и Емельяна Пугачева.
Многие из русских народных песен суровы и скорбны. Но справедливо сказал о них великий русский критик, В.Белинский: «это грусть души крепкой, мощной, несокрушимой». И едва ли можно найти более убедительной пример справедливости этих слов, чем песни плачи, которые уже в наше время – в годы Великой Отечественной войны – складывали женщины Белоруссии и Украины. Оплакивая своих близких, замученных фашистскими захватчиками, они призывали народ к справедливому отмщению, к изгнанию оккупантов с родной земли.
Во многих отношениях народная песня и по сей день является непревзойдённым образцом высокого искусства. Ей присуща способность в очень краткой, лаконичной форме выражать глубочайшее содержание, обобщать искомые, коренные черты характера народа. Она обладает при этом и высоким совершенствам художественной формы.
Академик Б.В.Асафьев особо выделял из всех форм русского народного творчества протяжную песню, считал ее «одним из высоких этапов мировой мелодической культуры». Он ценил в ней внутреннюю силу и упругость мелодии, значительность, осознанность, «весомость» каждого звука и не без оснований связывал эти качества с национальным характером русского народа, с условиями, в которых он создавал песню: в постоянном, в нелегком соперничестве с суровой природой.
А наряду с этим в народе поется множество веселых, остроумных, задорных песен, начиная от старинных прибауток – «скоморошин» и кончая современными частушками.
Протяженная песня с ее суровыми величием и озорная частушка – это как бы два плюса, между которыми располагается огромное разнообразие народных песен. В песенном искусстве постепенно формировались качества, характерные для всей русской музыки, и прежде всего – широта мелодий, как будто наполненных молодым, здоровым, свежим дыханием. Именно это особенно привлекает слушателя в мелодиях оперных и симфонических произведении Глинки, Чайковского, Рахманинова и многих других русских композиторов, музыка которых всегда насыщена песенностью в широком смысле слова.
Народная песня является источником национального своеобразия не только в русской музыке, но и в музыке других народов и стран. Об этом хорошо сказал однажды Рахманинов: «…между музыкой многих величайших европейских мастеров и народной музыкой их родных стран существует тесная и близкая связь. Не то что бы композиторы эти брали народные темы и пересаживали их в свои сочинения (хотя и это не редко случается во многих произведениях),но они так проникались духом мелодий, свойственных их родному народу, что все их сочинения получали облик столь же отличный и характерный для данной народности, как вкус национального вина или фруктов ».
Для музыканта, для композитора народная песня особенно привлекательна мелодическим богатством и разнообразием.
Но народу создавал эти мелодии вместе со словами и не отделял слов от напева.
Переходя от одного певца к другому, песня могла видоизменятся, варьироваться, и все же единство, слитность слов и напева при этом сохранялись.
Очень давно музыканты стали думать о том, как сохранить для будущего великие богатства народной песни. Уже в XVII веке появились первые сборники песен с нотами.
В XIX веке виднейшие композиторы записывали и обрабатывали русские народные песни. И сейчас в наших концертах звучат песни в записи и обработке Балакирева, Римского-Корсакова, Лядова.
Собиратели народной песни в прежнее время по большей части записывали старые крестьянские песни, привлёкшие их внимание как музыкально-поэтический памятник далёкой старины. Чем песня старее, тем она казалась им интереснее. Но, наши современные советские исследователи интересуются не только далёкой стариной. Они собирают и изучают и крестьянские, и солдатские, и рабочие песни, и песни, создавшиеся в царских тюрьмах, и революционные песни, поднимавшие народ на борьбу против царя и помещиков. Они собирают современные народные песни, внимательно сравнивают различные варианты их, изучают, как живёт песня в народе.
Песня живёт в народе, сопровождает человека в самых различных обстоятельствах - вот почему, правдиво передавая в опере жизнь и быт народа, композиторы вводят туда песню, как бы перенося своё произведение то, что непосредственно услышано или в самой действительности.
Мы часто встречаем в русской классической опере либо подлинную народную песню, либо сочинённую в народном духе. В «Хованщине» Мусорского раскольница Марфа поёт грустную народную песню « Исходила младёшенька», высказывая в ней всю свою тоску и обиду на покинувшего её Андрея Хованского. Мусорский ничего, не изменяя в этой народной мелодии, он только написал к ней выразительное оркестровое сопровождение.
Популярность, повсеместное распространение советской массовой песни – причина того, что рисуя жизнь и быт советских людей в опере, композиторы вводят туда массовую песню. И не только она помогает верно обрисовывать быт советских людей, но часто служит характеристикой героев, наряду с ариями, монологами, речитативами и другими боли сложными оперными формами, о которых можно привести ряд примеров очень удачного использования этого жанра в советском оперном творчестве.
Так при всей простоте формы, при всей лаконичности песня обладает многими свойствами, позволяющими ей выражать большие идеи и чувства, обобщать значительные явления жизни народа, звучащая в инструментальном, симфоническом, оперном, хоровом и вокальном исполнении.

Литература:
В.А. Васина-Гроссман « Первая книжка о музыке».
Категория: Уроки музыки | Добавил: Татьяна59 (2014-11-02) | Автор: Фадеева Татьяна
Просмотров: 769 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2025-07-03, 2:29 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru