Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Некоторые аспекты преподавания уроков музыки.
«Об особенностях преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях.»
Содержание учебного курса предмета «Музыка» в рамках преподавания в общеобразовательной школе основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, личности творческой, способной генерировать идеи, воплощая их в жизнь.
В основной школе происходит становление и развитие системы ценностных ориентаций и мотиваций личности, поэтому содержание предмета «Музыка» становится особенно актуальным, и представляет собой неотъемлемое звено в системе общего образования. Особенности содержания курса «Музыка» обусловлены спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания.
При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем. Развитие вышеперечисленных способностей необходимо в любой созидательной сфере человеческой деятельности, делает жизнь человека одухотворенной, яркой, интересной, разумной.
Сформированные навыки активного диалога с музыкальным искусством становятся основой процесса обобщения и переосмысления накопленного эстетического опыта.
Изучение предмета строится по принципу концентрических возвращений к основам музыкального искусства, изученным в детских учреждениях ,в начальной школе, их углублению и развитию. В процессе восприятия музыки происходит формирование перехода от освоения мира через личный опыт к восприятию чужого опыта, осознания богатства мировой музыкальной культуры, становление собственной творческой инициативы в мире музыки.
С 1-4 класс уроки веду по программе «Алматыкiтап баспасы» -авторы Л.Н.Гаук,И.Г.Яковлева.К методическому пособию прилагаются учебник,рабочая тетрадь,нотная хрестоматия,фонохрестоматия.
5-6 класс по программе Алматы «Атамұра»-авторы С.А.Елеманова,А.А.Саильянц ,А.Жайымов,Ж.Енсепов,Б.Искаков,Б.Сарсембенов.К этой прграмме хопрошим дополнением служит СД прграмма «Энциклопедия классической музыки»,»Энциклопедия каз.музыки».

Изучение предмета «Музыка» направлено на достижение следующих целей:

• формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира; (на своих уроках я стараюсь работать по принципу деятельности, который заключается в том, что ученик в процессе обучения является активным субъектом учебно-познавательной, учебно-практической, творческой деятельности .) Учащимся можно давать познавательные ,развивающие задания, например «игра «Лесенка»-изучаются интервалы ,сочиняется рифма.
• развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти, ассоциативного мышления, фантазии и воображения ( личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей; сравнение исполнительских трактовок, выявление связей музыки с другими видами искусства, историей, жизнью)

• развитие творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности (пение: хоровое, ансамблевое и сольное пение: одноголосное и двухголосное исполнение образцов классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения; вокализация основных тем инструментальных произведений, поиски вариантов их исполнительских трактовок;
• инструментальное музицирование: расширение опыта творческой деятельности в музицировании на элементарных инструментах;, создание композиций на основе знакомых мелодий из вокальных и инструментальных произведений;
• музыкально-пластическое движение: обогащение опыта индивидуально-личностного воплощения музыкального образа пластическими средствами, в том числе танцевальными;
• драматизация музыкальных произведений: создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами; поиск вариантов сценического воплощения музыкального произведения (разыгрывание песен, музыкальные импровизации-инсценировки сказок, драматизация произведений программной музыки.

В изучении предмета «Музыка» учащимся важно ясно представлять цель предмета, а именно, что музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, – это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно-нравственное воспитание и развитие. Приобщение к этому процессу всегда успешно проходит через игровые моменты, без ограничения в возрасте , например игра «Ассоциации», ритмическая игра «Отгадай песню».

Приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному, профессиональному музыкальному творчеству – способствует формированию целостной художественной культуре учащихся.
Предмет «Музыка» включает в себя активное слушание музыкальных произведений, анализ и обсуждение услышанного. Специфика искусства, особенно музыки, в том, что каждое произведение может трактоваться с позиции своего восприятия жизни. Нет «плохих» и «хороших» образов, у каждого человека он свой. Конечно, при этом образ должен соответствовать законам музыкальной выразительности и глубокому музыкально-драматургическому смыслу произведения. Важно, чтобы учащиеся могли уважительно относится к точке зрения друг друга, при этом уметь выразить свою точку зрения, даже если она является противоположной, кратко, по сути обосновать ее, при необходимости уметь задать вопросы оппоненту.Эту
работу можно проводить в виде игр,например игра «Пантомима»,игра «Зарисовки».
Изучение музыки дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (историей и обществознанием, русским языком и литературой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой). Возникает так же возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектно-исследовательской деятельности на материале музыкального искусства. Очень интересно, творчески проходят интегрировнные уроки. Мною были проведены следующие уроки «О Родине петь,что стремиться в храм».-3класс(музыка и познание мира),»Запомнить эту истину должны мы: Литература и Музыка - едины!!!»-4 класс(театрализованный урок),»Жизненная сила музыки Моцарта»-6 класс(музыка,ИЗО,хореография).
Хочется привести цитату, которая становится абсолютно понятной, если ее рассматривать с точки зрения моделирования. «Настоящая наука, как и настоящая музыка, требует единого мыслительного процесса» Альберт Энштейн
Категория: Уроки музыки | Добавил: Лара9467 (2014-11-04) | Автор: Мотыгина Лариса Васильевна E
Просмотров: 987 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2025-07-01, 4:32 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru