Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Игра в ансамбле
«Ансамбль- единство
противоположностей»
История подсказывает нам один из возможных путей образования ансамбля:к поэтическому напеву рожка пастуха присоединяется другой инструментальный голос,он робко ищет себе путь и находит его,оплетая мелодию первого исполнителя выразительным орнаментом звуковых кружев,не мешающих слушать этот напев,но оттеняющих его красоту,как бы подчёркивающих изобретательные находки.Или несколько певцов исполняют в ансамбле народную песню.У одного просто не вышло бы такое многообразие эмоциональных оттенков,создаваемых различными сочетаниями голосов.
На первом году обучения,когда ребёнок ещё сохраняет игровое восприятие,нужно как можно больше разнообразить урок.Дети в этом возрасте эмоциональны,любознательны и подвижны,быстро устают от однообразной работы.В этом смысле игра в четыре руки позволяет делать урок более интересным и эмоциональным.Именно в эти моменты педагог чувствует контакт и творческое сближение со своими учениками.Ребёнку свойственна скачкообразность мышления.Надо добиваться длительной концентрации внимания и плавной непрерывности мышления,идущего несколько впереди движений рук,тем самым,обеспечивая цельность игрового процесса.Для этой цели уже в начальном периоде рекомендуется систематически играть лёгкие пьесы в четыре руки с педагогом.Здесь очень важен умелый подбор материала.Есть ансамбли,в которых ученик играет только одну ноту.Эти ансамбли ученики проходят в «донотный период».На первых порах партия ученика должна быть предельно простой и располагаться в удобной позиции.Хорошо,если партия педагога представляет ровную пульсацию,заменяя ученику счёт.
Это такие ансамбли,как «Про Петю» Д.Кабалевского, «Пусть всегда будет солнце» А.Островского,русская народная песня «Как при лужку»
Как показывает опыт,ученики очень часто при исполнении ансамбля невнимательно относятся к паузам.В.-А.Моцарт: «Молчание-величайший эффект в музыке».Особенно важен эффект от пауз в ансамблевой игре.Следует научить сознательно относиться к паузам.Раскрывать значение и характер промежуточных,связующих и завершающих пауз.Равновесие в музыке часто в значительной степени зависит от тщательного соблюдения полной длительности пауз.Игра в ансамбле способствует устранению у ученика ритмической и темповой неустойчивости,приучает их играть без остановок и изменений темпа.При этом устойчиво ритмически исполнитель по существу выступает в роли дирижёра.Игра в дуэте с сильной энергичной музыкальной личностью-один из наилучших путей «поймать ритм».
При совместной игре учащихся особое их внимание должно быть обращено на специфические трудности:одновременность исполнения пассажей,передача аккордов,унисон на различные штрихи,элементы полифонии,неоднократное повторение одного и того же мелодического рисунка.
Самые ранние из известных нам дуэтов относятся к эпохе Ренессанса в Англии-родине первой в Европе самостоятельной Клавирной школы.Чарлз Берни,известный английский музыкант и историк,подробно пишет о тех ансамблевых навыках,которые прививает игра в четыре руки: о внимании к метрической точности,о мысленной и слуховой дифференциации фактуры с точки зрения «главного» и «второстепенного».Труды Берни,по существу,явились первой попыткой эстетического и теоретического осмысления специфики жанра ансамбля.
Всё это послужило импульсом к дальнейшему развитию четырёхручной музыки.
Самого пристального внимания заслуживает соната И.Гайдна под названием «Учитель и ученик»,состоящая из двух частей:темы с вариациями и менуэта.Здесь наглядно воплощается одна из главных идей музыкальной педагогики:ученик должен следовать живому примеру играющего маэстро!В этой сонате были раскрыты богатые возможности тембрового и фактурного варьирования,которые заложены в самой природе ансамбля.В развитии ансамбля творениям Ф.Шуберта принадлежит особая роль.С ними история жанра вступила в эпоху своего расцвета.Никто из великих музыкантов не оставил такого большого количества дуэтных произведений,как Шуберт.Он их писал с детских лет.
Р.Шуман: «Ансамбли Шуберта сближают души быстрее,чем любые слова».Пройдёт время.Мир дуэтной музыки обогатится строгой лирикой вальсов и красочностью «Венгерских танцев» Брамса, «поющими голосами» пьес Рахманинова,фантастичностью Шумана.От сочинений Шуберта,в которых все эти черты были слиты в гармоничном единстве,словно лучи,расходятся линии дальнейшего исторического развития жанра.Позже появились «Славянские танцы» и «Норвежские танцы» Э.Грига.
Все они явились вершиной развития танцевальных поэм в дуэтной музыке.
Зарождение ансамбля в России относится к концу 18 века.Всё располагало к развитию домашнего музицирования.М.Глинка упоминает о том,как он играл в четыре руки с различными исполнителями.Так,его ансамбль «Кавалерийская рысь»,является типичным образцом бытового музицирования.П.Чайковский создал сборник обработок «50 русских народных песен».М.Балакирев создал сборник «30 русских народных песен в четыре руки».Пьеса «На Волге»,является прекрасной базой для выработки пианистических навыков,необходимых при исполнении произведений русских композиторов.В русской музыке нашли отражение не только серьёзные,но и комические образы.Была создана единственная в своём роде музыкальная шутка:коллективное сочинение (А.Бородин,Ц.Кюи,А.Лядов и Н.Римский-Корсаков).под названием «Парафразы.24 вариации и 14 пьес для фортепиано на неизменяемую тему».Она была посвящена маленьким пианистам,способным сыграть тему одним пальцем.Ф.Лист писал: «Ничего нет остроумнее.Следует взять ваш ансамбль за практическое руководство при преподавании».Отличный сборник был создан А.Аренским : «Шесть детских пьес».А.Гречанинов создал 10 лёгких пьес,удобных по расположению рук.Общее название «На зелёном лугу».Они сейчас успешно используются в педагогической практике.Игра в ансамбле повышает интерес ученика к занятиям,прививает любовь к музицированию,расширяет кругозор,формирует хороший музыкальный вкус.Способствует развитию чувства коллективизма.Игра в ансамбле имеет психологический и этический смысл.Искусство игры в четыре руки есть искусство вести диалог,т.е понимать другого играющего.Умение соразмерять свои возможности и возможности другого и называются ансамблевостью исполнения.
Категория: Уроки музыки | Добавил: sanih (2014-12-24) | Автор: Арефьева Бирута дочь Стасиса E
Просмотров: 854 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2025-06-29, 11:20 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru