Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
Воспитание ладового чувства. Сольфеджирование и пение с листа является одной из основных форм работы на уроках сольфеджио. При сольфеджировании вырабатываются правильные певческие навыки, интонационная точность, воспитывается чувство лада. Работа над сольфеджированием ведётся в течении всех лет обучения в музыкальных школах. Таким образом, уже с первых уроков необходимо добиваться чистого, стройного и выразительного пения по нотам. Основой воспитания ладового чувства у учащихся на уроках сольфеджио является прежде всего представление тоники как конечной точки мелодии, устойчиво завершающей последнюю. Первое ознакомление с тоникой может проходить приблизительно в следующей форме: 1. Преподаватель играет и поёт одну или две последние фразы выученной ранее мелодии и обрывает исполнение перед последним звуком. «Я закончила мелодию ?» ( «Нет»). «Сколько звуков не хватает?» («Одного».) Преподаватель предлагает послушать мелодию ещё раз и просит спеть последний звук ученика. ( Исполняется). Таким образом можно исполнить мелодию несколько раз, привлекая к пропеванию последнего звука в мелодии и других учеников. 2. Преподаватель загадывает музыкальную загадку, играя две фразы мелодии, из которых вторая обрывается перед тоникой. «Сколько фраз я сыграла?» («Две».) «Вторая фраза закончена или нет?» («Нет».) Преподаватель предлагает послушать мелодию ещё раз и спеть недостающий звук кого-нибудь из учеников. Почти все дети поднимают руки. Можно задать ещё одну загадку. Конечно, загадки нужно подбирать такие, чтобы разгадки напрашивались сами собой; предлагаемые фразы должны быть очень ясными как в ладо-тональном, так и в ритмическом отношении, вместе с тем они должны быть разнообразными и интересными. 3. После разгадывания этих музыкальных загадок преподаватель делает вывод, объясняя детям, что последний звук мелодии легко отгадать, потому что слышно, куда мелодия направляется. Это – главный звук мелодии, он называется тоникой. Слово «тон» означает «звук», слово «тоника» означает «главный звук». На следующем уроке преподаватель повторяет упражнения предыдущего урока в сокращённом виде и переходит к демонстрации новой ладовой законченности, суть которой сводится к тому, что тоникой может служить звук любой высоты. Ход работы может быть приблизительно таков: 1. Весь класс поёт какую-либо ясную, короткую, ранее выученную мелодию в удобной тональности. Последний же звук повторяют на слово «тоника». 2. Преподаватель вызывает одного из учеников и предлагает ему найти на фортепиано тонику, которая только что была спета. В зависимости от музыкальности и опыта учащегося, это можно делать различными способами: а) учащийся поёт ещё раз: «тоника» и находит соответствующую клавишу, б) преподаватель играет мелодию на глазах у учащегося и останавливается перед последним звуком, учащийся находит тонику самостоятельно, в) преподаватель может предложить учащемуся подобрать на фортепиано целиком всю фразу, если он знает, что учащийся в состоянии быстро и хорошо выполнить такое задание. Учащийся подбирает и поёт найденный звук (допустим- ре). 3. Весь класс поёт мелодию ещё раз и добавляет: «тоника-ре». 4. После соответствующей тональной настройки класс поёт мелодию в тональности До - мажор, опять с добавлением слова «тоника». 5. Преподаватель вызывает к фортепиано другого ученика; тот находит тонику, называет и поёт её. 6. Весь класс поёт мелодию и добавляет: «тоника-до». 7. Преподаватель говорит: «Мы сейчас спели мелодию низко, с тоникой- до. Я спою мелодию высоко, с тоникой-ми». Преподаватель поёт мелодию в тональности Ми - мажор. Вызванный к фортепиано ученик находит клавишу ми первой октавы и нажимает её; дети убеждаются, что тоника действительно ми. Весь класс поёт мелодию в тональности Ми – мажор и добавляет в конце: «тоника-ми». 8. Преподаватель делает вывод: «И до, и ре, и ми, вообще любой звук может служить тоникой». Здесь целесообразно ввести термин «тональность». Объяснить: «Когда тоникой был звук до, мы пели в тональности До – мажор, когда тоникой был звук ре, мы пели в тональности Ре – мажор и т.д.». После чего, уместно спросить детей: «В какой тональности мелодия прозвучала красивее? В какой тональности было удобнее петь?» Такие вопросы пробуждают интерес и развивают наблюдательность у учащихся. Работая над развитием ладового чувства, нужно добиваться того, чтобы дети всегда ясно представляли себе звучание тоники и, прерывая пение по требованию преподавателя, могли в любой момент спеть её. Кроме того, дети всегда должны знать, какой звук является тоникой, и могли назвать его. Каждый раз, когда преподаватель в течение урока желает менять тональность, в которой поют дети, он не может не давать соответствующей тональной настройки. Желательно сделать такой переход в новую тональность осознанным, называя и напевая тонику всем классом. Все предложенные методические рекомендации исходят из ладового принципа воспитания музыкального слуха. Существо этого принципа заключается в том, что мелодия не является чередованием случайных звуков, либо механической суммой интервалов, а совокупностью интонаций, произносимых в рамках определённой ладотональной настройки слуха, причём абсолютная высота данной тональности имеет лишь второстепенное значение, решающим же являются высотные соотношения и функции ладовых ступеней, независимо от абсолютной высоты звуков. Используемая литература: 1. П.Вейс. Методическое пособие по сольфеджио. 2. П.Вейс. Учебное пособие по сольфеджио для 1 класса ДМШ. Прозорова Н.В. – преподаватель музыкально-теоретических дисциплин. "Школа искусств №2", г.Караганда | |
Просмотров: 1340 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|