Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Роль общего фортепиано в обучении юного музыканта в ДШИ, ДМШ
"Роль общего фортепиано в обучении юного музыканта в ДШИ, ДМШ"

Предмет общее фортепиано является важным компонентом музыкального обучения в детской музыкальной школе. В первую очередь, это возможность для учащихся лично, в собственной исполнительской практике познакомиться с огромными фактурными возможностями фортепиано. Нельзя также не признать исключительной роли фортепиано в развитии гармонического и полифонического слуха с первых шагов обучения. Ознакомление с широким кругом музыкальных произведений отечественных и зарубежных композиторов способствует расширению кругозора учащихся. Быстрое пополнение репертуара новыми произведениями повышает интерес учащихся к занятиям фортепиано, стимулирует их самостоятельную деятельность. Занятия в классе общего фортепиано помогают сформировать навык чтения нот с листа, умение быстро ориентироваться в музыкальном тексте. Преподаватель должен убедительно аргументировать необходимость обучения игре на фортепиано как условия профессионального роста музыканта. Учащийся должен почувствовать, что преподаватель видит в нем достойного ученика, верит в перспективу занятий, невзирая на отсутствие дома инструмента и невозможность подготовки домашнего задания. Ученик должен иметь ясное представление о смысле занятий, цели предмета и путях ее достижения. В отношении учащихся к курсу общего фортепиано нередко наблюдается отсутствие настоящего интереса, формальное выполнение требований. Четкая целевая установка обучения – непременная предпосылка создания положительного отношения к занятиям.
За свою историю методика преподавания общего фортепиано в детской музыкальной школе накопила обширный арсенал методических средств, приемов и методов обучения игре на фортепиано. Однако в сегодняшней практике такая важная форма работы, как ансамблевое музицирование на занятиях общего фортепиано оказалась отодвинутой на второй план. Распространенным в настоящее время является мнение, что игра в ансамбле более легкий ,по сравнению с сольным, вид инструментального исполнительства, поэтому ученик, хорошо играющий соло, автоматически должен хорошо играть в ансамбле. Другая точка зрения: игра в ансамбле – во многом отличный от сольного вид музицирования, имеющий свои особенности. При этом нужно говорить не о снижении мастерства сольного исполнительства, а о его повышении, обогащении целым рядом навыков.
Главная цель игры в ансамбле – дать возможность детям сразу же ощутить свою сопричастность к исполнению музыки, творчеству. Это достигается ансамблевым музицированием совместно с педагогом, который берет на себя основную нагрузку, предоставляя ученику доступный для него минимум. С самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование совместно с учителем он играет простые, но уже имеющие художественное значение пьесы. Эмоциональное состояние ученика будет совершенно иное, повышенное, по сравнению с тем, какое бывает при разучивании сухих упражнений и этюдов, необходимых для «постановки руки». Дети сразу же ощущают радость непосредственного восприятия искусства. А если ученики будут играть музыку, которая у них на слуху, то она будет побуждать их как можно лучше выполнить свои первые музыкальные обязанности. Все пьесы дети играют вместе с учителем, что создает при минимальных трудностях впечатление законченного музыкального образа. В дальнейшем задание постепенно усложняется: происходит расширение звукового материала в партии ученика, разнообразнее становится ритм, сложнее технические и художественные задачи. Ученику необходимо следить за мелодическим развитием в партии педагога. Только тогда он сумеет понять значение своей партии в форме целого как наиболее яркого момента, что поможет достигнуть ансамблевой слитности и ощущения непрерывности музыкального потока. Дети любят играть в ансамбле. Урок обычно проходит живо, активно. И если кто-нибудь из учеников плохо знает текст, то к следующему уроку он непременно его выучит.
Основная задача педагога – сделать интересными и любимыми занятия музыкой. Этому должно способствовать все, что будит воображение ребенка: музыкальный материал и рисунок, текст песенок – подтекстовок, рассказ, сопровождающий игру.
Серьезная проработка проблем ритма, фразировки, развитие чувства формы на ансамблевых занятиях приобретают важное значение для успешного становления исполнительского мастерства учащихся в целом.
Активизации творческого роста учащихся также способствует целенаправленный подбор репертуара. Пьесы должны быть понятны, доступны, способствовать формированию ансамблевых навыков, развитию творческого воображения. В ансамбле младших классов развитие воображения прямо связано с характером наглядно-образного мышления. Ансамблист должен отчетливо воспринимать, наглядно представлять рисуемую в них ситуацию. Пьесы программного характера, жанровые зарисовки способствуют развитию воображения у маленьких музыкантов.
Важным фактором при подборе ансамбля является индивидуальность, характер юного музыканта, его совместимость с другими учащимися. Без учета этих особенностей невозможно создать полноценный ансамбль. Устойчивый интерес к такому виду музицирования позволяет эффективно совершенствовать игровые навыки, развивать весь комплекс музыкальных способностей, способствовать активизации занятий и стабильности публичных выступлений. Часто бывает, что, хорошо подготовленный ученик, обладающий большим репертуаром, любящий свой инструмент, на практике не может применить свои знания и навыки. Но благодаря первым успехам перед массовой аудиторией юный ансамблист начинает острее ощущать полезность своего труда, проявляет целеустремленность, работоспособность в овладении исполнительским мастерством. В ином свете предстают перед учеником приобретенные в классе по специальности и приобретаемые в ансамбле профессиональные навыки. Обучение для него становится более интересным, интенсивным и целенаправленным.
Участие в ансамбле прививает учащимся чувство коллективизма, повышает общую дисциплинированность, формирует ответственность..
Ансамблевый метод обучения дает возможность исправлять или корректировать слабые стороны ученика. Играя в ансамбле, дети раньше осваивают технику творческого общения, накапливают больший репертуар, имеют опыт концертной практики. Четкое начало и окончание произведения, выполнение динамического плана, поиски точного интонационного «произношения» нотного текста, владение техническими навыками – все это служит главному – раскрытию художественно-образного содержания музыки.
Совместное музицирование вдвоем, втроем, вчетвером в школе легко перетекает в прекрасный, полезный и радостный домашний досуг.
Во время игры в ансамбле формируются и столь важные воспитательные функции: общность целей, ответственность, взаимопомощь и многие другие.
Ансамблевые формы музицирования играют важную роль в процессе музыкального образования, воспитания и развития. Ребенок должен ощутить радость приобщения к искусству, почувствовать в уроках музыки возможность удовлетворения своих эстетических потребностей. Только в этом случае музыка станет для него источником радости и творчества. «Думаю, что не надо стремиться к тому, чтобы все дети играли пьесы, написанные для пианистов-виртуозов. Главное – научить детей любить музыку. Пусть они играют пьесы из детского репертуара, соответствующие их психологии и возможностям. Но пусть исполнение этих пьес доставит им творческую радость, пусть они научатся наслаждаться музыкой. Не натаскивание, а детское творчество – вот что, по-моему, лежит в основе массового детского музыкального воспитания. Именно творчество – главное в художественном воспитании» (Григорий Гинзбург).

Список литературы.:
1. Гинзбург Г. Статьи – М: «Советский композитор», 1984
2. Зеленин В. Работа в классе ансамбля – Минск, 1979
3. Ключарева Т. Педагогическая практика – М: «Музыка», 1979
4. Тимакин Е. Воспитание пианиста – М: «Советский композитор», 1989
5. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано – М: «Просвещение», 1984

Дрожжина Наталья Александровна, преп. общего фортепиано "Школа искусств №2" г.Караганда
Категория: Уроки музыки | Добавил: Venera_tuk (2014-11-21) | Автор: Дрожжина Наталья Александровна E
Просмотров: 1325 | Комментарии: 1 | Теги: роль общего фортепиано | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2025-06-29, 9:27 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru