Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
А.Рубинштейн: «Педаль-душа фортепиано» Ф.Бузони: «Не следует верить легендарной традиции, будто Баха должно играть без педали». Г.Нейгауз считал,что произведения Баха надо играть с педалью,конечно очень чуткой и экономной.Не пользоваться совершенно педалью-исключение из правила.Пользоваться ею надо постоянно и разумно.Педаль есть органическое,важнейшее,наряду с другими,свойство и качество фортепиано.Если играть всего Баха совершенно без педали на нашем нынешнем фортепиано ,то каким обеднённым в звуковом отношении оно оказалось бы по сравнению с клавесином!Клавесин не имеет таких глушителей,как рояль,и дрожание струн (обертоны)продолжается значительно дольше.Можно без особенного преувеличения сказать,что на клавесине играют с непрерывной педалью.Клавикорд,который так любил Бах,при своём очень тихом звучании обладал всё-таки одним преимуществом перед фортепиано:на нём возможна вибрация звука,как на струнных инструментах.Г.Нейгауз: «Неужели у фортепиано следует отобрать педаль из каких-то хрестоматийных соображений?Педаль улучшать следует,но отказаться от этого изумительного звукового средства совершенно нелегко».Главное и основное назначение педали-лишить фортепиано той сухости и непродолжительности звука,который является недостатком этого инструмента.Баха нельзя играть совсем без педали хотя бы уже потому,что беспедальная звучность фортепиано совершенно не соответствует звучанию клавесина и клавикорда.При этом на фортепиано не следует стремиться к стилизации звучания под клавесин или клавикорд.Рояль,с его многообразными средствами,каких не было у старинных инструментов,обладает большими возможностями.Поэтому исполнение клавирных произведений на фортепиано уже само по себе является транскрипцией.Тем более важно сохранить стилевые черты старинной музыки. С.Фейнберг: «Приёмы педализации произведений «беспедального стиля»не менее сложны,чем утончённая красочность в произведениях Скрябина,Дебюсси». По отношению к педали,большинство фортепианных сочинений можно разделить на две группы:в одной педаль-лишь краска,оттенок звучания.В другой-средство,кроме того,обогащающее фактуру.К первой группе принадлежат произведения старинных мастеров-клавесинистов:Баха,Гайдна,Моцарта.Эти композиторы создавали свои сочинения в те времена,когда правая педаль ещё не вошла в употребление.Она была изобретена лишь в 80-х годах 18 века.Исполнителю приходилось считаться тогда с тем,что каждый звук длился только до тех пор,пока нажата клавиша.Со снятием руки звучание прекращалось.Это вызывало соответствующую фактуру и требовало при игре особой техники касания клавиш.Исполнитель старинной музыки должен воплотить эти особенности стиля и придать своей технике тот же отточенный характер,точность в отношении извлечения и выдерживания звуков.В клавирных сочинениях Баха часто слышно отражение его оркестровых,вокальных и органных творений.И если благодаря преимуществам фортепиано,в том числе педали,мы можем приблизить эти сочинения к их творческому первоисточнику,мы не только не погрешим против стиля,а стремимся лучше постичь подлинное содержание этой музыки. И.Гофман: «У Баха педаль часто играет очень важную роль,ибо при разумном употреблении ,как в случаях органного пункта,она накапливает звуки гармонии.Сточки зрения качества,педаль так же необходима в музыке Баха,как и во всякой другой.С точки зрения количества рекомендуется крайняя осторожность,чтобы не смазать тонкую ткань его полифонии».Если мы играем на фортепиано обработку органных произведений,тут педаль может быть иногда более смелой,т.к. орган даёт больше гула.Сравнивая органные фуги Баха и его фуги для клавесина,можно увидеть ,что Бах это учитывал.Его органные фуги гармонически более ясные,и имеют сочетания частой смены гармонии.В фугах же фортепианных этого не встретишь. Важнейшей предпосылкой осмысленной,точной педализации прелюдий и фуг Баха является исполнение их без педали.Если ученик не может так сыграть,это будет свидетельством,что его педализация не станет совершенной. Следует остановиться на технике педализации полифонии.Многие ученики нажимают лапку педали на одну привычную глубину и часто до дна,а в большинстве такая трафаретная педализация оказывается непригодной.Исполнение становится однообразным. Большинство полифонических произведений требует неглубокого нажатия педали,на четверть или половину,т.к. полная педаль может испортить и сложное мотивное строение,и скрытое многоголосие,и чёткую ритмическую пульсацию,и мелодический рельеф.Полная педаль превращает мелодические ходы в гармонические.Педаль в сочинениях Баха помогает связывать мелодические линии,когда недостаёт пальцев.Техника педализации должна быть такой же точной,как движения рук,особенно в подвижных темпах,например,когда требуется зафиксировать на педали какую-либо деталь,мимолётно взятую гармонию или при перехвате голоса другой рукой,в скачках.При игре полифонии не злоупотреблять «метрической» педалью.Подчиняться следует не метрической схеме,а голосоведению,правильной смене гармоний,закономерному наполнению и убыванию аккордовых построений. Подробнее хочется остановиться на зависимости педализации от фактуры,артикуляции,динамики. Первостепенное значение в полифонии имеет артикуляция-произношение.Например,короткие лиги по хроматизмам(интонация «жалобы») подчёркивается педалью. При игре с педалью,стаккато и нон легато теряют свою отчётливость.Поэтому в таких случаях уместна педализация отдельных опорных точек,синкоп.В полифонии часто образуются диссонансы,которые часто сразу же разрешаются.Иногда их исполнители стараются сгладить,а между тем они оказываются весьма важными для логики развития.Диссонансы нуждаются не в ретуши,а в выделении,в чём может помочь педаль. Даже в лирических,если появляются секунды,отметить мимолётно педаль,сообщить музыке своеобразную красочность.При игре печальных и благородных тем в фугах Баха,необходимо добиться хорошего легато без помощи педали.Пальцы как бы срастаются с клавишами,в чём им помогает эластичная кисть и тщательно подобранная аппликатура.Строго выдержанные крупные длительности почти равносильны действию педали,а затем вместе с нарастанием звука для окончания применяется и педаль. Важно,чтобы и педаль и динамика органически вписывались в изложение,подчёркивали ясность,силу,скрытые в гармонии.Смена динамики может происходить на сравнительно небольших отрезках в виде противопоставления света и тени.В таком случае подчёркивается первая сильная доля,а фрагменты пиано играть вообще без педали.Величавые и торжественные темы,написанные в гармонической манере хорового пения,позволяют активно поддерживать звучание педалью. Темы Баха большею частью ассиметричны-начинаются со слабой доли.Их вершина-«главный акцент» оказывается также на слабой доле такта.В темах всё движется,и вся сила устремляется к главному акценту.Усилить главный акцент поможет в ряде случаев педализация.Иногда нарастание к кульминации произведения осуществляется путём увеличения количества голосов.Это несомненно поддерживает педаль.Однако надо быть весьма осторожным с педалью в тех кульминационных разделах,где нет басов,поддерживающих гармонию. Во многих полифониях Баха перед кодой появляются различные приёмы ретардации.Это доминантовый органный пункт,отклонение в субдоминанту.Это следует отметить педалью. Для Баха не характерны мелкие «вилочки»,короткие крещендо и диминуэндо.Момент смены динамики обычно происходит в конце построения,например экспозиции,средней части фуги.При этом применяется педаль. Хорошее голосоведение на клавиатуре и дисциплинированные пальцы создают предпосылки и для хорошей педализации.К сожалению,иногда приходится наблюдать смещение функций педали и пальцев:либо затрачиваются ненужные усилия на выдерживание звуков,которые следует поддерживать педалью,либо наоборот,передоверяют педали то,что должно быть выполнено пальцами.Фиксировать педаль в музыке Баха очень трудно,столь она подчинена ряду волшебных изменений. Если попытаться кратко ответить на вопрос о том,что же считать конечной целью посвящения ученика в таинства музыки Баха,можно сказать,что это исполнение пьес композитора по Уртексту,совершенное без редакторских указаний взятия педали.Полагаясь при этом на интеллект и интуицию,руководствуясь слухом и художественным вкусом.Это и есть высшая школа музыкального слуха. | |
Просмотров: 2094 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|