Работая над техникой,не следует забывать об одной специфической черте труда пианиста:его внутримышечные ощущения не только богаче,чем у людей целого ряда других профессий.Они уникальны,хотя во многом черпаются из повседневного опыта,ибо выполняемые им действия никем больше не выполняются и не имеют аналогов в обыденной жизни.В единстве с художественным замыслом ощущения определяют пианистическое действие.Исходным является такое положение:в процессе воспитания игровых навыков надо знать,что лежит в их основе,что говорить,на что обращать внимание ученика.Целесообразные игровые ощущения служат фундаментом для игровых движений.Совет педагога применить то или иное движение полезен,если в основе лежит стремление воспитать прочную и гибкую систему игровых ощущений,готовую в любую минуту мобилизоваться для достижения определённого звучания.При таком условии внимание не будет отвлекаться от художественной задачи.В противном случае мысль об отдельном движении мешает.Когда К.Игумнов утверждает,что всё начинается с ослабления мышц,он говорит об ощущениях.Между движениями и их ощущениями происходит постоянный процесс взаимного обогащения.Важнейшее значение имеет для пианиста развитие тактильных ощущений-чуткость в подушечках пальцев.Такие ощущения помогают чрезвычайно обогатить тембровую палитру.Они особенно полезны в области тихих звучностей,вплоть до того пианиссимо,которое по выражению Г.Нейгауза ещё не звук,но в тоже время звучит в самых отдалённых уголках зала.Подушечки пальцев полно и мягко проникают с нажимом в глубь клавиши.Такая техника применяется при исполнении романтической музыки,но полное,с нажимом,проникновение в глубь клавиши не всегда уместно.Часто бывает достаточно легчайшего осязания,как будто мы еле скользим подушечками пальцев по шершавой материи,или с минимальными усилиями катим маленький хлебный шарик,ягодку.Всё зависит от той звучности,к которой мы стремимся.Медленная и тихая игра при осязании клавиш подушечками пальцев-метод работы,рекомендуемый рядом крупнейших пианистов.При этом можно получить и певучесть звука,и богатую шкалу оттенков пиано.Недаром Л.Оборин советовал заниматься настолько медленно,чтобы почувствовать,как каждый палец становится своей серединой на середину клавиши.Нейгауз остроумно противопоставлял «пальцы-щупальца» «пальцам-тыкалкам».Можно добавить,что необходимы «пальцы-щупальца»,а не «пальцы-когти».Эпитеты и сравнения от учителя очень помогают для усвоения основ пианизма.Например,чтобы воспитать ощущение расслабленности руки,педагог говорит своему ученику,что рука безвольна,и он не в состоянии сдвинуть её с места,что она висит как плеть,что ученик чувствует себя «ленивым и сонным,как в тёплой ванне,после трудового дня».Можно дать руку,чтобы почувствовать различие её «веса» в расслабленном и напряжённом состоянии,полезны поочередные напряжения и расслабления мышц руки,а также упражнения на перенос в разные октавы.При этом достигается положительный эффект.Если участвует в игре не вся рука,то можно сказать ученику: «взмахни крыльями,как птица-ведь птица не машет половиной крыла.Так и вся рука должна участвовать в игре».Следующий недостаток-мелодия «тонет» в фактуре.Можно представить,что пальцы-это «кошачьи лапки»,а вся рука-«кошка»,при лёгких прыжках эластична и в то же время устойчиво на эти лапки опускающаяся.Мелодия пробьётся сквозь звуковую «гущу»,тут же подчинив себе фактуру.Если у ученика узкие кисти и не особенно крепкие пальцы,то следует использовать весь игровой рычаг и не изолировать плечо.Если пальцы не собранные,то следует приблизить кисти к клавиатуре и перестать «болтать-раскачивать» ими.Если слышен звук «пустой»,то представить,что рука очень длинная и почувствовать её от плеча.При этом поиграть,откинувшись на спинку стула,или даже стоя.Пустота исчезнет.Если не хватает мягкости в легато,то убрать лишние движения,успокоить руки,слегка подтягиваться на пальцах к более круглому положению кисти.Важно найти «нерв» в кончиках пальцев,представив,будто из них тянутся тоненькие проволочки.Если кончики пальцев пассивны,инертны,то представить,что на клавишах лежат небольшие круглые упругие предметы,например вишенки,на которые надо наступить так,чтобы они не укатились,чтобы их не раздавить. «Щупальца» в пальцах оживут-«катящиеся шарики» в пальцах оживут,будут не только на клавишах,но и в кончиках пальцев.Пальцы пианиста могут не только переступать,но и шагать,ударять,прощупывать,скользить,катить какой -либо предмет,даже ползать.Они бывают лёгкими,полётными,тяжёлыми(как будто их кончики наливаются свинцом),чуткими,намагниченными(притягивающимися подушечками к клавиатуре),резиновыми,стальными.Не счесть аналогий в разных игровых ситуациях.
Имеющиеся классификации пианистических недостатков детализированы.Более целесообразно делить на три группы:1.Зажатость,2.Вялость,3.Излишества.Зажатость чаще захватывает мышцы всей руки,однако бывает и частичной,например зажатость пальцев.Проявляется в жёстком,однообразном стучащем звуке,неумении играть легато.Внешние признаки-фиксация локтя,отсутствие гибкости в запястье,неизменная форма кисти,слепленность,либо,наоборот,чрезмерная активность пальцев.Иногда зажатая верхняя часть руки изолируется и фиксируется,ученик ирает только «от локтя»,будто закованное в панцирь предплечьем и кистью.Свободное плечо,ощущение предплечья и кисти,как монолита,даёт положительный результат.Такие требования,как постоянно отводить локти в сторону или придавать кисти неизменную круглую форму,мало способствуют воспитанию координированной свободы.Привычка отводить локти в сторону,как и прижатие их к корпусу,влияет даже на ритмическую сторону исполнения.В этом случае лучше не держать локоть,а в первую очередь найти удобную высоту посадки,знать при этом соотношение длины рук и корпуса.Почувствовать мышечную расслабленность-это первое из ощущений,необходимых для построения пианистической базы.
Антипод зажатости-вялость,безволие мыщц,их инертность.Ученик стремится во время игры к ощущению полной расслабленности вместо координированной свободы.Вялость может распространяться по всей руке,а может частично(вялые пальцы) .Нередко вялые кисти и пальцы сочетаются с зажатостью плеча,так как оно всё время придерживается,вследствии чего опора с клавиатуры снимается.Вялые кисти,чтобы получить возможность опускаться на клавиатуру, нецелесообразно высоко оттягиваются и безвольно падают.Такая игра приводит к «шлёпанию»,пустоте, обеззвучности,безтембровости.Нередко у учеников наблюдаются вертикальные движения,т.е толчки на каждую длительность при исполнении непрерывной звуковой линии,как в одноголосии,так и в аккордовой,октавной фактуре.Эти «приседания» пагубно отражаются на цельности мысли.В быстром темпе при такой манере игры пассажей часто появляется тряска.Это происходит из-за слабости пальцев и их неумения действовать самостоятельно.Хороший совет-ученику брать рукой «дыхание» перед началом музыкальной мысли,а также между фразами.Чем реже «вдох», тем выразительнее и естественнее пение и речь.По этой причине после импульса плечо лучше опустить,успокоить и играть,уже не делая «вдоха»,как не может его делать певец во время извлечения звука.Время напряжения «вдоха» короче,чем время расслабления.Ощущения импульса от плеча,помогающее снять толчки и тряску,играть выразительно на одном дыхании,можно иногда передать,если «поздороваться» с учеником за руку,при этом её встряхнув.Обычно положительно действует предложение представить себя плавающим или играющим в волейбол.Руки совершают при этом естественные движения целиком,от плечевого пояса.Импульс от плеча позволяет и в пассажах,и в кантилене пустить пальцы по инерции,что снимает вертикальные толчки.Здесь можно привести аналогию с мячом.Чтобы мяч покатился,незачем его подталкивать постоянно.Чтобы движение не прерывалось,лишь время от времени делать это,сообщая ему новый заряд энергии.В аккордовой и октавной технике вертикальные движения подчинены общей горизонтальной линии,как «камушки-блинчики»,которые,брошенные в воду,несколько раз от её поверхности отскакивают,прежде чем погрузиться.Обеспечивается эта горизонтальная линия начальным двигательным импульсом,дающим дальнейшую инерцию.Встречаются у учеников пережимы-следствие зажатости,в первую очередь пальцев,которые вместо того,чтобы принимать на себя руку,судорожно жмут на клавиши.Как ни странно,такое явление чаще бывет у более способных учеников.Привычные напоминания о весе руки доводятся подчас до крайности,вплоть до утраты чувства меры.Оттянутое «горой» запястье обычно связано со слабыми и неустойчивыми,большей частью проваленными пястно-фаланговыми суставами,не способными служить опорой пальцам,которые и стремятся использовать для этой цели запястье.Встречаются также преждевременные снятия в конце лиг,а также перед паузами,когда ученик оттягивает кисть одновременно с опусканием пальцев,вместо того,чтобы сперва сыграть,потом снять руку.Также следует вслушиваться в конец музыкальной мысли.
К «излишествам» можно отнести следующее: «шлёпанье» кистью,что обусловлено вялостью, «ввинчивание» ученика в стул, «натирание пола» ногами,неправильное дыхание,ненужные гримасы.Всё перечисленное-это проявление зажатости.Всё это приводит к преждевременному утомлению,отрицательно сказывается на художественном результате.Так,при лишних движениях, «рвётся» музыкальная мысль и трудно сосредочить внимание. Какими же способами помочь ученику найти целесообразный пианизм? С.Савшинский: «Личный пианистический и педагогический опыт даёт учителю возможность по внешним формам движения руки, по характеру звучания инструмента и по всему поведению ученика вчувствоваться в его игровые ощущения и направить их».Здесь действует принцип «уча,учись».Буквально отождествить себя с учеником.Например,взять децимы,чтобы ощутить,как ученикбудет брать октавы,или заменить октавы секстами.Чтобы понять,что испытывает за инструментом ученик с короткой плечевой частью руки-сядет выше,т.е. педагог постарается почувствовать трудности,которые тормозят ученика и будет искать пути их преодоления,поставив себя на место ученика.Цель учителя-помочь ученику в том,чтобы двигательные неполадки,о которых ранее сказано,не мешали раскрыться музыкальным детям.Й.Гат: «Если снять всё искусственно манерное и освободить дорогу,пролегающую от переживаний и намерений к осуществлению,то окажется,что хороших музыкантов больше,чем казалось бы».К этим словам можно только присоединиться.
|