Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Статья и конспект урока. Тема: Увлечённость профессией.
Увлечённость профессией
из опыта работы учителя музыки и ритмики, первой категории К.Г.У. «Вспомогательная школа – интернат» В.К.О. г.Семей Пак Татьяны Дмитриевны.
«Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира»
В.А.Сухомлинский
Музыка для ребенка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость, уверенность в своих силах, коммуникабельность и сопереживание.
Учитель пения специальной коррекционной школы должен исходить в своей работе из общих и специальных принципов педагогики. Для успешного и эффективного решения этих задач учитель должен быть знаком с основами физиологии высшей нервной деятельности человека хорошо знать психологию умственно отсталого школьника и творчески подходить к преподаванию своего предмета, видеть в ребёнке – личность.
Осмысление жизненных явлений, освоение окружающей среды невозможны у детей без игр, песен и движений.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В ПРОЦЕССЕ СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ В коррекционной школе.
В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными казахского народного оркестра, вокальными произведениями разного характера, они переживают и сопереживают героям предложенных песен, а так же испытывают определенные чувства – радость, удивление, тоску, тревогу, что для детей с ограниченными возможностями очень важно. Во время слушания музыки с детьми младшего школьного возраста использую игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами. Игрушки, которые сделаны собственными силами и старшими детьми в кружках, в свободное от занятий время.
Всё это способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению и запоминанию. Например: «Чудесный мешочек», куда могут спрятаться игрушки, которые пришли к детям в гости на занятие. Звучат знакомые песни: «Машина», « Самолёт», «Мишка», «Ортеке», «Коян», «Заинька серенький», «Кошечка». Дети по звучанию музыки должны определить, кто или что находится в мешочке. Очень нравится детям угадывать, что звучит за ширмой, как и игре на детских музыкальных инструментах, как и в оркестровой обработке.
Такая игровая форма нравится детям, они активно включаются в разговор с куклой. В мелодическом отношении игровые припевки весьма разнообразны, каждой игре присущи особые характерные черты, свои интонации, которые видоизменяются под влиянием многих факторов: меняется бытовое окружение детей, ускоряется темп жизни, увеличивается объём информации, что для наших детей, живущих в условиях интерната, значимы.
«Тихие - громкие звоночки» - направление на развитие динамического и высотнозвукового восприятия, и ребята понимают когда я им говорю «пиано» или «форте».
Музыкальные и шумовые звуки, где ребятишки учатся отличать звук от шума, что шумовой звук не имеет высоты звучания, как музыкальный. Детям очень нравится игра «Угадай!», «Времена года», где они не только определяют звуки по высоте, а и решают логические задачки - что, как и где так может звенеть или шуметь.
Например: при разучивании таких пьес, как «Марш», «Колыбельная», «Танец» можно для закрепления провести игру «Что делаю дети?», закрепляя показом иллюстраций или слайдов на компьютере.
Постепенно, путём многократного повторения и закрепления, благодаря играм, дети приобщаются к умению распознавать знакомые произведения.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ на уроках музыки в коррекционной школе.

Развитие певческих навыков является одной из важных, коррекционных задач музыкального воспитания во вспомогательной школе-интернате.
Музыкально-игровые приемы, используемые в процессе пения, помогают нам научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы, решает логопедические задачи произношения и коррекционные, позволяющие детям с нарушениями речи общаться друг с другом.
Свои занятия я всегда стараюсь строить в виде игры, маленького сюрприза. Если в руках у меня зайчик или петрушка, то обязательно читаю стихотворение о нем, дети слушают музыку, как он скачет, убегает от лисы, затем зайчик (или какой нибудь другой персонаж) пляшет под веселую музыку, играет на каком-либо инструменте (барабане, бубне, погремушке), а в конце урока он обязательно играет с детьми в догонялки, прятки. Эта структура остается, если я прихожу с куклой, мишкой, матрешкой, так как наши дети имеют разнообразные заболевания, такие приёмы всегда оправдывают себя из-за недостатка родительского внимания и заботы.
Для закрепления знакомых песен, использую игру «Волшебный волчок», которую можно проводить в разных вариантах: дети определяют песню по вступлению, запеву, припеву, которые исполняются на фортепиано, металлофоне, а так же в звучании музыкального центра. По времени года использую листики, зонтики, снежинки, цветочки, которые дети с умственной отсталостью изготавливают сами или вместе с воспитателем.
Попевку «Кукушка», «Бубенчики» Е.Тиличеевой, можно использовать для закрепления знаний о звуках на разной высоте и в качестве музыкально-дидактической игры и закрепления знаний о регистре.
Раздаются детям разноцветные кубики или карточки с изображением красного низкого бубенчика, желтого среднего бубенчика, зеленого высокого. Когда на каком-либо инструменте звучит низкий звук, дети поднимают карточку с изображением красного бубенчика, а можно так, музыкальный руководитель показывает бубенчик, дети должны пропеть звук соответствующий бубенчику. Каждый учитель использует эти приёмы, в разных ситуациях по своему. Главное – достижение цели, научить ребёнка взаимодействовать с учителем, с детьми в классе.
В игре «на птичьем дворе» развивается умение различать звуки разные по высоте и длительности, дети с удовольствием отвечают тоненьким голосом маме-утке, кошке, птичке, где я так же использую и картинки, и игрушки. И уже при повторном проведении игры, дети твердо знают, что мама кошка поет низким голосом, а котенок высоким.
Особенностью умственно отсталых детей младших классов является наличие дефектов в произношении, а также отсутствие достаточного словарного запаса, что мешает им понять и усвоить смысл текста.
Обычно для распевок использую несложные музыкальные фразы из знакомых детям песен, попевок, потешек, которые дети поют с различных звуков. Одновременно они могут прохлопать ритмический рисунок. Очень нравятся детям и, я часто использую на уроках музыки «Весёлую логоритмику» Екатерины Железновой (Гора, Журавли, Петух и другие), которые укрепляют и развивают певческие навыки, интонирование, а так же направлены на коррекцию правильного звукопроизношения и исправлению речи ребят.
Для развития ритмического чувства можно использовать различные музыкальные инструменты: асатаяк, дабыл, дауылпаз, ложки, металлофон, ксилофон, треугольник, тарелочки, синтезатор, и пианино. Начинать надо с простейших мелодий на одном звуке. Например: «Андрей воробей», а затем усложняя – «Кукушечка», «Весёлые гуси» и так далее. В начале используется одна прибаутка, слова и мелодия, а затем уже ребята передают ритмический рисунок этой прибаутки. Затем эта весёлая игра постепенно превращается в оркестр, где дети с удовольствием исполняют уже несложные произведения «Во поле берёза стояла», «Ах, ты берёза», «Камажай» и другие мелодии.
Затем оркестровые выступления используются в концертных номерах на различных праздниках и занятиях в кружках. В 2014году мои ребята участвовали в фестивале «Солнечный мир», выступлением оркестра детских музыкальных инструментов, с р.н.песней «Во поле берёза стояла».
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ на уроках ритмики в коррекционной школе.

Одним из видов музыкальной деятельности являются ритмические движения. На занятиях значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, сужать и расширять круг, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки.
В процессе систематических занятий по движению у ребят, развивается музыкально-слуховое восприятие. Детям постепенно приходится вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения, передовая тот или иной образ в игре или танце.
Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для учеников 1и 2 класса желательно использовать в игровых ситуациях разнообразные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку. В играх «Котята и Барбос», «Горошина» «У медведя во бору», «Белые гуси» - обязательный атрибут маски или шапочки героев игры. В играх «Весёлый музыкант», «Тень-тень», «Теремок» не только атрибуты, а и элементы костюма и декорации. Всё это приводит к усвоению и закреплению программного материала, а так же развитию взаимопонимания и укреплению дружеских взаимоотношений между ребятами, проявляются творческие способности.
Игра, по утверждению психолога Г.С.Тарасова – это эмоциональная непосредственность мотивов, устремлённость к цели, оценка результатов деятельности, к освоению нового материала. В ней зарождается личность ребёнка.
В старшем возрасте дети с удовольствием выполняют упражнения с лентой, султанчиками, шарфами и платком. Здесь уместны: рассматривание иллюстраций, слайдов, альбомов, с зарисовками танцевальных каскадов мастеров театральной сцены. Правильный подход к поставленной задаче у ребят вызывает желание не только исполнить движение, но и придумать свои.
Например: перед уроком я надеваю на руку куклу , или плоскостную фигурку (петрушку, зайчика и т.д.) и приглашаю детей в кабинет. Дети весело маршируют, подражают всем движениям петрушки, которые он показывает: хлопают в ладоши, приседают, кружатся и т.д. С куклой детям интересней выполнять движения (в упражнении «Гулять- отдыхать» М.Красева) или плясать, «Солнышко и дождик», ребятня прячется под зонт или в укрытие.
С первых занятий необходимо развивать стремление самостоятельно с творческими элементами выразительно двигаться под музыку.
Таким образом, надо активно развивать и обогащать двигательную реакцию детей. В этом большую помощь могут оказать игровые моменты. Например: в игре «Кто из лесу вышел?», дети должны не только определить, кто вышел из лесу: медведь, лиса, зайчик , но и передавать движением неуклюжего, медленно ступающего медведя, быстрого трусливого зайчишку, хитрую лисичку. Каждый ребенок по-своему применяет умения и знания в этой игре.
В музыкально-ритмической игре «Хлопай – топай», дети не только распознают ритм, но и выполняют движения с ускорением ритма, что довольно сложно, для детей в коррекционной практике. Причём иногда совсем не обязательно добиваться слаженности в движениях, многим нашим деткам с умственной отсталостью, трудно даются выполнение движений, главное, чтоб ребёнок поверил в свои силы и с удовольствием двигался. Я применяю дифференцированный подход к каждому ребёнку, доступный его силам.
В игре «Котята и Барбос» дети активно включаются в игру озорных котят и с ещё большим удовольствием хотят исполнить роль Барбоса, с элементами рычания и погони за расшумевшимися котятами.
Интересные игровые творческие задания я провожу после повторного слушания нового музыкального произведения, которые имеют коррекционную направленность. Например: звучит мелодия незнакомой польки. Дети определяют веселый, бодрый, танцевальный характер музыки. Рившат говорит: «Это музыка-танец, она веселая и танцевать ее надо легко и весело» и начал выполнять поскоки. Камиль придумал интересный ритмический рисунок хлопками. А Анфиса предложила танец – соревнование, кто лучше? - мальчики или девочки. И вот уже знакомый вид польки можно было увидеть в движениях других детей. Один за другим ребята включались в танец. Танцует вся группа учеников.
Для детей старшего возраста в коррекционной школе, используем магнитофон, музыкальный центр, ноутбук с красочными слайдами. Красочность звучания оркестрового исполнения знакомых произведений эмоционально воздействуют на ребят, возбуждая и организуя для совместного творчества.
Использование грамзаписи в свободное от занятий время, дает возможность детям самостоятельно импровизировать движения, составлять несложные композиции плясок, хороводов, игр.
А это является содержанием таких музыкальных игр, как «Будем танцевать», «Моя любимая мелодия», «Определи пляску».
Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементов танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкальными играми и творческими заданиями.
В своей работе по развитию творчества я использую наглядный материал: картины, иллюстрации, рисунки, музыкальные инструменты, музыкально-дидактические игры, слайды, караоке, фотогалерею знакомых и популярных артистов Казахстана.
Итак, в доступной игровой форме у детей развиваются музыкальные способности, получая от этого удовольствие и моральное удовлетворение. Таким образом, дети постепенно приобретают умение быть счастливыми, ориентированными в будущее, способными преодолевать своими волевыми усилиями трудности и препятствия. Музыкальное воспитание может в полной мере обеспечить содействие выбору индивидуальной «творческой траектории» развития личности, адаптированной к социуму.
В игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических навыков и даже в области слушания музыки.
Стратегию творческого развития учащихся в процессе вовлечения в музыкальную сферу реализуется через взаимодействие принципов:
комплектности - позволяющий включать детей в разные виды деятельности;
увлечённости - стимулирующей импровизационный характер, побуждающий ребёнка к активной деятельности.
Систематическое применение игровых моментов вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, а также способствует быстрому овладению детьми музыкальным материалом, возрастает гибкость в творческих проявлениях, в свободе переключения с одного вида деятельности на другой.
Таким образом, игровые приемы на уроках музыки способствует более активному восприятию музыки школьниками. Позволяет в доступной форме приобщать их к основам музыкального искусства, опыту межличностного общения, умения работать и взаимодействовать в коллективе, выполняя различные социальные роли, формируются ценные личностные качества: воля, уверенность в себе, повышается самооценка, развивается коммуникативность, готовность к общественно-значимой деятельности.
В подтверждение сказанного предлагаю конспект урока ритмики в 4 классе.
Конспект урока ритмики в 4 классе «Вспомогательная школа-интернат»
Тип урока – обобщающий.
Учитель музыки и ритмики, первой категории Пак Татьяна Дмитриевна, г.Семей В.К.О.
Тема урока: Путешествие в страну сказки «Теремок».
Цель:
Укрепление психического и физического здоровья детей в условиях школьного обучения.
Задачи:
1.Учебные – формировать двигательные навыки: «фигурные хлопки», хороводный шаг, согласованные движения в парах, учить детей запоминать последовательность движений танца.
2. Коррекционные – корректировать начало и окончание движений с началом и окончанием музыки, изменять темпоритм движений в определённой последовательности в соответствии с текстом, чётко произносить слова и их окончания, координировать движения в играх и танце.
3. Воспитательные – развивать эмоциональную выразительность, творческие способности, коммуникативность, стремление к созданию выразительных образов. Воспитывать уверенность при выполнении поставленных задач.
Методы и приёмы:
- показ движений учителем и парой учеников,
- прохлопывание и простукивание ритма,
- дыхательная гимнастика,
- пластический этюд,
- символы – жесты,
- напоминания,
- поощрения,
- слово – сигнал,
- слушание музыки.
Оборудование:
цветные ленты, цветные платочки, детские ударные инструменты, шапочки героев сказки «Теремок», иллюстрации к народным сказкам. «Теремок» (домик в нём сладкие призы для детей) с сюрпризным моментом, магнитофон, синтезатор, фонограммы.
Форма для занятий ритмикой – чешки, футболки, шорты, юбочки.
Предварительная работа:
- разучивание текстов логоритмических и дыхательных упражнений,
- слушание фрагментов музыкального произведения П.И.Чайковского «Щелкунчик», беседы о характере музыки и возникающих образах,
- разучивание музыкально-ритмических движений: боковой галоп, «фигурные» хлопки, хороводный шаг, попеременные и одновременные махи руками, наклоны туловища, повороты,
- разучивание ритмических движений с лентами, платочками,
- хореографические этюды без предметов,
- психогимнастика,
- ритмические этюды с воображаемыми предметами,
- изготовление атрибутов,
- подбор музыкального материала.
Ход урока.
* Организационный момент.

1.Вход под музыку «Марш» С.Прокофьева (дети проходят в зал и останавливаются для приветствия).
2. Музыкальное приветствие: Здравствуйте ребята – здравствуйте учитель. Здравствуйте гости!
* Основная часть.
Учитель:
Дети, сегодня мы отправляемся в сказочное путешествие. Настроимся на дальнюю прогулку.
Кто из вас любит сказки? Все! Конечно, кто их не любит!
Сказки любят все на свете, даже взрослые и дети,
Сказка учит, убеждает и добро там побеждает.
Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!
А какие сказки вы любите?
(Волшебные, бытовые, сатирические, про животных, про принцесс.)
Девиз нашего урока: «Учиться – всегда пригодиться!»
В сказке очень часто встречаются выражения – «на право пойдёшь и…» т.д. (дыхательная гимнастика, правильная осанка, повороты вправо, влево)
Посмотрим, не видать ли нашей сказки? Давайте присядем (садятся прямо на ковре) и послушаем отрывок музыку, не большой отрывок из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», может, что то и узнаем…
Балет – это музыкальный спектакль, где всё содержание передаётся при помощи мимики, пластики и движения.
(отрывок сцены мышей из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского)
Какими вам показались герои этой сказки?
(злобные, воинственные, свирепые и даже противные) – ответы детей.
Покажите, как выглядит такая мышь – мимические упражнения.
Мы с такими героями дружить не будем…
(открываю маски) Давайте вспомним сказки, где мышь – положительный герой…
- «Репка», «Теремок», «Дюймовочка», «Гуси-лебеди», «Курочка ряба».
Давайте отправимся в нашу любимую сказку «Теремок» и наденем маски только положительных героев, ведь у нас девиз: «Учиться – всегда пригодиться!»
Учитель:
Оглянитесь вокруг и давайте представим, что мы оказались на полянке - пройдёмся, разомнёмся….
- марш
- боковой шаг
- боковой галоп
- бег врассыпную
- марш
- построение в три линии (во время построения в линии взяли цветные ленты)
Учитель:
Стоит в поле теремок, теремок, он не низок не высок, не высок. Вот по полю-полю Квакушка бежит, у дверей остановилась и стучит:
(ноги в третьей позиции, руки с растопыренными пальцами в стороны)
Дети поют: «Это что за теремок-теремок, он не низок не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в не высоком живёт?»
Упражнение «Повтори»
- ноги в третьей позиции – отводим в правую сторону ногу, носочек вытянут, возвращаем – пружинка.
- тоже упражнение в левую сторону.
- тоже упражнение с ускорением.
- отдыхаем, восстанавливаем дыхание.

Учитель:
Стоит в поле теремок, теремок, он не низок не высок, не высок. Вот по полю - полю Мышка бежит, у дверей остановилась и стучит:
Упражнение «Повтори»
- ноги в первой позиции – отводим ногу вперёд, носочек вытянут – возвращаем – пружинка.
- тоже упражнение двойной показ.
- тоже упражнение с ускорением.
- отдыхаем. Восстанавливаем дыхание.
Учитель:
Весело им было жить вдвоём и принялись они украшать свой теремок.
Упражнение с лентой.
- развернули
- правая рука – «змейка»
- левая рука- «змейка»
- взмах вверх, возвращаем - «змейка»
- взмах вверх над головой - «салют»
- восстанавливаем дыхание, скручиваем ленту, положили на место и взяли платочки.
Учитель:
Стоит в поле теремок, теремок, он не низок не высок, не высок. Вот по полю Петушок и ЁЖ бежит, у дверей остановилась и стучат:
Дети поют: «Это что за теремок-теремок, он не низок не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в не высоком живёт?»
Упражнение «Повтори»
- сели, упор сзади. Ногу поочерёдно поднимаем вверх, носочек вытянут, возвращаем.
- носочки натягиваем – расслабляем, руки на поясе.
- упор сзади – «ножницы»
- отдыхаем, восстанавливаем дыхание с платочком.
Учитель:
Подружились звери и решили разучить танец «Полька « с хлопками.
- пятка – носок, пятка - носок, три подскока вправо.
- пятка – носок, пятка – носок, три подскока влево.
- три хлопка вправо, три хлопка влево, три по коленям, три вверху.
- те же движения в парах (следить за осанкой и наклоном головы)
Учитель:
Совсем недавно у нас прошёл новогодний праздник и мы с вами исполняли хороводы и танец «Вальс», я думаю, что звери с удовольствием сплясали бы этот танец. Кто покажет нам движения вальса?
(показ движений парой ребят)
- шаг вперёд – «окошечко»
- шаг назад – «здравствуй»
- переход – меняемся местами
- мальчик на колено, девочка вокруг переменным шагом

Учитель: достали платочки, восстанавливаем дыхание:
- взмах руки поочерёдно вверх
- в сторону с передачей платка
- перед собой – подуем
Упражнение «Часы» (закрепляем право, лево)
-так, тик-так, все часы идут вот так…..
Учитель:
Быстро время пролетает и дела спорятся у друзей в теремке, петух развлекал своих друзей игрой на гармошке. Давайте и мы с вами поиграем на детских музыкальных инструментах.
Первая линия возьмёт деревянные ложки и треугольники.
Вторая – бубны, а третья – шумовые коробочки.
- \\ \\\, \\ \\\, с ускорением мелодии «Ах, ты берёза»
- меняемся инструментами, тот же ритм (можно другой)
Учитель:
Как вы думаете, что любили поесть наши герои в сказке?
Правильно – горох!
Сейчас мы вспомним музыкальную игру «Горошина»
Как двигался петух? (высоко поднимая колени)
Как пробегала горошина? (маленьким, бесшумным бегом)
Делаем круг и выбираем считалкой «Петуха»
Играем 2-3 раза (следить за передачей образных движений)
Учитель:
Вот и закончился наш урок. Сегодня вы все справились с заданием и активно выполняли условия нашего девиза:
«Учиться – всегда пригодиться!»
Вам понравилось наше путешествие?
Ой, смотрите, а у теремка двери открылись! Посмотрим, что там внутри! Какой интересный мешочек, да здесь сладкое угощение от зверей из сказки «Теремок»!
Спасибо всем. Урок закончен. Поклон учеников.
Категория: Уроки музыки | Добавил: Тат9236 (2014-12-01) | Автор: Пак Татьяна Дмитриевна E
Просмотров: 638 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2025-07-31, 11:07 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    Ирина Борисенко 2 класс информатика флипчарт животные Новый Год 5 класс логика 10 класс Геометрия имя существительное глагол Казахские пословицы 6 класс Физика интеллектуальная игра зима 8 класс Алгебра класс Казахстан Математика урок Праздник наурыз музыка доклад программа Литература география семья воспитание Классному руководителю Осень игра загадки викторина начальная школа внеклассные мероприятия тест конкурс доброта изо внеклассная работа литературное чтение дополнительное образование воспитательная работа здоровье вода Оксана 8 марта искусство независимость Английский язык Учитель 3 класс Биология внеклассное мероприятие Классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс русский язык ЕГЭ тесты Химия начальные классы дети экология Астана дошкольники любовь казахский язык самопознание английский конспект спорт критическое мышление дружба концерт история 4 класс ИКТ Краеведение библиотека дополнительное образование детей хореография физическая культура Великая Отечественная война игры КВН Логопедия интеграция занятие детский сад дошкольник воздух Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru