Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
«Об особенностях преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях.» Содержание учебного курса предмета «Музыка» в рамках преподавания в общеобразовательной школе основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, личности творческой, способной генерировать идеи, воплощая их в жизнь. В основной школе происходит становление и развитие системы ценностных ориентаций и мотиваций личности, поэтому содержание предмета «Музыка» становится особенно актуальным, и представляет собой неотъемлемое звено в системе общего образования. Особенности содержания курса «Музыка» обусловлены спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания. При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем. Развитие вышеперечисленных способностей необходимо в любой созидательной сфере человеческой деятельности, делает жизнь человека одухотворенной, яркой, интересной, разумной. Сформированные навыки активного диалога с музыкальным искусством становятся основой процесса обобщения и переосмысления накопленного эстетического опыта. Изучение предмета строится по принципу концентрических возвращений к основам музыкального искусства, изученным в детских учреждениях ,в начальной школе, их углублению и развитию. В процессе восприятия музыки происходит формирование перехода от освоения мира через личный опыт к восприятию чужого опыта, осознания богатства мировой музыкальной культуры, становление собственной творческой инициативы в мире музыки. С 1-4 класс уроки веду по программе «Алматыкiтап баспасы» -авторы Л.Н.Гаук,И.Г.Яковлева.К методическому пособию прилагаются учебник,рабочая тетрадь,нотная хрестоматия,фонохрестоматия. 5-6 класс по программе Алматы «Атамұра»-авторы С.А.Елеманова,А.А.Саильянц ,А.Жайымов,Ж.Енсепов,Б.Искаков,Б.Сарсембенов.К этой прграмме хопрошим дополнением служит СД прграмма «Энциклопедия классической музыки»,»Энциклопедия каз.музыки». Изучение предмета «Музыка» направлено на достижение следующих целей: • формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира; (на своих уроках я стараюсь работать по принципу деятельности, который заключается в том, что ученик в процессе обучения является активным субъектом учебно-познавательной, учебно-практической, творческой деятельности .) Учащимся можно давать познавательные ,развивающие задания, например «игра «Лесенка»-изучаются интервалы ,сочиняется рифма. • развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти, ассоциативного мышления, фантазии и воображения ( личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей; сравнение исполнительских трактовок, выявление связей музыки с другими видами искусства, историей, жизнью) • развитие творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности (пение: хоровое, ансамблевое и сольное пение: одноголосное и двухголосное исполнение образцов классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения; вокализация основных тем инструментальных произведений, поиски вариантов их исполнительских трактовок; • инструментальное музицирование: расширение опыта творческой деятельности в музицировании на элементарных инструментах;, создание композиций на основе знакомых мелодий из вокальных и инструментальных произведений; • музыкально-пластическое движение: обогащение опыта индивидуально-личностного воплощения музыкального образа пластическими средствами, в том числе танцевальными; • драматизация музыкальных произведений: создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами; поиск вариантов сценического воплощения музыкального произведения (разыгрывание песен, музыкальные импровизации-инсценировки сказок, драматизация произведений программной музыки. В изучении предмета «Музыка» учащимся важно ясно представлять цель предмета, а именно, что музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, – это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно-нравственное воспитание и развитие. Приобщение к этому процессу всегда успешно проходит через игровые моменты, без ограничения в возрасте , например игра «Ассоциации», ритмическая игра «Отгадай песню». Приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному, профессиональному музыкальному творчеству – способствует формированию целостной художественной культуре учащихся. Предмет «Музыка» включает в себя активное слушание музыкальных произведений, анализ и обсуждение услышанного. Специфика искусства, особенно музыки, в том, что каждое произведение может трактоваться с позиции своего восприятия жизни. Нет «плохих» и «хороших» образов, у каждого человека он свой. Конечно, при этом образ должен соответствовать законам музыкальной выразительности и глубокому музыкально-драматургическому смыслу произведения. Важно, чтобы учащиеся могли уважительно относится к точке зрения друг друга, при этом уметь выразить свою точку зрения, даже если она является противоположной, кратко, по сути обосновать ее, при необходимости уметь задать вопросы оппоненту.Эту работу можно проводить в виде игр,например игра «Пантомима»,игра «Зарисовки». Изучение музыки дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (историей и обществознанием, русским языком и литературой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой). Возникает так же возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектно-исследовательской деятельности на материале музыкального искусства. Очень интересно, творчески проходят интегрировнные уроки. Мною были проведены следующие уроки «О Родине петь,что стремиться в храм».-3класс(музыка и познание мира),»Запомнить эту истину должны мы: Литература и Музыка - едины!!!»-4 класс(театрализованный урок),»Жизненная сила музыки Моцарта»-6 класс(музыка,ИЗО,хореография). Хочется привести цитату, которая становится абсолютно понятной, если ее рассматривать с точки зрения моделирования. «Настоящая наука, как и настоящая музыка, требует единого мыслительного процесса» Альберт Энштейн | |
Просмотров: 987 | Комментарии: 5 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|