Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Формирование целесообразных игровых навыков и исправление пианистических недостатков в классе специального фортепиано
Работая над техникой,не следует забывать об одной специфической черте труда пианиста:его внутримышечные ощущения не только богаче,чем у людей целого ряда других профессий.Они уникальны,хотя во многом черпаются из повседневного опыта,ибо выполняемые им действия никем больше не выполняются и не имеют аналогов в обыденной жизни.В единстве с художественным замыслом ощущения определяют пианистическое действие.Исходным является такое положение:в процессе воспитания игровых навыков надо знать,что лежит в их основе,что говорить,на что обращать внимание ученика.Целесообразные игровые ощущения служат фундаментом для игровых движений.Совет педагога применить то или иное движение полезен,если в основе лежит стремление воспитать прочную и гибкую систему игровых ощущений,готовую в любую минуту мобилизоваться для достижения определённого звучания.При таком условии внимание не будет отвлекаться от художественной задачи.В противном случае мысль об отдельном движении мешает.Когда К.Игумнов утверждает,что всё начинается с ослабления мышц,он говорит об ощущениях.Между движениями и их ощущениями происходит постоянный процесс взаимного обогащения.Важнейшее значение имеет для пианиста развитие тактильных ощущений-чуткость в подушечках пальцев.Такие ощущения помогают чрезвычайно обогатить тембровую палитру.Они особенно полезны в области тихих звучностей,вплоть до того пианиссимо,которое по выражению Г.Нейгауза ещё не звук,но в тоже время звучит в самых отдалённых уголках зала.Подушечки пальцев полно и мягко проникают с нажимом в глубь клавиши.Такая техника применяется при исполнении романтической музыки,но полное,с нажимом,проникновение в глубь клавиши не всегда уместно.Часто бывает достаточно легчайшего осязания,как будто мы еле скользим подушечками пальцев по шершавой материи,или с минимальными усилиями катим маленький хлебный шарик,ягодку.Всё зависит от той звучности,к которой мы стремимся.Медленная и тихая игра при осязании клавиш подушечками пальцев-метод работы,рекомендуемый рядом крупнейших пианистов.При этом можно получить и певучесть звука,и богатую шкалу оттенков пиано.Недаром Л.Оборин советовал заниматься настолько медленно,чтобы почувствовать,как каждый палец становится своей серединой на середину клавиши.Нейгауз остроумно противопоставлял «пальцы-щупальца» «пальцам-тыкалкам».Можно добавить,что необходимы «пальцы-щупальца»,а не «пальцы-когти».Эпитеты и сравнения от учителя очень помогают для усвоения основ пианизма.Например,чтобы воспитать ощущение расслабленности руки,педагог говорит своему ученику,что рука безвольна,и он не в состоянии сдвинуть её с места,что она висит как плеть,что ученик чувствует себя «ленивым и сонным,как в тёплой ванне,после трудового дня».Можно дать руку,чтобы почувствовать различие её «веса» в расслабленном и напряжённом состоянии,полезны поочередные напряжения и расслабления мышц руки,а также упражнения на перенос в разные октавы.При этом достигается положительный эффект.Если участвует в игре не вся рука,то можно сказать ученику: «взмахни крыльями,как птица-ведь птица не машет половиной крыла.Так и вся рука должна участвовать в игре».Следующий недостаток-мелодия «тонет» в фактуре.Можно представить,что пальцы-это «кошачьи лапки»,а вся рука-«кошка»,при лёгких прыжках эластична и в то же время устойчиво на эти лапки опускающаяся.Мелодия пробьётся сквозь звуковую «гущу»,тут же подчинив себе фактуру.Если у ученика узкие кисти и не особенно крепкие пальцы,то следует использовать весь игровой рычаг и не изолировать плечо.Если пальцы не собранные,то следует приблизить кисти к клавиатуре и перестать «болтать-раскачивать» ими.Если слышен звук «пустой»,то представить,что рука очень длинная и почувствовать её от плеча.При этом поиграть,откинувшись на спинку стула,или даже стоя.Пустота исчезнет.Если не хватает мягкости в легато,то убрать лишние движения,успокоить руки,слегка подтягиваться на пальцах к более круглому положению кисти.Важно найти «нерв» в кончиках пальцев,представив,будто из них тянутся тоненькие проволочки.Если кончики пальцев пассивны,инертны,то представить,что на клавишах лежат небольшие круглые упругие предметы,например вишенки,на которые надо наступить так,чтобы они не укатились,чтобы их не раздавить. «Щупальца» в пальцах оживут-«катящиеся шарики» в пальцах оживут,будут не только на клавишах,но и в кончиках пальцев.Пальцы пианиста могут не только переступать,но и шагать,ударять,прощупывать,скользить,катить какой -либо предмет,даже ползать.Они бывают лёгкими,полётными,тяжёлыми(как будто их кончики наливаются свинцом),чуткими,намагниченными(притягивающимися подушечками к клавиатуре),резиновыми,стальными.Не счесть аналогий в разных игровых ситуациях.

Имеющиеся классификации пианистических недостатков детализированы.Более целесообразно делить на три группы:1.Зажатость,2.Вялость,3.Излишества.Зажатость чаще захватывает мышцы всей руки,однако бывает и частичной,например зажатость пальцев.Проявляется в жёстком,однообразном стучащем звуке,неумении играть легато.Внешние признаки-фиксация локтя,отсутствие гибкости в запястье,неизменная форма кисти,слепленность,либо,наоборот,чрезмерная активность пальцев.Иногда зажатая верхняя часть руки изолируется и фиксируется,ученик ирает только «от локтя»,будто закованное в панцирь предплечьем и кистью.Свободное плечо,ощущение предплечья и кисти,как монолита,даёт положительный результат.Такие требования,как постоянно отводить локти в сторону или придавать кисти неизменную круглую форму,мало способствуют воспитанию координированной свободы.Привычка отводить локти в сторону,как и прижатие их к корпусу,влияет даже на ритмическую сторону исполнения.В этом случае лучше не держать локоть,а в первую очередь найти удобную высоту посадки,знать при этом соотношение длины рук и корпуса.Почувствовать мышечную расслабленность-это первое из ощущений,необходимых для построения пианистической базы.

Антипод зажатости-вялость,безволие мыщц,их инертность.Ученик стремится во время игры к ощущению полной расслабленности вместо координированной свободы.Вялость может распространяться по всей руке,а может частично(вялые пальцы) .Нередко вялые кисти и пальцы сочетаются с зажатостью плеча,так как оно всё время придерживается,вследствии чего опора с клавиатуры снимается.Вялые кисти,чтобы получить возможность опускаться на клавиатуру, нецелесообразно высоко оттягиваются и безвольно падают.Такая игра приводит к «шлёпанию»,пустоте, обеззвучности,безтембровости.Нередко у учеников наблюдаются вертикальные движения,т.е толчки на каждую длительность при исполнении непрерывной звуковой линии,как в одноголосии,так и в аккордовой,октавной фактуре.Эти «приседания» пагубно отражаются на цельности мысли.В быстром темпе при такой манере игры пассажей часто появляется тряска.Это происходит из-за слабости пальцев и их неумения действовать самостоятельно.Хороший совет-ученику брать рукой «дыхание» перед началом музыкальной мысли,а также между фразами.Чем реже «вдох», тем выразительнее и естественнее пение и речь.По этой причине после импульса плечо лучше опустить,успокоить и играть,уже не делая «вдоха»,как не может его делать певец во время извлечения звука.Время напряжения «вдоха» короче,чем время расслабления.Ощущения импульса от плеча,помогающее снять толчки и тряску,играть выразительно на одном дыхании,можно иногда передать,если «поздороваться» с учеником за руку,при этом её встряхнув.Обычно положительно действует предложение представить себя плавающим или играющим в волейбол.Руки совершают при этом естественные движения целиком,от плечевого пояса.Импульс от плеча позволяет и в пассажах,и в кантилене пустить пальцы по инерции,что снимает вертикальные толчки.Здесь можно привести аналогию с мячом.Чтобы мяч покатился,незачем его подталкивать постоянно.Чтобы движение не прерывалось,лишь время от времени делать это,сообщая ему новый заряд энергии.В аккордовой и октавной технике вертикальные движения подчинены общей горизонтальной линии,как «камушки-блинчики»,которые,брошенные в воду,несколько раз от её поверхности отскакивают,прежде чем погрузиться.Обеспечивается эта горизонтальная линия начальным двигательным импульсом,дающим дальнейшую инерцию.Встречаются у учеников пережимы-следствие зажатости,в первую очередь пальцев,которые вместо того,чтобы принимать на себя руку,судорожно жмут на клавиши.Как ни странно,такое явление чаще бывет у более способных учеников.Привычные напоминания о весе руки доводятся подчас до крайности,вплоть до утраты чувства меры.Оттянутое «горой» запястье обычно связано со слабыми и неустойчивыми,большей частью проваленными пястно-фаланговыми суставами,не способными служить опорой пальцам,которые и стремятся использовать для этой цели запястье.Встречаются также преждевременные снятия в конце лиг,а также перед паузами,когда ученик оттягивает кисть одновременно с опусканием пальцев,вместо того,чтобы сперва сыграть,потом снять руку.Также следует вслушиваться в конец музыкальной мысли.

К «излишествам» можно отнести следующее: «шлёпанье» кистью,что обусловлено вялостью, «ввинчивание» ученика в стул, «натирание пола» ногами,неправильное дыхание,ненужные гримасы.Всё перечисленное-это проявление зажатости.Всё это приводит к преждевременному утомлению,отрицательно сказывается на художественном результате.Так,при лишних движениях, «рвётся» музыкальная мысль и трудно сосредочить внимание.
Какими же способами помочь ученику найти целесообразный пианизм? С.Савшинский: «Личный пианистический и педагогический опыт даёт учителю возможность по внешним формам движения руки, по характеру звучания инструмента и по всему поведению ученика вчувствоваться в его игровые ощущения и направить их».Здесь действует принцип «уча,учись».Буквально отождествить себя с учеником.Например,взять децимы,чтобы ощутить,как ученикбудет брать октавы,или заменить октавы секстами.Чтобы понять,что испытывает за инструментом ученик с короткой плечевой частью руки-сядет выше,т.е. педагог постарается почувствовать трудности,которые тормозят ученика и будет искать пути их преодоления,поставив себя на место ученика.Цель учителя-помочь ученику в том,чтобы двигательные неполадки,о которых ранее сказано,не мешали раскрыться музыкальным детям.Й.Гат: «Если снять всё искусственно манерное и освободить дорогу,пролегающую от переживаний и намерений к осуществлению,то окажется,что хороших музыкантов больше,чем казалось бы».К этим словам можно только присоединиться.
Категория: Уроки музыки | Добавил: sanih (2014-12-07) | Автор: Арефьева Бирута дочь Стасиса E
Просмотров: 1024 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2025-07-04, 6:55 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru