Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Воспитание ладового чувства
Воспитание ладового чувства.
Сольфеджирование и пение с листа является одной из основных форм работы на уроках сольфеджио. При сольфеджировании вырабатываются правильные певческие навыки, интонационная точность, воспитывается чувство лада.
Работа над сольфеджированием ведётся в течении всех лет обучения в музыкальных школах. Таким образом, уже с первых уроков необходимо добиваться чистого, стройного и выразительного пения по нотам.
Основой воспитания ладового чувства у учащихся на уроках сольфеджио является прежде всего представление тоники как конечной точки мелодии, устойчиво завершающей последнюю.
Первое ознакомление с тоникой может проходить приблизительно в следующей форме:
1. Преподаватель играет и поёт одну или две последние фразы выученной ранее мелодии и обрывает исполнение перед последним звуком. «Я закончила мелодию ?» ( «Нет»). «Сколько звуков не хватает?» («Одного».) Преподаватель предлагает послушать мелодию ещё раз и просит спеть последний звук ученика. ( Исполняется). Таким образом можно исполнить мелодию несколько раз, привлекая к пропеванию последнего звука в мелодии и других учеников.
2. Преподаватель загадывает музыкальную загадку, играя две фразы мелодии, из которых вторая обрывается перед тоникой. «Сколько фраз я сыграла?» («Две».) «Вторая фраза закончена или нет?» («Нет».) Преподаватель предлагает послушать мелодию ещё раз и спеть недостающий звук кого-нибудь из учеников. Почти все дети поднимают руки.
Можно задать ещё одну загадку. Конечно, загадки нужно подбирать такие, чтобы разгадки напрашивались сами собой; предлагаемые фразы должны быть очень ясными как в ладо-тональном, так и в ритмическом отношении, вместе с тем они должны быть разнообразными и интересными.
3. После разгадывания этих музыкальных загадок преподаватель делает вывод, объясняя детям, что последний звук мелодии легко отгадать, потому что слышно, куда мелодия направляется. Это – главный звук мелодии, он называется тоникой. Слово «тон» означает «звук», слово «тоника» означает «главный звук».
На следующем уроке преподаватель повторяет упражнения предыдущего урока в сокращённом виде и переходит к демонстрации новой ладовой законченности, суть которой сводится к тому, что тоникой может служить звук любой высоты. Ход работы может быть приблизительно таков:
1. Весь класс поёт какую-либо ясную, короткую, ранее выученную мелодию в удобной тональности. Последний же звук повторяют на слово «тоника».
2. Преподаватель вызывает одного из учеников и предлагает ему найти на фортепиано тонику, которая только что была спета. В зависимости от музыкальности и опыта учащегося, это можно делать различными способами:
а) учащийся поёт ещё раз: «тоника» и находит соответствующую клавишу,
б) преподаватель играет мелодию на глазах у учащегося и останавливается перед последним звуком, учащийся находит тонику самостоятельно,
в) преподаватель может предложить учащемуся подобрать на фортепиано целиком всю фразу, если он знает, что учащийся в состоянии быстро и хорошо выполнить такое задание.
Учащийся подбирает и поёт найденный звук (допустим- ре).
3. Весь класс поёт мелодию ещё раз и добавляет: «тоника-ре».
4. После соответствующей тональной настройки класс поёт мелодию в тональности До - мажор, опять с добавлением слова «тоника».
5. Преподаватель вызывает к фортепиано другого ученика; тот находит тонику, называет и поёт её.
6. Весь класс поёт мелодию и добавляет: «тоника-до».
7. Преподаватель говорит: «Мы сейчас спели мелодию низко, с тоникой- до. Я спою мелодию высоко, с тоникой-ми». Преподаватель поёт мелодию в тональности Ми - мажор. Вызванный к фортепиано ученик находит клавишу ми первой октавы и нажимает её; дети убеждаются, что тоника действительно ми. Весь класс поёт мелодию в тональности Ми – мажор и добавляет в конце: «тоника-ми».
8. Преподаватель делает вывод: «И до, и ре, и ми, вообще любой звук может служить тоникой».
Здесь целесообразно ввести термин «тональность». Объяснить: «Когда тоникой был звук до, мы пели в тональности До – мажор, когда тоникой был звук ре, мы пели в тональности Ре – мажор и т.д.». После чего, уместно спросить детей: «В какой тональности мелодия прозвучала красивее? В какой тональности было удобнее петь?» Такие вопросы пробуждают интерес и развивают наблюдательность у учащихся.
Работая над развитием ладового чувства, нужно добиваться того, чтобы дети всегда ясно представляли себе звучание тоники и, прерывая пение по требованию преподавателя, могли в любой момент спеть её. Кроме того, дети всегда должны знать, какой звук является тоникой, и могли назвать его. Каждый раз, когда преподаватель в течение урока желает менять тональность, в которой поют дети, он не может не давать соответствующей тональной настройки. Желательно сделать такой переход в новую тональность осознанным, называя и напевая тонику всем классом.
Все предложенные методические рекомендации исходят из ладового принципа воспитания музыкального слуха. Существо этого принципа заключается в том, что мелодия не является чередованием случайных звуков, либо механической суммой интервалов, а совокупностью интонаций, произносимых в рамках определённой ладотональной настройки слуха, причём абсолютная высота данной тональности имеет лишь второстепенное значение, решающим же являются высотные соотношения и функции ладовых ступеней, независимо от абсолютной высоты звуков.


Используемая литература:
1. П.Вейс. Методическое пособие по сольфеджио.
2. П.Вейс. Учебное пособие по сольфеджио для 1 класса ДМШ.


Прозорова Н.В. – преподаватель музыкально-теоретических дисциплин.
"Школа искусств №2", г.Караганда
Категория: Уроки музыки | Добавил: NVP (2014-11-19) | Автор: Прозорова Наталья Вячеславовна E
Просмотров: 1340 | Теги: тоника, Сольфеджио | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2025-06-30, 6:32 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru